Прогнозирование занятости населения

Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Октября 2011 в 13:07, курсовая работа

Описание работы

Объектом исследования является население и его занятость в любых структурах.
Цель исследования изучить показатели уровней занятости населения по регионам страны, а так же изучить методику прогнозирования, структуру занятости, динамику занятости населения.

Содержание

Введение 3
Глава 1. Теоретические аспекты изучения занятости населения 5
1.1. Понятие занятости населения 5
1.2. Методика прогнозирования занятости населения 7
Глава 2. Анализ занятости населения России 10
2.1. Общая характеристика занятости 10
2.2. Структура занятости 15
Глава 3. Прогнозирование занятости населения 17
3.1. Динамика занятости населения России 17
3.2. Прогнозирование занятости населения России 31
Заключение 35
Литература 36
Приложение 2

Работа содержит 1 файл

курсач.doc

— 306.50 Кб (Скачать)

3.2. Прогнозирование занятости населения России 

    Численность экономически активного населения  к концу 2010 г. составила 50% от общей  численности населения России или  около 70,9 млн. человек. По состоянию  на ноябрь 2010 г., 39 млн. человек или 59,7% общей численности занятых работали в крупных и средних организациях. 

      Общая численность безработных  (согласно определению, указанному  в методологии МОТ), по состоянию  на конец 2010 г. составила 6,3 млн. человек или 8,9% экономически активного населения. Одновременно в органах государственной службы занятости было зарегистрировано 1,6 млн. человек в качестве безработных.

       В целом можно сказать, что в 2010 г. сохранилась тенденция роста доли официально зарегистрированного в качестве безработных населения, начавшаяся в середине 2008 г. Одновременно тенденция сокращения общей численности безработных в процентах к экономически активному населению прекратилась и в 2010 г. наблюдалась стабилизация данного показателя на уровне 8,5%. 

    Анализируя ситуацию в области занятости, сложившейся в 2010 г., можно сделать вывод о том, что тенденция по сокращению доли безработных в общей численности экономически активного населения, намеченная в предыдущие два года, фактически прекратилась. На мой взгляд, это в большей степени обусловлено тем, что после кризиса 2008 г. последовала волна увольнений, после чего в течение ряда лет происходила коррекция, которая, судя по всему, прекратилась в 2010 г.  Одновременно нарастает напряженность на рынке труда, вызванная описанными выше процессами. Однако если общая численность безработных снижалась в предыдущие годы, то коэффициент напряженности на рынке труда уже начиная с середины 2007 г. сигнализировал о том, что происходит нарастание угрозы роста безработицы. Данный фактор проявился только в 2010 г.11 

     Таким образом, нельзя исключать того, что в 2011 г. ситуация в области занятости и безработицы не улучшится.  В целом, следует говорить о том, что нельзя медлить с принятием кардинальных мер по стимулирования занятости.

    Ситуация  на рынках труда в разных субъектах  Российской Федерации различна. Допустим, если рассматривать ситуацию за период с 2010 по январь 2011 года по численности не занятых трудовой деятельностью граждан, состоящих на учете в органах государственной службы занятости, то можно наблюдать совершенно разную картину. В каких-то округах происходит увеличение числа не занятых трудовой деятельностью граждан, а в других наоборот уменьшение.

      Так значительную проблему составляет  существенная дифференциация, сложившаяся в настоящее время по уровню безряботицы на отдельных территориях Российской Федерации. Так, наприиер, если к апрелю 2010 года высокие показатели уровня безработицы (свыше 10.0%) наблюдались в Республике Ингушетия и Корякском автономном округе, то в Оренбургской, Липецкой, Тверской областях, в г.Москве и г.Санкт-Петербурге этот же показатель равен 0.7%-0.8%. ( См. Диаграмму 1 в приложении).

    При этом, как показывает практика, возможности  государства по снижению отмеченной дифференциации довольно ограничены. В условиях низких доходов населения и недостаточно развитого рынка жилья основными инструментами снижения безработицы в регионах с напряженной ситуацией на рынке труда может являться механизм привлечения инвестиций в те регионы, где ощущается большая потребность в создании новых рабочих мест, развитии новых форм занятости населения. К таким регионам, с напряженной ситуацией на рынке труда, которые определил Минтруд России, относятся: республики Бурятия, Дагестан, Ингушетия, Калмыкия, Тыва, Кабардино-Балкарская Республика, Агинский Бурятский и Коми-Пермяцкий автономные округа, Тамбовская область. А также 5 территорий, в которых сложилась неблагоприятная ситуация на рынке труда, пограничная с напряженной - республики Алтай, Адыгея, Марий Эл, Алтайский край и Астраханская область. ( См. Диаграмму 2 в приложении)

          Прогноз ситуации на рынке  труда на 2010 - 2011 год

    Ожидается, что иностранная рабочая сила в целом не окажет существенного  влияния на ситуацию на российском рынке труда. Вместе с тем, в ряде приграничных районов Сибири и Дальнего Востока, а также центральных районах страны и на Северном Кавказе, где отмечается значительное количество нелегальных трудовых мигрантов, ситуация может осложниться.

    По  прогнозу Госкомстата России, в 2010 - 2011 годах продолжится отток населения из северных и восточных районов страны, наиболее богатых сырьевыми ресурсами, прежде всего из районов Сибири и Дальнего Востока в размере 202 тыс. человек. В то же время миграционный прирост населения в 433 тыс. человек будет отмечаться в Центральном федеральном округе, что осложнит ситуацию на региональном рынке труда.

    По  прогнозу Минэкономразвития России, среднегодовая численность занятых  в экономике увеличится с 65,2 млн. человек в 2010 году до 65,5 млн. человек в 2011 году и  66,0 млн. человек в 2012 году.

    При этом сохранится тенденция роста  численности занятых в материальном производстве с 45,0 млн. человек в 2010 году до 45,5 млн. человек в 2011 году в основном за счет отраслей промышленности (машиностроения и металлообработки, химической и нефтеперерабатывающей, лесной, деревообрабатывающей и целлюлозно-бумажной, оборонно-промышленного комплекса), торговли и общественного питания, при сохранении практически неизменной доли занятых в материальном производстве в общей численности занятых в экономике.

    Численность занятых в отраслях непроизводственной сферы будет расти незначительно  с 20,2 млн. человек в 2009 году до 20,5 млн. человек в 2010 году.

    Изменения произойдут в структуре занятости  населения по секторам экономики  различных форм собственности. Так, численность занятых в частном секторе негосударственной формы собственности увеличится с 30,4 млн. человек в 2010 году до 31 млн. человек в 2011 году. В государственном секторе экономики прирост занятых составит лишь 100 тыс. человек и численность занятых здесь не превысит 24,7 млн. человек.

    С учетом отмеченных демографических  факторов общая среднегодовая численность  безработных граждан, рассчитанная по методологии МОТ (в соответствии с прогнозом Минэкономразвития  России), возрастет в рассматриваемый период с 6,5 млн. человек (9,1% от экономически активного населения) до 7,0 млн. человек в 2010 году и 6,9 млн. человек в 2011 (9,5% от экономически активного населения).

    Среднегодовая численность зарегистрированных безработных увеличится с 1,2 млн. человек в 2009 году до 1,4 млн. человек в 2010 и 1,3 млн. человек в 2011 году, а доля регистрируемой безработицы в общей численности безработных, определяемых по методологии МОТ, возрастет с 18,5% до 18,8% соответственно.

    С учетом рассмотренных выше факторов Минтруд России считает, что реальная численность безработных может быть выше, чем прогнозирует Минэкономразвития России. 12 

Заключение:

    Из  всего вышеизложенного можно  сделать следующие выводы:

    Проблема  занятости и безработицы, которая тесно связана  проблемами труда, трудовых отношений, оплаты труда и его производительности, является ключевым вопросом в рыночной экономике, и, не решив его, нельзя построить экономически сильную державу.

    Для этого необходимо: проведение мер, способствующих созданию условий для более полного использования потенциала трудовой и деловой активности трудоспособных граждан, противодействующих обеднению населения и массовой безработице, также разработка мер по развитию системы рабочих мест и увеличению потребности предприятий и организаций в рабочей силе, совершенствование системы оплаты труда, расширение возможности получения населением дополнительных доходов, развитие системы социальных пособий и льгот, подготовка и переподготовка квалифицированных кадров, регулирование международных потоков рабочей силы, создание единой информационной системы о спросе на рабочую силу и ее предложении, внедрение современных методов профилорования безработных и многие другие меры.

    Государство должно способствовать развитию малого и среднего бизнеса, создать правовую базу, которая будет регулировать вопросы занятости и социальной защиты безработных. Должна быть взаимосвязь  с общими направлениями социально-экономического развития общества.

    Надо, чтобы государство настойчиво, твердо и планомеренно проводило свою политику в сфере занятости населения, снижении уровня безработицы и как следствие укрепления экономической мощи страны. 
 
 

Список литературы:

1.Вечканов Г.С. Макроэкономика: Учебник для вузов. 3-е изд., дополненное / Г.С. Вечканов, Г.Р. Вечканова. - СПб.: Питер, 2009. - 560 с.

2. http://prognoz.org

3. «Регионы России». Основные характеристики субъектов Российской Федерации. 2002: статистический сборник/ Госкомстат России. – М., 2002.

4. Россия в цифрах. 2003: Краткий статистический сборник/Госкомстат России. – М., 2003.

5. «Труд и занятость в России»: Статистический сборник/ Госкомстат России. – М., 2001.

6. Данные Минтруда России и Минэкономразвития России. (www.government.ru)

7. Занятость и безработица в 2003 г. - материалы Вестника русского экономического общества (www.ress.ru)

8. Сайт Госкомстат РФ: www.gks.ru   
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Приложение 2.

  Москва С.-Петербург
2004 г. 1998 г. 2004 г. 1998 г.
Всего 100,0 100,0 100,0 100,0
в том  числе:        
Промышленность 12,8 14,8 20,0 20,2
Строительство 13,5 14,9 11,2 11,2
Всего сектор услуг 73,5 71,4 68,2 68,2
Транспорт и связь 7,7 7,9 9,2 9,1
Торговля, общественное питание 25,4 17,5 20,0 19,9
Информационное  обслуживание 1,2 1,1 0,4 0,2
Общая коммерческая деятельность 3,9 5,5 2,6 1,8
Жилищно-коммунальное хозяйство, бытовое обслуживание 3,8 4,2 4,9 6,1
Здравоохранение, физкультура, социальное обеспечение 5,4 6,0 6,5 6,8
Образование 6,5 7,2 8,9 8,8
Культура  и искусство 2,0 2,0 2,3 2,1
Наука и научное обслуживание 6,4 9,4 5,3 5,7
Финансы, кредит, страхование 3,3 2,5 1,5 1,4
Управление 3,3 3,8 3,7 3,8
Другие  отрасли услуг 4,7 4,3 2,9 2,5
 

Таблица 1. Отраслевая структура занятости в федеральных  городах, % (классификатор ОКОНХ) 

 

Приложение 1.

Информация о работе Прогнозирование занятости населения