Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Декабря 2010 в 19:56, реферат
Профилактика конфликтов - это их предупреждение в широком смысле слова. Цель профилактики конфликтов - создание таких условий деятельности и взаимодействия людей, которые минимизировали бы вероятность возникновения или деструктивного развития противоречий между ними.
Баланс взаимозависимости в решениях и действиях. Предупреждению конфликтов способствует поддержание при взаимодействии людей и социальных групп этого баланса. Каждому человеку изначально внутренне присуще стремление к свободе и независимости. Каждый в идеале стремится делать то, что он хочет и когда хочет. Однако свобода каждого из нас не может обеспечиваться за счет свободы тех, с кем мы взаимодействуем. Поэтому если человек считает свою зависимость от нас большей, чем он может допустить, это может служить причиной конфликтного поведения с его стороны. Слишком большая зависимость человека от партнера ограничивает его свободу и может спровоцировать конфликт. В ходе общения необходимо чувствовать, какая зависимость партнера от нас не является для него дискомфортной, и поддерживать комфортный баланс взаимозависимости.
Баланс взаимных услуг. В процессе совместной деятельности люди оказывают один другому помимо нормативной помощи личные услуги. К ним относятся подмена другого на работе, бескорыстная личная помощь в выполнении срочного задания, доставание какого-то предмета и др. Анализ конфликтов показывает, что мы неосознанно или осознанно фиксируем услуги, которые оказали мы, и те, которые оказали нам. Нарушение баланса взаимных услуг при взаимодействии диады людей чревато напряженностью в их отношениях и возможным конфликтом.
Баланс ущерба. Если человеку нанесен существенный ущерб, он испытывает желание причинить ответный ущерб тем, по чьей вине пострадал. Другими словами, человеку свойственно чувство мести. Это в целом деструктивное чувство. Его сила и степень реализации в поведении ограничиваются мировоззрением, воспитанием, социальными традициями и страхом наказания. Поэтому важным социально-психологическим условием профилактики конфликтов является не нанесение ущерба окружающим. Нанесение ущерба нарушает сбалансированность межличностного или межгруппового взаимодействия и может стать основой конфликта.
Баланс самооценки и внешней оценки. В процессе социального взаимодействия люди постоянно оценивают один другого. Человеку свойственна самооценка своего поведения и результатов деятельности. Наиболее интенсивно процесс взаимооценки идет в диаде «начальник — подчиненный». Анализ межличностных конфликтов показывает, что, оценивая себя и результаты своей деятельности, человек в качестве основы оценки чаще выбирает положительные стороны своей личности и то, что ему удалось сделать в результате работы. При оценке же подчиненного начальником последний чаще оценивает его по тому, что подчиненному не удалось сделать по сравнению с идеалом, нормативными документами, требованиями к деятельности и ее целью. Такой подход характерен не только для руководителей, но и вообще для оценки человеком других людей.
Говоря
о балансах ролей, взаимозависимости
в решениях и действиях, услуг, ущерба
самооценки и внешней оценки как
предпосылках предупреждения конфликтов,
необходимо отметить важную особенность.
Речь идет чисто о субъективно оцениваемом
балансе. Потенциальной причиной конфликта
может быть субъективно оцениваемое нарушение
баланса, которое превосходит опять-таки
субъективно оцениваемую оппонентами
допустимую величину.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Прогнозирование конфликтов заключается в обоснованном предположении об их возможном будущем возникновении или развитии.
Профилактика
конфликтов состоит в такой организации
жизнедеятельности людей, которая
исключает или сводит к минимуму
вероятность возникновения
Предупреждение конфликтов — это создание объективных, организационно-управленческих условий их возникновения. К объективным условиям относятся:
- создание благоприятных условий для жизнедеятельности работника в организации;
- справедливое и гласное распределение материальных благ в коллективе;
- разработка правовых и других нормативных документов разрешения типичных предконфликтных ситуаций.
Управление конфликтом — это сознательная деятельность по отношению к нему, осуществляемая на всех этапах его возникновения, развития и завершения участниками конфликта или третьей стороной.
Социально-
- баланса ролей;
- баланса услуг;
- баланса ущерба;
- баланса своей и внешней оценки;
-
баланса взаимозависимости в решениях
и действиях.
СПИСОК
ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
И ЛИТЕРАТУРЫ
2. Гришина, Н.В. Психология конфликта: учеб.пособие/ Н.В. Гришина - СПб., 2000.
3. Емельянов, С.М. Практикум по конфликтологии/ С.М. Емельянов - 3-е изд. - СПб., 2004.
4. Конфликты: борьба, взаимодействие, сотрудничество: Учеб. пособиe / Под ред. Г.М.Потанина. - М., 2007.
5. www.allbest.ru
Информация о работе Прогнозирование и профилактика конфликтов