Прогнозирование доходов населения (на примере РФ или субъекта РФ)

Автор: Пользователь скрыл имя, 02 Декабря 2011 в 09:17, курсовая работа

Описание работы

Актуальность выбранной темы заключается в том, что в рыночных условиях возрастает необходимость в изучении и прогнозировании платежеспособности населения как одного из важнейших факторов развития рынка.
Целью курсовой работы является изучение доходов населения с помощью разработки статистических показателей, позволяющих получить всестороннюю характеристику состояния социальных условий жизни населения, выявить тенденции и закономерности, создать полную картину общественного уклада в настоящее и будущее время.
В связи с поставленной целью в курсовой работе будут решаться следующие задачи:
1. Раскрыть роль доходов в повышении уровня жизни населения;
2. Определить источники и структуру доходов населения России;
3. Охарактеризовать основные направления политики доходов;
4. Выявить существующие и будущие тенденции доходов населения.

Содержание

Введение …………………………………………………………………………. 3
1. Теоретические основы прогнозирования доходов населения.
1.1. Роль доходов в повышении уровня жизни населения. Виды доходов и факторы роста доходов населения ………………………………………...…… 5
1.2. Государственная политика в сфере регулирования доходов населения ... 8
2. Комплексный анализ динамики и структуры изменения доходов населения РФ (региона РФ).
2.1. Методы расчета доходов населения РФ …………………………….…… 11
2.2. Основные тенденции развития динамики и структуры доходов населения РФ (субъекта РФ) ………………………………………………………………. 13
2.3. Влияние изменения доходов населения на экономический рост страны (региона) ………………………………………………………………...……… 18
3. Стратегические направления совершенствования политики по повышению уровня доходов населения РФ (региона РФ).
3.1. Основные проблемы и направления совершенствования политики доходов населения РФ на макро - и мезоуровне ………………………..…… 24
3.2. Прогнозирование показателей уровня доходов населения РФ (субъекта РФ) ……………………………………………………………………...………. 24
Заключение ……………………………………………………………..………. 27
Список использованной литературы …………………………….…………… 29
Приложения 1………………………………………………….……………….. 30
Приложение 2 ……………………………………………….………………….. 31

Работа содержит 1 файл

Курсовая ОСП.doc

— 387.50 Кб (Скачать)

     1.2. Основные направления  политики доходов

     Мировой опыт показывает, что эффективная  социально-ориентированная рыночная экономика немыслима без государственной  политики распределения доходов  граждан. Доходы населения определяют социальное положение в обществе, также уровень доходов каждого человека зависит от экономики страны, в которой он проживает. В целом общепринятым является мнение, что целесообразно проведение политики доходов из сочетания экономической эффективности и социальной справедливости. Таким образом, реализация государственной политики в области доходов населения должна осуществляться посредством разработки государственных программ, предусматривающих конкретные меры, прежде всего в области регулирования доходов граждан, справедливого налогообложения и совершенствования системы социальной защиты граждан. Основной задачей государственного регулирования доходов является перераспределение доходов через государственный бюджет путём дифференцированного налогообложения различных групп получателей доходов.

     При этом значительная доля национального  дохода переходит от слоёв населения  с высокими доходами к слоям с  низкими доходами. Повышение доходов  у малоимущих, создаёт условия для нормального воспроизводства рабочей силы, способствует ослаблению социальной напряжённости, регулирует занятость. Активность государства в данной сфере измеряется объёмом социальных расходов из федерального и местного бюджета. Здесь же были проанализированы современные тенденции развития государственной политики в области доходов населения в Российской Федерации. Были даны основные рекомендации для обеспечения эффективной государственной политики в области доходов населения на будущее. Среди мер, необходимых для улучшения ситуации, можно отметить следующие: 1. Оптимизация роли государства в распределении доходов на макроуровне;

     2. изменение соотношений между системой государственной социальной защиты и системой личной самозащиты с усилением опоры на собственные силы, на основе политики высокой занятости и высокой цены рабочей силы; 3. Перераспределение источников финансирования социально-защитных мероприятий - от налогов и государственного бюджета к страховым взносам предпринимателей и работников, а также накоплениям домохозяйств;

     4. изменение подхода к субъекту социальных действий - не безусловное право по закону, а персонифицированный, адресный учёт нуждаемости, требующий специальных процедур подтверждения этого права;

     5. более чёткое разделение ответственности между центром и субъектами Федерации в социальной сфере - единые критерии и правила для всех субъектов, определённая стабильность этих правил, перераспределение источников, особая роль муниципального уровня; 6.Активизация негосударственных форм распределения и социальной защиты - некоммерческого сектора, общественной деятельности, различных форм народной, потребительской, финансовой, производственной кооперации, благотворительности. Все названные выше принципы политики доходов направлены на постепенное, но постоянное улучшение жизни населения.

     Еще одним методом обеспечения эффективного проведения государственной политики в области доходов населения  является проведение антикризисной  политики. Антикризисная политика доходов должна обеспечить решение задач физического выживания нации. Именно социальная область, доходы населения - это та область, в которой необходимо мобилизовать все силы, возможности, сосредоточить на решении её приоритетных проблем имеющиеся у государства ресурсы. Эти приоритеты были сформулированы правительством: уменьшение хронической задолженности оп выплате заработной платы и пенсий; индексация доходов наименее обеспеченных групп населения; создание системы адресной социальной помощи бедным, нетрудоспособным, безработным. Одновременно с совершенствованием используемых мер имеет смысл создание благоприятных условий для реализации государственной политики в области доходов населения. Речь идет об обеспечении общей экономической и политической стабильности в государстве. 

2. Комплексный анализ  динамики и структуры изменения доходов населения РФ (региона РФ).

     2.1. Методы расчета  доходов населения  РФ

     Основными методами расчета доходов населения  являются:

     1. Метод исчисления показателей в реальном выражении (с корректировкой на индекс потребительских цен)

     С целью устранения фактора изменений цен номинальные денежные доходы и расходы населения рассчитываются в реальном выражении с корректировкой на индекс-дефлятор, отражающий изменение цен на различные компоненты денежных расходов населения. Результатом пересчета являются показатели, идентифицируемые в определениях как реальные (реальные денежные доходы, реальная заработная плата, реальный размер назначенной месячной пенсии, реальные расходы на конечное потребление домашних хозяйств и т.д.).

     Пересчет  в сопоставимые цены проводится с использованием:

  • индексов потребительских цен: сводных или субиндексов на отдельные товарные группы;
  • индексов потребительских цен, дифференцированных по группам населения с различным уровнем доходов.

     Расчет  показателей в реальном выражении осуществляется методом приведения показателей текущего периода в цены базисного периода по формуле:

     J=I : ИПЦ,

где J – значение показателя в реальном выражении за отчетный месяц;

I – значение показателя в номинальном выражении за отчетный месяц;

ИПЦ –  Индекс потребительских цен в процентах к предыдущему месяцу.

     2. Методы расчета покупательной способности денежных доходов населения

     Расчеты покупательной способности осуществляются с целью выявления (в количественном выражении) степени относительных, структурных и межрегиональных изменений на потребительском рынке по отношению к денежным доходам населения.

     Уровень покупательной способности денежных доходов может быть выражен в  двух аспектах:

  • как товарный эквивалент различных видов товаров и услуг, характеризующий количества товаров-представителей (или малых товарных групп), которые можно приобрести на среднедушевой денежный доход;
  • как количества определенных наборов товаров и услуг (по отношению к величине прожиточного минимума или стоимости набора из 25-ти продуктов питания, которые можно приобрести на среднедушевой денежный доход).

       Покупательная способность денежного дохода по i-му товарному эквиваленту определяется отношением денежного дохода к соответствующей средней цене данного товара (товара-представителя):

     Ci=I:Pi

где Ci – покупательная способность среднедушевого денежного дохода населения, определенная по i-му товарному эквиваленту

I – величина среднедушевого денежного дохода населения;

Pi – средняя цена i-го товара-представителя в среднем по России.

3. Методика  расчета показателей, характеризующих  уровень и распространение низких  доходов

     Измерение уровня низких доходов производится путем установления линии (порога или  ограничения), ниже которой лица или  домохозяйства считаются имеющими недостаток средств для обеспечения стоимости жизни, определяемой исходя из понятий относительно низких (минимальных) потребностей.

     Измерение основывается на подходах:

  • абсолютном, исходя из совокупной стоимостной оценки прожиточного минимума основных потребностей (в продуктах питания, одежде, жилье и т.д.), которые устанавливаются нормативным (или дополненным другими способами измерения) методом на основе научнообоснованных нормативов потребления;
  • относительном, исходя из сложившихся соотношений в распределении доходов по различным группам населения и определения на этой основе уровня средних доходов наименее обеспеченной группы (или нескольких групп);
  • субъективном, основанном на обследованиях общественного мнения об уровне низких или недостаточных доходов

       Стоимостная величина, по отношению к которой производится измерение низких доходов, определяется на основе методологических положений, устанавливающих порядок включения в состав доходов населения (домохозяйств) статей денежных поступлений с добавлением (или без) иных видов поступлений в денежной оценке.

       Величина прожиточного минимума является показателем абсолютного измерения низких доходов с использованием нормативов потребления важнейших благ и услуг на минимально допустимом уровне.

     Расчеты стоимостной величины прожиточного минимума осуществляются на основании Методических рекомендаций по расчетам прожиточного минимума по регионам Российской Федерации.

     Прожиточный минимум представляет собой натуральный  набор продуктов питания, учитывающий  диетологические ограничения и обеспечивающий минимально необходимое количество калорий, а также расходы на непродовольственные товары и услуги, налоги и обязательные платежи, соответствующие по структуре затрат на эти цели бюджетам низкодоходных домашних хозяйств.

     2.2. Основные тенденции развития динамики и структуры доходов населения РФ (Владимирской области)

     Для изучения структуры и динамики доходов  используются данные баланса денежных доходов и расходов населения. На основе этого баланса рассчитываются и публикуются такие статистические показатели, характеризующие доходы и расходы населения как: денежные доходы населения, включающие оплату труда, пенсии, пособия, стипендии, поступления от продажи продуктов сельского хозяйства; доходы от собственности в виде процентов по вкладам, ценным бумагам, дивидендов; доходы лиц, занятых предпринимательской деятельностью, страховые возмещения; ссуды; доходы от продажи иностранной валюты; денежные расходы и сбережения населения. Сопоставление показателей между собой позволяет расширить возможности анализа.

ДЕНЕЖНЫЕ  ДОХОДЫ В ЯНВАРЕ-МАРТЕ 2010 ГОДА

     Денежные  доходы населения в первом квартале текущего года составили, по уточненным данным, 84,0 млрд. рублей или  10331,3 рубля в расчете на одного жителя в месяц, что на 10,3% выше уровня января-марта 2009 года. Реальные доходы за этот же период увеличились на 2,5%.

     В структуре денежных доходов в текущем году увеличилась по сравнению с первым кварталом прошлого года доля социальных трансфертов, которая составила 22,4% против 17,6% в январе-марте 2009 года. Оплата труда наемных работников увеличилась на 7,6% по сравнению с прошлым годом, а доля их доходов в общем объеме несколько снизилась и составила 36,5%, против 37,4%. Также сократилась доля доходов от предпринимательской деятельности и составила 34,7%, против 39,0%. 

     Структура доходов населения в январе-марте 2010 года приведена ниже:

  Денежные  доходы В % к январю-марту 2009г. 
млн.руб. в % к итогу
Доходы  населения, всего 84030.5 100.0 110.3
  в том числе      
  от предпринимательской деятельности, включая другие доходы 29121.4 34.7 98.0
  оплата труда наемных работников 30653.5 36.5 107.6
  доходы наемных работников от  предприятий и организаций, кроме  оплаты труда 790.4 0.9 107.9
  социальные трансферты,всего 18854.6 22.4 141.7
    в том числе      
    пенсии 12542.8 14.9 156.9
    пособия и социальная помощь 5724.6 6.8 118.3
    страховые возмещения 435.0 0.5 129.2
   доходы от собственности 3206.3 3.8 159.8
    в том числе:      
  дивиденды 939.4 1.1 158.6
  проценты по депозитам 1268.5 1.5 139.1
    выплаты доходов по государственным и другим ценным бумагам        227.7 0.3 67.0
  предварительная компенсация по вкладам граждан 768.8 0.9 в4.8 р.
   доходы от продажи иностранной валюты 1097.3 1.3 57.2

Информация о работе Прогнозирование доходов населения (на примере РФ или субъекта РФ)