Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Марта 2012 в 07:10, контрольная работа
Образование является одной из важнейших подсистем социальной сферы государства, обеспечивающей процесс получения человеком систематизированных знаний, умений и навыков с целью их эффективного использования в профессиональной деятельности. Система образования является сложным социально-экономическим и научно-техническим комплексом народного хозяйства России.
Введение...................................................................................................................3
1. Уровень образования населения .................................................................5
2. Государственные расходы на образование в Российской Федерации.....7
3. Грядущие изменения и новости в системе образования...........................9
4. Прогноз развития системы образования в будущем............................... 12
Заключение............................................................................................................ 14
Список использованной литературы...................................................................15
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение
Высшего профессионального образования
«Рязанский государственный университет имени С.А.Есенина»
Факультет социологии и управления
КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА
по дисциплине «Основы прогнозирования и моделирования»
на тему «Прогноз развития образования в РФ»
Рязань 2012
СОДЕРЖАНИЕ
Введение......................
1. Уровень образования населения ..............................
2. Государственные расходы на образование в Российской Федерации.....7
3. Грядущие изменения и новости в системе образования...................
4. Прогноз развития системы образования в будущем.......................
Заключение....................
Список использованной литературы....................
Введение
Образование является одной из важнейших подсистем социальной сферы государства, обеспечивающей процесс получения человеком систематизированных знаний, умений и навыков с целью их эффективного использования в профессиональной деятельности. Система образования является сложным социально-экономическим и научно-техническим комплексом народного хозяйства России.
Ещё 20 лет назад считалось, что население советской страны, а её столицы и подавно, имеет 100%-ную грамотность. Правда, критерии грамотности у нас были не такие, как во всем мире. Уметь складывать буковку к буковке, писать свою фамилию и читать её - вот и все заслуги. В то время как ЮНЕСКО в 1958 г. дало свое определение грамотного человека: таковым считается тот, кто умеет стройно излагать свои мысли и в соответствии с требованиями к родному языку способен написать краткую автобиографию.
«Сейчас Россия по грамотности чтения стоит на 28-м месте. Это данные последнего масштабного исследования, его проводили среди 15-летних школьников 32 стран, - говорит директор Института возрастной физиологии, доктор биологических наук, академик РАО Марьяна Безруких. - Оценивались три параметра: способность находить информацию в тексте, интерпретировать её и давать оценку. В 15-летнем возрасте навык чтения должен быть полностью сформирован: человек выбирает профессию и вуз для поступления. Высшую оценку в 5 баллов получили лишь 3% старшеклассников. А вот 1 балл заработали 18%! Они способны понимать только простейший текст и не более. Но это не все. Оказалось, что у нас есть дети, которые выполнили задание ниже 1 балла! И их 9%. Значит, у нас 27% подростков, не способных как-то интерпретировать, пересказывать и анализировать прочитанное. Это функционально неграмотные люди. Они не смогут освоить профессию, понять должностную или какую-либо другую инструкцию, выполнить задание, даже самое простое. Это балласт для общества». Продолжим арифметику. Если к 27% «балласта» прибавить 29% тех, кто в результате тестирования получил 2 балла (требовалось усвоить информацию в явном виде, без иносказательности), то выйдет, что потенциально неграмотных молодых людей у нас больше половины. Вся эта печальная статистика верна и для Москвы: столица давно рассталась со званием самого интеллектуального города.
Именно ошибками в преподавании Марьяна Безруких объясняет возросшую безграмотность старшеклассников: «В начале 90-х интенсивность обучения резко увеличилась. Родители мечтали, чтобы их чадо стало вундеркиндом, а учителя-методисты разрабатывали свои рекомендации. Например, ребенок должен читать со скоростью 120-140 слов в минуту. Но это тоже не соответствует физиологическим возможностям ребенка, а главное - особенностям восприятия информации. Механизмы чтения вслух и про себя разные. В практической жизни вам больше пригодится чтение про себя, но вот этому навыку в школе как раз и не учат!»[1]
1. Уровень образования населения
Российская Федерация является страной с высоким уровнем образования населения.
При переписи населения 2010 г. учтено 110,6 млн. человек в возрасте 15 лет и более, имеющих образование основное общее и выше, что составляет 91% этой возрастной группы. По сравнению с 2002 г. число лиц с указанным уровнем образования увеличилось на 1,2 млн. человек (1,1%).
Динамика уровня образования населения в возрасте 15 лет и более следующая:
Из общей численности лиц с высшим профессиональным образованием степень бакалавра имеют 1,1 млн. человек (4,3%), специалиста - 25,1 млн. человек (93%) и магистра 0,6 млн. человек (2,3%).
Среди специалистов с высшим профессиональным образованием 707 тыс. человек имеют послевузовское образование (в 2002 г. - 369 тыс. человек).
В России насчитывается 596 тыс. кандидатов наук и 124 тыс. докторов наук. Среди кандидатов наук женщины составляют 265 тыс. человек (44%), среди докторов наук - 41 тыс. человек (33%). По возрасту среди кандидатов наук преобладают лица в трудоспособном возрасте (65%), среди докторов наук - лица старше трудоспособного возраста (51%).
Увеличилась численность лиц с неполным высшим образованием (на 44%), при этом 68% из них продолжают обучение.
Незначительно выросла численность лиц, имеющих среднее (полное) общее образование (на 189 тыс. человек, или на 0,9%). В то же время уменьшилась численность лиц в возрасте 15 лет и более с основным общим и начальным образованием.
Следует отметить уменьшение доли неграмотного населения в возрасте 10 лет и более. Если в 2002 г. доля неграмотных в этой возрастной группе составляла 0,5%, то в 2010 г. - 0,3 процента. Среди неграмотного населения 42% - это лица в возрасте 60 лет и более (в 2002 г. - 67%).[2]
2. Государственные расходы на образование в Российской Федерации
Объём валовой добавленной стоимости в российской системе образования — 1,05 трлн руб. (2009). Государственные расходы на образование в 2005 году составляли 3,8 % ВВП[, в 2006 году — 3,9 % ВВП. Частные расходы на образование в 2006 году составляли 0,7 % ВВП. Совокупные расходы на образование в 2006 году составляли 4,6 % ВВП, в 2007 году — 4,8 % ВВП
В ноябре 2010 года на заседании президиума правительства РФ Владимир Путин заявил, что на мероприятия федеральной программы развития образования в РФ в 2011 - 2015 годах будет выделено 137 миллиардов рублей: в рамках этой программы серьезные средства будут направлены на поддержку одаренных детей, а также на создание центров развития талантливой молодежи при федеральных университетах и дистанционных школ при исследовательских университетах. Кроме этого, в рамках программы будет продолжено обновление материально-технической базы федеральных вузов
Государственные расходы на образование в Российской Федерации
|
| ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
* — проект бюджета. |
В декабре 2011 состоялась встреча Президента России Дмитрия Медведева с представителями Общественного комитета сторонников. На ней Медведев отметил количество средств, выделяемых сегодня в стране на образование. Они абсолютно не сравнимы с затратами, которые страна тратит на вооружение.
Помимо этого президентом было отмечено, что на сегодняшний день в России на всю образовательную систем утратится более двух триллионов рублей в год. По сравнению с 1999 годом эта цифра не сопоставима, так как 12 лет назад в России на образование тратили всего 10 миллиардов рублей в год. В связи с этим Медведев сильно раскритиковал совершенно бесцельное расходование средств бюджета страны.
Цифры, которые Россия тратит на вооружения, конечно, находятся под строгим секретом, но создается впечатление, что на вооруженные силы Россия тратит гораздо больше бюджетных средств, чем на систему образования страны.
3. Грядущие изменения и новости в системе образования
В 2012 году число бюджетных мест приёма в российских вузах сохранится на уровне 2011 года
"В 2012 году количество контрольных цифр приёма в вузы планируется сохранить на уровне этого года, при этом доступность качественного образования должна увеличиваться", - сообщил Министр образования и науки Российской Федерации Андрей Фурсенко на заседании коллегии Министерства 6 декабря 2011 года.
На заседании коллегии была отмечена несбалансированность числа выпускников учреждений профобразования и кадровой потребности рынка труда, в результате в ряде случаев выпускники вузов оказываются невостребованными. Кроме того, существует проблема несоответствия уровня квалификации выпускников предъявляемым к ним требованиям, что связано, в том числе, с приёмом в вузы абитуриентов, недостаточно подготовленных и слабо мотивированных к освоению профессиональных образовательных программ.
"Во-первых, важно, чтобы в вузах обучались ребята, которые могут и хотят учиться, и, во-вторых, после окончания вуза они должны трудоустраиваться, быть востребованными и не чувствовать себя обманутыми", - подчеркнул А.Фурсенко.
"Представляется целесообразным в 2012 году установить контрольные цифры приёма в вузы на уровне 2011 года в объёме 490,8 тыс. человек", - отметил директор Департамента развития профессионального образования Минобрнауки России Геннадий Шепелев. Вместе с тем, предлагается перераспределение контрольных цифр между уровнями высшего профессионального образования, увеличив контрольные цифры приёма в магистратуру. Планируется, что число бюджетных мест приёма на первый курс учреждений высшего профессионального образования по программам бакалавриата и программам подготовки специалиста на 2012 год составит 428,6 тыс., по программам магистратуры - 62,2 тыс. бюджетных мест (на 16,4% больше, чем в 2011 году).[3]
Председатель Комитета Государственной Думы по образованию А.Н. Дегтярев рассказал о грядущих изменениях в законодательстве, касающемся сферы образования
16 февраля 2012 года в пресс-центре «АиФ» состоялась пресс-конференция председателя Комитета Государственной Думы по образованию А.Н. Дегтярева на тему «Частные школы и детсады станут доступны каждому!». А.Н. Дегтярев рассказал о грядущих изменениях в законодательстве, касающемся сферы образования. В ближайшее время будет принят закон о легитимизации электронного профессионального образования, разрешающий и обычным студентам, и студентам с ограниченными возможностями пользоваться официальными информационными ресурсами и сдавать экзамены дистанционно. Весной Госдума также рассмотрит законопроект, уравнивающий в правах студентов, обучающихся на бюджетной и коммерческой основе. Студентов-платников «мы не можем заселить в общежитие, направить на олимпиаду, несмотря на то, что они могут быть трижды одаренными, не можем отправить на отдых и так далее», – отметил А.Н. Дегтярев.
Настоящей «бомбой» депутат назвал законопроект о непрерывности образования, предусматривающий две отсрочки от армии. Если молодой человек, окончив школу, в том же году идет в колледж, он получает первую отсрочку, если после колледжа в том же году поступает в вуз, следует вторая отсрочка.
В числе нововведений в третьем чтении принят законопроект, касающийся деятельности негосударственных общеобразовательных школ и детских садов. Закон предполагает финансовую помощь для реализации образовательных стандартов. Полученные субсидии могут быть направлены на заработную плату педагогов и учебные и расходные материалы, что в свою очередь облегчит финансовое бремя родителей, а также отчасти поспособствует решению проблемы нехватки мест в детских садах. [4]
4. Прогноз развития системы образования в будущем
28 февраля 2012 в Общественной палате состоялся круглый стол с кандидатами в Президенты РФ и экспертами от образования. Встреча проходила по инициативе члена Общественной палаты РФ Тины Канделаки, на ней присутствовали кандидаты в Президенты РФ С.М. Миронов, представитель В.В. Путина, доверенное лицо М.Д. Прохорова Ирина Прохорова, В. В. Жириновский и эксперты от образования.
Кандидат в Президенты РФ С.М. Миронов изложил 3 главных принципа, которые должны соблюдаться обязательно:
-бесплатность
-общедоступность
-фундаментальность
Представитель В.В. Путина обозначил внутренние и внешние угрозы:
- Одна из основных угроз – внутри самой системы и между системой образования и системой экономики: фантастическое количество людей стремятся получить высшее образование, около 57 %, учитывая, что они приходят на модные специальности, но не востребованные системой экономики. Мы сталкиваемся с дисбалансом трудовых ресурсов. Вторая угроза—нарушение системы социальных лифтов. Не работающие социальные лифты не дают возможность человеку спрогнозировать свое будущее, в т.ч. связать это будущее с Россией.