Профилактика правонарушений среди несовершеннолетних

Автор: Пользователь скрыл имя, 02 Января 2012 в 16:15, курсовая работа

Описание работы

Ежегодно подростками совершается более 145 тыс. преступлений, практически каждый пятый из них направляется для отбывания наказания в виде лишения свободы в воспитательные колонии. Почему же именно к подростковому возрасту приковано внимание юристов, педагогов, психологов? Это неудивительно. Во-первых, подростки и молодежь – это будущее любой страны, от их поведения и зависит, в конечном счете судьба общества, государства. Во-вторых, помочь оступившемуся подростку значительно легче, чем исправить закоренелого взрослого преступника.

Содержание

Введение. Актуальность темы. Цель, задачи и методы исследования……………….3
1)Глава I…………………..………………………………………..…………………........4
2)Глава II…...…………………………………………………………………………...….5
3)Глава III ……………………………………………...……………………………….....6
4)Вывод………………………………………………………………………………….....9
5)Заключение…………………………………………………………………………......10
6)Библиографический список…….…..……………………………………………….....11
7)Приложение……………………………………………………………………………..12

Работа содержит 1 файл

Профилактика правонарушений среди несовершеннолетних.docx

— 166.46 Кб (Скачать)

     Большой опыт работы с "трудными" подростками, с детьми из малообеспеченных семей и детьми-сиротами накоплен учреждениями начального профессионального образования (ПТУ).

     Сегодня они переживают глубокий кризис.

     Ежегодно 120 тыс. несовершеннолетних совершают общественно опасные деяния до достижения возраста уголовной ответственности, примерно две трети из них нуждаются в особых условиях воспитания – контингент для закрытых спецшкол и спец ПТУ. Острая нехватка спецшкол способствует тому, что несовершеннолетние правонарушители на ранней

стадии  формирования их личности остаются безнаказанными, что почти неизбежно ведет к рецидиву.

    Крайне напряженная ситуация сложилась с трудоустройством несовершеннолетних, которые оказались неконкурентоспособными на рынке труда. Многие отчаявшиеся найти работу подростки попадают в теневые, полукриминальные структуры бизнеса либо становятся на преступный путь. Федеральный закон "О занятости населения в Российской Федерации" допускает квотирование рабочих мест для несовершеннолетних при условии предоставления работодателям налоговых или иных льгот.

     Деградирует система досуговых учреждений для детей. Многие из них закрылись или перепрофилированы. Остальные коммерциализированы, что резко снизило возможности для содержательного времяпрепровождения детей, особенно из неблагополучных (как правило, бедных) семей. 

                                                       Глава III.

               Профилактика противоправного поведения несовершеннолетних

   Причины и условия противоправного поведения несовершеннолетних, как и преступности в целом, носят социально обусловленный характер. Они, прежде всего, зависят от конкретных исторических условий жизни общества, от содержания и направленности его институтов, от сущности и способов решения основных противоречий. Поэтому вопрос о соответствии

практики  действующему законодательству требует отдельного рассмотрения.

   В основе профилактики и предупреждения противоправного поведения несовершеннолетних лежат основополагающие принципы предупреждения преступности в целом. Вместе с тем в профилактике противоправного поведения несовершеннолетних есть особенности, обусловленные их отличием от лиц других возрастных категорий, а также спецификой совершаемых ими правонарушений.

    В современных условиях основными направлениями совершенствования профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних являются:

1) профессионализация в воспитательно-профилактической и защитной деятельности, подготовка специальных кадров социальных работников, социальных педагогов, психологов, специализирующихся на практической работе по коррекции отклоняющегося поведения детей и подростков, оздоровлению условий их семейного и общественного воспитания;

2)усиление роли медико-психологической помощи и поддержки в коррекции отклоняющегося поведения детей и подростков, реабилитации несовершеннолетних с различными формами социальной и психической дезадаптации;

3) признание семьи в качестве ведущего института социализации детей и подростков, осуществление социальных мер социально-правовой, социально-педагогической и медико-психологической помощи семье, прежде всего семьям группы социального риска;

4)строгое разграничение воспитательной и профилактической компетенции между государственными социальными службами, правоохранительными органами, общественными объединениями при их тесном взаимодействии и максимальном участии в реализации государственной молодежной политики.

     В профилактике противоправного поведения несовершеннолетних участвует множество субъектов. Они представляют собой единую, связанную общностью целей и задач систему, включающую комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав; органы управления социальной защитой населения, образованием, здравоохранением; органы опеки и попечительства, по делам молодежи, службы занятости, внутренних дел. Координацию действий министерств и ведомств по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних осуществляет Межведомственная комиссия по делам несовершеннолетних при Правительстве Российской Федерации. Функцию организации взаимодействия  государственных органов субъектов Федерации по указанным вопросам

осуществляют  также комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав при главах исполнительной власти. При городских, районных органах местного самоуправления образованы специализированные службы для несовершеннолетних, нуждающихся в специальной реабилитации (в структуре органов социальной защиты населения), специальные учебно - воспитательные учреждения открытого типа для несовершеннолетних, совершивших правонарушения, и специальные (коррекционные) учебно-воспитательные учреждения закрытого типа для несовершеннолетних, имеющих отклонения в развитии и совершивших общественно-опасные деяния (в структуре органов образования).

   Специализированными учреждениями для несовершеннолетних, нуждающихся в социальной реабилитации, являются:

1)социально-реабилитационные центры для несовершеннолетних, осуществляющие профилактику безнадзорности и социальную реабилитацию несовершеннолетних, оказавшихся в трудной жизненной ситуации;

2)социальные приюты для детей, обеспечивающие временное проживание и социальную реабилитацию несовершеннолетних, нуждающихся в экстренной социальной помощи государства;

3)центры помощи детям, оставшимся без попечения родителей, предназначенные для временного содержания несовершеннолетних, оставшихся без попечения родителей или законных представителей, и оказания им содействия в дальнейшем устройстве.

    Кроме того, в настоящее время создаются учреждения социального обслуживания, к которым относятся территориальные центры социальной помощи семье и детям, центры психолого - педагогической помощи населению, центры экстренной психологической помощи и др.   Некоторые из этих учреждений являются госбюджетными; другие образованы на предприятиях различных форм собственности; третьи функционируют за счет дотаций государства, благотворительных организаций и пожертвований российских и зарубежных граждан, коммерческих структур. В профилактике противоправного поведения и предупреждении преступлений несовершеннолетних также участвуют много субъектов, отличающихся друг от друга характером функций, особенностями применении предупредительных мер, их объемом. В зависимости от этого принято выделять неспециализированные и специализированные субъекты специального предупреждения.

     К неспециализированным субъектам можно отнести различные общественные формирования, политические партии и движения, религиозные и иные организации, а также традиционные структуры – уличные, домовые комитеты, родительские и попечительские советы и т.п. Некоторые задачи решают семейные детские дома, социальные и медико-психологические центры. Важное место среди них занимают также общественные пункты охраны порядка, внештатные сотрудники милиции и др. В последние годы появились новые субъекты социализации и профилактического воздействия на отклоняющееся поведение и преступления несовершеннолетних (Центр "Дети улиц", Международный фонд "Правопорядок-Центр", фонды "Правопорядок", "Безопасность", Фонд культуры, Детский фонд; комитеты

по делам  молодежи, центры реабилитации и профилактики правонарушений среди несовершеннолетних и молодежи; коммерческие центры "Подросток"; детские приюты; социальные центры лечения и реабилитации несовершеннолетних, страдающих наркоманией и алкоголизмом; благотворительное общество "Милосердие"; Фонд молодежных инициатив; комитет по делам детства и материнства Минсоцзащиты России). И хотя интенсивность деятельности общественных формирований существенно снизилась, многие из них распались или изменили содержание своей работы, их значение в целом не уменьшается.

     Специализированные субъекты имеют своей целью именно борьбу с преступностью, в том числе и несовершеннолетних. Основную роль в предупредительной работе играют государственные субъекты: органы прокуратуры и внутренних дел. Особое место в системе специального предупреждения правонарушений среди несовершеннолетних отводится органам внутренних дел, которые выполняют основной объем этой работы, непосредственно занимаются исправлением и перевоспитанием несовершеннолетних, совершивших правонарушения. Кроме того, предупредительная деятельность органов внутренних дел предполагает обязательное включение в нее других субъектов. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

                                         4.Вывод.

   

    Одной из самых актуальных и социально значимых задач, стоящих перед нашим обществом сегодня, безусловно, является поиск путей снижения роста преступлений среди молодежи и повышенная эффективность их профилактики. Необходимость скорейшего решения этой задачи обусловлена не только тем, что в стране продолжает сохраняться достаточно сложная криминогенная обстановка, но, прежде всего тем, что в сферы организованной преступности втягивается все больше и больше несовершеннолетних, криминальными группировками, созданными подростками, совершаются опасные преступления и число их неуклонно растет. Преступность молодеет и принимает устойчивый рецидивный характер. А такая криминализация молодежной среды лишает общество перспектив установления в скором будущем социального равновесия и благополучия.

     Главная роль в решении этой острейшей проблемы отводится социальной педагогике, хотя, конечно, решить ее можно только комплексно, с привлечением всех сил общества. Однако интеграция усилий общества может осуществиться лишь в рамках научно обоснованной, обеспеченной эффективными технологиями социально-педагогической системы перевоспитания личности несовершеннолетнего посредством последовательных педагогических и воспитательно-профилактических воздействий, обеспечивающих формирование личности с твердыми и правильными жизненными установками.  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

                                              5.Заключение.

 

    Кардинальные перемены, переживаемые  нашим обществом во  всех  сферах политической и социально-экономической жизни, не могут не  распространяться на практику  в  области  предупреждения  и коррекции  отклоняющегося  поведения   детей   и   подростков.   Содержание перестройки   воспитательно-профилактической   системы,    прежде    всего, определяется тем,  что существовавшая  ранее «карательная» профилактика, основанная на мерах социального контроля, общественно административного и уголовного   наказания,   должна   быть   заменена   на    охранно-защитную профилактику, представленную комплексом мер адекватной  социально-правовой, медико-технологической и социально-педагогической поддержки и помощи семье, детям, подросткам, юношеству.

   Достижение   желаемого  эффекта   в  профилактике  правонарушений   и рецидивной  преступности,  несовершеннолетних  возможно  лишь  при  условии привлечения к воспитательной работе с ними педагогов-профессионалов.

    Анализ материалов исследования  показал,  что  причинами   отклонений  в поведении  младших  школьников   являются:   педагогическая   неграмотность родителей, безнадзорность, вызванная  занятостью  родителей,  отрицательный пример родителей, или аморальное поведение, нарушение структуры семьи. Это приводит к возникновению у детей неправильных  представлений, привычек, потребностей.

      Наиболее эффективными педагогическими  приемами, используемыми в нашей опытно  –  экспериментальной   работе   являются:   чуткое,   внимательное, доверительное отношение к ребенку, укрепление у него веры в  себя,  в  свои силы, опора на положительные качества личности.

        Материалы  исследования  показали,  что  преодоление  отклонений  в поведении младших  школьников  протекает  наиболее  успешно  при  сочетании убеждений с упражнениями детей в правильных действиях и поступках.

      В результате исследования можно  сделать вывод, что младшие   школьники с отклонениями в поведении и нравственном развитии нуждаются в  специальных педагогических воздействиях, предусматривающих коррекцию их поведения.

      Следовательно, преодоление отклонений  в поведении младших  школьников целесообразно и правомерно начинать в первые годы их обучения  в  школе.  В связи с этим необходима специальная коррекционная и профилактическая работа педагогов с данной категорией детей. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Информация о работе Профилактика правонарушений среди несовершеннолетних