Профилактика конфликтов молодежи и старшего поколения

Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Октября 2011 в 11:41, курсовая работа

Описание работы

Цель нашего исследования - описать особенности профилактики конфликтов молодежи и старшего поколения.
Задачи:
1. Раскрыть сущность понятий «конфликт», «межпоколенческий конфликт»;
2. Описать основные причины и виды конфликтов молодежи и старшего поколения;
3. Описать способы профилактики межпоколенческих конфликтов.

Работа содержит 1 файл

курсовая.doc

— 133.50 Кб (Скачать)

Вместе  с тем многие подростки стремятся  избегать конфликтов, пытаясь скрыть недозволенные поступки. Стремление к явным конфликтам с родителями проявляется  сравнительно редко. Скорее используются внешние формы отстаивания своей независимости, такие как, дерзость в общении.

   Существуют  теории высказывающие современные  взгляды на конфликт - психоаналитическая теория и теория когнитивного развития.

   Психоаналитическая  теория утверждает, что конфликты  с родителями и отчуждения от  родителей являются полезной для  здоровья необходимостью поддержки  становления личности, перестройки отношений и уменьшения тревожности. Личность, развивающаяся в семье, характеризуется отношениями любви и поддержки родителями. По мере созревания личности, семейные отношения разрушаются, конфликты гарантируются, и личность отдаляется и устанавливает альтернативные отношения со сверстниками, которые занимают место тесных связей с родителями.

   Когнитивно - развивающая теория утверждает, что конфликты являются результатами интеллектуальной зрелости, побуждающей к пересмотру понимания себя и отношений. Конфликты являются механизмом, при помощи которого дети и подростки овладевают новыми познавательными структурами, развивая новые взгляды, и значительно изменяя модели поведения с родителями и сверстниками.[12]

   Таким образом, мы видим, что межпоколенческие конфликты играют немало важную роль в нашей жизни. Почвой для развития такого конфликта может послужить что угодно (от гиперопеки родителей до разногласий во взглядах на современную моду). Во многом от исхода решения этих конфликтов зависит наши дальнейшие отношения с близкими. 
 

1.3 Профилактика межпоколенческих конфликтов в семье

     Центральной проблемой любого направления конфликтологии является проблема управления конфликтом. Различными авторами

выделяются  следующие виды управляющих воздействий: диагностика, прогнозирование, профилактика, предупреждение, ослабление, урегулирование, разрешение, завершение конфликта. Кроме того, к управлению конфликтом относят также пресечение, предотвращение, устранение, гашение конфликта. Управление конфликтами может осуществляться на всех этапах его возникновения и развития. Прогнозирование, профилактика и предупреждение – это те виды управляющих воздействий, которые целесообразны на ранних этапах возникновения социальных противоречий. Чем раньше обнаружена

проблемная  ситуация социального взаимодействия, тем меньше усилий

необходимо  приложить для ее эффективного разрешения.   

Профилактика - термин, означающий комплекс различного рода мероприятий, направленных на предупреждение какого-либо явления или устранение факторов риска. Профилактика конфликтов направлена на такую организацию жизнедеятельности субъектов социального взаимодействия, которая исключает или сводит к минимуму вероятность возникновения противоречий между ними.

Самыми  распространенными способами профилактики межпоколенческих конфликтов являются следующие:

  1. Создание благоприятных условий жизнедеятельности семьи. К таким условиям относятся: здоровье всех членов семьи, успешная работа родителей, хорошие условия обучения детей, благоприятная эмоциональная атмосфера в семье. Все эти условия способствуют снижению конфликтности членов семьи. Больной человек, не имеющий уважения в коллективе, профессионально нереализованный, конфликтующий со своими сотрудниками будет гораздо раздражительнее и конфликтнее с членами своей семьи. Испытывая неприятности на работе (в школе) человек неосознанно становится более неуравновешенным, вспыльчивым. Он приносит свои конфликты и негативные эмоции в семью, тем самым нарушая ее стабильный эмоциональный фон и создавая дополнительную основу для уже внутрисемейных конфликтов.
  2. Четкое распределение обязанностей, ответственности между членами семьи. Очень часто конфликты с родителями возникают на основе бытовых разногласий (ребенок не убирает в своей комнате, помогать по дому, не выполняет домашнее задание и т.п.). Снизить конфликты на этой почве поможет разделение сфер труда родителей и детей, распределение обязанностей с учетом личностных предпочтений и интересов. Четко регламентированные границы обязанностей позволяют уменьшить количество конфликтов в семье. При распределении сфер труда не стоит уменьшать значимости каждого члена семьи и выполняемой им работы.
  3. Обоснованное распределение денежных средств на нужды всех членов семьи. Если ребенок будет знать в каких ситуациях он может рассчитывать на карманные деньги, то это значительно уменьшит количество ссор и разногласий по данному вопросу.
  4. Принятие решений в соответствии с ситуацией и объективное рассмотрение всех точек зрения по возникшему вопросу. Очень важно иногда бывает выслушать ситуацию до конца, прислушаться к аргументам ребенка. Оценив возникшую ситуацию объективно, рассмотрев ее с разных позиций, выслушав все аргументы, а также аргументировав свою точку зрения, родители могут избежать конфликтов с детьми, возникающих на основе принятия скоропалительных решений.

    Все эти способы будут более действенными, если будут применяться в совокупности. Невозможно избежать конфликтов, распределив семейные обязанности, но при этом опустив пункт создание благоприятных условий для всех членов семьи.

    В первой главе мы рассмотрели такие понятия как «конфликт» и «межпоколенческий конфликт». На основе изученного материала мы сделали следующие выводы.

    Конфликты являются неотъемлемой частью жизни  каждого человека. Конфликт – это  столкновение противоположных целей, позиций, мнений и взглядов субъектов взаимодействия. Конфликты имеют свою классификацию. Их разделяют по объему, по длительности протекания, по источнику возникновения, в зависимости от эффекта оказываемого на жизнь коллектива, по влиянию на дальнейшую жизнь коллектива.

    Межпоколенческий  конфликт является одной из разновидностей межличностного конфликта. Межпоколенческим, как правило, является конфликт между родителями и детьми, между прародителями и родителями, между прародителями и внуками, между другими родственниками (свекровь-сноха и т. п.), принадлежащими к разным поколениям в семье или в обществе, независимо от того, совместно проживают участники конфликта или раздельно. Эти конфликты могут возникать из-за повышенной опеки родителей, из-за стремления ребенка к самостоятельности свойственного этому возрасту, из-за разницы во взглядах на внешний вид (одежду, прическу, макияж, татуаж и т. п.). Последствия таких конфликтов могут быть весьма плачевными.

    Семья в течение всей жизни человека занимает важное место. Она выполняет ряд важных социальных функций (воспитательная, функция духовного общения, социально-статусная функция, досуговая, эмоциональная). Именно в семье человек может всегда улучшить свое эмоциональное состояние, поделиться своими внутриличностными переживаниями, восполнить свою потребность в общении и взаимообогащении интересов. В семье человек проходит стадии социализации. Вот почему межпоколенческие конфликты в семье могут иметь такие последствия. Разрушив свои отношения с родителями, подросток уже не сможет пройти полноценную социализацию, не сможет полностью реализовать свои социально-статусные роли, что, конечно же отрицательно скажется на его развитии. Именно поэтому профилактика межпоколенческих конфликтов в семье настолько важна. Профилактика - термин, означающий комплекс различного рода мероприятий, направленных на предупреждение какого-либо явления или устранение факторов риска. В первой главе мы выделили основные способы профилактики межличностных конфликтов в семье и дали их краткое описание. К способам профилактики относятся:

  1. Создание благоприятных условий жизнедеятельности семьи.
  2. Четкое распределение обязанностей, ответственности между членами семьи.
  3. Обоснованное распределение денежных средств на нужды всех членов семьи.
  4. Принятие решений в соответствии с ситуацией и объективное рассмотрение всех точек зрения по возникшему вопросу.

Глава 2.  Исследование  процесса профилактики межпоколенческих          конфликтов

2.1. Диагностика  межпоколенческих конфликтов

Мы поставили  перед собой цель провести диагностику межпоколенческих конфликтов. Объектом нашего исследования являются молодые люди в возрасте от 16 до 22 лет, проживающие в городе Кургане. Предметом нашего исследования являются межпоколенческие конфликты в семьях молодых людей в возрасте от 16 до 22 лет, проживающих в городе Кургане.

Нами  были поставлены следующие задачи:

  1. выяснить основные причины межпоколенческих конфликтов в подростковом возрасте;
  2. выяснить какие по продолжительности конфликты с родителями у молодых людей в возрасте от 16 до 22 лет, проживающих в городе Кургане;
  3. узнать каких способов разрешения конфликтов с родителями придерживаются молодые люди в возрасте от 16 до 22 лет. 

    В ходе данного исследования нами было опрошено 20 человек, из них 12 девушек, 8 молодых людей,55% (11человек) в возрасте 19 лет, 25% (5 человека) в возрасте 20 лет, по 5% (1 человек) в возрасте 16, 17,18 и 22 лет.

    В соответствии с поставленными задачами были сформулированы вопросы, на которые было предложено ответить респондентам.

    В ходе исследования мы выяснили, что у половины опрошенных (10 человек) конфликты с родителями случаются не часто, 45% опрошенных часто конфликтуют с родителями и 5% (1 человек) сказали, что вообще не конфликтует с родителями.

    90% опрошенных  живут вместе со своими родителями, что во многом увеличивает контроль за ними, возникают дополнительные точки соприкосновения взглядов, мнений, убеждений.

    На  вопрос «В подростковом возрасте родители ограничивали вашу свободу при выборе одежды, друзей, музыки, что очень часто создавало конфликтные ситуации?» 17 человек (85% опрошенных) дали ответ «нет». Родители давали им право самостоятельно выбирать себе одежду, музыку, друзей. Но 15% опрошенных (3 человека) родители не давали должной свободы, ограничивали эту сторону их личной жизни, что часто становилось поводом для конфликтов.

    Половина  опрошенных (10 человек) считают, что  советы родителей до сих пор  являются актуальными. 7 человек (35% опрошенных) считают, что только некоторые советы сейчас актуальны. Результаты следующего вопроса показали, что дети не просто считают советы своих родителей актуальными в настоящее время, но они склонны также прислушиваться к ним. 11 человек (55% опрошенных) сказали, что часто прислушиваются к советам своих родителей.

    Общение с ребенком на равных  является очень важным в подростковом возрасте. Ребенок испытывает чувство взрослости, стремится к самостоятельности, к общению с взрослыми на равных. У 70% опрошенных (14 человек) родители понимали значимость этого и общались со своими детьми на равных, а у 30% (6 человек) родители продолжали относиться к своим детям как к маленьким, не учитывая этой потребности в самостоятельности. У 55% опрошенных в семье было не только общение на равных, но также учитывалось мнение детей в принятии решений.

    На  вопрос «Вы считаете, что многих конфликтов со старшим поколением можно было избежать?» 18 человек (90%) ответили утвердительно. Зная особенности характера своих близких, их взгляды на различные сферы жизнедеятельности и используя эти знания в общении с ними, действительно можно было бы избежать многих межпоколенческих конфликтов.

    На  открытый вопрос «По каким вопросам у Вас возникали конфликты  с родителями?» были даны различные  ответы. Все их можно разделить  на следующие группы:

    1. конфликты по бытовым разногласиям (уборка по дому, мытье посуды и т. п.);
    2. конфликты, связанные с личной жизнью (с кем можно гулять и общаться, во сколько необходимо вернуться домой);
    3. конфликты из-за внешнего облика (какую одежде носить, можно ли сделать пирсинг, одежда должна быть не слишком короткой и т. п.);
    4. гиперопека (желание родителей проникнуть во все сферы жизни своего ребенка и контролировать каждую из них).

    Все названные вопросы возникновения конфликтов являются распространенными причинами возникновения ссор между родителями и детьми.

    На  вопрос «В случае конфликта кто чаще шел на компромисс?» 50% опрошенных сказали, что на компромисс идут они, а другие 50%-что родители. Здесь мы видим  равную заинтересованность в разрешении конфликта как со стороны взрослых, так и со стороны детей. Но при этом количество девушек идущих первыми на компромисс составляет 40%, а количество юношей – всего 10%. Что говорит о нежелании девушек долго конфликтовать и выяснять отношения.

Информация о работе Профилактика конфликтов молодежи и старшего поколения