Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Октября 2011 в 11:41, курсовая работа
Цель нашего исследования - описать особенности профилактики конфликтов молодежи и старшего поколения.
Задачи:
1. Раскрыть сущность понятий «конфликт», «межпоколенческий конфликт»;
2. Описать основные причины и виды конфликтов молодежи и старшего поколения;
3. Описать способы профилактики межпоколенческих конфликтов.
Введение
Данная тема не является новой для современной психологической науки, но все равно не теряет своей актуальности, потому что взаимоотношения детей и родителей, бабушек и дедушек с внуками, учителей и их учеников остаются и играют важную, чаще даже решающую роль в становлении личности подростка в процессе его дальнейшей социализации в обществе. Именно через общение со старшим поколением ребенок получает тот комплект знаний о нормах и правилах поведения, которые помогают ему дальше участвовать в жизни общества. Известно, что старшее поколение является основным носителем общественных ценностей и взаимодействие подростков именно с этим поколением необходимо для того, чтобы шла передача информации.
Во все времена и эпохи существовали конфликты «отцов и детей», конфликты двух поколений. Основой для этих конфликтов является столкновение поколенческих интересов, ценностей, норм. Всегда эти конфликты являются закономерностью и составляют обязательную часть жизни, как молодежи, так и старшего поколения. Каждый из нас участвует в этих конфликтах всегда за две стороны. Будучи ребенком, мы ругаемся со своими родителями, говорим, что они нас не понимают и даже не хотят этого делать. Но, становясь старше, когда мы начинаем воспитывать своих детей, мы занимаем позицию «непонимающего» родителя, тем самым снова вступая в конфликт поколений. Все мы участвуем в этих конфликтах, но мало кто задумывался когда-либо над способами их профилактики, над тем как избежать этих конфликтов.
Объектом нашего исследования являются взаимоотношения молодежи и старшего поколения.
Предметом нашего исследования является профилактика конфликтов молодежи и старшего поколения.
Цель
нашего исследования - описать особенности
профилактики конфликтов молодежи и старшего
поколения.
Задачи:
Глава 1. Проблема профилактики конфликтов в современной научной теории и практике.
1.1 Сущность понятия «конфликт».
Люди по характеру, по темпераменту и многим другим критериям неодинаковы, поэтому они по-разному воспринимают ситуацию, в которой оказываются. Человек, насколько бы бесконфликтным он ни был, не в состоянии избежать разногласий с окружающими. Сколько людей – столько мнений, и интересы разных людей вступают в противоречия друг с другом. Различие в восприятии часто приводит к тому, что люди не соглашаются друг с другом по определенному поводу. Это несогласие возникает, когда ситуация действительно носит конфликтный характер. Конфликт – это столкновение противоположных целей, позиций, мнений и взглядов субъектов взаимодействия. Также конфликт определяют как противоречие, возникающее между людьми в связи с решением тех или иных вопросов социальной и личной жизни.[10]
Английский социолог Э. Гидденс дал такое определение конфликта: «Под конфликтом я имею в виду реальную борьбу между действующими людьми или группами независимо от того, каковы истоки этой борьбы, ее способы и средства, мобилизируемые каждой из сторон». Из этого определения видно, что конфликты могут возникать не только между людьми, но и между группами. Конфликт – это повсеместное явление. Каждое общество, каждая социальная группа в той или иной степени подвержены конфликтам. Часто люди вынуждены одновременно участвовать в нескольких самых разных конфликтах. В основе любого конфликта лежит ситуация, включающая либо противоречивые позиции сторон по какому-либо поводу, либо противоположные цели или средства их достижения в данных обстоятельствах. Конфликтная ситуация содержит субъектов возможного конфликта и объект. В качестве субъекта взаимодействия может выступать как отдельное лицо (внутриличностный конфликт), так и два или несколько лиц (межличностный конфликт).
Понятие
конфликта имеет множество
Когда люди думают о конфликте, они чаще всего ассоциируют его с агрессией, угрозами, спорами, враждебностью. В результате существует мнение, что конфликт – явление всегда нежелательное, что его следует немедленно разрешать, как только он возникает. Но во многих ситуациях конфликт помогает выявить разнообразие точек зрения, дает дополнительную информацию, помогает выявить большее число альтернатив или проблем.
Существует классификация конфликтов по различным признакам.
Межличностные конфликты могут возникать из-за притязаний на ограниченные ресурсы, капитал, из-за несходства характеров, из-за разницы во взглядах на жизнь.
Конфликт между личностью и группой проявляется как противоречие между ожиданиями и требованиями отдельной личности и сложившимися в группе нормами поведения и труда.
Межгрупповые конфликты - это конфликты внутри формальных групп коллектива (например, администрация и профсоюзы), внутри неформальных групп, а также между формальными и неформальными группами.
Кратковременные конфликты являются, как правило, следствием взаимного непонимания или ошибок, которые потом быстро осознаются.
Затяжные конфликты связаны с глубокими нравственно-психологическими травмами. Длительность конфликта зависит не только от предмета противоречий, но и от характеров конфликтующих.
Объективным
считается возникновение
Субъективный конфликт возникает в связи с личностными особенностями конфликтующих.
Конструктивный конфликт связан с возникновением объективных противоречий. Его разрешение ведет к укреплению новой идеи, прогрессивным изменениям.
Деструктивный конфликт может быть вызван как объективными, так и субъективными причинами. Такие конфликты из деловой сферы переносятся в зону межличностных отношений и приводят к мелким ссорам.
Возникновению конфликта, дающего осложнения могут способствовать преждевременное или неполное урегулирование конфликта, неудовлетворенность интересов.[5]
Одной
из разновидностей межличностных конфликтов
является межпоколенческий конфликт.
1.2 Межпоколенческий конфликт
Проблема
взаимоотношений между поколениями, или
как говорят, конфликт поколений, был во
все времена. Однако каждое время содержание
проблемы, острота противоречий, формы
конфликтного взаимодействия носили особенный
конкретно-исторический характер и формировали
свои социальные нормы отношений между
поколениями. Во многом эти конфликты
связаны с понижением социального статуса
пожилых людей, обесцениванием молодежью
накопленного опыта старшего поколения.
Молодой человек меньше прислушивается
к советам старших, считает, что опыт его
родителей не поможет, ведь они жили в
другое время с другими нормами и принципами.
В то же время старшее поколение не доверяет
молодежи, считает их образ жизни, их моральные
установки и поведение неправильным. В
силу этих разногласий во взглядах на
жизнь в современном обществе и возникают
межпоколенческие конфликты. Межпоколенческим,
как правило, является конфликт между
родителями и детьми, между прародителями
и родителями, между прародителями и внуками,
между другими родственниками (свекровь-сноха
и т. п.), принадлежащими к разным поколениям
в семье или в обществе, независимо от
того, совместно проживают участники конфликта
или раздельно. Сущность межпоколенческого
конфликта в семье заключается, прежде
всего, в специфике его носителей и предмета.
Носители этого конфликта могут действовать
индивидуально или объединившись в группы.
Это родственники разных поколений, которые
находятся в состоянии конфликтного противодействия,
пытаясь достичь объективно и субъективно
не совместимых целей. Как правило, это
люди с разницей в возрасте 20–30 и более
лет. На их возрастные отличия накладываются
также социальные и культурные различия
между поколениями, прежде всего ценностные,
нормативные, статусные, семейно-ролевые.
Побудительными мотивами действий субъектов конфликта выступают их противоречащие друг другу интересы. Поколенческие интересы присущи тому или иному поколению как социальной общности, складываются на протяжении неповторимого жизненного пути поколения, эмоционально окрашены и связаны с ценностным отношением той или иной поколенческой общности к миру. Интересы людей разных поколений нередко не совпадают, поскольку они формируются в отличающихся друг от друга социальных условиях, под влиянием разного коллективного и индивидуального опыта.
Сократ ценил беседы со старыми людьми: из этих бесед можно было узнать о пройденном стариками жизненном пути, который молодым предстояло еще пройти. В процессе становления человеческого общества возникает первая социально политическая иерархия, основанная на половозрастном принципе. Она проявлялась в различных нормах, регламентировавших поведение старших и младших. У старших был престиж, власть, в то время как младшие выступали в роли подчиненных. В связи с доминированием старших в обществе появляется культ предков. В 20-ом же веке наше общество делает старость обесцененным периодом жизни. Возникает мнение, что старшее поколение является только потребителем, который ничего не может дать взамен. Таким образом, в разные исторические периоды отношение к старости было неодинаково. Но каким бы ни было это отношение, конфликт поколений существовал всегда. Конфликт поколений проявляется как на уровне общества, в социальных институтах, так и на уровне семьи, которая важна как для молодого поколения, так и для поколения пожилых людей. Семья является основным элементом в системе взаимоотношений между поколениями. Семья в течение всей жизни человека занимает важное место. Она выполняет ряд важнейших социальных функций таких как: воспитательная функция (социализация молодого поколения), функция духовного общения, социально-статусная функция (предоставляет определенный социальный статус членам семьи), досуговая функция (взаимообогащение интересов), эмоциональная (получение психологической защиты, эмоциональной поддержки).
Очень часто помогают реализовать воспитательную функцию бабушки и дедушки, которые ухаживают за внуками. Такое воспитание имеет ряд своих плюсов, таких как преимущество индивидуального обучения, и ценность тесного общения с ребенком в первые годы жизни, и большая гарантия предохранения его от заболеваний, столь частых в детских дошкольных учреждениях. Но при совместном проживании молодого и старшего поколения часто возникает непонимание друг друга. Причинами отсутствия взаимопонимания становятся объективная разница, связанная с новыми социальными условиями, разногласия во взглядах на жизнь, не совпадение ценностей и психологические особенности пожилых и молодых людей. Возникающие на основе этого конфликты могут привести к утрате связи со старшим поколением, когда из-за очень частых конфликтов молодые решают жить отдельно.
Столкновение взглядов и принципов двух поколений происходит еще до вступления ребенка в самостоятельную жизнь. Еще в подростковом возрасте молодой человек начинает испытывать трудности во взаимопонимании с родителями. Влияние родителей уже ограниченно – им не охватываются все сферы жизни, как было в младшем школьном возрасте, но его значение трудно переоценить. Мнение сверстников обычно наиболее важно в вопросах дружеских отношений с мальчиками и девочками, в вопросах связанных с развлечениями, с молодежной модой, современной музыкой. Но ценностные ориентации подростка, понимание им социальных проблем, нравственные оценки событий и поступков зависят в первую очередь от позиции родителей и других значимых взрослых.
Непонимание взрослыми внутреннего мира подростка, их ложные или примитивные представление о переживаниях, мотивах тех или иных поступков, стремлениях, ценностях – всё это приводит к конфликтам подростка с родителями. Взрослые часто недооценивают значение сферы общения со сверстниками для подростка.
Подростки испытывают огромную потребность в общении с взрослыми на равных, очень часто не имея возможности ее удовлетворить. Результатом этого, как правило, становиться противопоставление своего «Я» взрослым, потребность в автономии. Спешка, не умение и не желание выслушать, понять то, что происходит в сложном юношеском мире, постараться взглянуть на проблему глазами сына или дочери, самодовольная уверенность в непогрешимости своего жизненного опыта – вот что в первую очередь создает психологический барьер между родителя и растущими детьми, а в дальнейшем приводит к конфликтам.[5;8]
Несмотря на внешние противодействия, проявляемые по отношению к взрослому, подросток испытывает потребность в поддержке. Особо благоприятной является ситуация когда взрослый выступает в качестве друга. Совместная деятельность, общее времяпрепровождение помогают подростку по-новому узнать сотрудничающих с ним взрослых. В результате создаются более глубокие эмоциональные и духовные контакты, поддерживающие подростка в жизни.
Чрезмерная опека и контроль, необходимый, по мнению родителей, также нередко приносят негативные последствия: подросток оказывается лишенный возможности быть самостоятельным, научиться пользоваться свободой. В этом случае у него активизируется стремление к самостоятельности. Взрослые же нередко реагируют на это ужесточением контроля. В результате противостояние подростка и родителей лишь возрастает.
Информация о работе Профилактика конфликтов молодежи и старшего поколения