Профессиональный портрет специалиста по социальной работе

Автор: Пользователь скрыл имя, 01 Декабря 2011 в 09:24, контрольная работа

Описание работы

Социально-экономические, политические, демографические процессы, происходящие в России, коренным образом изменили социальную сферу жизни общества. Растущая быстрыми темпами социальная и имущественная дифференциация населения, безработица, появление беженцев, мигрантов и маргинальных групп, неблагоприятная экологическая обстановка и сложная демографическая ситуация - это реалии сегодняшнего дня.

Работа содержит 1 файл

контрол.doc

— 84.50 Кб (Скачать)

     5. Превентивный характер.

     6. Поощрение самостоятельности"4

     Социальные  работники заняты разными видами деятельности при исполнении своих профессиональных функций. Их работа характеризуется тремя подходами при решении проблемы:

     воспитательный  подход - выступает в роли учителя, консультанта, эксперта. Социальный работник дает советы, обучает умению, моделированию  и демонстрации правильного поведения, устанавливает обратную связь, применяет ролевые игры, как метод обучения;

     фасилитативный  подход - осуществляет роль помощника, сторонника или посредника в преодолении  апатии или дезорганизации личности, когда ей это сделать самой  трудно. Деятельность социального работника  при таком подходе нацелена на интерпретацию поведения, обсуждение альтернативных направлений деятельности и действий, объяснение ситуаций, подбадривания и нацеливания на мобилизацию внутренних ресурсов;

     адвокативный  подход применяется тогда, когда  социальный работник выполняет ролевые  функции адвоката от имени конкретного клиента или группы клиентов, а также помощника тех людей, которые выступают в роли адвоката от своего собственного имени, такого рода деятельность включает в себя помощь отдельным людям в выдвижении усиленной аргументации, подборе документально обоснованных обвинений. 5

     Исследования  российских ученых, а также практика позволили выделить несколько групп  умений для специалиста по социальной работе. Среди них выделим несколько  групп.

     Когнитивные умения. Квалифицированный социальный работник должен уметь:

     анализировать и оценивать опыт, как свой, так  и других;

     анализировать и выявить проблемы и концепции;

     применять на практике свои знания и понимание  проблем;

     применять на практике исследовательские находки.

     Коммуникативные умения. Квалифицированный социальный работник должен быть в состоянии:

     создавать и поддерживать рабочую обстановку и атмосферу;

     выявлять  и преодолевать негативные чувства, которые влияют на людей и на него самого;

     выявлять  и учитывать в работе различия личностного, национального, социального и культурно-исторического характера;

     распознавать  и преодолевать в отношениях с  людьми агрессию и враждебность, минимизировать ярость с учетом риска для себя и для других;

     содействовать предоставлению физической заботы нуждающимся  и престарелым;

     наблюдать, понимать и интерпретировать поведение и отношения между людьми;

     общаться  вербально, невербально и письменно;

     организовывать  и брать интервью при различных  обстоятельствах;

     вести переговоры, выступать по радио, действовать  в коллективе с другими социальными работниками;

     ставить себя в роль адвоката своего клиента.

     Конструктивные  умения. Квалифицированный социальный работник должен быть в состоянии:

     вырабатывать  решения с индивидами или, при  необходимости, от их имени, с семьями, группами или от их имени;

     выделять  решения, требующие предварительного согласования с другими специалистами;

     действовать в алгоритме выработки решения;

     вырабатывать  решения, предусматривающие сотрудничество с другими учреждениями, ведомствами, профессионалами. 6

     Организаторские умения. Квалифицированный социальный работник должен быть в состоянии:

     нести четкие и лаконичные записи;

     проводить политику службы относительно конфиденциальности и надлежащего подхода к делу;

     готовить  доклады и докладывать;

     организовывать, планировать и контролировать работу;

     добывать  информацию с помощью доступной  технологии;

     исследовать и распознавать потребности в  услугах;

     расширять сферы своих услуг;

     использовать  физическое окружение, окрестности  дома, микрорайона, учреждения для улучшения  качества жизни живущих или работающих в нем;

     оценивать и творчески использовать ресурсы  учреждения и социальных коммуникаций. 7

     Социальный  работник должен владеть немалым  арсеналом профессиональных умений, навыков, обладать глубокими знаниями в области наук о человеке: психологии, акмеологии, социологии, педагогики, права, чтобы выступать достойным реализатором целей социальной работы. Знания и умения социального работника в сочетании с соответствующими личностными качествами подлежат оценке при помощи соответствующих методов, что способствует более эффективному выполнению профессиональной деятельности. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

2.Профессиональная  этика и этический  кодекс социального  работника.

 

     Этический и профессиональный кодекс социального  работника отвечает международным нормам социальной работы, принятым во всем мире. На российской конференции членов межрегиональной Ассоциации работников социальных служб (22 мая 1994г) был принят профессионально - этический кодекс соц. работника, в котором сформулированы моральные принципы деятельности в сфере социального обслуживания.

     Этические стандарты социального работника.

     Суммируя  все вышесказанное, а также используя  приемлемый для нашей страны опыт социальной работы за рубежом, где существует даже этический кодекс, разработанный  НАРС, можно выделить основные этические стандарты социального работника.

     К главным его положениям относятся:

     быть  образцом личного поведения, в работе руководствоваться в первую очередь  интересами клиента;

     делать  все, чтобы способствовать максимальной самостоятельности клиента;

     уважать частную жизнь клиента и держать  в тайне всю информацию, полученную в ходе работы с ним;

     в отношениях с коллегами быть доброжелательным, уважительным;

     в процессе работы действовать в соответствии с ценностями, моральными нормами и предназначением своей профессии;

     служить своей профессией на благо окружающих.

     К этическим стандартам профессионального  общения социального работника  можно отнести следующее:

     социальный  работник не должен участвовать в  делах, связанных с ложью, обманом, подлогом;

     социальный  работник должен четко разграничивать свои заявления и действия как  частного лица и как социального  работника;

     социальный  работник должен стремиться совершенствовать свои профессиональные знания и практический опыт, ставить служебный долг превыше всего;

     социальный  работник должен направлять усилия на предупреждение негуманных и дискриминационных  действий, направленных против одного человека или групп людей;

     социальный  работник не должен использовать профессиональные отношения для достижения личных целей;

     социальный  работник, занимающийся исследовательской  работой, должен проанализировать и  предусмотреть ее возможные последствия  для людей; убедиться, что участники  исследования добровольно участвуют  в нем; информировать об этом заранее  и не оказывать на них давления (при этом сохранять конфиденциальность и уважать достоинство участников исследования);

     социальный  работник, занимающийся исследовательской  работой, должен защитить своих подчиненных  от дискомфорта, вреда, угроз, лишения  каких-либо прав;

социальный работник, анализирующий разнообразные случаи, может обсуждать их только с профессиональной целью и только с людьми, профессионально  связанными с ними;

информация, полученная в процессе исследовательской работы должна считаться конфиденциальной.

     Что касается непосредственных этических  обязательств социального работника  перед клиентом, то:

     интересы  клиента всегда должны быть на первом месте;

     социальный  работник должен работать с клиентом доброжелательно, лояльно, упорно, максимально  используя профессиональные навыки;

     недопустимо использование взаимоотношений  с клиентом для достижения личной выгоды;

     не  следует проявлять, способствовать, не участвовать в любой форме  дискриминации, на основе расовых предрассудков  или в связи с полом, возрастом, вероисповеданием, национальностью, семейным положением, политическими убеждениями, умственными или физическими недостатками, личностными характеристиками, условиями, статусом;

     социальный  работник должен информировать клиента  о возможном риске, правах, возможностях и обязанностях, предоставляемых ему социальной службой;

     следует советоваться с коллегами, руководителями, если это может оказаться полезным для клиента;

     социальный  работник может прервать работу с  клиентом только в особых случаях, приняв при этом меры, чтобы нанести клиенту как можно меньший ущерб;

     социальный  работник должен стараться максимально  давать возможность клиенту самоопределяться, т.е. принимать решения по поводу своих проблем, методов "лечения";

     социальному работнику не следует участвовать от имени своего клиента в действии, которое нарушает или подрывает гражданские или юридические права клиента.

     Что касается такого важного этического момента как конфиденциальность, социальный работник должен:

     уважать личную жизнь клиента и сохранять конфиденциальность всей полученной информации;

     информировать клиента о границах конфиденциальности в каждой конкретной ситуации, о  целях получения информации и  ее использования;

     получить  согласие клиента на печатание, запись разговоров и участие третьего лица.

     В отношениях с коллегами:

     нужно быть уважительным, справедливым, честным, корректным;

     следует сотрудничать с коллегами для  эффективного осуществления профессиональных интересов;

     относиться  с уважением к мнениям, квалификации, достижениям коллег и использовать соответствующие каналы для высказывания своих суждений за этот счет;

     если  социальный работник замещает коллегу, то он должен действовать с учетом его интересов, характера и репутации;

     социальный  работник, руководящий своими коллегами, должен выполнять свои обязанности в справедливой взвешенной манере, оценивать их деятельность в соответствии с четко сформулированными критериями.

     Этическая ответственность перед профессией:

     социальный  работник должен придерживаться и умножать ценности, этику, знания и миссию социальной работы;

     социальному работнику следует защищать достоинство  целостность профессии;

     социальный  работник должен быть в курсе знаний, касающихся социальной работы и уметь  их критически оценивать;

     социальный  работник должен участвовать в накоплении знаний социальной работы, делиться результатами исследований и практическим опытом с коллегами;

     социальная  работа, как и любая отрасль  знаний, находится в процессе постоянно  развития и обогащения.

     Приведенные выше этические стандарты не являются единственно верными и всеобъемлющими, но они могут оказать некоторую помощь социальным работникам в их повседневной работе, главной целью которой является оказание помощи людям; стремление сделать общество более процветающим и совершенным.

     Профессиональные  качества социального работника рассматриваются как проявление психологических особенностей личности, необходимых для усвоения специальных знаний, умений и навыков, а также для достижения существенно приемлемой эффективности в профессиональном труде. Стиль поведения социального работника, обусловленный совокупностью его личностных качеств, его ценностными ориентациями и интересами, оказывает решающее воздействие на систему отношений, которую он формирует не только с клиентами, но и со своими коллегами, подчиненными и начальством. 
 
 

Информация о работе Профессиональный портрет специалиста по социальной работе