Профессиональный портрет специалиста по социальной работе

Автор: Пользователь скрыл имя, 01 Декабря 2011 в 09:24, контрольная работа

Описание работы

Социально-экономические, политические, демографические процессы, происходящие в России, коренным образом изменили социальную сферу жизни общества. Растущая быстрыми темпами социальная и имущественная дифференциация населения, безработица, появление беженцев, мигрантов и маргинальных групп, неблагоприятная экологическая обстановка и сложная демографическая ситуация - это реалии сегодняшнего дня.

Работа содержит 1 файл

контрол.doc

— 84.50 Кб (Скачать)

ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО РФ ПО РЫБОЛОВСТВУ

Федеральное государственное  БЮДЖЕТНОЕ образовательное  учреждение высшего  профессионального  образования

«МУРМАНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ  ТЕХНИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ»

МОНЧЕГОРСКИЙ  ФИЛИАЛ 
 
 

                                                                    Кафедра _ _СГД _ _ _  

Контрольная работа

по  социальной работе «Введение  в специальность».

Профессиональный  портрет специалиста  по социальной работе. 
 

                                                         
 

                                                Выполнил: 

                                                                                 Студент Кузнецова Л.Н.

                                                                                 Курса 1…………………….

                                                                                 группы СР 111з

                                                                                 заочная форма обучения

                                                                                 специальность «Социальная

                                            работа». 

                                                                                 зачетная книжка № 330…….

                                                                                 Проверила: зав.кафедрой , 

                                                                                 кандидат пед.наук

                                                                                 Маркова Л.Н. 

                                                                              

                                                                               

                                                                                   
 
 
 

Мончегорск

2012

Введение

 

     Социально-экономические, политические, демографические процессы, происходящие в России, коренным образом  изменили социальную сферу жизни  общества. Растущая быстрыми темпами  социальная и имущественная дифференциация населения, безработица, появление беженцев, мигрантов и маргинальных групп, неблагоприятная экологическая обстановка и сложная демографическая ситуация - это реалии сегодняшнего дня.

     В этих сложных условиях актуализируются  проблемы, связанные с социальной помощью, поддержкой, реабилитацией отдельного человека, различных групп и сообществ. Человек сегодня нуждается в квалифицированной социальной помощи и поддержке, что вызывает настоятельную потребность в профессиональных кадрах - специалистах социальной работы. Закономерность институирования социальной работы на современном этапе подтверждается мировым опытом, свидетельствующим о том, что процессы развития экономических основ, рыночных отношений и профессионализация социальной работы идут параллельно, находятся в тесном взаимодействии и взаимосвязи.

     В связи с этим социальная защищенность человека, различных групп и сообществ  может быть достигнута, в первую очередь, благодаря социальной политике и развитию государственных форм социальной помощи и поддержки. Все  это приводит к активизации деятельности социальных служб, учреждений, а также усилению внимания к вопросам профессиональной подготовки и переподготовки квалифицированных специалистов, социальных работников.

     В современных условиях происходят качественные изменения и в самом человеке, в его потребностях, запросах; они приобретают более индивидуально-личностную окраску социокультурного, экономического, национально-этнического материально-бытового характера. Это также подтверждает острую необходимость развития института социальной работы и подготовку профессиональных кадров, специалистов социально сферы.

     Социальная  работа, имея многовековую традицию в  отечественном и мировом опыте, как специфический вид профессиональной деятельности, впервые у нас в  России узаконена в 1991 г. Нормативными документами Госкомитета по труду и социальным вопросам и Госкомитета по народному образованию была открыта специальность "социальная работа".

     С этого периода обозначился активный интерес философов, социологов, педагогов, психологов, правоведов, медиков и представителей других наук к проблематике социальной педагогики, социальной работы, социальной помощи населению.

     Социальная  работа - это ответственная профессиональная деятельность, которая помогает людям, сообществам установить, определить личные, социальные и ситуативные, т.е. обстоятельственные трудности, влияющие на них. Сущность эффективности социальной работы выражается в способности целостной системы или ее отдельных элементов позитивно реагировать и отвечать на запросы, потребности населения, прежде всего социально уязвимой его части. В сегодняшней России сформировано достаточно обособленное от других сегментов пространство, в котором осуществляется нормативно-правовое, но и реальное, материально и организационно оформленное пространство социальной работы - система учреждений социальной работы .  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

      

1.Личностные  качества социального  работника.

 

     Социальная  работа - это сложный процесс, требующий  прочных знаний в области теории управления, экономики, психологии, социологии, педагогики, медицины, правоведения и т.д. Ее эффективность во многом зависит от самого социального работника, его умений, опыта, личностных особенностей и качеств.

     Профессиональные  качества социального работника  рассматриваются как проявление психологических особенностей личности, необходимых для усвоения специальных знаний, умений и навыков, а также для достижения существенно приемлемой эффективности в профессиональном труде.

     Для описания социального работника  можно избрать язык способностей как проекцию определенных черт личности, отвечающих требованиям социальной деятельности и определяющих ее успешность, может быть, следующих: умение слушать других; понимать их; самостоятельность и творческий склад мышления; быстрая и точная ориентировка, организаторские способности, моральные качества и др.

     Сформулирован оптимальный набор личностных качеств, необходимых социальному работнику, таких как ответственность, принципиальность, наблюдательность, коммуникабельность, корректность (тактичность), интуиция, личностная адекватность по самооценке и оценке других, способность к самообразованию, оптимистичность, мобильность, гибкость, гуманистическая направленность личности, сочувствие к проблемам других людей, терпимость.

     Таким же образом выявлены психологические "противопоказания" к социальной работе. К ним относятся: отсутствие интереса к другим людям (эгоизм), вспыльчивость, резкость суждений, категоричность, несобранность, неумение вести диалог с оппонентом, конфликтность, агрессивность, неумение воспринимать чужую точку зрения на предмет. 1

     Не  каждый человек пригоден для социальной работы; основным определяющим фактором здесь является система ценностей  кандидата, которая в конечном счете  определяет его профессиональную пригодность  и эффективность практической деятельности. Представление об абсолютной ценности каждого человеческого существа переходит здесь из разряда философского понятия в категорию базисного психологического убеждения как основы всей ценностной ориентации индивида.

     Социальная  работа была и остается одной из самых трудных профессий. Она не всегда адекватно воспринимается общественным мнением. Но социальная работа является одним из самых одухотворенных и благородных видов деятельности человека.

     Стиль поведения социального работника, обусловленный совокупностью его личностных качеств, его ценностными ориентациями и интересами, оказывает решающее воздействие на систему отношений, которую он формирует не только с клиентами, но и со своими коллегами, подчиненными и начальством.

     Раскрывая личностные качества социального работника, Е.Н. Холостова разделяет их на три группы:

     первая - психологические характеристики, являющиеся составной частью способности  к данному виду деятельности;

     вторая - психолого-педагогические качества, ориентированные на совершенствование социального работника, как личности;

     третья - психолого-педагогические качества, направленные на создание эффекта личного  обаяния. 2

     В работе с людьми, как правило, психологические  требования базируются на собранности  и внимательности, понимании другого, проявлении таких волевых качеств, как терпение, самообладание и т.д. Без этих, ведущих для данной профессии, характеристик психики невозможна эффективная работа.

     Как показывает зарубежный опыт, от социального  работника ожидается очень много. В соответствии со "Стандартами классификации практической социальной работы в США" ему необходимо иметь представление о:

     теории  и методике работы с отдельным  клиентом и их группой;

     ресурсах  и услугах, предоставляемых обществом (общиной);

     программах  и целях социальных служб как в штате, так и на федеральном уровне;

     организации местной инфраструктуры и развитии служб здравоохранения и социального  обеспечения;

     основах социально-экономической и политической теории;

     расовых, этнических и других культурных группах  в обществе (их морально-нравственных ценностях, жизненных укладах и вытекающих отсюда проблемах);

     результатах профессиональных и научных исследований, которые можно использовать в практической работе;

     концепциях  и методах социального планирования;

     теории  и практике проведения наблюдений, в частности, за практической социальной работой;

     теории  и практике управления персоналом;

     социальных, психологических, статистических исследовательских  методах и методиках;

     теории  и концепции управления службами социальной защиты населения;

     факторах  окружающей среды и общества, влияющих на клиента;

     теориях и методах психосоциальной оценки различных видов и форм вмешательства  со стороны социальных служб, а также  дифференциальном диагнозе состояния  клиента;

     теории  и практике организационных и социальных систем и методов поощрения улучшения их работы;

     теории  и методах адвокатской практики;

     этических стандартах и практике профессиональной социальной. работы;

     теории  и методах преподавания и обучения;

     тенденциях  в проводимой политике социальной защиты населения;

     законах и постановлениях на местном, федеральном  уровнях, а также на уровне штатов, влияющих на различные виды социальных услуг. 3

     "В  Финляндии социальный работник  обязан проводить в жизнь следующие принципиальные установки.

     1. Быть корректным.

     2. Помогать клиенту избавиться от комплекса неполноценности.

     3. Обеспечивать свободу выбора.

     4. Конфиденциальность.

Информация о работе Профессиональный портрет специалиста по социальной работе