Профессиональное самоопределение выпускников вузов г. Екатеринбурга на рынке труда

Автор: Пользователь скрыл имя, 07 Декабря 2011 в 23:19, практическая работа

Описание работы

В жизни каждого человека профессиональная деятельность занимает важное место. Поиск своего места в мире профессий в ранней юности приобретает особый смысл. Для молодых людей, поступивших в профессиональное учебное заведение, проблема выбора профессии окончательно не решена. Часть из них разочаровываются в правильности своего выбора уже на первом году обучения, другие – в начале самостоятельной профессиональной деятельности, третья – после 3-5 лет работы по профессии. Экономическая реформа и переход народного хозяйства к рыночным отношениям обусловливают новый подход к проблеме самореализации личности в профессиональной деятельности. Прежде всего, это касается социально-профессиональных вопросов самореализации молодежи. В наше время большая часть людей, особенно молодое поколение, сталкивается с сер

Работа содержит 1 файл

программа социологического исследования.docx

— 42.22 Кб (Скачать)

Программа социологического исследования

«Профессиональное самоопределение  выпускников вузов  г. Екатеринбурга на рынке труда» 

     Актуальность  исследования.

     В жизни каждого человека профессиональная деятельность занимает важное место. Поиск  своего места в мире профессий  в ранней юности приобретает особый смысл. Для молодых людей, поступивших  в профессиональное учебное заведение, проблема выбора профессии окончательно не решена. Часть из них разочаровываются в правильности своего выбора уже  на первом году обучения, другие – в  начале самостоятельной профессиональной деятельности, третья – после 3-5 лет  работы по профессии. Экономическая  реформа и переход народного  хозяйства к рыночным отношениям обусловливают новый подход к  проблеме самореализации личности в  профессиональной деятельности. Прежде всего, это касается социально-профессиональных вопросов самореализации молодежи. В наше время большая часть людей, особенно молодое поколение, сталкивается с серьёзными проблемами, связанные с выбором профессии. Причиной этого является не только «закрытость» рынка труда для молодых и неопытных. К тому же большинство имеют приблизительное представление о современном рынке труда, о существующих в настоящее время профессиях. У молодежи начинает формироваться новое представление о месте и роли профессии и профессиональных заслуг в жизни человека, о целях профессиональной деятельности и способах их достижения. Таким образом, проблема самоопределения личности является очень актуальной и интересной для активного изучения.

     Место в системе научного знания.

Тема  имеет междисциплинарный характер. Данный вопрос изучают такие дисциплины как экономика, психология, социология. В рамках социологии данной проблемой занимаются такие отрасли как социология труда, социология образования, социология молодежи. Проблема профессионального становления стала актуальной в начале XX в. Этими проблемами занимается отрасль «Социология профессии».

Специфика социологического подхода к анализу  процесса профессионального самоопределения  в том, что требуется изучение системы социальных факторов, влияющих на процесс профессионального самоопределения, а также, что в качестве субъекта самоопределения рассматриваются  социальные группы и общности (молодежь).

     Степень разработанности  темы:

     Данная  тема активно исследуется как  в социологии, так и психологии. Согласно теориям гуманистической психологии (А. Маслоу, Р. Мэй, К. Роджерс), каждый человек обладает стремлением и имеет способность к личностному самосовершенствованию. Он сам определяет для себя смысл жизни, ее цели и ценности. Проблемой профессионального самоопределения личности занимался Пряжников Н. С., Климов Е. А. исследовал психологию профессионального самоопределения, Титма М. Х. «Выбор профессии как социальная проблема». В России проведен целый ряд социологических исследований в которых, возможность выбора профессии рассматривается как условие жизненного самоопределения личности и успешной интеграции ее в общество.  «Молодёжь России: три жизненных ситуации»: Материалы Центра социологических исследований МГУ им. М.В. Ломоносова, руководитель – д.ф.н. Кухтевич Т.Н.; "Социологические исследования интересов, жизненных планов и ценностных ориентации молодежи" (1997 г.): руководитель - д.ф.н. Лисовский В.Т.; "Молодежь России" (1995-1999 гг.): НИЦ Института Молодежи, руководитель - д.и.н. Ручкин Б.А.; исследовательский проект "Социальный портрет учащихся НПО" (1999), руководители - д.ф.н. Смирнов И.П., академик РАО Ткаченко Е.В.. Н. С.; «Профессиональное самоопределение молодежи: социологический анализ» / Я.В. Дидковская. Екатеринбург: ГОУ ВПО УГТУ-УПИ, 2004. 70 с.

     Субъекты, заинтересованные в  получении такого рода информации.

     Данное  исследование может быть полезно  студентам, аспирантам, преподавателям социологии в изучении вопросов социологии молодежи, образования и профессий, практическим работникам сферы управления образованием и молодежной политики и всем,  кто интересуется проблемами молодежи и профессиональной занятости.

     Объект  и предмет исследования. Объектом нашего исследования выступают выпускники вузов г. Екатеринбурга, предметом – их профессиональное самоопределение.

     Цель  исследования: изучить стратегии профессионального самоопределения выпускников вузов г. Екатеринбурга на рынке труда.

     Задачи  исследования: 

    • выявить соответствие места работы полученной в вузе специальности;
    • выявить с какими трудностями столкнулись выпускники вузов при трудоустройстве;
    • выявить востребованность знаний, полученных в вузе, в профессиональной деятельности;
    • выяснить способы трудоустройства выпускников вузов;
    • Выявить приоритетные факторы (объективные или субъективные), влияющие на профессиональное самоопределение выпускников.
 

     В философской, психологической и социологической литературе не существует единого интегрального подхода к пониманию процесса самоопределения личности. Исследование данной проблемы проводилось, в основном, либо в русле теорий формирования и развития личности, что более характерно для отечественной науки, либо теории социализации – в рамках западной гуманитарной и социологической мысли.

     В нашем исследовании методологическую основу составят: аксиологический подход: в рамках данного подхода самоопределение личности будет рассматриваться как выбор ценностей, воплощение ценностного потенциала личности; системный подход: в рамках данного подхода рассмотрена будет рассмотрена система факторов, влияющих на профессиональное самоопределение.

     Предметная  область исследования рассмотрена  в рамках классической парадигмы.

Профессия (от лат. pгоfеssio - “объявляю своим делом”, “говорить публично”, “заявлять”) – это устойчивый и относительно широкий вид трудовой деятельности, являющийся источником дохода, предусматриваемый определённую совокупность теоретических знаний, практического опыта и трудовых навыков и определяемый разделением труда, а также его функциональным содержанием.

Самоопределение - это самостоятельный выбор каждым своего жизненного пути, целей, ценностей, нравственных норм, будущей профессии и условий жизни. Самоопределение предполагает интеграцию индивида в общество, определение своего места в нем, но акцент смещается с усвоения готовых норм, требований общества, культуры на самостоятельное определение субъектом своего жизненного пути.

Профессиональное  самоопределение – это избирательное отношение индивида к миру профессий в целом и к конкретной выбранной профессии. Ядром профессионального самоопределения является осознанный выбор профессии с учетом своих особенностей и возможностей, требований профессиональной деятельности и социально-экономических условий.

Фактор - движущая, действующая сила какого-либо процесса, явления, определяющая его характер или отдельные его черты.

Мотивация – это осознаваемая потребность субъекта в достижении определенных благ, желательных условий деятельности.

Мотив представляет собой возникающий на основе потребности непосредственный стимул действия.

Рынок труда - сфера формирования спроса и предложения на рабочую силу.

Объективный компонент в данном исследовании – востребованность различных специальностей на рынке труда.

Субъективный – профессиональная направленность молодежи, определяющаяся их способностями, склонностями, интересами, мотивами.

Стратегия - общий, недетализированный план какой-либо деятельности, охватывающий длительный период времени, способ достижения сложной цели. 

     Определение и обоснование  носителей  информации.

     Носителями  информации в данном исследовании будут  выступать выпускники вузов с 2006 года выпуска по 2010 год экономических, естественнонаучных и гуманитарных специальностей. Данный диапазон лет (от 1 до 5 лет после окончания вуза) выбран, так как планируется выявить специфику трудоустройства сразу после выпуска и спустя несколько лет после выпуска. Представителей данной группы достаточно сложно найти, так как объектом выступают молодые специалисты, либо еще не трудоустроившиеся выпускники и не ясно в какой области их искать, поэтому предполагается поиск респондентов методом снежного кома.

     Определение и обоснование  типа выборки.

     В данном исследовании предполагается использование  целевой выборки. Целевая выборка строится по принципу принадлежности респондентов к группе людей, интересующих исследователя.

     Исследовательская стратегия.

     В данном исследовании мы предполагаем использование количественной стратегии, так как при использовании количественной стратегии в социологическом исследовании целью является обнаружение, выявление социальных закономерностей и факторов, обуславливающих социальное поведение человека, различные аспекты его деятельности. Выявить подобные закономерности возможно зачастую только на основе анализа поведения больших совокупностей индивидов, так как законом является только повторяющаяся устойчивая связь. Применяя количественную стратегию в исследовании социальной реальности, ученые обычно опираются на использование формализованной анкеты, Цель нашего исследования состоит в том, чтобы выявить количественную представленность типов различных стратегий поиска работы молодыми специалистами, подтвердить или опровергнуть взаимосвязь между факторами, которые формируют эти стратегии. 

     Гипотеза  основания: доминирующей стратегией выпускников вузов при выборе профессии является приспособленческая стратегия. 

     Гипотезы  следствия:

    1. Место работы выпускника не соответствует полученной в вузе специальности;
    2. Приоритетным фактором, влияющим на профессиональное самоопределение выпускников вузов является объективный фактор (рынок труда);
    3. Большинство выпускников вузов трудоустроились с помощью третьих лиц;
    4. При трудоустройстве вузовская подготовка существенно помогла.
 

     Эмпирическая  модель исследования.

Выпускник вуза:

    • Пол
    • Возраст
    • Форма обучения
    • Специальность
    • Вуз
 

Факторы профессионального  самоопределения:

Субъективный:

  • достойная оплата труда;
  • возможность самореализации в выбранной профессии;
  • удовлетворение амбиций;
  • возможность профессиональной карьеры;
  • творческий характер работы;
  • хороший, дружный коллектив.

Объективный:

  • рынок труда;
  • престиж профессий;
  • влияние общественных установок, мнения близких людей.
 

Способы трудоустройства

  • с помощью кадровых агентств;
  • с помощью родителей, родственников;
  • с помощью друзей, знакомых;
  • самостоятельно.
 

     Методическая  стратегия исследования.

В рамках количественной стратегии будет  использоваться такой метод как  опрос, с помощью которого можно выявить мотивы, интересы, предпочтения респондентов, факторы профессионального самоопределения.

Формализованное личное интервью. При использовании этого вида

Информация о работе Профессиональное самоопределение выпускников вузов г. Екатеринбурга на рынке труда