Профессиональная ориентация молодежи

Автор: Пользователь скрыл имя, 01 Января 2012 в 20:21, реферат

Описание работы

В основу моего исследования была положена проблематика изучения ориентации, профессиональной склонности, и личных планов выпускников школы № 30. Мною была разработана анкета для сбора информации, где регистрировались ожидания, личные планы и приоритеты, профессиональные склонности десяти- и одиннадцатиклассников данной школы.
Первая часть моей работы посвящена общетеоретическим вопросам касающимся профессиональной ориентации молодежи. Вторая часть полностью посвящена анализу результатов проведенного мною анкетирования.

Содержание

Введение. 3
К вопросу о профессиональной ориентации молодежи. 4
Исследовательская часть. 8
Заключение. 18
Список использованной литературы: 20

Работа содержит 1 файл

Реферат-социология.doc

— 1.57 Мб (Скачать)

     Давно установлены стабильные позиции, по которым мнения и практики юношей и девушек отличаются друг от друга. Это, в частности касается оценок привлекательности профессий. Как правило, девушки выше оценивают профессии имеющих женскую специфику. Что же касается одиннадцатиклассниц школы № 30, то они «щедрее» юношей оценивают наиболее привлекательные профессии (что вообще характерно для девушек более, чем для юношей, для города более, чем для села, для крупных городов более, чем для малых, и т.п.), но в неприятии наименее привлекательных профессий девушки столь же категоричны что и юноши.

      В соответствии с проведенным исследованием мы имели возможность посмотреть, как оценивают привлекательность различных профессий учащиеся выпускных классов. Главным отличием можно назвать более интеллектуальный характер тех профессий, которые называют в качестве самых привлекательных учащиеся 30-й школы.

    Ситуация  выбора профессии (проектирования профессионального  пути и прежде всего его старта) при всем разнообразии у каждого человека конкретных жизненных обстоятельств имеет некоторую общую структуру. Можно выделить три важнейших обстоятельства, влияющих на выбор профессионального будущего современной молодежи.

  1. Позиция родителей
  2. Позиция друзей и сверстников
  3. Авторитет отдельных личностей, представляющих данную профессию.

     К концу школы у человека наступает  период его окончательного самоопределения  относительно его будущей сферы  деятельности. Здесь и наступает  «кризис мысли» у молодых людей, когда они не могут выбрать  свой путь.

     Существуют  объективные трудности профессионального  самоопределения молодежи в условиях неясности перспектив развития в  стране ряда отраслей производства, плохого  материального обеспечения сфер науки, культуры, образования. Ощущается  и определенный спад в этих условиях профориентационной деятельности не только со стороны школы, но и предприятий, высших учебных заведений, общеобразовательных объединений.

    Престижность  – еще один фактор, наряду с семейным, во многом определяющий выбор будущей  профессии. Вот как выглядит в глазах молодых степень социального статуса следующих видов деятельности. На первое место учащиеся выдвинули профессию связанную с экономикой и финансами: менеджер, банковский служащий, экономист., на втором месте оказались профессии связанные с электронно-вычислительной техникой, и это не удивительно, ведь в ВПИ факультет ИВТ традиционно считается одним из самых востребованных наряду с экономическим. Третье место школьники отвели юридическим специальностям: нотариус, адвокат, юрист, и это несмотря на техническую специализацию школы № 30. Общие результаты анкетирования отражены в диаграмме 4.

    Диаграмма 4.

    Рейтинг профессий.

Анализ  этого опроса показывает, что наряду с ожидаемыми ответами «юрист» и  «экономист», соседствует профессия «инженер ЭВМ», что говорит о высокой социальной значимости данной профессии и об осознании молодежью этой значимости. Но печально то, что такие уважаемые во всем мире профессии как врач и учитель стоят в рейтинге сегодняшней молодежи на последнем месте, это, на мой взгляд, объясняется тем, что в этих сферах сегодня очень низкая заработная плата. Можно рассматривать показатели привлекательности профессии как один из факторов, из которых составляются личные профессиональные планы и которые выражают профессиональный выбор в его наиболее гипотетической форме. При сравнении оценок привлекательности профессий с личными профессиональными планами опрашиваемых можно определить степень гармонизированных планов и личных оценок, т.е. степень реалистичности, последовательности и осознанности планов. В соответствии с проведенным исследованием мы имели возможность посмотреть, как оценивают привлекательность различных профессий учащиеся выпускных классов.

Следующий вопрос моей анкеты касался жизненных приоритетов и ценностей. Что касается различий между ценностями юношей и девушек, то девушки школы № 30, все же главным в жизни называют семью и детей, а лишь затем интересную и высокооплачиваемую работу. В то же время главной для юношей является установка на то, чтобы хорошо зарабатывать (1-е место), иметь интересную и любимую работу (2-е место) и лишь 3-е место занимает семья. В отличие от юношей, девушки в меньшей степени связывают успех в жизни с богатством. Практически не наблюдается различий и в определении путей достижения успеха в жизни юношами и девушками школы № 30. В общем рейтинг жизненных приоритетов мы свели в следующую диаграмму. Что очень печально, приоритет «быть полезным родине» стоит на последнем месте, это свидетельствует о том, что государство мало внимания уделяет патриотическому воспитанию молодежи.

Примечательно, что приоритет «общаться с  людьми и быть в центре внимания»  тоже занимает одно из последних мест,  что говорит о том что общественно-полезные профессии не в почете у молодежи сегодня. 
 

Диаграмма 5.

Рейтинг жизненных приоритетов.

 

Проведенный опрос подтвердил тезис о том, что сегодня диплом о получении  полного среднего образования рассматривается  как стартовая площадка для продолжения  учебы. Так,  на продолжение учебы после окончания школы нацелено практически 100% одиннадцатиклассников школы № 30. В определенной степени выбор будущее профессии детерминирован предлагаемой школой специализацией. Но, проанализировав выбор профессий учениками стало понятно, что такой выбор не есть следствие школьной специализации, а является прямым и достаточно утопическим проецированием того, что более всего нравится, на то, что реально выбирается.  При этом отсутствует достаточно рациональная обоснование выбора, каким чаще всего выступает первичная профессионализация, получаемая во время учебы по профилю в школе. С учетом того, что существующая система ВУЗов имеет свою иерархию, полюса которой занимают высокопрестижные, элитарные ВУЗы и непрестижные, массовые, выбор конкретного ВУЗа, где выпускники хотели бы получать желаемую профессию, отражает уровень социальных притязаний учащихся на занятия в будущем позиций доминирования или подчинения. При сравнении планов поступления в конкретный ВУЗ между выпускниками массовых школ и школы № 30 было обнаружено, что в них уже заложено достаточно реалистическое представление о своих ограниченных шансах устроится на работу по своей специальности. Этому посвящен последний вопрос анкеты. Подавляющее большинство оценивают свои шансы как средние.

     Исследование  отдельно взятой школы дало еще одну уникальную возможность рассмотрения социальных функций такой,  как  «параллельные» классы.

 Среднее  образование в России подразделяется  сегодня на три ступени: первая  ступень - начальное (4 года обучения), вторая ступень - основное (5 лет обучения) и третья ступень - старшая, или средняя школа (2 года обучения. Складывающаяся система общеобразовательной школы строится в России по принципу так называемой «уровневой дифференциации». «Разноуровневые программы» широко разворачиваются начиная с первых классов начальной школы, что, по мнению педагогов-реформаторов, обеспечивает развитие индивидуальных склонностей. Внедрение этих программ осуществляется за счет разделения классов на сильные, средние и, наконец, слабые, которые получают разнообразные названия: классы педагогической коррекции или педагогической поддержки - на уровне начальной школы, классы «компенсирующего» обучения - на уровне основной школы. Таким образом принцип селекции при приеме, от которого гипотетически свободны массовые средние школы, воспроизводится в них в превращенной форме вполне легитимного для системы образования деления на параллельные классы, и через систему отбора ученик проходит не в 15 лет, завершая девятый класс, а значительно раньше - практически с первых лет обучения, когда по вполне объективным показателям для школы, таким, как уровень умственного развития, имеющиеся навыки и знания и т.д., определяется в более или менее продвинутый класс. Переходы из слабых в более продвинутые классы теоретически возможны, но, по утверждениям педагогов, они не носят массового характера. Структуру параллельных классов в школе № 30 описывается следующим образом:

Из трех одиннадцатых классов 11 «А»  самый сильный и подготовленный к поступлению в ВУЗ (с обязательными платными подготовительными курсами), и здесь учатся те, кто хотят, и те, кто могут. Обучение идет по общей программе с некоторым углублением и специализацией (те же предметы, что и в других классах, но на них отводится больше часов). 11 «Б» - класс тоже физико-математический как и 11 «А», но с упрощенной программой специализации.  11 «В»и «Г» обучается по общеобразовательной программе, а 11 «Д» - класс коррекции, где собраны те, кто и не хочет и не может учиться. Я считаю, что такое разделение на классы по уровню сложности программы и ежегодным переформированием классов по успеваемости способствует формированию реальной самооценки учащимися своих способностей.

 

Заключение.

Школа № 30 оставляет у себя для продолжения  учебы в старших классах лучших учащихся они имеют наиболее высокую академическую успеваемость (что является объективным критерием отбора при переходе из 9-го класса в 10-й), они в наибольшей степени ориентированы на получение высшего образования (чем более высокое образование девятиклассники считали достаточным для себя, тем большая их доля учится в школе № 30), они наиболее ориентированы родителями на продолжение учебы (доля ориентированных на учебу в 11-м классе особенно велика среди тех, кто остался учиться в школе № 30), их система ценностей (представления об успехе в жизни и путях его достижения) характеризуется традиционными моральными качествами, большой степенью сконцентрированности на своей деятельности, направленностью на образование и труд Исследование показало, что действительные жизненные шаги выпускников и степень реализации их личных планов находятся в зависимости от их академической успеваемости в школе. Сама же успеваемость коррелирует с выбором профессии и высшего учебного заведения, что является характерным для формирования жизненных путей современной молодежи в целом причем зависимость тем больше, чем выше образовательный и социальный статус. В старших классах (10-м и 11-м) школа № 30 продолжает поддерживать и взращивать в своих учащихся стремление к учебе, знаниям.

  1. Острый конфликт между надеждами и реальностью, в результате чего, в оценках молодежью будущего все более усиливается безнадежность. Этому в немалой степени способствует и дифференциация в системе образования, которая ведет к тому, что в наших условиях лишь богатые получают право на качественное образование. Особенно в связи с сокращением федерального финансирования ряда российских ВУЗов и сокращением бесплатных мест.
  2. Происходит ломка ценностных ориентаций. Прежде всего изменилось отношение к труду и к профессии. Если раньше составляющими жизненного успеха были:  порядочность, трудолюбие, самостоятельность, то теперь это – коммуникабельность, удача (везение), полезные связи, умение пользоваться людьми в своих интересах.
  3. Произошло определенное разочарование в демократических идеалах и ценностях. Я думаю, потому, что налицо несправедливое продвижение и награждение тех людей у которых личные связи, а не тех кто этого больше заслуживает. Еще одним доказательством этого вывода были  последние выборы губернатора нашей области, когда на втором месте оказался кандидат «против всех».
  4. Все большую популярность приобретает насилие. К нему молодежь толкают не только особенности подросткового сознания, но и СМИ.

    В целом, если экстраполировать современные тенденции в существенные черты будущего, учитывая, что молодежь через некоторое время будет главным действующим лицом на исторической арене, можно отметить такие перемены: рост настроений безнадежности, неверие в возможность решения социально-политических вопросов, отчуждение от труда, разочарование в демократии, популярность «крутых» методов решения социально-политических вопросов.

          В связи с переходом России на рыночный уровень хозяйствования наиболее популярны  среди молодежи профессии связанные с экономикой и мое исследование это еще раз подтвердило. Внушает оптимизм то, что профессия инженер ЭВМ тоже достаточно популярна.

          В последние годы государство начало больше внимания уделять рассмотренной  нами проблеме, при комитетах по делам молодежи созданы центры профориентации в разных городах России. Хочется надеется, что скоро такие центры появятся в Волжском и Волгограде.

 

Список использованной литературы:

  1. Ю.Г. Волков, В.И. Добреньков, Ф.Д. Кадария, И.П. Савченко, В.А. Шаповалов. «Социология молодежи». Изд-во «Феникс». Ростов-на-Дону. 2001.
  2. Руткевич М.Н. Социальная ориентация выпускников школы// Социологические исследования 1999.№12
  3. В. Вдовин - Профессиональная ориентация молодежи // http://www.pmuc.ru
  4. Жукова Т.И. О международной ассоциации школьной и профессиональной ориентации // Вопросы психологии 1993.№7
  5. Константиновский Д. Л. Социальная обусловленность динамики личных планов выпускников средних школ.
  6. Константиновский Д. Л. Социальная дифференциация и система образования.
  7. Попов В.Д. Общество и школа: назревшие проблемы и пути их решения //Вопросы философии 1997. №5
  8. Чередниченко Г.А. Вступление молодежи в трудовую жизнь: подходы к изучению.
  9. Шубкин В.Н. Молодежь в меняющемся мире.

Информация о работе Профессиональная ориентация молодежи