Автор: Пользователь скрыл имя, 29 Ноября 2011 в 21:42, реферат
Эта работа посвящена процессам включения и исключения в ходе глобализации. Ключевой теорией для меня является теория цивилизации Норберта Элиаса. Согласно его представлению, цивилизационный процесс характеризуется переходом от внешнего давления к самопринуждению, а также к морали, праву и обеспечивающим внутренний порядок институтам. Национальное государство получает монополию на насилие благодаря отказу индивида от насилия. В период модерна оно устанавливает важную границу между внутренней и внешней моралью.
Введение
Процессы глобализации и политические арены
Глобализация, постмодерн и мораль
Примечания
Заключение
Список литературы
Реферат
Выполнил:
Принял:
Содержание
Введение
Примечания Заключение Список литературы |
3
4 9 13 14 15 |
Эта работа посвящена процессам включения и исключения в ходе глобализации. Ключевой теорией для меня является теория цивилизации Норберта Элиаса. Согласно его представлению, цивилизационный процесс характеризуется переходом от внешнего давления к самопринуждению, а также к морали, праву и обеспечивающим внутренний порядок институтам. Национальное государство получает монополию на насилие благодаря отказу индивида от насилия. В период модерна оно устанавливает важную границу между внутренней и внешней моралью.
Теперь
социологи уже обсуждают
В первой части работы я хотел бы обсудить глобализацию как совокупность процессов. Я покажу, что благодаря глобализации национальная идентичность и внутренняя мораль теряют свое значение. Наряду с гомогенизацией последствиями глобализации являются также локализация и фрагментация. Эти три процесса подрывают монополию государства на насилие.
Во
второй части работы я приведу
доказательства того, что переход монополии
на власть от национального государства
к международным организациям маловероятен.
Пессимистическим следствием утраты легитимности
господства национального государства
без соответствующего переноса легитимности
на наднациональный уровень является
возможное усиление внутри- и внегосударственного
насилия. Оптимистический вариант состоит
в том, что в процессе формирования сети
коммуникаций восстанавливается прежнее
основание нарушенных, регламентированных
государством социальных отношений. Персонифицированные
системы связей в качестве «моральных
экономик» структурируют, таким образом,
социальный и хозяйственный мир.
1. Процессы глобализации и политические арены
По мнению Маргарет Арчер, глобализация - это процесс, который приводит к охватывающему весь мир связыванию структур, культур и институтов. Для нее глобализация означает, что на сегодняшний день общества не являются больше первичными единицами анализа. Олброу доказывает, что общества следует рассматривать лишь как систему в окружении других систем и, таким образом, как субсистему мирового сообщества.
В области экономических наук глобализация связывается, прежде всего, с идеей свободного мирового рынка, глобальной массовой культурой и мировым информационным сообществом. Интернациональные предприятия действуют на глобальном товарном и финансовом рынке на основе высоких информационных технологий, а труд конкурирует на глобальном рынке труда. Неоклассическая модель закрытой рыночной экономики здесь транснационализируется. Теория международных отношений Розентау прогнозирует развитие в направлении к «одному миру». Национальные государства, по Мейеру, представляют собой лишь подсистемы общей мировой политики. В соответствии с этим они все больше делегируют свой суверенитет в пользу объединения в наднациональные организации 5.
Теория мировой системы Уоллерстайна тоже исходит из концепции мировой капиталистической экономики, которая в Новое время распространилась по всей планете. Однако ее интеграция произошла благодаря торговым и производственным взаимосвязям, причем национальные государства были до некоторой степени насильственно организованы в основанную на эксплуатации трехполюсную структуру: центр - полупериферия - периферия. Правда, Уоллерстайн видит в будущем социалистическое мировое правительство, так как международный капитализм из-за своих собственных противоречий обречен, в конечном счете, на поражение.
Действительно ли национальное государство является уходящей моделью современности, как это описывают выше приведенные теории? Рассмотрим дискуссию об изменении значения национального государства в ходе глобализации несколько подробнее: нация является центральным понятием, обозначающим включение человека в политическую систему, которая благодаря дифференциации (включения «подобных» и, соответственно, исключения «других») создает когерентность (взаимозависимость). Андерсон говорит о национальном государстве как о «воображаемом сообществе». Он указывает на его моральный фундамент, национальную идентичность: имплицитное предположение братского объединения одинаковых индивидов находится по ту сторону фактических различий и классовых отношений - создание горизонтальной солидарности и доверия, а также публичные усилия ради благосостояния (well-being) «матери-нации». Национальное государство далее отождествляется Вальцером с хорошим управлением («good governance»), справедливым господством, в отличие от деспотического государства.
Только
этот моральный фундамент может
объяснить силу и долгую жизнь
концепции национального
Многие авторы писали о возникновении европейского национального государства в новейшее время и о его моральных корнях во французской революции. Тесная нормативная связь между понятиями нации и благополучия (well-being) переросла в итоге в современное государство благоденствия, в котором существующая в рамках общины (семьи, соседства, деревни и т.д.) система ответственности и безопасности была перенесена на общество, т.е. на государственные институты. Наряду с увеличением свободы индивида, которое признают многие ученые социальных наук, при моральном обосновании государства благоденствия возникает одна дилемма: эти процессы перекладывания ответственности на государство ослабляют горизонтальную солидарность, национальное мы-чувство. Действия в солидарном сообществе современного государства и, соответственно, сверхпредпочтение «генерализованной взаимности», согласно Салинсу, противостоят индивидуальным предпочтениям краткосрочной максимизации успеха и во многих случаях ведут к иждивенческим настроениям, которые установлены теорией рационального выбора. Современное государство благоденствия теряет свой фундамент: национальную идентичность. Закат великих идеологий в ходе коллапса централизованных экономик способствует этому процессу.
Кроме
того, во многих странах национальная
идентичность ставится под сомнение
по другой причине: возникшие в постколониальный
период национальные государства в противоположность
национальным государствам старого мира,
особенно в странах с глубокими традициями
гражданского общества, таких, как Франция
или Англия, характеризуются постепенным
распадом национальной и этнической идентичностей.
Государственные границы являются скорее
политическими, чем этническими границами,
а национальные идентичности, как и этничности,
по мнению Барта, - это конструкции, которые
могут конкурировать друг с другом. Процессы
этничности - это признак особенно слабых
национальных государств (я вслед за Вебером
называю слабыми те государства, которые
не имеют монополии на власть) 3.
В ряде стран третьего мира и бывших социалистических
странах Восточной Европы национальная
идентичность очень слаба и уязвима, и
сильный националистический символизм
(военные парады, празднование дат освобождения
и т. д.) не может скрыть эту слабость. Этнические
процессы могут привести к распаду национальных
государств на более мелкие единицы, что
и имело место в Югославии и бывшем Советском
Союзе.
Экономическая практика показывает, что
максиме охватывающей весь мир свободной
торговли и трехполюсной структуре (центр
- полупериферия - периферия) противостоит
другое направление развития экономики:
образование различных супранациональных
пространств. Здесь буржуазные подходы
видят повышение эффективности и международной
конкурентоспособности, в то время как
неомарксистский подход усматривает в
южной и восточной региональной кооперациях
и автаркичном развитии возможность образования
противоположного центра власти по отношению
к старым индустриальным странам. С позиции
национальной экономической политики
экономические пространства предполагают
устранение торговых барьеров, обусловленных
существованием границ национальных государств
(например, общая таможенная, валютная,
экологическая политика, а также политика
рынка труда и др.) и, как гласит теория
международных отношений, перенос определенных
полномочий и прав национального государства
с уровня государства на уровень международных
организаций. Последние стремятся к унификации
ряда национальных законов, прав и обязанностей.
Цель этих попыток состоит в создании
определенных интернациональных пространств
с общей политикой в экономической и общественной
сферах.
Идея таких международных пространств
не нова, и в послевоенной истории было
много экономических объединений: ЕЭС,
Европейская ассоциация свободной торговли,
Ассоциация государств Юго-Восточной
Азии, Организация африканского единства,
СЭВ или СНГ (они зачастую представляли
собой надуманные организации, но обозначали
себя как сообщества). Некоторые из них
выжили, некоторые исчезли с распадом
социалистических экономик, а некоторые
были поглощены другими организациями.
Перспективой таких экономических и политических
объединений является возникновение «супер-рынка»
в каком-либо определенном регионе мира.
Основная сложность при создании и дальнейшем
расширении таких пространств состоит
в том, что политика глобализации требует
от национального государства координации
определенных, прежде независимых решений
с другими национальными государствами
и подчинения интересам сообщества государств.
С
социологической точки зрения политика
новых транснациональных
«Прибывающие
сегодня и остающиеся завтра чужие»
рассматривались в эпоху
Одновременно восприятие все больше обращено на внутреннее пространство, тогда как внешнее пространство постепенно исчезает из сознания людей, находящихся в этих границах. Представители социологии развития обсуждают проблему «конца третьего мира». При этом они ссылаются не только на утрату великих теорий развития семидесятых годов, но и на усиливающееся вытеснение третьего мира из трансферных финансовых потоков, ограничение доступа его во внутренние пространства системы, лишение его сознания участника и выдавливание из периферии за пределы системы в состояние иррелевантности. Также в этнологии, науке столкновения с «чужим», с развитием европейской этнологии (Volkskunde) все больше увеличивается значение понятия «сосед».
Такие
региональные экономические и политические
пространства противостоят возникновению
исторически складывающегося