Процесс социологического исследования

Автор: Пользователь скрыл имя, 03 Ноября 2012 в 18:59, реферат

Описание работы

Процесс социологического исследования представляет собой единство теоретического и эмпирического этапов анализа какой-либо из сторон социальной реальности. Однако такое серьезное дело, как научный анализ проблем, требует соответствующей подготовки.

Работа содержит 1 файл

Документ Microsoft Office Word (3).docx

— 24.87 Кб (Скачать)

Проверка объективности  прогностической гипотезы по вполне понятным временным причинам происходит на более поздних этапах социального  развития общества. Поэтому в выводах  конкретного исследования она остается лишь гипотезой и часто недооценивается  исследователями. В ряде случаев  проверка и подтверждение гипотез  дает описание того, что давно известно. Если строго подходить к этому  моменту, то научное фиксирование (введение в научный аппарат) даже давно  известных истин имеет смысл, так как наблюдаемые в социальной жизни, но не осмысленные наукой явления  или процессы для ученых практически  не существуют.

В качестве социального  факта могут выступать: характеристики поведения людей, групп, общностей; продукты человеческой деятельности; вербальные (словесные) действия (мнения, взгляды); всевозможные взаимосвязи  и взаимодействия. Поэтому изучение и введение в научный оборот ранее  не изученных явлений или процессов  также является задачей науки, в  том числе социологии.

Для повышения  подтверждаемости гипотез руководствуются  следующими правилами:

— выдвигать  возможно большее число (в том  числе, взаимоисключающих) гипотез;

— указывать  возможно большее количество эмпирических показателей для их проверки.

Общие требования, которым должна соответствовать  гипотеза:

— она не должна содержать понятий, которые не имеют  эмпирических индикаторов в рамках данного социологического исследования;

— она должна быть применима ко всему кругу  явлений, которые она непосредственно  объясняет;

— она должна быть принципиально проверяемой  при существующем уровне теоретических  знаний и методических возможностей;

— она должна быть простой и не содержать условий  и оговорок, затемняющих ее смысл;

— она должна в своей формулировке содержать  указание на способ ее проверки.

Окончание процесса формулировки гипотез дает исследователю  возможность разработки инструментария, т.е. перехода от теоретических конструкций  к эмпирическим показателям, которые  выражаются в вопросах анкеты, интервью и т.д. Эти показатели должны быть доступны наблюдению и измерению и отражают различные социально-психологические характеристики объекта.

В момент разработки гипотез социолог переходит от теории к конкретному измеряемому уровню, представляющему социальный предмет (индивида, группу и т.д.). Каким бы точным не было измерение, оно, как правило, относится к какой-либо одной  стороне объекта, которая всегда значительно беднее его самого как  целостности.

В результате разработки системы показателей (индикаторов) социолог составляет задание для  подготовки конкретных методик (инструментария). Здесь возникают новые проблемы, среди которых основной становится проблема отражения показателей  в инструментарии — вопросах анкеты, интервью и т.д. Для того чтобы  разрешить эту проблему, необходимо составить список показателей, которые  целесообразно отобразить в анкете.

В используемом нами примере о влиянии семьи  на преступное поведение несовершеннолетних подростков можно выделить следующие  показатели:

— уровень  конфликтов в семье,

— характер конфликтов между родителями и детьми и т.д. Завершить этот список должна группа показателей, относящихся к социально-демографическому блоку, т.е. характеризующих пол, возраст, социальный статус супругов и др. На основе этих данных разрабатываются  анкеты, при помощи которых собирается необходимая эмпирическая информация об изучаемых объектах. Параллельно  с инструментарием разрабатывается  план выборки и другие вспомогательные  документы, в том числе инструкции по проведению социологического (полевого) исследования.

Основные  понятия

АНКЕТНЫЙ ОПРОС  — один из основных методов опроса, применяемый в социологических  исследованиях.

ГИПОТЕЗА —  предположение о структуре и  характере объекта, подлежащего  изучению. В социологическом исследовании гипотезы конкретизируют цель исследования, представляют собой основной методологический инструмент, организующий процесс исследования, описывающий его внутреннюю логику.

ИЗМЕРЕНИЕ —  процедура, с помощью которой  измеряемый объект сравнивается с некоторым  эталоном и получает числовое выражение  в некотором масштабе или шкале.

ИНДИКАТОР —  доступная для наблюдения и измерения  характеристика изучаемого объекта.

ИНТЕРПРЕТАЦИЯ ПОНЯТИЙ — истолкование, уточнение  сущности и смысла понятий.

КОНЦЕПЦИЯ —  понимание, трактовка каких-либо явлений, процессов.

МЕТОД — способ теоретического или эмпирического  получения информации в процессе исследования.

МЕТОДИКА —  совокупность способов выявления конкретных социальных фактов и средств получения  и обработки первичной социологической  информации.

МЕТОДОЛОГИЯ — совокупность процессов выработки  социологами абстрактного образа изучаемой  проблемной ситуации.

ОБЪЕКТ СОЦИОЛОГИЧЕСКОГО ИССЛЕДОВАНИЯ — область социальной реальности, на которую направлен  познавательный интерес исследователя.

ПОКАЗАТЕЛЬ  — доступная наблюдению и измерению  характеристика изучаемого объекта, например поведение, мнения, взгляды, оценки и  т.д. опрашиваемых.

ПРЕДМЕТ СОЦИОЛОГИЧЕСКОГО ИССЛЕДОВАНИЯ — существенные свойства и отношения объекта исследования, познание которых необходимо для  решения проблемы.

ПРОГРАММА СОЦИОЛОГИЧЕСКОГО ИССЛЕДОВАНИЯ — документ, содержащий методологические и методико-технические  предпосылки научного поиска ответов  на вопрос, поставленный в социологическом  исследовании.

СОЦИОЛОГИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ — научный процесс  выработки новых социологических  знаний на основе теоретических или  эмпирических данных, один из видов  познавательной деятельности социолога.

ТЕХНИКА СОЦИОЛОГИЧЕСКОГО ИССЛЕДОВАНИЯ — совокупность специальных  приемов, конкретных познавательных операций, представляющих тот или иной метод  сбора социологической информации. Техника включает в себя и обработку, и анализ информации.

ЦЕЛЬ ИССЛЕДОВАНИЯ — конкретный результат, который  намерен получить социолог по завершении работы. Задачи исследования - круг проблем, который необходимо проанализировать, чтобы ответить на главный (целевой) вопрос исследования.

Список  литературы

1. В. Харчева.  Основы социологии: Учебник для  студентов средних специальных  учебных заведений. – М.: Издательство  «Логос»; «Высшая школа, 1999. –  302 с.

2. Шаленко  В.Н. Программа социологического  исследования. – М., 1987.

3. Ядов В.А.  Социологическое исследование: методология,  программа, методы. – М., 1987.


Информация о работе Процесс социологического исследования