Проблемы социального взаимодействия учащихся, родителей и учителей

Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Октября 2011 в 23:51, контрольная работа

Описание работы

Школа и семья как важнейшие институты социализации индивида и субъекты образовательного процесса выполняют общие социальные функции, к числу которых относятся: учебная (передача информации, знаний, умений, навыков), воспитательная (формирование мировоззрения, ценностных ориентации, личностных качеств), контроль за содержанием жизнедеятельности учащегося. Однако характер и содержание взаимодействия указанных институтов в процессе социализации молодежи существенно различаются.

Содержание

Введение…………………………………………………………………3 стр.
Основные проблемы. Родители.……………………………………….4 стр.
Учителя…………………………………………7 стр.
Ученики………………………………………..10 стр.
Заключение……………………………………………………………..14 стр.
Список литературы……………………………………………………15 стр.

Работа содержит 1 файл

КРq.docx

— 36.40 Кб (Скачать)

 

  Ученики. 

  Институциональные и структурные трансформации  в российском обществе обострили  противоречия, существующие в системе  общего образования, трудового обучения и воспитания, профессиональной ориентации, в критериях оценки эффективности  труда ученика и учителя. Ориентация в школе на духовные ценности продолжает оставаться невысокой и носит  неравномерный характер в различных  социальных группах. Понимание тенденций, обусловивших изменение роли общеобразовательной  школы в духовной и профессиональной социализации индивида, не может быть раскрыта без активного участия главных действующих лиц данного процесса - школьных педагогов и учащихся.

  В последнее время получило распространение  всевозможное анкетирование, интервьюирование учащихся. При этом часто в анкетах  и опросах встречаются вопросы  приватного характера. Крайне редко  анкеты бывают анонимными или под  девизом. Классные руководители (а также  школьные психологи) могут позволить  себе публично комментировать персональные ответы на анкеты. И вообще, почему-то считается, что так называемый коллектив  класса имеет право на любую частную  информацию, хотя очевидно, что жизненные  и профессиональные планы, выбор  тактики после школьного образования  является частным делом учащегося (и его семьи) и не могут быть предметом коллективного обсуждения.

  Дефицит межличностного общения в семье  и в школе приводит к тому, что  школьники не имеют опыта собеседования, однако вынуждены постоянно играть роль слушателя или адресата команд взрослых. В частности, они затрудняются в формулировании конструктивных вопросов с акцентированием своей версии ответа, альтернативных ответов. Крайне редко в структуре традиционного  урока отводится время на конструирование  вопросов, на ответы на них. Практически  культивируется шаблонное отношение к объяснениям, новой информации дружным: все ясно, вопросов нет!

  В российской средней школе нет  единой и определенной концепции  полового воспитания. В подходе к  предмету обучения, его содержанию, культуре отношений мужчины и  женщины нет согласованности. Открытой и острой остается проблема определения  моральных стандартов, идеалов и  ценностей в сфере сексуальных  отношений. Эти темы последние 10 лет  стоят на повестке дня, обсуждаются  педагогической общественностью, но "воз  и ныне там". А наши дети, тем  временем, самостоятельно растут, как грибы в лесу после дождя.

  Коммуникационные  процессы играют важную роль в формировании гендерных стереотипов как искусственным  способом (через целенаправленную деятельность СМИ, пропаганды, на уровне сознания и  бессознательных процессов), так  и естественным путем (через аккумулированный индивидуальный и групповой опыт, отражающий определенные исторические национально-культурные формы общественного  сознания, выраженные в виде обыденных  представлений и в виде научного знания). Те социокультурные данности, которые окружают ребенка с самого рождения, воспринимаются им как единственно  правильные, ибо подтверждаются в ежедневной практике.

  В современном демократическом мире неприемлема практика "закрытых занавесов" середины XX в., когда откровенные  темы половых отношений не обсуждались, кинематограф и телевидение избегали демонстрации сексуальных сцен или  обнаженного тела, книги с подобными  сюжетами и иллюстрациями запрещались. Теперь трудно представить себе продукты СМИ без эротической тематики. В частную жизнь проник еще  один источник информации, который  никем практически не контролируется, - Интернет. Наши дети становятся легкой добычей "сексиндустрии" и других аномальных структур.

  Так, например, в восемь часов вечера по ТВ идут отечественные или зарубежные боевики, и откровенные сцены, нецензурные  слова, кровавые "разборки", жаргонные  выражения и насилие "обрушиваются" на маленьких детей, которые ожидают  с пультом в руках свою детскую  передачу "Спокойной ночи, малыши!"

  А такие передачи, как "Основной инстинкт" С. Сорокиной о половом (сексуальном) воспитании (от 19 июня 2003 г.), должны возмутить  и поразить, на наш взгляд, всех думающих и неравнодушных людей в нашей  стране: витрины и экспонаты "сексшопа" - и учительница из Карелии, которая вещает на всю страну о необходимости закупки средств предохранения для наглядной агитации в школе. Такие примеры можно приводить бесконечно. Лицемерно пытаемся найти рецепты от падения наших детей в бездну безнравственности и в то же время выливаем на них ушат грязи современного социума!

  Чтобы понять последствия кризиса в  отношениях двух полов, следует разобраться  с истоками его возникновения. Первая и основная причина значительных контрастов в процессах половой  идентификации мальчиков и девочек  кроется в асимметричной организации  родительской заботы, при которой  воспитательная роль принадлежит женщине. Ребенок через имитацию, прямое обучение и наставление познает начало раздела на приватный, домашний мир  женщин и публичный, общественный мир  мужчин. И в дальнейшем мужчина  оказывается не включенным в домашние дела, принятие решений, так как "мужские" обязанности выходят за рамки  семьи. Он становится инфантильным и  не желает ни за что отвечать, быть инициативным и разделять семейные обязанности. Первая идентификация осуществляется со своей матерью, независимо от пола ребенка, и в дальнейшем (в детском  саду, начальной школе), оставаясь  возле женщин, он усваивает более  понятные ему роли женщин и женственность, а не мужские роли и мужественность.

  Из-за постоянного отсутствия непрерывного и длительного личного общения  с отцом или полной "безотцовщины", которая стала нормальным явлением для нашего общества, мужская роль становится для мальчиков предметом фантазирования и идеализации. Они пытаются приписать ей те специфические компоненты мужественности, которые они наблюдают в фильмах, компьютерных играх и т.п. Отсюда - отстаивание своих интересов с позиций эгоцентричности и силы; провокации и попытки сломить любое сопротивление, чтобы оказаться победителем; грубость и нецензурные выражения; неуважительное отношение к старшим и т.д.

 

  Заключение. 

  Современное образование вышло за стены школы. Школа и учитель-предметник сегодня  не единственные носители знаний. Кроме  того, сам процесс познания сегодня  основывается не на трансляции, а интерактивных  механизмах. Педагогам, если они хотят  соответствовать новым условиям и широкому социально-культурному  контексту образования, надо переосмыслить  содержание и формы образования, преодолеть привычку следовать стандартным  дидактическим требованиям и  корпоративным установкам. Сотрудничество с родителями не должно строиться на традиционных директивных методах и ограничиваться обсуждением задач учебной работы ребенка на уроках и дома. Должны доминировать формы интерактивного и делового общения.

  Администрация школы должна быть готова к разделению власти и ответственности за процессы образования с представителями  общественности, принимая родителей  как помощников и соучастников общего дела, а не как людей, вмешивающихся  в учебно-воспитательный процесс. В  свою очередь, готовность родителей к совместной деятельности с педагогами и администрацией связана с их пониманием возрастания своей роли в образовательных и организационных процессах, с осознанием необходимости повысить свою компетентность в вопросах образования и права в этой сфере.

  Совместно с родителями следует определить и периодически корректировать концепцию  развития школы и ее приоритеты, привлекая к этой прогностической  деятельности и старшеклассников, создавая тем самым условия для становления  духа сотрудничества, активно влияя  на их самообразование и мотивацию  учебы. От степени взаимопонимания  и взаимодействия семьи и школы  зависит психологическое благополучие ребенка, возможности его внутреннего  роста и успехи реализации задатков возрастают в условиях сотрудничества со взрослыми.

Список  литературы. 

  1. Бикметов Е.Ю. Взаимодействие семьи и школы в социализации индивида //Социс, 2007, № 9
  2. Вдовюк В., Рыков Е. Гендерные исследования в педагогике. // Высшее образование в России, 2001, № 4
  3. Лернер П.С. Социальное партнерство учителей и родителей // PR-технологии в образовании, 2007, № 1
  4. Надолинская Л.Н. Влияние гендерных стереотипов на воспитание и образование. // Педагогика, 2004, № 5

Информация о работе Проблемы социального взаимодействия учащихся, родителей и учителей