Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Октября 2011 в 23:51, контрольная работа
Школа и семья как важнейшие институты социализации индивида и субъекты образовательного процесса выполняют общие социальные функции, к числу которых относятся: учебная (передача информации, знаний, умений, навыков), воспитательная (формирование мировоззрения, ценностных ориентации, личностных качеств), контроль за содержанием жизнедеятельности учащегося. Однако характер и содержание взаимодействия указанных институтов в процессе социализации молодежи существенно различаются.
Введение…………………………………………………………………3 стр.
Основные проблемы. Родители.……………………………………….4 стр.
Учителя…………………………………………7 стр.
Ученики………………………………………..10 стр.
Заключение……………………………………………………………..14 стр.
Список литературы……………………………………………………15 стр.
Федеральное агентство по образованию
Пермский
государственный технический
Кафедра
социологии и политологии
Контрольная работа по дисциплине «социология образования»
На тему
«Проблемы социального
родителей
и учителей»
Выполнил:
Проверил: преподаватель кафедры
социологии
и политологии
Пермь 2011
Содержание
Введение……………………………………………………
Основные проблемы. Родители.……………………………………….4 стр.
Заключение………………………………………………
Список
литературы……………………………………………………
Введение
Школа
и семья как важнейшие
Ключевую
роль школы в образовательном
процессе нельзя рассматривать вне взаимодействия
с семьей. Но сотрудничество учителей
с родителями зачастую ограничивается
хозяйственно-бытовой сферой. Что же касается
интеллектуально-духовного, профессионального
потенциала и жизненного опыта родителей,
родственников, всех заинтересованных
в образовательном процессе ученых и практиков,
то он в школе реализуется слабо. Связи
каждого родителя со школой имеют естественный
характер и совпадают в главном - в обучении
и воспитании детей. Никто другой, кроме
них, не может создать необходимые социальные
и нравственно-психологические условия
для соответствующего общественным и
семейным интересам развития детей. Тем
не менее родители в большинстве своем
передают функции воспитания и обучения
школе, а учителям не удается вовлечь их
в учебно-воспитательный процесс.
Основная часть
Родители.
Рассматривая проблему, связанную с характером и структурой семьи, как важнейшего фактора духовной и профессиональной социализации старшеклассников, важно обратить внимание на социальные последствия влияния неблагополучных (в том числе неполных) семей на воспитание подростка. Причины отклоняющегося поведения у подростков и молодежи в неполных семьях связаны как с материальными трудностями, так и с нравственно-психологическими факторами. Уход отца из семьи или появление мачехи, отчима, не проходят бесследно для детей. В семьях только с одной матерью заметную роль играет материальный фактор, побуждающий совмещать работу с учебой или идти на работу до окончания средней школы. На успеваемость и поведение детей матери влияют более благотворно. Именно поэтому отклонений в поведении учащихся, живущих только с матерью, меньше, чем отклонений у подростков, живущих только с отцом. Одинокие отцы не оказывают должного влияния на детей.
Все это позволяет сделать вывод, что основной причиной, влияющей на успеваемость, формирование жизненных ориентации молодежи выступает не состав или характер семьи, а ее нравственно-психологический климат, ценностные ориентации старших членов семьи. Влияние матери остается определяющим. Негативная реакция подростков возникает не только в семьях, где часто злоупотребляют спиртными напитками, но и в семьях, где сосуществуют конфликты и две "педагогики": отец верит в силу приказа, а мать стремится ослабить строгость отца. Отсутствие у супругов единства в понимании тех или иных жизненных процессов, методов и средств обучения и воспитания приводят к тому, что подросток оказывается перед альтернативой: чьи требования выполнять и надо ли их вообще выполнять. Негативное влияние такой семьи сказывается и на общении учащихся со своими сверстниками и взрослыми.
Выделяя роль семьи в процессе социализации, необходимо остановиться на тех ее характеристиках, которые являются важнейшими факторами влияния на формирование нравственных, интеллектуальных и, впоследствии, профессиональных качеств старшеклассников и выпускников средних учебных заведений.
При
сравнении социальной принадлежности
и образования родителей
Материальный
уровень семьи, ее экономические
возможности являются лишь условием
воспитания. Недооценка значения как
духовного, так и материального
фактора, равно как и их переоценка,
приводят к социально негативным
последствиям в процессе социализации
индивида, к утрате личностью духовной
свободы. Социально-нравственная инфантильность
- не результат акселерации или
нежелания подростков трудиться, а
итог неумения родителей воспитывать
их в труде. А между тем выходящая
на ведущие позиции
Таким
образом, уровень интеллектуального
и духовного развития, профессия
и степень материального
Успешное выполнение учебно-воспитательных задач школьным педагогом возможно лишь при уважительном отношении к нему со стороны учащихся и их родителей. Но довольно низкий престиж учителей в обществе и довольно высокий, в среднем, образовательный (чаще профессиональный) уровень родителей создают дефицит кредита доверия школе. Заметен спонтанный диктат родительского корпуса.
Часть родителей относится к школе как заложнице вузов, более того, готова принять школу любой, если она гарантирует поступление выпускников в те вузы, которые соответствуют рейтингу родителей.
Родительский корпус по отношению к сопровождению самоопределения своих детей может быть условно разделен на четыре группы:
считающих, что их собственного жизненного опыта хватает для проектирования будущего своих детей;
считающих целесообразным принять помощь школы в ознакомлении их с теорией и практикой педагогической поддержки самоопределения их детей;
отстраненных
от практического решения выбора
их детьми образовательно-
предпочитающих
полностью доверять детям и обстоятельствам.
Учителя.
Школа - это та социальная среда, где дети уже активно начинают действовать в роли субъектов общественных отношений, тренируются во взаимодействии с людьми, находящимися с ними на одном иерархическом уровне, и со старшими, опытными и авторитетными (учителями). Именно в школе закрепляется в сознании ребенка практическое значение гендерных стереотипов, отрабатываются модели взаимоотношений и поведения, которые определяют удачи и неудачи в общении с противоположным полом и влияют на отношения в собственной семье. В связи с этим школа должна стремиться наиболее широко развивать потенциальные возможности учащихся, благоприятствовать развитию гармоничных партнерских отношений. К сожалению, в российских школах преподают в основном женщины-педагоги. Из-за маленьких зарплат, недоступности достойного отдыха и качественного лечения, перманентных стрессовых ситуаций в личной жизни и семейных проблем они зачастую пребывают в угнетенном состоянии, которое сказывается на детях.
В нашей стране жизненный уровень учительства остается низким. Ниже, чем в народном образовании, в течение девяностых годов заработная плата была только в здравоохранении и культуре. Данное обстоятельство "отталкивало от системы народного образования всех сколько-нибудь талантливых и честолюбивых людей, особенно мужчин. В педагогические вузы шли учиться самые слабые из выпускников средних школ, которые не имели шансов поступить в другие вузы, т.е. люди шли сюда без призвания, только с целью получить диплом".
Нехватка в школах мужчин крайне отрицательно сказывается на учениках-мальчиках. К моменту поступления в I класс они уже достигают "гендерной константности" - понимания постоянства, неизменности своего пола. Мальчики классифицируют педагогов, их поведение и характерные особенности с точки зрения их принадлежности к "своей" - мужской или "чужой" - женской категории. И когда учитель-женщина перестает привлекать внимание и интерес ребенка, так как на практике дети чаще интересуются моделированием действий, характерных для их собственного пола, то не просто пропадает интерес к обучению и общению, а зачастую начинается бунт, который ведет к отчужденности, ранним комплексам, школьным неврозам и потере стремления к получению знаний.
Эту
ситуацию усугубляет одна из самых
распространенных педагогических ошибок
женщин-учителей - установка на послушание,
малозаметность, молчаливость, прилежность,
дисциплинированность учащихся. Мальчик
в школе находится под
Нельзя забывать, что одна из целей образовательного и воспитательного процесса - это разностороннее и всеобъемлющее развитие личности, а без познания и принятия двуединства мужского и женского начал в каждом ребенке нельзя добиться успехов на этом поприще.
Для того, чтобы перейти к более конструктивному взаимодействию двух полов, важно у детей развивать способность видеть в другом именно другого человека с иными мировоззрением, логикой мышления, культурой, чувствами, и уважать их; умение смотреть и оценивать мир с двух, порой противоположных сторон; гибкость в поведении, базирующуюся на уважении, гуманном отношении и здравом смысле; формировать ответственность в отношениях друг с другом.
Начать следует с воспитания самих учителей, воспитателей и студентов педвузов в духе толерантности и любви к детям. В педвузах необходимо ввести изучение предметов с гендерной направленностью (гендерная психология, гендерная социология, социогендерные отношения и т.д.).
Очень
важно повысить социально-экономический
уровень жизни педагога, освободить
его от ненужной бюрократической
отчетности, тогда в эту профессию
будут приходить так
Информация о работе Проблемы социального взаимодействия учащихся, родителей и учителей