Проблемы обеспечения безопасности труда на предприятиях Оренбуржья

Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Марта 2012 в 13:21, контрольная работа

Описание работы

За последнее время ситуация в экономике страны значительно изменилась. Сделан окончательный шаг в сторону функционального управления, что будет способствовать ликвидации таких институтов, как ведомственный надзор, отраслевое нормативное обеспечение, системы повышения квалификации специалистов, роль которых крайне важна для обеспечения безопасности производств. Ужесточились условия финансирования, средства, выделяемые из бюджета, настолько недостаточны, что отдельные округа и инспекции по этим причинам не могут выполнять многие надзорные функции.

Содержание

• Теоретическая часть
1. Введение.
2. Рост травматизма на производстве в пределах России.
3. Реформа надзорного аппарата.
4. Правовые аспекты надзорной деятельности по технике безопасности на предприятиях Российской Федерации.
5. Охрана труда на предприятиях Оренбургской области. Итоги 2006-2008г.
6. Заключение.
• Практическая часть.
• Библиографический список.

Работа содержит 1 файл

контрольная по социологии.docx

— 182.05 Кб (Скачать)

Направлены  письма депутатам Государственной  Думы от Оренбургской области с просьбой инициировать постановку данного вопроса  в Государственной Думе Федерального Собрания Российской Федерации, а также  поддержать наше предложение на предстоящих  парламентских слушаниях на тему: «Проблемы совершенствования законодательства об охране труда и практике его  применения».

10 декабря  2002 года на состоявшихся парламентских  слушаниях утверждены рекомендации, которые содержат поручение Правительству  Российской Федерации обеспечить  разработку и внесение в Государственную  Думу проектов федеральных законов,  обеспечивающих восполнение недостающих  норм, регулирующих, в том числе,  и вопросы разграничения полномочий  в области охраны труда между  исполнительными органами государственной  власти субъектов Российской  Федерации и органами местного  самоуправления.

Важнейшим элементом системы государственного управления охраной труда является областная межведомственная комиссия по охране труда. Ее работа  осуществляется в соответствии с утвержденным главой администрации области Положением, на основе квартальных планов. На заседаниях комиссии рассматривается, как правило, весь комплекс работ по решению вопросов охраны труда в территориях, отраслях, организациях области, анализируются причины несчастных случаев на производстве,  вырабатываются  и рекомендуются для практической реализации меры по повышению эффективности профилактической работы.   Подобную работу проводят комиссии, образованные в 33 городах и районах области. Активно действуют эти комиссии в г.Гае, Кувандыке и районе, Абдулино и районе, Новоорском районе и ряде других территорий. Около 70%  материалов по несчастным случаям на производстве со смертельным исходом рассмотрены на областной межведомственной комиссии по охране труда, а также по ее рекомендациям на отраслевых комиссиях по охране труда и территориальных межведомственных комиссиях по охране труда.

Важной  частью работы по организационному обеспечению  охраны труда является  работа по  выполнению статьи 12 Закона Оренбургской области «Об охране труда в  Оренбургской области» в части создания  служб охраны труда в организациях с численностью работающих более 100  человек.

Решение вопросов охраны и безопасности труда  невозможно без активной разъяснительной  работы. Наиболее эффективной формой такой работы в области стали  совещания, семинары, проводимые на уровне области, в городах и районах, непосредственно в организациях.

В 2006 году департаментом администрации области по труду совместно с надзорными и контролирующими органами области проведены кустовые  семинары-совещания с руководителями  предприятий и специалистами по охране труда органов по труду горрайадминистраций в городах Оренбурге, Орске, Новотроицке, Абдулино, где приняло участие более 770 человек.

Департаментом администрации области  по труду совместно с Негосударственным  образовательным учреждением «Учебно-методический центр профсоюзов» проведена  областная научно-практическая конференция  «Проблемы снижения производственного  травматизма и профзаболеваний  на предприятиях Оренбургской области», в работе которой приняли участие  представители органов исполнительной власти всех уровней, контрольно-надзорных  органов, областных профсоюзных  органов, представители науки, работодатели, руководители, специалисты по охране труда и профсоюзный актив  организаций различных сфер деятельности.

Решение важных вопросов в области  охраны труда осуществлялось путем  реализации Соглашения между администрацией, профсоюзами и работодателями Оренбургской области «О взаимодействии в сфере  социально-трудовых отношений и  социальной защиты населения на 2006-2007 годы», аналогичных соглашений, заключенных на уровне городов и районов. На заседаниях трехсторонних комиссий г.Орска, г.Абдулино и района, Новоорского,  Гайского районов рассматривался ход выполнения мероприятий по охране труда, включенных в эти соглашения. Необходимо отметить, что на сегодня практически все коллективные договоры имеют разделы по охране труда, около 70 процентов содержат соглашения или мероприятия по охране труда. Однако средства, предусмотренные на их реализацию, в большинстве случаев ниже, чем это предусмотрено действующим законодательством. Поэтому при регистрации коллективных договоров необходимо обращать внимание на эти факты и давать соответствующие рекомендации, а при проведении проверок организаций осуществлять контроль за выполнением утвержденных мероприятий по охране труда.

В целях обеспечения требований ст.17 Федерального закона «Об основах  охраны труда в Российской Федерации» и ст.221 Трудового кодекса Российской Федерации, департаментом администрации  области по труду были организованы целевые проверки по вопросам производства и обеспечения работников спецодеждой, спецобувью и другими средствами индивидуальной защиты 306 предприятий области.

Проверки показывают, что обеспеченность средствами индивидуальной защиты в  среднем по области составляет 60-70%, а по отраслям: в промышленности - свыше 70%, в строительстве - 50%, а  в системе АПК - 40% (наблюдается  тенденция к увеличению).

Анализ результатов проведенных  проверок показал, что во многих проверенных  организациях практически полностью  разрушена система обеспечения  работников средствами защиты, предварительные  заявки не составляются, их приобретением  занимаются некомпетентные работники, слабо знающие требования законодательных  и иных нормативных правовых актов, регламентирующих порядок обеспечения  работников средствами индивидуальной защиты. Как следствие, во многих проверенных  организациях используются средства индивидуальной защиты ненадлежащего качества (не соответствует требованиям системы  стандартов безопасности труда –  ССБТ), не имеющие сертификатов, не соответствующие  своему предназначению по защитным свойствам, а в ряде организаций работники вынуждены работать вообще без средств индивидуальной защиты, предусмотренных нормами.

В большинстве предприятий спецодежда, спецобувь и другие средства индивидуальной защиты выдаются по накладным, личные карточки установленного образца не заведены, стирка, химчистка и ремонт спецодежды, ремонт спецобуви не организованы, инструктажи по правилам пользования и проверкам исправности выдаваемых СИЗ не проводятся, Перечни работающих, имеющих право на бесплатное получение средств индивидуальной защиты, не пересматриваются годами.

Для оказания практической помощи работодателям  региона в обеспечении работников необходимыми средствами защиты в департаменте создан банк данных  организаций, производящих и реализующих спецодежду, спецобувь и другие средства индивидуальной защиты на территории Оренбургской области.

Проведено 305 целевых проверок по соблюдению законодательства о труде женщин.

Проверки  показали, что нарушения трудовых прав женщин, в том числе в области  охраны труда, имели весьма распространенный характер. К числу наиболее типичных нарушений трудовых прав женщин, допускавшихся  работодателями, относятся следующие. В нарушение ст.253 Трудового кодекса РФ работодателями не соблюдались ограничения по применению труда женщин на тяжелых работах и работах с вредными или опасными условиями труда, а также установленные нормы предельно допустимых нагрузок для женщин при подъеме и перемещении тяжестей вручную, в некоторых организациях отсутствуют или находятся в аварийном либо антисанитарном состоянии душевые, умывальные комнаты, раздевалки, комнаты отдыха и приема пищи, а также комнаты личной гигиены женщин (нарушение ст.223 Трудового кодекса РФ).

Проведено 223 проверки по вопросам соблюдения законодательства о труде и охране труда несовершеннолетних.

К числу  наиболее типичных нарушений законодательства о труде и охране труда, допускавшихся  работодателями, относятся следующие. В нарушение ст.ст.69 и 266 Трудового кодекса РФ на многих предприятиях принимались на работу лица моложе 21 года, не прошедшие предварительный медосмотр, не проводились ежегодные обязательные медосмотры несовершеннолетних, не всегда медосмотры осуществлялись за счет средств работодателя в Тоцком районе (30 подростков), в г. Ясном и районе (4 подростка), г.Новотроицке (4 подростка), в г.Оренбурге (17 подростков). В нарушение требований ст.ст. 92, 94, 99 Трудового кодекса РФ для несовершеннолетних не устанавливалась сокращенная продолжительность рабочего времени, нередко они привлекались администрацией к сверхурочным работам и работам в выходные дни, отсутствуют инструкции, не проводился инструктаж на рабочем месте   (30 подростков в Тоцком районе). В нарушение ст.ст.224 и 265 Трудового кодекса РФ в колхозах «Шалтинский»,  им.Кутузова,  им.Куйбышева, СПК «Алина-Рассвет-2»  Абдулинского района приняли на запрещенные работы (помощниками комбайнеров) 9 подростков, в г.Новотроицке ООО «НУЛУ»  один  подросток принят на работу, связанную с производством работ на высоте.

Действия  администрации области, департамента администрации области по труду, муниципальных образований, контрольно-надзорных  органов, работодателей и всех других заинтересованных сторон по решению  вопросов в области охраны труда позволили в 2006 году, как показывает анализ, стабилизировать, а по несчастным случаям со смертельным исходом снизить производственный травматизм в организациях на 12 процентов. Однако говорить о том, что удалось добиться существенного улучшения положения дел, было бы преувеличением. В 2006 году в организациях области произошло 28 групповых несчастных случаев, 182 тяжелых, 74 со смертельным исходом (количество несчастных случаев, происшедших за аналогичный период 2001 года: 29 групповых, 122 тяжелых, 89 со смертельным исходом). За отчетный период на производстве погибло 88 человек, в том числе 14 человек в групповых несчастных случаях на производстве, за тот же период 2001 года на производстве было смертельно травмировано  100 человек. Некоторое снижение абсолютного количества погибших на производстве в результате несчастных случаев отмечено в организациях промышленности, в том числе: электроэнергетики, черной металлургии, электротехнической промышленности, промышленности строительных материалов, на транспорте. Несмотря на общее уменьшение количества несчастных случаев со смертельным исходом, по сравнению с предыдущим годом, в 2006 году на производстве погибло 2 несовершеннолетних (за аналогичный период 2001 года таких случаев не было), также увеличилось количество погибших женщин на производстве с 4 до 7 человек. В 2006 году увеличилось число погибших на производстве по сравнению с 2005 годом в следующих отраслях экономики: в топливной промышленности (с 4 до 7), нефтеперерабатывающей промышленности (с 3 до 6), в торговле и общественном питании (с 2 до 6, в том числе погибли 4 женщины), жилищно-коммунальном хозяйстве (с 4 до 6), в организациях охраны общественной безопасности и обороны (с 3 до 5), в пищевой и мясомолочной промышленности, где произошло по 2 смертельных случая, за аналогичный период прошлого года в этих отраслях несчастных случаев на производстве со смертельным исходом не было.

В организациях АПК количество пострадавших на производстве со смертельным исходом по сравнению с 2005 годом не изменилось (допущено 34 несчастных случая на производстве со смертельным исходом), однако в истекшем году наблюдался рост пострадавших со смертельным исходом в растениеводстве (с 15 до 28 случаев), в том числе в организациях АПК погибли 1 женщина и 2 несовершеннолетних работника.

Допущен рост травматизма со смертельным исходом в 2006 году по сравнению с 2005 годом в: г. Орске - с 10  до 13 случаев, причем погибли 2 женщины; в Новосергиевском с 3 до 5 смертельных случаев; в Оренбургском районе с 2 до 5 случаев (в том числе погибла 1 женщина), в Октябрьском с 1 до 3 случаев, в которых погибли 4 человека, в Саракташском районе с 1 до 2 смертельных случаев (в том числе погиб 1 несовершеннолетний работник);  в Акбулакском районе зарегистрировано 2 несчастных случая со смертельным исходом, в которых погибли 3 человека, в том числе пострадал 1 несовершеннолетний, в Курманаевском районе произошло 3 смертельных случая,  Соль-Илецком – 2, , за этот же период прошлого года в этих районах случаев смертельного травматизма не было. Предприятия и организации 15 городов и районов области не допустили производственный травматизм со смертельным исходом в 2006 году против 14 в прошлом году.  Анализ производственного травматизма со смертельным исходом в 2006 году в организациях области по отдельным параметрам показан на нижеприведенных графиках.

На  данный момент, основными задачами департамента администрации области по труду, органов местного самоуправления, других участников процесса создания на территории области здоровых и безопасных условий труда должны стать:

 

- продолжение работы по безусловному  выполнению мероприятий областной,  городских и районных программ  по улучшению условий и охраны  труда; 

 

- совершенствование и актуализация правовой  нормативной базы по на областном, так и на муниципальных уровнях, осуществление прямой и обратной связи всех звеньев системы на всех уровнях управления;

 

- осуществление эффективного сотрудничества (социального партнерства)  всех  субъектов социально-трудовых отношений  в решении вопросов охраны  труда: государственных органов,  органов местного самоуправления, органов надзора и контроля, работодателей  и работников, профессиональных  союзов, их объединений и иных уполномоченных работниками представительных органов;

 

- продолжение работы по созданию  и совершенствование единой скоординированной  системы обучения и проверки  знаний по охране труда руководителей  и специалистов, в том числе  обучение по охране труда отдельных категорий застрахованных за счет средств Фонда социального страхования Российской Федерации;

Информация о работе Проблемы обеспечения безопасности труда на предприятиях Оренбуржья