Проблемы обеспечения безопасности труда на предприятиях Оренбуржья

Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Марта 2012 в 13:21, контрольная работа

Описание работы

За последнее время ситуация в экономике страны значительно изменилась. Сделан окончательный шаг в сторону функционального управления, что будет способствовать ликвидации таких институтов, как ведомственный надзор, отраслевое нормативное обеспечение, системы повышения квалификации специалистов, роль которых крайне важна для обеспечения безопасности производств. Ужесточились условия финансирования, средства, выделяемые из бюджета, настолько недостаточны, что отдельные округа и инспекции по этим причинам не могут выполнять многие надзорные функции.

Содержание

• Теоретическая часть
1. Введение.
2. Рост травматизма на производстве в пределах России.
3. Реформа надзорного аппарата.
4. Правовые аспекты надзорной деятельности по технике безопасности на предприятиях Российской Федерации.
5. Охрана труда на предприятиях Оренбургской области. Итоги 2006-2008г.
6. Заключение.
• Практическая часть.
• Библиографический список.

Работа содержит 1 файл

контрольная по социологии.docx

— 182.05 Кб (Скачать)

Кафедра социально-гуманитарных дисциплин

 

 

 

 

 

КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА

 

по дисциплине: Социология

на тему: «Проблемы обеспечения  безопасности труда на предприятиях                             Оренбуржья»

 

 

Выполнила студентка

заочной формы обучения

специальности

080502 «Экономика и управление на предприятии (городское хозяйство)»

второго курса ЭУ-22(з) группы        ____________     

 

 

 

 

Отметка_____________

Рецензент работы

___________ кафедры _______________  ___________   /_________________/

        (должность)                                                  (наименование)                            (подпись)                                           (Ф.И.О.)

 

 

 

 

 

 

 

 

Оренбург

2009

Содержание:

  • Теоретическая часть
  1. Введение.
  1. Рост травматизма на производстве в пределах России.
  2. Реформа надзорного аппарата.
  3. Правовые аспекты надзорной деятельности по технике безопасности на предприятиях Российской Федерации.
  4. Охрана труда на предприятиях Оренбургской области. Итоги 2006-2008г.
  5. Заключение.
  • Практическая часть.
  • Библиографический список.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение.

  За последнее время ситуация  в экономике страны значительно  изменилась. Сделан окончательный  шаг в сторону функционального  управления, что будет способствовать ликвидации таких институтов, как ведомственный надзор, отраслевое нормативное обеспечение, системы повышения квалификации специалистов, роль которых крайне важна для обеспечения безопасности производств. Ужесточились условия финансирования, средства, выделяемые из бюджета, настолько недостаточны, что отдельные округа и инспекции по этим причинам не могут выполнять многие надзорные функции. Практически прекратилось бюджетное финансирование научно-исследовательских работ, что сдерживает обновление нормативной базы и разработку новых законов, повысились тенденции к сокращению и ликвидации на производствах специализированных служб, связанных с безопасностью, есть и другие изменения.

  Все это требует от органов  Гостехнадзора корректировки действий, принятия адекватных мер, направленных на ослабление негативных тенденций проводимых реформ, и на совершенствование надзорной деятельности в этих условиях с учетом действий правительства по реализации послания Президента Российской Федерации Федеральному собранию на 2008 г.

 

Рост травматизма на производстве в пределах России.

Округами  и инспекциями, центральным аппаратом  Гостехнадзора России проводилась целенаправленная работа по совершенствованию надзорной, разрешительной и нормативной деятельности. Рассматривая положение с аварийностью и травматизмом на подконтрольных объектах, состоянием безопасности промышленных производств, можно сделать вывод, что органы Гостехнадзора еще недостаточно влияют на соблюдение правил безопасности, не проявляют должной требовательности к руководителям предприятий, на которых неудовлетворительное состояние условий труда, высокие аварийность и травматизм,

Несмотря  на спад объемов производства, травматизм со смертельным исходом увеличился на 21 % по сравнению с первым полугодием 2007 г. Состояние безопасности и противоаварийной устойчивости в организациях и на объектах, подконтрольных Гостехнадзору России, не улучшается. За 6 мес 2008 г. погибло 226 человек (против 187 человек в первом полугодии 2007г.), произошло 133 аварии — это на 31 % меньше, чем за тот же период 2007 г. Допущено 44 случая группового травмирования (47 — в первом полугодии 2007 г.), при которых пострадало 143 человека, из них 52 погибли (за 6 мес 2007 г. 131 и 33 соответственно). При перевозке опасных грузов железнодорожным транспортом произошло 1287 инцидентов (за 6 мес 2007 г. — 1706), в том числе 849 — утечки нефтепродуктов, ядовитых, других вредных и опасных веществ.

  Рост травматизма со смертельным исходом допущен на производствах, подконтрольных Управлениям по надзору в угольной (на 42 %), химической, нефтехимической и нефтеперерабатывающей (на 50 %), нефтяной и газовой (на 73 %) и горнорудной промышленности (на 7 %), при эксплуатации котлов и сосудов, работающих под давлением, на объектах газового надзора, а также в 21 округе и инспекциях с правами округа. Особенно возрос он на предприятиях, подконтрольных Кузнецкому, Оренбургскому, Средне-Волжскому, Челябинскому, Башкирскому, Мурманскому, Сахалинскому округам.

  Возросла аварийность в 15 округах  Гостехнадзора России, и особенно в Западно-Сибирском, Северо-Кавказском, Ставропольском и Тюменском. Наиболее крупные аварии с групповым травмированием людей произошли на угольных шахтах в результате взрывов метана из-за грубейших нарушений правил безопасности. На шахте “Куллярская” Челябинской обл. погибли 4 человека, “Бошняково” Сахалинской обл. пострадало 5 чел., в том числе 4 — погибли, им. Калинина пострадало 10 человек, из них один скончался. Крупные аварии зарегистрированы при эксплуатации магистральных трубопроводов: на участке нефтепровода Тенгиз—Грозный из-за нарушения правил безопасности при ремонтных работах произошел выброс нефти с загоранием (5 человек получили ожоги, 1 — погиб). На газопроводе Средняя Азия—Центр (Мострансгаз) в результате разрыва трубы и утечки газа произошел взрыв. На Нижегородских магистральных трубопроводах АК “Транснефтепродукт” из-за утечки сгорело 50 т бензина на площади 1,5 га. Вследствие разрушения технологического трубопровода АО “Черномортранснефть” вылилось 380 т нефти с распространением на площади 1,5 га и попаданием в акваторию Черного моря.

    Тенденции роста травматизма  и аварийности наблюдаются практически  во всех отраслях экономики.  Причины такого положения —  изношенные основные фонды; свертывание  работ по реконструкции и модернизации  производств из-за недостаточности  инвестиций; структурные изменения  в управлении производством, при  которых ответственность руководителей  за техническую безопасность  значительно снижена, падение  производственной и технологической  дисциплины, как среди исполнителей  работ, так и руководителей  предприятий. Положение усугубляется  социальными проблемами (это несвоевременная  выплата заработной платы, закрытие  производств и др.).

 

Реформа надзорного аппарата.

  Структурное реформирование в  промышленности, переход от отраслевого  к функциональному управлению  не предусматривают ответственности  (по вертикали управления) за техническую  безопасность производств. В этой  ситуации ключевыми звеньями  в обеспечении технической безопасности  оказываются предприятия, на которые  ложится вся нагрузка. Отдельные  министерства и ведомства отошли  от управления безопасностью.  Ими утрачивается ряд важных  функций, таких, как техническая  политика, отраслевое нормирование, ведомственный надзор и др. В  этих условиях органы надзора  должны определиться: какие функции,  выполнявшиеся ранее отраслевыми ведомствами, ближе к их компетенции и что они могут взять на себя. Это одна из задач совершенствования надзора, и “мотором” в этом деле должен стать центральный аппарат Гостехнадзора России.

 

Правовые аспекты  надзорной деятельности по технике  безопасности на предприятиях. Российской Федерации.

В новых (рыночных) хозяйственных отношениях наряду с техническими проблемами в  надзорной деятельности все чаще возникают и проблемы правового  характера. Актуальным стал вопрос законодательного и нормативного обеспечения надзорной  деятельности, для чего требуется  подготовить и принять ряд  законов, регулирующих безопасность производств в различных сферах экономики, а также и надзорную деятельность.

Принят  Федеральный закон “О промышленной безопасности опасных производственных объектов”. Он направлен на регулирование  промышленной безопасности на объектах, подконтрольных Гостехнадзору России. Основная цель закона — снижение вероятности возникновения аварий на опасных производственных объектах благодаря принятию мер по предупреждению промышленных аварий. Требования промышленной безопасности устанавливаются законом для всех стадий функционирования опасного производственного объекта, начиная с его проектирования и заканчивая выводом объекта из эксплуатации. Не менее важны и такие требования закона, как проведение экспертизы промышленной безопасности, анализ причин аварий и их учет на промышленных объектах, допуск к работе на опасных производственных объектах лиц, имеющих соответствующую квалификацию.

Закон устанавливает обязанности и  права должностных лиц федерального органа исполнительной власти, специально уполномоченного в области промышленной безопасности, которые распространяются как на работников центрального аппарата, так и работников округов и инспекций. Для введения в действие Федерального закона “О промышленной безопасности опасных производственных объектов” разработан план его реализации, готовится соответствующее распоряжение Правительства. Закон предусматривает принятие Правительством ряда правовых документов. Гостехнадзору России также предстоит разработать и утвердить ряд документов в порядке реализации этого закона. Чтобы закон начал действовать, нужна активная, целенаправленная работа, для чего следует уже сегодня определить ее направление для центрального аппарата Госгортехнадзора России, округов и инспекций.

Закон “О промышленной безопасности опасных  производственных объектов” потребует  также пересмотра ряда нормативных  актов (правил, инструкций, положений) Гостехнадзора России, приведения нормативной базы в соответствие с действующим законодательством.

Не  обеспечили своевременное утверждение  нормативов Управления по котлонадзору и надзору за подъемными сооружениями, по надзору за охраной недр и геолого-маркшейдерскому  контролю, отделы по надзору в металлургической промышленности, за предприятиями по хранению и переработке зерна. Необходимо срочно принимать меры по исправлению  такого положения с тем, чтобы  программу 2008 г. выполнить в полном объеме. Заместителям начальника Гостехнадзора России следует установить контроль за устранением отмеченных недостатков. К основным причинам необеспечения своевременного утверждения НТД относятся: низкое качество проектов НТД, представляемых разработчиком заказчику, перебои с финансированием, затруднения при согласовании с министерствами и ведомствами, недостаточная активность и контроль за разработкой со стороны управлений и отделов Гостехнадзора России.

Совершенствование нормативного регулирования — важная задача надзорного органа.

Назрела необходимость пересмотреть “Положение о разработке, согласовании и пересмотре руководящих документов” и дополнить  его пунктом, предусматривающим  четкую организацию и регистрацию  выхода из печати нормативного акта, ввода  его в действие, контроль за поступлением нормативного акта к пользователю, уточнить действующие положения, исходя из опыта последних лет и положений принятого закона “О промышленной безопасности опасных производственных объектов”.

Для совершенствования нормативной  базы Гостехнадзором России разработана и утверждена среднесрочная программа разработки (пересмотра) нормативных документов на 2007-2012 гг. Данная программа предусматривает разработку и пересмотр более ста нормативных документов.

 

Охрана труда на предприятиях Оренбургской области. Итоги 2006-2008г.

В соответствии с «Программой по улучшению условий  и охраны труда в Оренбургской области на 2006 – 2008 годы» выполнен значительный объем работ по совершенствованию нормативного и правового обеспечения по вопросам охраны труда, созданию системы государственного управления охраной труда, обеспечению прав и гарантий работников на труд в условиях, соответствующих требованиям охраны труда.

Законодательным Собранием области по проекту, внесенному департаментом администрации области  по труду, принят Закон «О внесении изменений в Закон Оренбургской области «Об охране труда в  Оренбургской области».

В дополнение к уже имеющейся в области  нормативной базе специалистами  департамента администрации области  по труду разработан ряд методических материалов, в числе которых - методические рекомендации специалистам по охране труда органов по труду горрайадминистраций области «О порядке организации и проведения контроля состояния условий и охраны труда в организациях Оренбургской области», «Основные критерии оценки соответствия лицензируемых видов деятельности требованиям законодательных, нормативных, правовых актов и других документов по охране труда» и др.

Продолжалась  работа по совершенствованию государственной  системы управления охраной труда, вхождению в территориальную  систему управления охраной труда  органов местного самоуправления, координации  деятельности и улучшению работы элементов системы как на областном уровне, так и на уровне муниципальных образований. В 2006 году формирование такой системы на уровне области в основном завершено.

Для ее функционирования имеется необходимая  нормативная и правовая база, действуют  государственные структуры и  общественные формирования.

Завершается создание системы управления охраной  труда в органах местного самоуправления. Во всех администрациях городов и  районов введены в штат специалисты, ведущие вопросы охраны труда, или  определены ответственные лица за охрану труда, в 32 городах и районах приняты  положения о системе управления охраной труда.

Понимая сложности этой работы, связанные прежде всего с недостаточностью правовой базы, определяющей роль муниципальных образований в решении вопросов улучшения условий и охраны труда, департамент администрации области по труду 10 октября 2006 года за № 04-05/659 в комитет по труду и социальной политике Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации, а 6 ноября 2002 года за №04-05/748 в Министерство труда и социального развития Российской Федерации направил предложения по изложению статьи 7 (Полномочия органов местного самоуправления в области охраны труда) Федерального закона от 17 июля 1999 г. №181-ФЗ «Об основах охраны труда в Российской Федерации» в новой редакции.

Информация о работе Проблемы обеспечения безопасности труда на предприятиях Оренбуржья