Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Апреля 2013 в 00:22, курсовая работа
Предметом данной курсовой работы выступает проявление особенностей юношеского возраста в любви и дружбе.
Цель курсовой работы - изучение особенностей любви и дружбы в юношеском возрасте.
Задачи данной курсовой работы заключаются в следующем:
1. изучить научную литературу по избранной теме;
2. выявить особенности дружбы в юношеском возрасте;
3. рассмотреть значение любви в жизни молодых людей;
Введение
1. Юность как психологический возраст
1.1Юность - стадия жизненного пути
1.2 Периодизация юности
2. Психология юношеских отношений
2.1 Дружба и ее проявление в юношеском возрасте
2.2 Юношеская любовь и ее значение
Заключение
Список литературы
САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКИЙ
Факультет социологии
_________________________
Кафедра теории и практики социальной работы
Проблемы любви и дружбы в юношеском возрасте
Курсовая работа по направлению подготовки
040100 – Социальная работа
2012
Содержание
Введение
1. Юность как психологический возраст
1.1Юность - стадия жизненного пути
2.1 Дружба и ее проявление в юношеском возрасте
2.2 Юношеская любовь и ее значение
Заключение
Список литературы
Введение
Юность – это один из этапов развития человека, его жизни. Данный этап характеризуется формированием психических функций, кардинальными изменениями в структуре и содержании личности. Юношеский возраст характеризуется большим стремлением к дружеским отношениям и любви.
Дружба юношей и девушек отличается более глубоким и устойчивым характером, чем у подростков. Значимым становится стремление к эмоциональной теплоте, искренности. Возникает желание поделиться с другом чем-то личным. Достаточно характерным является то, что юноши пытаются идеализировать дружбу и своих друзей.
В то же время они достаточно требовательны по отношению к ним. У юношей может возникнуть ощущение в недостаточной близости с друзьями.
Объектом данной курсовой работы является юношеский возраст.
Предметом данной курсовой работы выступает проявление особенностей юношеского возраста в любви и дружбе.
Цель курсовой работы
- изучение особенностей любви и дружбы
в юношеском возрасте.
Задачи данной курсовой работы заключаются
в следующем:
1. изучить научную литературу по избранной
теме;
2. выявить особенности дружбы в юношеском
возрасте;
3. рассмотреть значение любви в жизни
молодых людей;
Теоретической основой данной курсовой выступает работа И.С. Кона «Психология юношеского возраста», М., 1979
Глава 1. Юность как психологический возраст
Юношеский возраст выделился исторически недавно, а универсальным феноменом, охватывающим все слои общества, стал только с конца XIX в., с развитием индустриализации и урбанизации. Юность — относительно самостоятельный период жизни, имеющий собственную ценность. Основная задача юности – дать личности вступить в зрелость. Юность аккумулирует в себе все новообразования предыдущих возрастов, и они проявляются в юности в новом качестве.
Трактовка юности как периода онтогенетического развития зависит от установок авторов того или иного подхода.
Биогенетические теории полагают, что именно биологические процессы роста детерминируют все остальные стороны развития, и рассматривают юность, прежде всего, как этап развития организма, характеризующийся мощным ростом различных способностей и функций и достижениями наивысшего уровня.
Психоаналитические теории (3. Фрейд, А. Фрейд) видят в юности определенный этап психосексуального развития, когда приток инстинктивной энергии либидо должен быть компенсирован защитными механизмами Я. Борьба тенденций со стороны Оно и Я проявляется в возрастающем беспокойстве и увеличении конфликтных ситуаций, которые постепенно, по мере установления новой гармонии Я и Оно, преодолеваются.
В
противоположность
В психосоциальной теории Э. Эриксона в период юности должна быть решена центральная задача достижения идентичности, создания непротиворечивого образа самого себя в условиях множественности выборов (ролей, партнеров, групп общения и т.п.).
Социологические теории юности рассматривают ее как определенный этап социализации, переход от зависимого детства к самостоятельной и ответственной деятельности взрослого при решающей детерминации со стороны общества.
Психологические теории придают важнейшее значение субъективной стороне, характерным чертам внутреннего мира и самосознания взрослеющего индивида, его вкладу как активного творца собственного взросления..
Возрастные задачи в период взросления, которые выделил Р. Хавигхерст:
—
принятие собственной внешности, осознание
особенностей своего тела и формирование
умений эффективно его использовать (в
труде, спорте и т.д.);
— усвоение мужской или женской роли (складывание
индивидуальной структуры своего гендерного
поведения, своего «образа» гендерной
роли, внутренней позиции мужчины или
женщины; например, для девушки это может
быть образ «тургеневской девушки», «своей
в доску» девчонки или «роковой красавицы»);
— установление новых и более зрелых отношений
со сверстниками обоих полов;
— завоевание эмоциональной независимости
от родителей и других взрослых;
— подготовка к профессиональной карьере, обучение нацелено на получение профессии (в вузе или непосредственно на рабочем месте, и даже еще в школе — при дифференцированном отношении к разным учебным предметам, при посещении подготовительных курсов);
— подготовка к браку и семейной жизни, приобретение знаний и социальной готовности принять на себя ответственность, связанную с партнерством и семьей;
— формирование социально ответственного поведения, гражданской активности (в том числе политической, идеологической, экологической и т.д.);
— построение внутренней системы ценностей и этического сознания как руководства для поведения.*
Задачи
развития включают определение своего
места во взрослом мире, принятие и
освоение социальных ролей, разрешение
ролевых конфликтов, дальнейшее совершенствование
стратегий преодоления
На сегодняшний день, к сожалению, не существует единой общепринятой классификации возрастных периодов развития человека, хотя в разное время предпринимались многочисленные попытки создания возрастной периодизации. В результате этого появилось множество различных классификаций, а единой классификации так и не было создано.
Психологи разграничивают подростковый
возраст (отрочество) и юность. Но хронологические
грани этих периодов весьма условны,
они частично пересекаются. Никто
не назовет 11—13-летнего мальчика юношей,
18—19-летнего юношу —
В схеме возрастной периодизации онтогенеза,
принятой на VII Всесоюзной конференции
по проблемам возрастной морфологии, физиологии
и биохимии, подростковый возраст был
определен как 13—16 лет для мальчиков и
12—15 лет для девочек, а юношеский — как
17—21 год для юношей и 16—20 лет для девушек.
______________________________
В авторитетных руководствах по возрастной
физиологии утверждается, что юношеский
возраст начинается с 17 лет и заканчивается
у юношей в 22—23 года, а у девушек
— в 19—20 лет.
В психолого-педагогической литературе
акцент делается не на физическом развитии,
а на смене ведущих форм деятельности.
Однако эта периодизация тоже не однозначна
и не охватывает всех сторон развития
личности. Д. Б. Эльконин называет период
от 11 до
17 лет «подростничеством», подразделяя его на две фазы.
Ведущей деятельностью 11—15-летних (средний школьный возраст) Д. Б. Эльконин считает общение в системе общественно полезной деятельности, включающей такие ее коллективно выполняемые формы, как общественно-организационная, спортивная, художественная и трудовая. Внутри этой деятельности подростки овладевают способностью строить общение в зависимости от различных задач и требований жизни, способностью ориентироваться в личных особенностях и качествах других людей, способностью сознательно подчиняться нормам, принятым в коллективе.
У 15—17-летних (старший школьный возраст) ведущей становится учебно-профессиональная деятельность, благодаря которой у старшеклассников формируются определенные познавательные и профессиональные интересы, элементы исследовательских умений, способность строить жизненные планы и вырабатывать нравственные идеалы, самосознание. Указания на развитие эмоций, психосексуальное развитие и задачи, связанные с подготовкой к вступлению в брак, в этой периодизации отсутствуют.
Л. И. Божович определяет старший школьный возраст как юношеский, сосредоточив все свое внимание на развитии мотивационной сферы личности: определении старшеклассником своего места в жизни и внутренней позиции, формировании мировоззрения и его влиянии на познавательную деятельность, самосознание и моральное сознание *
В учебном пособии «Возрастная и педагогическая психология» под редакцией проф. А. В. Петровского границы подросткового периода устанавливаются между 11—12 и 14—15 годами, а возраст между 14—15 и 17 годами определяется как ранняя юность.
В социологической литературе
возрастная периодизация основывается
главным образом на изменении
общественного положения и
*Божович Л. И. Личность и ее формирование в детском возрасте. М., Просвещение, 1968).
Таким образом, возрастные категории
обозначают не просто хронологический
возраст и определенную ступень
индивидуального развития (созревания),
но и определенный социальный статус,
специфическое для данного
Глава 2 Психология юношеских отношений
2.1 Дружба и ее проявление в юношеском возрасте
В юношеском возрасте происходит увеличение потребности в общении, увеличение времени на общение и расширение его круга (не только в школе, семье, по соседству, но и в разных географических, социальных, виртуальных пространствах).
Параллельно с расширением сферы общения происходит и углубление, индивидуализация общения.
Дружба — важнейший вид
Возрастная динамика дружбы, как и прочих межличностных отношений, измеряется степенью ее избирательности, устойчивости и интимности. Все эти качества с переходом от детства к отрочеству и от отрочества к юности возрастают. Чем старше человек, тем меньшее влияние на его дружеские отношения оказывают внешние, ситуативные факторы.
С развитием интеллекта повышается способность
ребенка интегрировать противоречивую
информацию, отодвигая частности на задний
план. В сфере межличностных отношений
это выражается в росте терпимости: ссора,
которая у младших подростков означала
бы конец дружбы, в юности воспринимается
как частность, которой можно пренебречь
ради сохранения более глубокой общности.
Но все же самый важный сдвиг в психологии
дружбы переходного периода — рост ее
глубины, психологической интимности.
Юношеская дружба сама по себе многофункциональна,
этим в первую очередь объясняется многообразие
ее форм: от простого совместного времяпрепровождения
до глубочайшего самораскрытия. Но в отличие
от групповых отношений, в основе которых
обычно лежит какая-то совместная деятельность,
дружба является эмоциональной привязанностью.
Реальная или подразумеваемая личностная
близость для нее важнее, чем общность
предметных интересов, хотя обычно эти
моменты в какой-то степени совмещаются.
Психологическая ценность юношеской дружбы в том, что она есть одновременно школа самораскрытия и школа понимания другого человека. (Например, юноши и девушки 15-16 лет предпочитают дружить со старшими).
Потребность в эмоциональном контакте со старшим иногда принимает форму страстного увлечения, когда во взрослом видят живое воплощение идеала.
Но потребность в дружбе со сверстником еще сильнее (Друг может быть младше или старше на 1-2 года).
Ориентация на ровесника говорит о стремлении к более или менее равным отношениям. Дружба с ним основывается на принципе сходства и равенства: Выбор более старшего друга выражает, напротив, потребность в примере, опеке, руководстве.
Информация о работе Проблемы любви и дружбы в юношеском возрасте