Проблемы любви и дружбы в юношеском возрасте

Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Апреля 2013 в 00:22, курсовая работа

Описание работы

Предметом данной курсовой работы выступает проявление особенностей юношеского возраста в любви и дружбе.
Цель курсовой работы - изучение особенностей любви и дружбы в юношеском возрасте.
Задачи данной курсовой работы заключаются в следующем:
1. изучить научную литературу по избранной теме;
2. выявить особенности дружбы в юношеском возрасте;
3. рассмотреть значение любви в жизни молодых людей;

Содержание

Введение
1. Юность как психологический возраст
1.1Юность - стадия жизненного пути
1.2 Периодизация юности
2. Психология юношеских отношений
2.1 Дружба и ее проявление в юношеском возрасте
2.2 Юношеская любовь и ее значение
Заключение
Список литературы

Работа содержит 1 файл

возрпсихкурсач.docx

— 41.31 Кб (Скачать)

 

САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ  УНИВЕРСИТЕТ

            Факультет социологии

        _________________________

            Кафедра теории и практики социальной работы

 

 

 

 

Проблемы любви и дружбы в юношеском возрасте

Курсовая работа по направлению  подготовки

         040100 – Социальная работа

 

 

 

                                                           Работу выполнила студентка

                                                         2 курса дневного отделения

                                                    Фомина Диана Игоревна

 

                                                  

 

 

 

 

 

                                      Санкт-Петербург

                        2012

 

Содержание

Введение

1. Юность как психологический возраст

1.1Юность - стадия жизненного пути

1.2 Периодизация юности

2.  Психология юношеских отношений

2.1 Дружба и ее проявление в юношеском возрасте

2.2 Юношеская любовь и ее значение

Заключение

Список литературы

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

Юность – это один из этапов развития человека, его жизни. Данный этап характеризуется формированием психических функций,  кардинальными изменениями в структуре и содержании личности. Юношеский возраст характеризуется большим стремлением к дружеским отношениям и любви.

Дружба юношей и девушек  отличается более глубоким и устойчивым характером, чем у подростков. Значимым становится стремление к эмоциональной  теплоте, искренности. Возникает желание  поделиться с другом чем-то личным. Достаточно характерным является то, что юноши пытаются идеализировать дружбу и своих друзей.

В то же время они достаточно требовательны по отношению к  ним. У юношей может возникнуть ощущение в недостаточной близости с друзьями.

Объектом данной курсовой работы является юношеский  возраст.

Предметом данной курсовой работы выступает проявление особенностей юношеского возраста в  любви и дружбе.

Цель курсовой работы - изучение особенностей любви и дружбы в юношеском возрасте. 
Задачи данной курсовой работы заключаются в следующем:  
1. изучить научную литературу по избранной теме; 
2. выявить особенности дружбы в юношеском возрасте;  
3. рассмотреть значение любви в жизни молодых людей;  

Теоретической основой  данной курсовой выступает работа И.С. Кона «Психология юношеского возраста», М., 1979

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 1. Юность как психологический возраст

    1. Юность - стадия жизненного пути

Юношеский возраст выделился исторически  недавно, а универсальным феноменом, охватывающим все слои общества, стал только с конца XIX в., с развитием индустриализации и урбанизации. Юность — относительно самостоятельный период жизни, имеющий собственную ценность. Основная задача юности – дать личности вступить в зрелость. Юность аккумулирует в себе все новообразования предыдущих возрастов, и они проявляются в юности в новом качестве.

Трактовка юности как периода онтогенетического  развития зависит от установок авторов  того или иного подхода.

Биогенетические теории полагают, что именно биологические  процессы роста детерминируют все  остальные стороны развития, и  рассматривают юность, прежде всего, как этап развития организма, характеризующийся мощным ростом различных способностей и функций и достижениями наивысшего уровня.

Психоаналитические  теории (3. Фрейд, А. Фрейд) видят в юности определенный этап психосексуального развития, когда приток инстинктивной энергии либидо должен быть компенсирован защитными механизмами Я. Борьба тенденций со стороны Оно и Я проявляется в возрастающем беспокойстве и увеличении конфликтных ситуаций, которые постепенно, по мере установления новой гармонии Я и Оно, преодолеваются.

В противоположность психоанализу, Э. Шпрангер считал, что в юности происходит врастание индивида в культуру, «в объективный и нормативный дух данной эпохи».

В психосоциальной теории Э. Эриксона в период юности должна быть решена центральная задача достижения идентичности, создания непротиворечивого образа самого себя в условиях множественности выборов (ролей, партнеров, групп общения и т.п.).

Социологические теории юности рассматривают ее как  определенный этап социализации, переход  от зависимого детства к самостоятельной  и ответственной деятельности взрослого  при решающей детерминации со стороны  общества.

Психологические теории придают важнейшее значение субъективной стороне, характерным  чертам внутреннего мира и самосознания взрослеющего индивида,   его вкладу как активного творца собственного взросления..

Возрастные  задачи в период взросления, которые  выделил Р. Хавигхерст:

—   принятие  собственной  внешности,   осознание  особенностей своего тела и формирование умений эффективно его использовать (в труде, спорте и т.д.); 
— усвоение мужской или женской роли (складывание индивидуальной  структуры  своего гендерного  поведения,   своего   «образа» гендерной роли, внутренней позиции мужчины или женщины; например, для девушки это может быть образ «тургеневской девушки»,  «своей в доску» девчонки или «роковой красавицы»); 
— установление новых и более зрелых отношений со сверстниками обоих полов;    
—   завоевание  эмоциональной независимости  от  родителей  и других взрослых;

—  подготовка к профессиональной карьере, обучение нацелено на получение профессии (в вузе или непосредственно на рабочем месте, и даже еще в школе — при дифференцированном отношении к разным учебным предметам, при посещении подготовительных курсов);

— подготовка к браку и семейной жизни, приобретение знаний и социальной готовности принять на себя ответственность, связанную с партнерством и семьей;

—  формирование социально ответственного поведения,  гражданской активности  (в том числе политической,  идеологической, экологической и т.д.);

—  построение внутренней системы ценностей и этического сознания как руководства для поведения.*

Задачи  развития включают определение своего места во взрослом мире, принятие и  освоение социальных ролей, разрешение ролевых конфликтов, дальнейшее совершенствование  стратегий преодоления трудностей. Некоторые из этих задач в большей  степени характерны для подросткового возраста, другие — именно для юности.

1.2 Периодизация юности

На сегодняшний день, к  сожалению, не существует единой общепринятой классификации возрастных периодов развития человека, хотя в разное время  предпринимались многочисленные попытки  создания возрастной периодизации. В  результате этого появилось множество  различных классификаций, а единой классификации так и не было создано.

Психологи разграничивают подростковый возраст (отрочество) и юность. Но хронологические  грани этих периодов весьма условны, они частично пересекаются. Никто  не назовет 11—13-летнего мальчика юношей, 18—19-летнего юношу — подростком. А вот возраст между 14—15 и 16—17 годами в одних случаях определяется как ранняя юность, в других —  как конец отрочества. 
В схеме возрастной периодизации онтогенеза, принятой на VII Всесоюзной конференции по проблемам возрастной морфологии, физиологии и биохимии, подростковый возраст был определен как 13—16 лет для мальчиков и 12—15 лет для девочек, а юношеский — как 17—21 год для юношей и 16—20 лет для девушек. _________________________________________________________________________ *Возрастная психология (Психология развития и возрастная психология) (И.В. Шаповаленко), М.:, 2005

В авторитетных руководствах по возрастной физиологии утверждается, что юношеский  возраст начинается с 17 лет и заканчивается  у юношей в 22—23 года, а у девушек  — в 19—20 лет. 
 
В психолого-педагогической литературе акцент делается не на физическом развитии, а на смене ведущих форм деятельности. Однако эта периодизация тоже не однозначна и не охватывает всех сторон развития личности. Д. Б. Эльконин называет период от 11 до

17 лет «подростничеством», подразделяя его на две фазы.

Ведущей деятельностью 11—15-летних (средний  школьный возраст) Д. Б. Эльконин считает общение в системе общественно полезной деятельности, включающей такие ее коллективно выполняемые формы, как общественно-организационная, спортивная, художественная и трудовая. Внутри этой деятельности подростки овладевают способностью строить общение в зависимости от различных задач и требований жизни, способностью ориентироваться в личных особенностях и качествах других людей, способностью сознательно подчиняться нормам, принятым в коллективе.

У 15—17-летних (старший школьный возраст) ведущей становится учебно-профессиональная деятельность, благодаря которой  у старшеклассников формируются  определенные познавательные и профессиональные интересы, элементы исследовательских  умений, способность строить жизненные  планы и вырабатывать нравственные идеалы, самосознание. Указания на развитие эмоций, психосексуальное развитие и задачи, связанные с подготовкой к вступлению в брак, в этой периодизации отсутствуют.

Л. И. Божович определяет старший школьный возраст как юношеский, сосредоточив все свое внимание на развитии мотивационной сферы личности: определении старшеклассником своего места в жизни и внутренней позиции, формировании мировоззрения и его влиянии на познавательную деятельность, самосознание и моральное сознание *

В учебном пособии «Возрастная  и педагогическая психология» под  редакцией проф. А. В. Петровского  границы подросткового периода  устанавливаются между 11—12 и 14—15 годами, а возраст между 14—15 и 17 годами определяется как ранняя юность.

В социологической литературе возрастная периодизация основывается главным образом на изменении  общественного положения и социальной деятельности личности, причем акцент делается скорее на свойствах юношества  как социально-демографической группы. Социологов интересует не столько грань  между отрочеством и юностью, сколько рубежи и критерии перехода к взрослости, в которых тоже много  спорного. __________________________________________________________________________

*Божович Л. И. Личность и ее формирование в детском возрасте. М., Просвещение, 1968).

Таким образом, возрастные категории  обозначают не просто хронологический  возраст и определенную ступень  индивидуального развития (созревания), но и определенный социальный статус, специфическое для данного возрастного  слоя общественное положение и деятельность. Здесь налицо обратная связь. С одной  стороны, люди разного возраста (за которым стоит соответствующий  уровень развития) различаются по своей способности выполнять  те или иные социальные функции (роли).

Глава 2 Психология юношеских отношений

2.1 Дружба и ее проявление в юношеском возрасте

В юношеском возрасте происходит увеличение потребности в общении, увеличение времени на общение и расширение его круга (не только в школе, семье, по соседству, но и в разных географических, социальных, виртуальных пространствах).

Параллельно с расширением сферы общения  происходит и углубление, индивидуализация общения.

Дружба — важнейший вид эмоциональной  привязанности и межличностных  отношений юношеского возраста. Очень  часто можно услышать мнение, что  под влиянием ускорения ритма  жизни и расширения круга общения  дружеские отношения современной  молодежи становятся более поверхностными и экстенсивными, что дружба вытесняется широкими приятельскими компаниями, основанными на общности развлечений, и т.п.

Возрастная динамика дружбы, как  и прочих межличностных отношений, измеряется степенью ее избирательности, устойчивости и интимности. Все эти  качества с переходом от детства  к отрочеству и от отрочества к  юности возрастают. Чем старше человек, тем меньшее влияние на его  дружеские отношения оказывают  внешние, ситуативные факторы.

С развитием интеллекта повышается способность ребенка интегрировать противоречивую информацию, отодвигая частности на задний план. В сфере межличностных отношений это выражается в росте терпимости: ссора, которая у младших подростков означала бы конец дружбы, в юности воспринимается как частность, которой можно пренебречь ради сохранения более глубокой общности. Но все же самый важный сдвиг в психологии дружбы переходного периода — рост ее глубины, психологической интимности. 
 
Юношеская дружба сама по себе многофункциональна, этим в первую очередь объясняется многообразие ее форм: от простого совместного времяпрепровождения до глубочайшего самораскрытия. Но в отличие от групповых отношений, в основе которых обычно лежит какая-то совместная деятельность, дружба является эмоциональной привязанностью. Реальная или подразумеваемая личностная близость для нее важнее, чем общность предметных интересов, хотя обычно эти моменты в какой-то степени совмещаются.

Психологическая ценность юношеской дружбы в том, что она есть одновременно школа самораскрытия и школа понимания другого человека. (Например, юноши и девушки 15-16 лет предпочитают дружить со старшими).

Потребность в эмоциональном контакте со старшим иногда принимает форму  страстного увлечения, когда во взрослом видят живое воплощение идеала.

Но потребность в дружбе со сверстником еще сильнее (Друг может быть младше или старше на 1-2 года).

Ориентация на ровесника говорит  о стремлении к более или менее  равным отношениям. Дружба с ним  основывается на принципе сходства и  равенства: Выбор более старшего друга выражает, напротив, потребность в примере, опеке, руководстве.

Информация о работе Проблемы любви и дружбы в юношеском возрасте