Проблемы и перспективы реформирования ЖКХ в России

Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Декабря 2010 в 12:36, контрольная работа

Описание работы

Всего в ЖКХ насчитывается более 52 тысяч предприятий и организаций, на которых занято свыше 4 миллионов 200 тысяч человек. По числу занятых ЖКХ уступает только промышленности, сельскому хозяйству, образованию и здравоохранению. На долю ЖКХ приходится около 30 процентов основных фондов страны.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 3
Предпосылки проведения реформы ЖКХ в России 3
1.1. Анализ состояния жилищно-коммунальной сферы России 3
1.2. Основные задачи и цели реформирования ЖКХ в России 4
ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ 7
Оценка результатов проведения реформы ЖКХ
на современном этапе и перспективы дальнейшего развития 7
2.1. Проблемы внедрения программы реформирования ЖКХ в России 7
2.2. Перспективы реформирования ЖКХ в России 14
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 19
Список использованной литературы 21

Работа содержит 1 файл

основы соц-рыночного хозяйства.doc

— 121.50 Кб (Скачать)

2.2. Перспективы реформирования  ЖКХ в России

       Традиционный  набор альтернативных предложений  известен, а именно:

       1) повысить цену рабочей силы (рыночная  мера) с одновременным освобождением от подоходного налога граждан с низким уровнем дохода и введением прогрессивной шкалы подоходного дохода для остальных категорий, в первую очередь высокооплачиваемых (профессор Б. Ракитский, академики Российской академии наук Д. Львов, Н. Шмелев и другие);

       2) установить квартирную надбавку (единую или дифференцированную) к заработной плате или пенсии соразмерно росту тарифов ЖКХ (профессоры Г. Попов, Б. Ракитский и другие);

       3) предоставлять бесплатные услуги  ЖКХ в рамках социально-гарантированного минимума, а сверх этого минимума -платные (кандидат экономических наук О. Пчелинцев и другие);

       4) направить часть средств так  называемого Стабилизационного  фонда на оздоровление ЖКХ  (по расчетам академика Российской  академии наук Д. Львова, в течение  двух лет из-за инфляции неиспользуемые средства этого фонда обесценились на 8-9 миллиардов долларов США);

       5) провести дореформенную санацию  объектов ЖКХ за счет средств  государственного бюджета или  в процессе реформы ЖКХ - за  счет государственных кредитов, которые должны быть погашены из средств «оздоровленных» предприятий ЖКХ, с последующей продажей их имущества на аукционах (так считает ряд оппонентов правительственного плана реформы ЖКХ, например доктор экономических наук, член-корреспондент Российской академии наук С. Глазьев и другие);

       6) не допустить приватизацию ЖКХ  до его демонополизации и развития  конкуренции в управлении и  обслуживании жилищно-коммунальной  сферы, что даст возможность,  а не только формальное право,  собственникам жилья и предприятиям  жилищно-коммунального назначения выбирать организацию, которая сможет обеспечить необходимое качество работ и услуг по более низким ценам;

       7) установить общественный контроль  за функционированием ЖКХ (проведение  институтами гражданского общества  обязательного общего и социального аудита в сфере ЖКХ и т. д.) в качестве одного из важнейших условий обеспечения прозрачности реформы и деятельности ЖКХ;

       8) провести общественные независимые  экспертизы обоснованности тарифов  ЖКХ;

       9) установить действенный государственный контроль за тарифами производителей услуг ЖКХ, рост которых превышает инфляцию как текущую, так и прогнозируемую. В первую очередь речь идет о контроле за тарифами предприятий-монополистов (Газпром, РАО «ЕЭС», Водоканал и водоотведение и т. п.) путем прямого регулирования или фиксации тарифов для предприятий, работающих в этой сфере, а также тарифов на жилищно-коммунальные услуги для населения. Однако до сих пор Министерство регионального развития Российской Федерации не утвердило методику расчета тарифов на услуги ЖКХ. В результате даже в пределах одного субъекта Российской Федерации тарифы предприятий жилищно-коммунального хозяйства в разных муниципалитетах отличаются в десятки раз. В случае провала попыток установления действенного государственного контроля тарифов предприятий-монополистов, обслуживающих ЖКХ, остается крайнее средство - их национализация (деприватизация) или муниципализация с включением в сектор так называемой социальной экономики, главной целью хозяйствующих субъектов которой является не извлечение прибыли, а удовлетворение социальных потребностей общества и его граждан;

       10) ввести экономические санкции  в отношении предприятий ЖКХ  в случае нарушения ими договорных  обязательств перед потребителями  их услуг; 

       11) повысить роль институтов гражданского общества (общин, земств, других органов самодеятельности населения) и органов местного самоуправления при проведении реформы ЖКХ.

       Разработчики  таких предложений, по крайней мере, большая их часть, исходят из того, что сфера ЖКХ должна стать рыночной или, как это стало модным говорить, «социально-ориентированным» рыночным сектором экономики России.

       При реформировании ЖКХ необходимо следующее:

       1) отказаться от абсолютизации идеи частной собственности на жилье. Мировой опыт дает немало примеров успешной работы предприятий ЖКХ в сфере предоставления услуг гражданам, проживающим в муниципальном жилье;

       2) одновременно отказаться от абсолютизации идеи приватизации муниципальных предприятий в сфере ЖКХ и передачи в частный сектор жилищно-коммунальных услуг. Предприятия ЖКХ, по существу, должны быть отнесены к категории стратегических, которые призваны обеспечивать здоровье, права и законные интересы населения. Они, как и стратегические предприятия других отраслей, должны быть выведены из процесса приватизации. Предприятия ЖКХ фактически обеспечивают содержание муниципальных «естественных» монополий, жизненно важных для обеспечения безопасности граждан: водоснабжения и водоотведения, электро-, газо- и теплоснабжения. За рубежом успешно работают муниципальные предприятия ЖКХ, предоставляющие услуги потребителям, которые проживают как в муниципальном, так и в частном жилье;

       3) определить место рынка в реформе ЖКХ, равно как и в экономике страны в целом. Надежды ортодоксов современного экономического либерализма на то, что «невидимая рука» рынка «все решит», не ( оправдали себя и не могут оправдать в принципе, прежде всего по причине несовпадения либо по меньшей мере из-за возможности несовпадения интересов отдельного индивидуума, групп (коллективов) индивидуумов и общества в целом. Отсюда вытекает необходимость нахождения средств и инструментариев, обеспечивающих должный учет и защиту общественных интересов в деятельности предприятий.

       В мире накоплен соответствующий опыт, прежде всего опыт создания и функционирования так называемых «социальных предприятий», не ставящих главной целью своей деятельности извлечение прибыли, В своей совокупности они образуют фундамент того, что в развитых странах получило название «социальная экономика». Значительный опыт накоплен в мире по обеспечению социальной ориентации социально значимых предприятий для страны, региона, территории, формально не являющихся социальными. Основными механизмами такого обеспечения являются предоставление льгот по уплате налогов, размещение государственных и муниципальных заказов социального назначения, предоставление льгот гражданам и юридическим лицам, оказывающим таким предприятиям материальную помощь и т. п. На это направляется порядка одной трети внутреннего валового продукта развитых стран;

       4) определить состав муниципального имущества ЖКХ функционально-целевого назначения для обеспечения муниципальных функций по вопросам местного значения (в том числе предоставление услуг ЖКХ) на основании Федерального закона от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления». При этом имущество ЖКХ, используемое для предоставления коммунальных услуг, должно находиться исключительно в муниципальной казне или в оперативном управлении муниципальных страгегических предприятий, а также некоммерческих организаций различных организационно-правовых форм с муниципальным участием в их имуществе или капитале. Это имущество (капитал), не может быть выведено из состава муниципального имущества функционально-целевого назначения, предназначенного для обеспечения жилищно-коммунальных полномочий органов местного самоуправления (перечень такого имущества утверждается органами местного самоуправления);

       5) использовать новые формы управления предприятиями ЖКХ, образованными трудовыми коллективами: аренда, в том числе в с правом выкупа арендованного имущества, доверительное управление, концессия и т. п. В случае приватизации имущества ЖКХ представляется целесообразным применение таких ее законных способов, как конкурс с экономическими и социальными условиями, продажа имущества ЖКХ посредством публичного предложения и без объявления цены для организаций, созданных работниками, и других способов;

       6) реорганизовать предприятия ЖКХ посредством создания вертикально-интегрированных структур (ВИС), а также некоммерческих профессиональных саморегулируемых организаций работников (в том числе в форме автономных учреждений), предоставляющих конкретные услуги жилищно-коммунального назначения, что позволит обеспечить экономический и социальный эффекты за счет кооперации и координации их сервисной деятельности;

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

       Сравнительная оценка уровня развития ЖКХ в России и развитых зарубежных странах демонстрирует  недостаточный уровень качества обслуживания населения и неэффективный  механизм хозяйствования в ЖКХ России. Разработка и реализация качественно новых подходов к организации и управлению этим комплексом должны проводиться с учетом опыта развитых зарубежных стран.

       В последние годы стало очевидно, что единственный способ в реализации задач ЖКК - это системный подход, поскольку торможение реформ не связано с отдельными неудачами руководителей, а стало явлением, охватившим значительное число регионов страны. Существует определенное противоречие в том, что управление процессом реформирования жилищно-коммунальной сферы на федеральном уровне по существу носит отраслевой характер, а на уровне муниципального образования - подлинно комплексный. Специалисты отмечают слабую связь жилищно-коммунальной реформы с процессом управления городской недвижимостью, реформой бюджетной и налоговой системы, с вопросами формирования муниципальной базы социально-технических стандартов. Преодоление кризиса возможно только через изменение в целом функционирования ЖКК и управления этой сферой. Системный подход должен учитывать структурную перестройку отрасли, изменение отношений между участниками, взаимодействующими в этой сфере.

       Таким образом, на основе сравнительной оценки уровня развития ЖКК в России и развитых зарубежных странах можно сделать вывод о недостаточном уровне качества обслуживания населения и неэффективном механизме хозяйствования в ЖКК России, что свидетельствует о необходимости разработки и реализации качественно новых подходов к организации и управлению этим комплексом с учетом опыта развитых зарубежных стран. При этом необходимо обеспечить рациональное сочетание различных рычагов управления, его четкую целевую направленность на достижение высокого качества жилищно-коммунального обслуживания и устойчивое развитие, а также условия для активизации общественного самоуправления.

       Таким образом, особый мотив развития данной системы будет задан в процессе перевода деятельности предприятий ЖКК на предпринимательскую основу во взаимодействии с набирающим силу муниципальным управлением. Это будет способствовать быстрому развитию малого предпринимательства, конкуренции в предоставлении услуг ЖКК, что обуславливает инвестиционную привлекательность новых проектов и реконструкции старых систем ЖКК также со стороны банков и крупного бизнеса. Результатом станет повышение уровня потребления, качества и полезности услуг ЖКК как главной цели данной системы.

       Представленная  в основных моментах концепция детально разработанной Программы реформирования и модернизации ЖКК на основе сформулированной универсальной социально-рыночной модели бездотационного развития входящих в него предприятий и организаций раскрывает основные направления, методические подходы, расчеты предлагаемых мероприятий. А разработанные на ее основе конкретные рекомендации по формированию нового качества услуг ЖКХ, их мягкой социально выверенной тарификации будут способствовать повышению технологической модернизации производства, обновлению оборудования, коммуникационных систем, а главное - повышению комфортности и уровня жизни россиян.

       Складывающиеся  новые отношения, формирующиеся на основе предлагаемой социально-рыночной модели ЖКК, могут стать источником возрождения «социального партнерства», в рамках которого на основе реализации общих интересов возникают доверительные отношения, повышение ответственности сторон - органов государственного управления, предпринимателей и жителей муниципальных образований за наш «общий дом». Главным результатом должно стать взаимное желание всех участников этого процесса добиваться общими усилиями цивилизованных результатов, отвечающих жизненным интересам общества, государства наравне с интересами конкретного человека. В таких условиях возможно цивилизованное решение проблемы возмещения недостатка средств у малоимущих слоев населения на оплату коммунальных услуг и затрат на содержание и ремонт жилья экономическими методами.

 

Список  использованной литературы

 
  1. Выступление Президента Российской Федерации Путина В.В. на совещании по вопросам жилищно-коммунального  хозяйства «Жилищно-коммунальный комплекс Российской Федерации», проходившем 16 февраля 2001 года в городе Томске. М.: Госстрой России. 2001. С. 8.
  2. Постановление Правительства Российской Федерации от 29 августа 2005 года № 541 «О федеральных стандартах оплаты жилого помещения и коммунальных услуг».
  3. Постановление Правительства Российской Федерации от 30 августа 2004 года № 444 «О предоставлении субсидий на оплату жилья и коммунальных услуг».
  4. Аскеров Р. Реформа ЖКК: комплексность реалии // Государственная служба 2005 г. № 4, С. 26-36
  5. Букреев В., Рудык Э. Реформа ЖКХ: проблемы и перспективы // Имущественные отношения в РФ 2008 г., № 2, С. 3-14
  6. Дурнев В.Н. Кризис ЖКХ в России: есть ли выход? / В.Н. Дурнев, В.П Лопасов., ДБ. Мальцев // Вестн. Рос. Акад. наук. 2004. №2. Т. 74. С. 130-137.
  7. Жуков Д.М. Экономика и организация жилищно-коммунального хозяйства города. - М.: Изд-во ВЛА-ДОС-ПРЕСС, 2003
  8. Румянцева Е.Е. Приоритеты реформирования ЖКХ // Жилищное и коммунальное хозяйство. -2003. - № 2. - с. 22-24.
  9. Яковлев В. ЖКК и бизнес:  проблема создания // Государственная служба 2004 г. № 3, С. 81-84

Информация о работе Проблемы и перспективы реформирования ЖКХ в России