Проблемы и перспективы реформирования ЖКХ в России

Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Декабря 2010 в 12:36, контрольная работа

Описание работы

Всего в ЖКХ насчитывается более 52 тысяч предприятий и организаций, на которых занято свыше 4 миллионов 200 тысяч человек. По числу занятых ЖКХ уступает только промышленности, сельскому хозяйству, образованию и здравоохранению. На долю ЖКХ приходится около 30 процентов основных фондов страны.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 3
Предпосылки проведения реформы ЖКХ в России 3
1.1. Анализ состояния жилищно-коммунальной сферы России 3
1.2. Основные задачи и цели реформирования ЖКХ в России 4
ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ 7
Оценка результатов проведения реформы ЖКХ
на современном этапе и перспективы дальнейшего развития 7
2.1. Проблемы внедрения программы реформирования ЖКХ в России 7
2.2. Перспективы реформирования ЖКХ в России 14
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 19
Список использованной литературы 21

Работа содержит 1 файл

основы соц-рыночного хозяйства.doc

— 121.50 Кб (Скачать)

АКАДЕМИЯ  ТРУДА и СОЦИАЛЬНЫХ ОТНОШЕНИЙ 

КАФЕДРА СОЦИОЛОГИИ  
И УПРАВЛЕНИЯ СОЦИАЛЬНЫМИ ПРОЦЕССАМИ
 
 

Домашнее  задание  
по
ОСНОВАМ СОЦИЛЬНОГО РЫНОЧНОГО ХОЗЯЙСТВА

На  тему: 
«Проблемы и перспективы реформирования ЖКХ в России»
 
 
 

              Автор: студентка

                Емельянова  К. Е.

                заочный факультет,

                сокращенная форма обучения,

                3-й  курс, группа №  3 

          Проверил  работу:

              Орланов Г.Б. 

          Оценка:

                Подпись преподавателя:    
                 
                 
                 
                 

Москва - 2010 

СОДЕРЖАНИЕ 

 

ВВЕДЕНИЕ

Предпосылки проведения реформы  ЖКХ в России

1.1. Анализ состояния жилищно-коммунальной сферы России

       Всего в ЖКХ насчитывается более 52 тысяч  предприятий и организаций, на которых  занято свыше 4 миллионов 200 тысяч человек. По числу занятых ЖКХ уступает только промышленности, сельскому хозяйству, образованию и здравоохранению. На долю ЖКХ приходится около 30 процентов основных фондов страны.

       Свое 358-летие ЖКХ празднует, находясь с начала проведения «радикальных»  экономических реформ 90-х годов XX века в критическом, если не в катастрофическом, состоянии, как в экономическом, так и социально-политическом:

       • физический износ основных фондов ЖКХ составляет около 60 процентов. В отдельных случаях износ доходит до 80 процентов, что, естественно, повышает степень аварийности систем жизнеобеспечения населения. Даже крупные города становятся зонами коммунального бедствия. Со сбоями в работе коммунальных систем постоянно сталкиваются жители всех регионов России, даже тех, которые принято считать благополучными, и это неудивительно;

       • с середины 1990-х годов сокращение на треть государственного финансирования предприятий ЖКХ и невыполнение перед ними своих обязательств бюджетами  всех уровней, в результате чего уже  на начало 2004 года более 60 процентов предприятий отрасли стали убыточными, а 35 тысяч -банкротами;

       • рост задолженности по оплате коммунальных услуг населением и бюджетными организациями, что связано с существенным ростом удельного веса платежей населения  в оплате жилищно-коммунальных услуг при уменьшении адресной защиты малоимущих семей;

       • высокая затратность предприятий  ЖКХ и отсутствие экономических  стимулов снижения их издержек и роста  прибыли в условиях неразвитости конкурентной среды;

       • кризисное состояние жилищного  фонда, более 70 процентов которого находится в собственности граждан.

       В настоящее время жилищный фонд Российской Федерации составляет 2,85 миллиарда  квадратных метров общей площади. Жилье  это сильно различается по качеству. По официальным данным, как правило, весьма лукавым, при нормативной потребности в ремонте в 4-5 процентов  в среднем ежегодно ремонтируется  лишь 0,3 процента жилья, 11 процентов нуждаются в неотложном капитальном ремонте, а 9 процентов жилья требуют реконструкции. Не приходится удивляться, что ЖКХ стала угрозой для социально-экономического развития страны и человека - пользователя его услуг.

       В настоящее время жилищные условия  и качество коммунальных услуг в  России не соответствуют уровню стандартов, существующих в развитых зарубежных странах. Во многом это определяется крайне неудовлетворительным состоянием основных фондов ЖКК, составляющих примерно треть всех основных фондов страны.

       Проблема  эффективности использования ресурсов в ЖКХ стоит особенно остро  и может быть охарактеризована как  национальная проблема. Наряду с отсутствием заинтересованности населения в сокращении расхода воды и энергоресурсов их нерациональное потребление предопределяется на стадии проектирования и выполнения строительно-монтажных работ.

1.2. Основные задачи и цели реформирования ЖКХ в России

       Задача  реформирования ЖКХ официально была поставлена в 1997 году, и, исходя из общей  логики этого процесса, сегодня мы должны были бы иметь устойчивую тенденцию  развития отрасли. В реальности этого  не произошло. Правительственные планы реформирования жилищно-коммунального хозяйства таковы:

       Первое. Минимизировать исполнительно-распорядительные и контрольные функции по регулированию ЖКХ как на уровне федерации, так и ее субъектов, оставив за государством регулятивные функции: разработку законодательных и нормативных актов в сфере ЖКК, введение обязательных государственных стандартов предоставления жилищно-коммунальных услуг и их оплаты, установление предельных тарифов и т. п. Кроме того, предполагается оказать помощь местным органам власти, в первую очередь, в депрессивных регионах, в выплате льгот и адресных субсидий малоимущим категориям граждан (преимущественно на первом этапе проведения реформы ЖКХ).

       Второе. Прекратить бюджетное дотирование ЖКХ. При этом все затраты на модернизацию этого комплекса, которые оцениваются в три триллиона рублей (без учета жилищного фонда), предполагается переложить на потребителей услуг ЖКХ в виде установления дополнительных надбавок к тарифам, регулируемых государством.

       Третье. Коммерциализировать ЖКХ на принципах самоокупаемости, используя рычаги жесткого административного воздействия, и тем самым устранить «один из немногих нерыночных архаизмов в нашей рыночной экономике». В качестве примера реализации планов правительства можно привести создание на базе жилищно-эксплуатационных служб (ЖЭС) открытых акционерных обществ со 100-процентным участием муниципалитета в уставном капитале, главной целью которых по определению является не удовлетворение потребностей клиентов и даже не достижение самоокупаемости, а извлечение прибыли, что, в свою очередь, способствует, особенно в условиях отсутствия конкуренции, постоянному росту тарифов на услуги ЖКХ.

       Четвертое. Перейти с 1 января 2006 года на  100-процентную оплату  «экономически обоснованных» жилищно-коммунальных услуг, что расходится с позицией В.В. Путина. Еще в 2001 году в своем выступлении он высказал мнение, что этот переход должен затрагивать только граждан с высоким уровнем доходов. Большая часть населения страны имеет низкие доходы, поэтому для этих граждан переход на 100-процентную оплату услуг ЖКХ непосилен.

       Пятое. Снизить издержки производителей жилищно-коммунальных услуг (ЖКУ). Правительство Российской Федерации приняло ряд постановлений, согласно которым осуществлять изменение цен и тарифов на оплату жилья и коммунальных услуг возможно лишь при условии обязательной реализации мероприятий, направленных на снижение издержек при оказании жилищно-коммунальных услуг.

       Шестое. Передать ЖКХ в частный сектор экономики. В 2002 году была создана первая частная компания: открытое акционерное общество (ОАО) «Российские коммунальные системы». К 2005 году предполагалось завершить приватизацию предприятий ЖКХ. По официальным данным, на начало 2004 года от 16 до 25 процентов коммунальных предприятий в сфере водо-, тепло- и электроснабжения сменили форму собственности на частную или смешанную.

       Седьмое. Привлечь частные инвестиции в ЖКХ следующим образом:

       • посредством банковского кредита и облигационных займов;

       • посредством заключения договоров  подряда на выполнение услуг частными компаниями на конкурсной основе, что не только сделает возможным сокращение издержек при предоставлении коммунальных услуг, но и упростит управление объектами ЖКХ;

       • посредством передачи в доверительное  управление имущества муниципальных  предприятий и организаций ЖКХ, так называемым управляющим компаниям, которые работают за фиксированное вознаграждение;

       • посредством долгосрочной аренды имущества  объектов ЖКХ, при которой большая  часть ответственности за оказание коммунальных услуг возлагается  на компанию-оператора, а не на муниципальные органы;

       • посредством приватизации - полной или частичной передачи имущества  предприятий ЖКХ на возмездной основе в собственность частным компаниям  или физическим лицам.

       Восьмое. Сформировать конкурентный рынок услуг ЖКХ, в том числе путем привлечения организаций разных форм собственности для оказания жилищно-коммунальных услуг. Это предполагает проведение структурных преобразований в ЖКХ, призванных способствовать приходу в жилищно-коммунальную сферу малого и среднего бизнеса, чему зачастую противятся муниципальные власти, представители которых лоббируют интересы крупного капитала.

       Девятое. Приватизировать и, в меньшей степени, муниципализировать жилье. Часть жилищного фонда, ранее стоявшего на балансе государственных или муниципальных предприятий, при их приватизации должна была перейти в муниципальную собственность и использоваться гражданами на условиях социального найма без права приватизации такого жилья.

 

ОСНОВНАЯ  ЧАСТЬ

Оценка  результатов проведения реформы ЖКХ  
на современном этапе и перспективы дальнейшего развития

2.1. Проблемы внедрения  программы реформирования  ЖКХ  
в России

       Сегодня становится совершенно очевидным, что  современные темпы реформирования отрасли достаточно низкие, и нужен  мощный импульс, который обеспечил бы поступательное развитие отрасли и закрепил бы позитивную динамику основных экономических показателей. В этой связи критический анализ хода реформирования ЖКХ позволяет обратиться к условной формуле "успеха" реформирования данной отрасли. Слагаемые этого успеха должны быть включены в стратегию развития ЖКХ, при этом удельный вес отдельного слагаемого зависит от степени его влияния на общий процесс реформирования. Важным моментом здесь должна стать правильно построенная логическая цепочка взаимосвязанных между собой событий.

       Практическая  целесообразность программно-целевого подхода к реализации реформы  регионального ЖКХ диктует необходимость  определения, в первую очередь, роли и места органов власти в этой цепочке с тем, чтобы обеспечить эффективность управления отраслью в рыночных условиях.

       Заметим, что изменение системы управления отраслью, обусловленное рыночными  преобразованиями, непременно должно привести к трансформации экономических  отношений в сфере ЖКХ, которая  должна осуществляться в рамках правового поля и при эффективном государственном и муниципальном регулировании.

       Опыт  стран с цивилизованными рыночными  отношениями показывает: устойчивое функционирование ЖКХ зависит от влияния государства и общества на деятельность ресурсных монополистов, равно как от эффективности государственных программ жилищного и городского развития и полноценности конкурентной среды. В этих странах государство устанавливает долгосрочные "правила игры" для бизнеса, так чтобы сформировалась корпоративная заинтересованность общества, всех уровней власти и бизнеса в социально-экономическом развитии ЖКХ.

       Действия  местных органов власти по реформированию жилищно-коммунального сектора особенно актуальны в свете принятия федеральных  законов "Об основных принципах организации представительной, законодательной и исполнительной власти в субъектах Федерации" и "Об основных принципах организации местного самоуправления". Другое дело, готова ли сама местная власть модернизировать систему управления отраслью в свете тех требований, которые выставляет изменившаяся российская деловая среда.

Информация о работе Проблемы и перспективы реформирования ЖКХ в России