Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Декабря 2010 в 12:36, контрольная работа
Всего в ЖКХ насчитывается более 52 тысяч предприятий и организаций, на которых занято свыше 4 миллионов 200 тысяч человек. По числу занятых ЖКХ уступает только промышленности, сельскому хозяйству, образованию и здравоохранению. На долю ЖКХ приходится около 30 процентов основных фондов страны.
ВВЕДЕНИЕ 3
Предпосылки проведения реформы ЖКХ в России 3
1.1. Анализ состояния жилищно-коммунальной сферы России 3
1.2. Основные задачи и цели реформирования ЖКХ в России 4
ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ 7
Оценка результатов проведения реформы ЖКХ
на современном этапе и перспективы дальнейшего развития 7
2.1. Проблемы внедрения программы реформирования ЖКХ в России 7
2.2. Перспективы реформирования ЖКХ в России 14
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 19
Список использованной литературы 21
АКАДЕМИЯ
ТРУДА и СОЦИАЛЬНЫХ
ОТНОШЕНИЙ
КАФЕДРА
СОЦИОЛОГИИ
И УПРАВЛЕНИЯ СОЦИАЛЬНЫМИ ПРОЦЕССАМИ
Домашнее
задание
по ОСНОВАМ СОЦИЛЬНОГО
РЫНОЧНОГО ХОЗЯЙСТВА
На
тему:
«Проблемы и перспективы
реформирования ЖКХ
в России»
Автор: студентка
Емельянова К. Е.
заочный факультет,
сокращенная форма обучения,
3-й
курс, группа №
3
Проверил работу:
Орланов
Г.Б.
Оценка:
Подпись
преподавателя:
Москва
- 2010
СОДЕРЖАНИЕ
Всего в ЖКХ насчитывается более 52 тысяч предприятий и организаций, на которых занято свыше 4 миллионов 200 тысяч человек. По числу занятых ЖКХ уступает только промышленности, сельскому хозяйству, образованию и здравоохранению. На долю ЖКХ приходится около 30 процентов основных фондов страны.
Свое 358-летие ЖКХ празднует, находясь с начала проведения «радикальных» экономических реформ 90-х годов XX века в критическом, если не в катастрофическом, состоянии, как в экономическом, так и социально-политическом:
• физический износ основных фондов ЖКХ составляет около 60 процентов. В отдельных случаях износ доходит до 80 процентов, что, естественно, повышает степень аварийности систем жизнеобеспечения населения. Даже крупные города становятся зонами коммунального бедствия. Со сбоями в работе коммунальных систем постоянно сталкиваются жители всех регионов России, даже тех, которые принято считать благополучными, и это неудивительно;
• с середины 1990-х годов сокращение на треть государственного финансирования предприятий ЖКХ и невыполнение перед ними своих обязательств бюджетами всех уровней, в результате чего уже на начало 2004 года более 60 процентов предприятий отрасли стали убыточными, а 35 тысяч -банкротами;
• рост задолженности по оплате коммунальных услуг населением и бюджетными организациями, что связано с существенным ростом удельного веса платежей населения в оплате жилищно-коммунальных услуг при уменьшении адресной защиты малоимущих семей;
•
высокая затратность
• кризисное состояние жилищного фонда, более 70 процентов которого находится в собственности граждан.
В настоящее время жилищный фонд Российской Федерации составляет 2,85 миллиарда квадратных метров общей площади. Жилье это сильно различается по качеству. По официальным данным, как правило, весьма лукавым, при нормативной потребности в ремонте в 4-5 процентов в среднем ежегодно ремонтируется лишь 0,3 процента жилья, 11 процентов нуждаются в неотложном капитальном ремонте, а 9 процентов жилья требуют реконструкции. Не приходится удивляться, что ЖКХ стала угрозой для социально-экономического развития страны и человека - пользователя его услуг.
В настоящее время жилищные условия и качество коммунальных услуг в России не соответствуют уровню стандартов, существующих в развитых зарубежных странах. Во многом это определяется крайне неудовлетворительным состоянием основных фондов ЖКК, составляющих примерно треть всех основных фондов страны.
Проблема
эффективности использования
Задача реформирования ЖКХ официально была поставлена в 1997 году, и, исходя из общей логики этого процесса, сегодня мы должны были бы иметь устойчивую тенденцию развития отрасли. В реальности этого не произошло. Правительственные планы реформирования жилищно-коммунального хозяйства таковы:
Первое. Минимизировать исполнительно-распорядительные и контрольные функции по регулированию ЖКХ как на уровне федерации, так и ее субъектов, оставив за государством регулятивные функции: разработку законодательных и нормативных актов в сфере ЖКК, введение обязательных государственных стандартов предоставления жилищно-коммунальных услуг и их оплаты, установление предельных тарифов и т. п. Кроме того, предполагается оказать помощь местным органам власти, в первую очередь, в депрессивных регионах, в выплате льгот и адресных субсидий малоимущим категориям граждан (преимущественно на первом этапе проведения реформы ЖКХ).
Второе. Прекратить бюджетное дотирование ЖКХ. При этом все затраты на модернизацию этого комплекса, которые оцениваются в три триллиона рублей (без учета жилищного фонда), предполагается переложить на потребителей услуг ЖКХ в виде установления дополнительных надбавок к тарифам, регулируемых государством.
Третье. Коммерциализировать ЖКХ на принципах самоокупаемости, используя рычаги жесткого административного воздействия, и тем самым устранить «один из немногих нерыночных архаизмов в нашей рыночной экономике». В качестве примера реализации планов правительства можно привести создание на базе жилищно-эксплуатационных служб (ЖЭС) открытых акционерных обществ со 100-процентным участием муниципалитета в уставном капитале, главной целью которых по определению является не удовлетворение потребностей клиентов и даже не достижение самоокупаемости, а извлечение прибыли, что, в свою очередь, способствует, особенно в условиях отсутствия конкуренции, постоянному росту тарифов на услуги ЖКХ.
Четвертое. Перейти с 1 января 2006 года на 100-процентную оплату «экономически обоснованных» жилищно-коммунальных услуг, что расходится с позицией В.В. Путина. Еще в 2001 году в своем выступлении он высказал мнение, что этот переход должен затрагивать только граждан с высоким уровнем доходов. Большая часть населения страны имеет низкие доходы, поэтому для этих граждан переход на 100-процентную оплату услуг ЖКХ непосилен.
Пятое. Снизить издержки производителей жилищно-коммунальных услуг (ЖКУ). Правительство Российской Федерации приняло ряд постановлений, согласно которым осуществлять изменение цен и тарифов на оплату жилья и коммунальных услуг возможно лишь при условии обязательной реализации мероприятий, направленных на снижение издержек при оказании жилищно-коммунальных услуг.
Шестое. Передать ЖКХ в частный сектор экономики. В 2002 году была создана первая частная компания: открытое акционерное общество (ОАО) «Российские коммунальные системы». К 2005 году предполагалось завершить приватизацию предприятий ЖКХ. По официальным данным, на начало 2004 года от 16 до 25 процентов коммунальных предприятий в сфере водо-, тепло- и электроснабжения сменили форму собственности на частную или смешанную.
Седьмое. Привлечь частные инвестиции в ЖКХ следующим образом:
• посредством банковского кредита и облигационных займов;
• посредством заключения договоров подряда на выполнение услуг частными компаниями на конкурсной основе, что не только сделает возможным сокращение издержек при предоставлении коммунальных услуг, но и упростит управление объектами ЖКХ;
• посредством передачи в доверительное управление имущества муниципальных предприятий и организаций ЖКХ, так называемым управляющим компаниям, которые работают за фиксированное вознаграждение;
• посредством долгосрочной аренды имущества объектов ЖКХ, при которой большая часть ответственности за оказание коммунальных услуг возлагается на компанию-оператора, а не на муниципальные органы;
•
посредством приватизации - полной
или частичной передачи имущества
предприятий ЖКХ на возмездной основе
в собственность частным
Восьмое. Сформировать конкурентный рынок услуг ЖКХ, в том числе путем привлечения организаций разных форм собственности для оказания жилищно-коммунальных услуг. Это предполагает проведение структурных преобразований в ЖКХ, призванных способствовать приходу в жилищно-коммунальную сферу малого и среднего бизнеса, чему зачастую противятся муниципальные власти, представители которых лоббируют интересы крупного капитала.
Девятое. Приватизировать и, в меньшей степени, муниципализировать жилье. Часть жилищного фонда, ранее стоявшего на балансе государственных или муниципальных предприятий, при их приватизации должна была перейти в муниципальную собственность и использоваться гражданами на условиях социального найма без права приватизации такого жилья.
Сегодня
становится совершенно очевидным, что
современные темпы
Практическая
целесообразность программно-целевого
подхода к реализации реформы
регионального ЖКХ диктует
Заметим,
что изменение системы
Опыт
стран с цивилизованными
Действия
местных органов власти по реформированию
жилищно-коммунального сектора
Информация о работе Проблемы и перспективы реформирования ЖКХ в России