Проблема занятости и безработицы в России

Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Января 2012 в 16:51, курсовая работа

Описание работы

Сложность и неоднозначность ситуации с безработицей в России и определили актуальность выбранной темы.
Целью данной работы является изучение проблем занятости и безработицы в России.

Содержание

Введение 3
Глава 1. Безработица и занятость населения. Теоретический аспект 5
1.1.Занятость населения 5
1.2.Безработица 7
1.3. Виды безработицы 8
1.4. Причины и последствия безработицы 10
Глава 2. Безработица и занятость в Российской Федерации 13
2.1. Ситуация на рынке труда в России 13
2.2. Причины сокращения занятости населения в России 17
2.3. Проблемы безработицы в России 20
Глава 3. Пути решения проблемы безработицы в РФ 22
3.1.Правительственная программа содействия занятости и сокращения безработицы 22
3.2. Пути решения проблемы безработицы в России 25
Заключение 31
Список используемых источников 32

Работа содержит 1 файл

Документ Microsoft Word.docx

— 64.57 Кб (Скачать)

     В России общественные работы не нашли  пока своего места. У нас эти работы не совсем привлекательны. Обусловлено  это, прежде всего тем, что такая  деятельность рассматривается как  занятость. А в этом случае она  облагается налогом на работодателя того, кто участвует в этих работах. И самое главное - если человек  в последующем обратится в  службу занятости, его участие в  общественных работах будет рассматриваться  как последняя работа. И соответственно этому виду деятельности ему будет  предложена подходящая работа. А, как известно, общественные работы не требуют от человека особой квалификации.

     Другим  важным направлением минимизации безработицы  необходимо признать организацию подготовки и переподготовки кадров. Эта деятельность сегодня должна, прежде всего, рассматриваться  как важнейшая составляющая процесса формирования человеческого капитала. Такая работа общества и государства  неразрывно связана с формированием  экономики знаний. Одновременно с  этим количественные и качественные характеристики процесса подготовки и  переподготовки кадров должны удовлетворить  потребности экономики в кадрах и обеспечить не только текущие, но и перспективные потребности  при условии согласованности  спроса и предложения рабочей  силы. В то же время надо признать, что эта работа организована пока еще не очень хорошо. Далеко не единичны случаи, когда обучение безработных  проводится по профессиям и специальностям, на которые в данном районе нет  спроса. Безработным, желающим заняться предпринимательством, не дают необходимых  знаний и умений и т.д.

     При подготовке кадров еще не отказались от узкой специализации, хотя вполне очевидна необходимость подготовки работников широкого профиля, формирования конкурентоспособного работника. Решению  таких проблем может способствовать широкое применение модульных систем профессионального обучения. Они  нашли применение в ряде стран  с развитой рыночной экономикой и  были рекомендованы МОТ. Эта система  позволяет обучить человека практическим навыкам работы при оптимально необходимом  объеме теоретических знаний. Важнейшим  достоинством этого метода является то, что обучающийся проходит предварительное  тестирование, в результате определяется набор модулей и учебных элементов  для изучения, соответствующих знаниям  человека. Модульное обучение предполагает систематический контроль знаний человека и качества приобретенных навыков. Обязательным условием такого обучения является 100%-ная правильность ответов. В противном случае обучающийся должен будет пройти повторную проверку после дополнительного изучения материала, который он усвоил недостаточно.

     Вполне  очевидно, что широкое использование  современных технологий обучения может  кардинально изменить ситуацию на рынке  труда за счет повышения квалификации работников, овладения ими дополнительных профессий и специальностей. В  целях реализации прав граждан на полную продуктивную и свободно избранную  занятость государственные органы разрабатывают соответствующие  целевые программы, которые предлагают основные направления действий на рынке  труда в Российской Федерации  на определенный отрезок времени. Такие  программы, их значимость, бесспорно, велики. Основную работу по их реализации осуществляет Государственная служба занятости. Именно она создает условия для  повышения качества рабочей силы, ее конкурентоспособности, обеспечения  отраслей экономики работниками, содействует  возвращению безработного в экономику, развитию форм социального партнерства, формированию региональных рынков труда  и т.д.

     В то же время анализ деятельности всей системы показывает, что она в  основном работает на устранение безработицы, на ликвидацию последствий неравномерного распределения производственных возможностей и прав человека на труд, и такое  положение необходимо изменить. Службы занятости должны работать на упреждение безработицы. Их главная задача - выявление  возможных очагов массового увольнения работников, скажем, в связи с  модернизацией крупных предприятий; внедрение новых технологий на действующих  предприятиях, т.е. мероприятий, связанных  с изменением профессиональной структуры  занятого населения. Наличие такой  информации позволило бы службам  занятости своевременно организовать необходимую переподготовку кадров. Представляется, что в этом случае источниками финансирования могли  бы стать предприятия и сами работники.

     Не  менее важной задачей служб занятости  является информационная помощь безработным. Сегодня службы занятости в России в основном имеют информацию только о своем регионе. Причем данные о вакантных рабочих местах представляются далеко не полностью. Службы занятости получают информацию в основном о вакантных рабочих местах не - и малоквалифицированного труда. Такое положение существенно сужает их возможности.

     Другим  не менее существенным недостатком  информации является то, что в службах  занятости нет сведений о вакансиях  в других регионах страны. Такая  ситуация представляется достаточно странной прежде всего потому, что предшественники  службы занятости - организованный набор  рабочей силы на новостройки, центры трудоустройства такой информацией  располагали, хотя, конечно, не имели  тех средств связи, которые существуют сегодня.

     Оценивая  возможности службы занятости, надо признать, что она располагает  большими резервами. Их мобилизации  могло бы способствовать повышение  заработной платы работникам служб  занятости. Это позволило бы привлечь более квалифицированных работников, лучше организовать деятельность этих организаций. При разработке плана  развития служб занятости необходимо не только продумать систему мероприятий, но и просчитать, какие затраты  потребуются для их реализации. Возможно, при таком подходе число мероприятий  сократится, но будет обеспечено качественное выполнение тех, которые были намечены к исполнению.

     Решение проблем безработицы неразрывно связано с инвестиционной политикой  государства. Успех этой деятельности может быть обеспечен только в  том случае, когда научно-техническая  политика четко определяет приоритетные направления и обеспечивается их финансирование. 
 

     Заключение

     Одной из коренных социально-экономических  проблем современного этапа развития российского общества является проблема безработицы.

     Безработица влечет за собой расточение в огромных масштабах его главной производительной силы – рабочей силы, существенное сокращение потенциального валового продукта и национального дохода страны.

     Немалый урон безработица наносит и жизненным  интересам людей, не давая им реализовать  свои созидательные потенциалы, приложить  свое умение в том роде деятельности, в котором человек может наибольшим образом проявить себя и, что самое  главное, резко ухудшая материальное положение семей безработных, способствуя  росту заболеваемости и преступности, обостряя социальную напряженность  в обществе.

     В данной работе был проведен теоретический  анализ социально-экономической сущности безработицы, рассмотрены основные проблемы, причины безработицы на российском рынке труда, сформулированы возможные способы снижения безработицы.

     Особое  внимание уделялось исследованию конкретных методов снижения безработицы в  стране, таких, как стимулирование малого бизнеса и самозанятости, обеспечение профессионального обучения и переподготовки работников, поддержка социально уязвимых групп населения на рынке труда.

     Новая активная политика на рынке труда  должна проводиться комплексно, сразу  по нескольким направлениям, и ориентироваться  на долгосрочный период.

     Крайне  важно корректировать общую направленность государственной политики занятости  Российской Федерации в зависимости  от особенностей и перспектив региональных рынков труда.

     В этом процессе необходимо учитывать  уже существующий в России, хотя и не очень успешный, опыт профилактики и защиты от безработицы.

     Список  используемых источников

  1. Бреев Б.Д. Безработица в современной России / Б. Д. Бреев; РАН. Центр. экон.-мат. ин-т. - М.: Наука, 2005. - 271 с.
  2. Добреньков В.И. Социология: учебник / В. И. Добреньков, А. И. Кравченко; Моск. гос. ун-т им. М. В. Ломоносова. - М.: НОРМА, 2004. - 624с.
  3. Плакся В.И. Безработица: теория и соврем. рос. практика: (соц.-экон. аспект) / В. И. Плакся; РАГС. - 2-е изд., стер. - М., 2005. - 384 с.

     Ресурсы сети интернет:

  1. http://www.gks.ru/
  2. http://www.crizis.org/nojob/
  3. http://www.rian.ru/society/20110302/341156385.html
  4. http://www.prime-tass.ru/news/articles/-201/%7BB5FA4D9F-09B9-4EE6-869B-FF62D105D802%7D.uif
  5. http://www.strf.ru/science.aspx?CatalogId=222&d_no=29445
  6. http://www.rg.ru/2011/03/15/rabotaprava.html

Информация о работе Проблема занятости и безработицы в России