Проблема занятости и безработицы в России

Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Января 2012 в 16:51, курсовая работа

Описание работы

Сложность и неоднозначность ситуации с безработицей в России и определили актуальность выбранной темы.
Целью данной работы является изучение проблем занятости и безработицы в России.

Содержание

Введение 3
Глава 1. Безработица и занятость населения. Теоретический аспект 5
1.1.Занятость населения 5
1.2.Безработица 7
1.3. Виды безработицы 8
1.4. Причины и последствия безработицы 10
Глава 2. Безработица и занятость в Российской Федерации 13
2.1. Ситуация на рынке труда в России 13
2.2. Причины сокращения занятости населения в России 17
2.3. Проблемы безработицы в России 20
Глава 3. Пути решения проблемы безработицы в РФ 22
3.1.Правительственная программа содействия занятости и сокращения безработицы 22
3.2. Пути решения проблемы безработицы в России 25
Заключение 31
Список используемых источников 32

Работа содержит 1 файл

Документ Microsoft Word.docx

— 64.57 Кб (Скачать)

     Одной из глубинных причин роста безработицы  становится усиливающаяся дифференциация населения по доходам. Элитные слои населения, в пользу которых сегодня  перераспределяется национальный доход, не могут сформировать мощного спроса на предметы массового потребления отечественного производства, что способствует его стагнации и, как следствие, безработице.

     Характерной особенностью рынка труда в России является гипертрофированное развитие скрытой его части, состоящей из скрытой безработицы и скрытой (неформальной) занятости. Проблемы скрытой безработицы и скрытой занятости в последнее время стали объектом достаточно бурного обсуждения. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     2.3. Проблемы безработицы  в России

     Проблема  номер один - неформальная занятость, то есть трудовые отношения, не формализованные  договором. В таких отношениях работник абсолютно бесправен. Пока, признается заместитель министра труда и социального развития Максим Топилин, нет четкого понимания ни масштабов явления, ни того, хорошо это или плохо. Сейчас минздравсоцразвития вместе с Росстатом делают первые прикидки. По этим первым оценкам, в неформальном секторе занято не менее 5 миллионов человек и этот сектор продолжает расти.

     Смотреть  на это безучастно государство (если оно позиционирует себя как правовое) не может. Но как решать проблему, сегодня  никто не знает. Во всяком случае, решать полицейскими методами, считает Топилин, нельзя. Между тем эта ситуация, несомненно, будет создавать для государства серьезные экономические риски. Прежде всего, это риск для пенсионной системы. Уже сейчас есть примеры, когда у людей, и не бездельников, с наступлением пенсионного возраста не хватает страхового стажа. Сейчас таких немного, но со временем эта масса будет нарастать. Кто им должен платить пенсию, если отчислений в Пенсионный фонд нет? Замминистра признается, что ответа на этот вопрос пока нет. Но замечает: "Мы не сможем их не обеспечить государственными пенсиями. Это политически невозможно".

     Соответственно, неформальная занятость оставляет  на голодном пайке и другие социальные системы. Например, полис обязательного  медицинского страхования эти люди получают как безработные, то есть бюджет деньги на них тратит, но от работодателей  не получает никакого возмещения, что  в общем тоже не может продолжаться бесконечно. Загнать всех силой в  формальный сектор невозможно уже по той простой причине, что там  нет такого количества рабочих мест. С другой стороны, невозможно заставить  гражданина, нанявшего, например, няню, разводить бухгалтерию, чтобы перечислить  взносы за нее во все социальные фонды, а следовательно, установить отношения с налоговой службой. При таком подходе, гражданину придется принимать на работу еще одного человека, который будет всей этой бухгалтерией заниматься.

     В общем, в минздравсоцразвития пока только ведутся дискуссии о том, как стимулировать людей, и работников, и работодателей неформальных, выходить в легальный сектор.

     Еще одна пока неразрешимая проблема - уровень  заработных плат в стране. МРОТ у  нас в стране довольно низкий, но в чем причина такой ситуации: у нас государство - крупнейший работодатель, поэтому повышение МРОТ немедленно влечет за собой серьезные расходы бюджета.

     Связанная с этим проблема - неэффективная  занятость. Причем этот феномен отечественной  экономики присутствует не только в  бюджетной сфере, но и в бизнесе. По словам ректора Высшей школы экономики  Ярослава Кузьминова, миллион наших  бюджетников получает неэффективную  зарплату, то есть по сути - социальное пособие. И в коммерческих организациях, говорит Кузьминов, огромная часть зарплат - это тоже пособия для работников, занятых на неэффективных рабочих местах. По его оценкам, две трети работников в нашей экономике получают пособие, то есть их кормит остальная треть. В условиях кризиса, наверное, это оправдано - дали всем по чуть-чуть и продержались. И никаких социальных потрясений. Но в условиях нормального экономического развития такое положение вещей создает серьезнейшую проблему.4 
 
 
 
 

     Глава 3. Пути решения проблемы безработицы в  РФ

     3.1.Правительственная программа содействия занятости и сокращения безработицы

     Государственным органам довольно трудно непосредственно регулировать показатель уровня безработицы в стране. В Российской Федерации действуют муниципальные и федеральные программы занятости населения на различных общественных работах, а также переподготовка кадров на средства государства. Но эти меры практически несущественны, их можно сравнить разве что с каплей в море. Для снижения безработицы необходимо создавать условия для создания рабочих мест в частных секторах, обеспечивать льготы и преимущества для зарождения новых предприятий. Но, к сожалению, этому препятствует коррупция на местах и бюрократия в России. Борьба с произволом чиновников ведется, но для изменения ситуации к лучшему необходимо немалое количество времени.

     Правительственная программа содействия занятости  населения должна опираться на государственную  политику занятости. Согласно российскому  закону о занятости, ее главная цель заключается в содействии полной, продуктивной и свободно избранной  занятости путем обеспечения  профессиональной подготовки, повышения  квалификации и переподготовки высвобождаемых граждан, сдерживания массовой долгосрочной безработицы, повышения эффективности  государственной службы занятости  и реализации других мер, направленных на обеспечение социальной защиты граждан  на рынке труда.

     В современных условиях исходным постулатом стратегии занятости в российском обществе должен стать принцип достижения и поддержания эффективной занятости, допускающий безработицу в социально  приемлемых пределах. Реализации этого  принципа может способствовать оптимальное  сочетание экономической эффективности  и социальных результатов, которое  будет различным в российских регионах. Стабилизация и рост производства должны стать отправным пунктом  для достижения и поддержания  эффективной занятости при социально допустимом уровне безработицы. Его надо определять по двум критериям:

     - финансовому, в соответствии, с которым средства внебюджетного государственного фонда занятости обеспечивают финансирование программ занятости; 

     - социальному, в соответствии, с которым общество устанавливает порог естественного уровня безработицы (за счет ее структурной и фрикционной форм), не превышение которого должно стать целью государственной политики занятости, реализуемой федеральными и региональными органами управления. 

     На  современном этапе необходимое  равновесие на рынке труда как  элемент эффективной занятости  должно достигаться путем сохранения имеющихся рабочих мест, что предполагает их качественное развитие. Это справедливо  для России в целом, в регионах же благодаря действию социально-демографического фактора, формирование рынка рабочей  силы может протекать по-разному.

     Особенности занятости и функционирования рынка  труда в промышленном регионе  обусловлены спецификой формирования экономики активного населения, сложившимся уровнем и структурой занятости, инвестиционной активностью  и привлекательностью территории, характером поддержки предприятий федеральными и региональными органами власти и управления. Эта поддержка должна носить выборочный характер и определятся  приоритетами структурной перестройки  экономики на федеральном и региональном уровнях, из обеспечиваемыми средствами из соответствующих бюджетов. Меры по преодолению временных финансовых затруднений предприятий должны стать стержнем региональных программ и финансироваться за счет средств фонда занятости населения с целью сохранения или увеличения рабочих мест на том или ином предприятии. 

     В последнее время теме занятости населения уделяется серьезное внимание, президент России на совещании в Элисте 15 марта 2011 года потребовал от правительства РФ сделать программы поддержки занятости более гибкими и адресными. "Государственная политика в области занятости должна стать более гибкой, а поддержка - более адресной", - заявил глава государства. "Абстрактных подходов быть не может; о людях надо думать, а не только о макроэкономических показателях", - подчеркнул он.

     Этим совещанием глава государства подвел итог работе, проводившейся последний месяц, в течение которого он многократно посещал центры занятости, встречался с людьми, потерявшими работу и получающими помощь государства, проводил совещания. За этот месяц удалось уточнить, каким образом реализуются меры по поддержке занятости.5 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     3.2. Пути решения проблемы безработицы в России

 

     Важнейшим направлением уменьшения безработицы  надо считать развитие самозанятости населения. Она выступает как сложное социально-экономическое явление, которое в отечественной литературе, да и в практической деятельности, еще не нашло подобающего ей места. Обращение к этой форме занятости связано, прежде всего, со становлением рыночных отношении и необходимостью в этих условиях рационализации занятости, изыскания новых ее форм. Самозанятость населения - это специфическая форма экономической деятельности. Ее сущность заключается в том, что гражданин сам находит для себя источник доходов, обеспечивающий его достойное существование в результате экономической деятельности, не противоречащей законам страны.

     К самозанятым относят: предпринимателей, лиц, работающих не по найму, членов производственных кооперативов и неоплачиваемых работников семейных предприятий. В Российской Федерации, согласно Закону о занятости, к числу самостоятельно обеспечивающих себя работой относили: предпринимателей, лиц, занятых индивидуальной трудовой деятельностью, включая фермеров, а также членов производственных кооперативов.

     Самозанятость в условиях рыночной экономики - объективное явление. Причины ее появления весьма многообразны. Есть определенная группа людей, которые крайне отрицательно воспринимают административный диктат, не умеют подчинить свои поступки какому-либо лицу. Не менее значительна группа людей, обладающих предпринимательскими способностями, которые хотят работать самостоятельно на свой страх и риск. Мотивом к самозанятости может выступить и безработица, в особенности ее продолжительность в конкретном регионе.

     Развитие  самозанятости предполагает наличие определенной организационной структуры, которая может оказать этим людям определенную помощь в организации и развитии своего "дела". И именно такую помощь оказывает служба занятости. Она может предоставить безработным денежную помощь для организации производства, организовать обучение граждан и т.д.

     Развитие  малого предпринимательства встречает  определенные трудности. В числе  главных надо отметить неумение граждан  России заниматься предпринимательством. Не менее важную роль играет бюрократизация страны. Для малого бизнеса это проявляется в больших трудностях, в том числе и материальных, при открытии нового малого предприятия. Они выражаются, прежде всего, в большом числе посредников, услуги которых обязательны при регистрации и лицензировании. Такие консультанты в основном тесно связаны с местными администрациями. Именно этим в значительной мере определяется незащищенность предпринимателей и работников этих предприятий. Для существующих малых предприятий бичом являются всевозможные проверки различных организаций. Наиболее часто внеплановые проверки проводят органы внутренних дел. И в результате в каждом третьем случае - штрафы, которые "не основаны на официальной шкале".

     Подобные  факты являются, прежде всего, следствием недостаточной федеральной поддержки  малого предпринимательства. Она принципиально  важна. До тех пор, пока государство, его верховная власть не станут относиться к малому предпринимательству так, как, например, к энергетике, транспорту, сельскому хозяйству, малый бизнес будет топтаться на месте. Тем  более что во всех странах с  рыночной экономикой государство существенно  поддерживает предприятия малого бизнеса. Успех здесь может быть достигнут только в результате формирования благоприятного социально-экономического климата для малых предприятий. Его основными компонентами должно стать формирование законодательного пакета, четко сформулированных прав и обязанностей малых предприятий, условий их образования и функционирования, формы их поддержки государством. Сегодня службы занятости занимаются этими проблемами. Однако масштабы этой деятельности не отвечают важности задачи.

     Большое значение для решения проблем  безработицы имеет развитие общественных работ. Опыт и практика зарубежных стран  показывает, что за этот счет можно  существенно сократить уровень  негативных последствий, связанных  с безработицей.

     Общественные  работы, прежде всего, поддерживают доходы безработных. Особенно тех, кто длительное время не может найти работу (как  отмечалось, численность безработных, ищущих работу 12 мес. и более, составляет примерно 40% от их общей численности). Кроме того, они позволяют сохранить  полезные трудовые навыки или даже обновить их, вновь войти в трудовой ритм жизни. Результаты этой деятельности могут быть очень выгодны для  муниципальных и региональных органов  власти. Программы общественных работ  имеют длительную историю. Они могут  играть в экономике большую позитивную роль при их хорошей организации. В годы великой депрессии в  США именно общественные работы позволили  заложить основу развития автомобильных  дорог. Общественные работы в основном можно разделить на два типа: участие  безработных в проведении работ  по созданию базовых инфраструктур, усилению трудовых коллективов жилищно-коммунального  хозяйства, строительных организации  и др.; оказание социальных услуг  престарелым и инвалидам. Вполне возможны и другие формы участия  безработных и общественно полезной трудовой деятельности.

Информация о работе Проблема занятости и безработицы в России