Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Мая 2013 в 20:58, реферат
Герберт Спенсер является крупнейшим представителем биолого-эволюционной школы в социологии. Один из родоначальников социал-дарвинизма и идеолог либерализма.
Герберт Спенсер родился 27 апреля 1820 года в Дерби. Герберт имел настолько слабое здоровье, что родители несколько раз теряли надежду, что он выживет. Герберт в детстве не проявлял феноменальных способностей и только в восемь лет научился читать, правда, книги его не интересовали. В школе он был рассеян и ленив, к тому же непослушен и упрям. Дома же его воспитанием занимался отец. Он хотел, чтобы сын имел самостоятельное и неординарное мышление. Благодаря физическим упражнениям Герберт поправил здоровье.
Одновременно с тем в процессе эволюции происходила и другая дифференциация – дифференциация, разделившая массу общества на разные классы и разряды работников.
Сначала каждый из членов племени делает все то, что делают другие, работая лишь сам для себя, вскоре в цивилизованном обществе, разные члены исполняют разные дела друг для друга. Происходит распределение труда между не только различными людьми, группами людей, но и различными регионами, как в пределах определенно странны, так и вне ее. С развитием дорог и торговых путей специализация отдельных районов станет более менее специальной.
«Начавшись с варварского племени, почти, если не вполне, однородного по функциям своих членов, прогресс всегда стремился и теперь еще стремится к экономической агрегации человеческого рода, который становится все более разнородным вследствие несходства в функциях различных наций, вследствие местных разнообразий в каждой нации и вследствие несходства в функциях каждого из работников, соединяемых для производства каждой полезности.»
«Эволюция, будучи изменением однородного в разнородное, есть вместе с тем и изменение неопределенного в определенное». Этот процесс есть характерным и для социальной эволюции.
Фазисы, через которые проходят общества, очень ясно показывают прогресс от неопределённого состава к определенному. Возьмем, к примеру, бродячее племя дикарей. Отношения в этом племени шатки и неустойчивы, политическая власть не установлена прочно, различия состояний неясны и переход из одного в другое легок, разделение функций существует только одно: разница занятий между мужчиной и женщиной. Экономическую дифференциацию можно найти только у тех племен, которые подчинили себе другие племена. Но каждое из этих первобытных обществ, в процессе развития, приобретает свое более специальное устройство. Переставая быть кочевым, оно четко определяет свою территорию, происходит отделение одного класса от другого (военный класс отделяется от класса, который занимается возделыванием земли, возникает духовенство).
«Эта определенность, делающаяся все более резкой и все более разнообразной, соразмерно развитию зрелости общества, достигает крайней высоты в обществах вполне развывшихся или начинающих упадать».
Ритмическое движение, имеющее место во всяком агрегате, должно дифференцироваться и интегрироваться одновременно со строением. Поэтому, чтобы дополнить нашу концепцию эволюции, мы должны рассмотреть во всем Космосе метаморфозы сохраненного движения, сопровождающие метаморфозы материи. В этом ракурсе и будем рассматривать общество.
После всего, что было сказано, едва ли стоит указывать на то, каким образом в обществах движения или функции, порождаемые соединением индивидуальных деяний, возрастают в количестве, многообразии, точности и сложности. Но все же стоит примести пример. Возьмем, к примеру, военную функцию.
«Венная функция бывает сначала не дифференцирована от других (в первобытных обществах все мужчины воины); она сравнительно однородна, бессвязна и неопределенна: когда дикари нападают, каждый из них сражается независимо от других, сражается точно таким же способ, как всякий другой, и сражение идет беспорядочно. Но с развитием общества военное дело становится особенною функцией, и мы видим, что, возрастая размером, она становится разнообразнее, определенней и связнее».
Так же в эволюции нужно отметить еще несколько моментов, что позволит нам более подробно рассмотреть социальную эволюцию.
«Разные части
однородного агрегата
Эту истину, мы можем отнести и к обществу. Массы людей, подобно всем другим массам, обнаруживают такие же наклонности, обусловленные такими же причинами. К примеру, вследствие различия почвы и климата занятия сельских обитателей различных частей государства специализируются: они обращаются главным образом на производство то рогатого скота, то овец, то пшеницы, то хмеля.
«Народ, живущий в местности, в которой открыты угольные копи, превращается в углекопов. Корнваллиец становится рудокопом, потому что Корнваллис богат рудами. А железное производство господствует там, где железная руда изобильна.»
К только что указанной причине возрастания сложности Спенсер прибавляет еще одну.
«Так как действие и противодействие равны и противоположны, то, следовательно, внешняя сила, дифференцирующая части, на которые она влияет неодинаковым образом, должна при этом и сама соответственно дифференцироваться»
Если переход человека к более разнородному состоянию, как в телесном, так и в духовном отношении, можно отчасти приписать образованию многих следствий одной причиной, то еще легче можно объяснить подобным образом переход общества к большей разнородности. Возьмем для примера локомотив. Первым же следствием работы железнодорожной сети стало изменение поверхности страны, течения торговли и привычек народа. Пропуская все многочисленные перемены, предшествующие созданию всякой железнодорожной линии и сопровождающие ее построение, обратим внимание только на еще более многочисленные и сложные изменения, производимые в обществе действующей железной дорогой. Организация всех дел более или менее изменяется. Быстрота и незначительная стоимость перевозки приводит к большей, чем когда-либо специализации производства различных округов: ограничивает каждое производство той частью, в которой, по местным условиям, оно может более всего преуспеть. Экономическое распределение уравнивает и понижает цены, а благодаря этому оно делает различные товары доступными людям, не имевшим возможности прежде покупать их, и таким образом увеличивает комфорт этих людей и улучшает их привычки. Вместе с этим привычка путешествовать сильно увеличивается.
Правда нужно еще отметить, почему Эволюция обнаруживает определенную разнородность, а не хаотическую, неопределенную разнородность, т. е. причину постепенно выполняемого разделения сходных единиц по группам, ясно отличающимся от соседних групп.
При той сложности, которую обнаруживают единицы, образующие общество, и силы, двигающие их, подбор и разделение должны быть гораздо более запутанными и менее определенными, чем в вышеприведенных случаях. Но, хотя можно указать на многие аномалии, которые, с первого взгляда, противоречат указанному нами закону, однако более близкое изучение покажет, что это только более тонкие иллюстрации этого закона.
Ибо сходства среди людей бывают разнообразных родов, поэтому и процесс разделения совершается по разным типам. Стоит только вспомнить о кастах, ассоциациях филантропических, научных и артистических, религиозных и социальных партиях, и мы увидим, что единение их членов вызвано сходством какого-нибудь рода. Разделения, совершающиеся в обществе, подчинены тому же принципу, как и все другие виды разделения.
«Но к чему стремятся все эти различные изменения? Возьмем ли мы конкретный пример или будем рассматривать вопрос абстрактно, мы все равно увидим, что Эволюция имеет предел. Всюду это — движение по направлению к равновесию».
В обществе процесс уравновешивания можно видеть на примере борьбы Консерватизма (защищающего господство общества над индивидом) и Реформаторства (защищающего свободу индивида относительно общества), борьбы, которая постепенно входит во все более узкие пределы. Уже теперь этот процесс вошел у нас в такой период, когда колебания сравнительно невелики; но он будет продолжаться до тех пор, пока равновесие между борющимися силами не сделается почти полным. Ибо приспособление человеческого строения условиям существования не может прекратиться, пока внутренние силы, известные нам в форме чувствований, не придут в равновесие с внешними силами. Установление подобного равновесия равносильно созданию такой человеческой организации и такого общественного устройства, когда человек не имеет других желаний, кроме тех, которые могут быть им удовлетворены в рамках свойственной ему сферы деятельности, и когда общество не налагает других ограничений, кроме тех, которые индивид добровольно признает. Конечное уничтожение всех ограничений свободы индивида, кроме тех ограничений, которые вытекают из подобной же свободы других индивидов, будет следствием полного равновесия между желаниями людей и поведением, налагаемым окружающими условиями.
Следуя из этого, мы можем сказать, что эволюция может закончиться только установлением величайшего совершенства и самого полного счастья.
И в завершении следует
подвести итог. Согласно Спенсеру, социальная
эволюция - движение от однородного
к разнородному, единство дифференциации
и интеграции, достижение социального
равновесия в ходе адаптации системы
к внешним и внутренним изменениям.
Социальная эволюция есть естественный
процесс, который нельзя ускорить: человек
может только исказить или задержать
его ход. В итоге социальная эволюция
начинает рассматриваться как
Информация о работе Проблема социальной эволюции в работе Г.Спенсера «Основные начала»