Проблема социальной эволюции в работе Г.Спенсера «Основные начала»

Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Мая 2013 в 20:58, реферат

Описание работы

Герберт Спенсер является крупнейшим представителем биолого-эволюционной школы в социологии. Один из родоначальников социал-дарвинизма и идеолог либерализма.
Герберт Спенсер родился 27 апреля 1820 года в Дерби. Герберт имел настолько слабое здоровье, что родители несколько раз теряли надежду, что он выживет. Герберт в детстве не проявлял феноменальных способностей и только в восемь лет научился читать, правда, книги его не интересовали. В школе он был рассеян и ленив, к тому же непослушен и упрям. Дома же его воспитанием занимался отец. Он хотел, чтобы сын имел самостоятельное и неординарное мышление. Благодаря физическим упражнениям Герберт поправил здоровье.

Работа содержит 1 файл

Реферат с історії соціології.docx

— 97.25 Кб (Скачать)

Министерство образования, молодежи и спорта Украины

Национальный Технический  Университет Украины

«Киевский Политехнический  Институт»

 

Факультет социологии и права

Кафедра «Политологии, социологии и социальной работы»

 

 

 

Реферат

с дисциплины «История социологии»

на тему:

«Проблема социальной эволюции в работе Г.Спенсера «Основные начала»

 

 

 

Подготовила:

студентка II курсу

ФСП

группы АМ-12

Литвин Наталия Викторовна

 

Проверила:

 

 

 

 

 

Киев 2012

1. Биографические ведомости

Герберт Спенсер является крупнейшим представителем биолого-эволюционной школы в социологии. Один из родоначальников  социал-дарвинизма и идеолог либерализма.

Герберт Спенсер родился 27 апреля 1820 года в Дерби. Герберт  имел настолько слабое здоровье, что  родители несколько раз теряли надежду, что он выживет. Герберт в детстве  не проявлял феноменальных способностей и только в восемь лет научился читать, правда, книги его не интересовали. В школе он был рассеян и  ленив, к тому же непослушен и упрям. Дома же его воспитанием занимался  отец. Он хотел, чтобы сын имел самостоятельное  и неординарное мышление. Благодаря  физическим упражнениям Герберт  поправил здоровье.

В 13 лет его отправили  по английскому обычаю на воспитание к дяде. Дядя Спенсера — Томас  являлся «университетским человеком». По его настоянию Герберт продолжил  образование в Кембриджском университете, но затем после окончания трехлетнего  подготовительного курса уехал  домой и занялся самообразованием. Но Герберт Спенсер никогда не раскаивался в том, что не получил академического образования.

Отец Спенсера надеялся, что сын пойдет по его стопам и  выберет педагогическую стезю. Действительно, получив среднее образование, Герберт  в течение нескольких месяцев  помогал преподавателю в школе, где когда-то учился сам. У него обнаружился  несомненный педагогический талант. Однако Спенсер больше интересовался  математикой и естествознанием, чем гуманитарными науками —  историей и филологией. Поэтому, когда  освободилось место инженера при  строительстве железной дороги Лондон — Бирмингем, он без колебаний  принял предложение.

Новоиспеченный инженер  чертил карты, набрасывал планы, даже изобрел  инструмент для измерения скорости локомотивов — «велосиметр». Практический склад ума отличает Спенсера от большинства  философов предшествующих эпох и  сближает его с основателем позитивизма  Контом и новокантианцем Ренувье, которые также никогда не заканчивали университетского курса гуманитарных наук. Эта особенность, без сомнения, сыграла не последнюю роль при формировании его философского мировоззрения, отличавшегося оригинальностью. Однако в этом были и свои недостатки. Так, например, подобно Конту, он совершенно не знал немецкого языка, поэтому не мог читать труды великих немецких философов в оригинале.

Спенсер по-прежнему увлечен  инженерными проектами, но теперь становится ясно, что эта профессия не гарантирует  ему прочного материального положения. В 1841 году Герберт возвращается домой и в течение двух лет занимается самообразованием. Он читает труды классиков философии. В это же время публикует первые сочинения — статьи для «Нонконформиста» по вопросу истинных границ деятельности государства.

В 1843–1846 годах он вновь  работает инженером и возглавляет  бюро из шестидесяти человек. В 1846 году Спенсер получает патент на изобретенные пилильной и строгальной машины. На этом его инженерная карьера заканчивается. Теперь его интересы обращены к журналистике.

В 1848 году Спенсер получает место помощника редактора еженедельника  «Экономист». Он неплохо зарабатывает, а все свободное время посвящает  собственным работам. Он пишет «Социальную  статистику», в которой рассматривал развитие жизни, как постепенно осуществленную божественную идею. Позднее он нашел  это понятие слишком теологичным. Но уже в этой работе Спенсер применяет теорию эволюции к социальной жизни. Сочинение не осталось незамеченным специалистами. Успех «Социальной статистики» окрылил Спенсера. В период с 1848 по 1858 год он публикует ряд работ и обдумывает план, выполнению которого посвятил всю жизнь.

У Спенсера начинает складываться своя система. Основной идеей построения новой философской системы была идея развития. Главному своему труду «Синтетической философии» он отдал 36 лет жизни. Эта работа сделала его настоящим «властителем дум», и он был объявлен самым гениальным философом своего времени.

В 1858 году Спенсер решился  объявить подписку на издание своего сочинения. Он публикует первый выпуск в 1860 году. В течение 1860–1863 годов  выходили «Основные начала». Но издание  из-за материальных трудностей продвигалось с трудом. Спенсер терпит убытки и нужду, находится на грани нищеты.

В 1865 году он с горечью  сообщает читателям, что должен приостановить  выход серии. Правда, через два  года после смерти отца он получает небольшое наследство. В это же время Герберт знакомится с американцем Юмансом, который издает его труды в Соединенных Штатах, где Спенсер приобретает широкую популярность раньше, чем в Англии. Юманс и американские поклонники оказывают философу материальную поддержку, что позволяет возобновить издание книг серии. Постепенно имя Спенсера становится известным, спрос на его книги возрастает, и к 1875 году он покрывает свои финансовые убытки и получает первую прибыль.

Его силы все больше слабели, и наконец в 1886 году он должен был прервать свой труд на долгих четыре года. Но постоянные физические страдания не ослабили его духовную мощь. Последний том своего главного сочинения Спенсер издает осенью 1896 года.

Эта огромная работа состоит  из десяти томов и включает  «Основные начала», «Основания биологии», «Основания психологии», «Основания социологии», «Основания этики».

Умер Герберт Спенсер 8 декабря 1903 года в Брайтоне. Несмотря на слабое здоровье он прожил больше восьмидесяти трех лет.

Главные идеи Спенсера, чуждые при его жизни всему миру, теперь сделались достоянием всех образованных людей, и мы уже забываем и даже не думаем о том, кому мы ими обязаны.

2. Анализ работы

«Основные начала» — основополагающий труд по философии позитивизма, написанный Гербертом Спенсером в 1860. «Основные начала» состоят из двух частей: первая – «Непознаваемое», вторая – «Познаваемое».

Г. Спенсер подходит к  проблеме раскрытия сущности эволюции, рассматривая ее как восходящее движение, как переход от простого к сложному. Он так же отмечает, что различные материальные тела могут существовать в двух противоречивых процессах — интеграция (то есть объединение, слияние) и движение.

Цитата: «Утрата  движения и, как результат его, интеграция, а после того приобретение движения и, как результат его, дезинтеграция  – вы имеете в этих словах формулу, охватывающую весь ряд проходимых предметом  изменений».

Именно эти два процесса, находящихся в антагонизме друг с другом, и образуют то, что Спенсер  называет эволюция и  разложение. Разложение (или рассеяние) подразумевает высвобождение движения и дезинтеграцию материи. Эволюция же, напротив, представляет собою процесс объединения, интеграции материи и связывание движения.

Цитата: «Эти процессы, находящиеся повсюду в борьбе, и повсюду временами достигающие  то более, то менее прочного тождества  друг над другом, мы называем «эволюцией»  и «распадением». Эволюция есть интеграция материи и сопутствующее ей рассеяние движения, причем материя переходит от состояния неопределенной, бессвязной однородности к состоянию определенной, связной разнородности, а сохраненное движение претерпевает параллельные изменения, а «распадение» – поглощение движения и сопровождающая его дезинтеграция материи».

Г.Спенсер рассматривает три вида эволюции - неорганическую, органическую и надорганичесую, соответствующие неорганической, органической природе и человеческому обществу. Мы будем рассматривать надорганическую эволюцию, то есть социальную эволюцию.

Социальная эволюция - понятие, используемое для обозначения внутренне  единой системы социальных изменений, совершающихся в силу общих принципов (законов) системы и выявляющихся в определенных общезначимых тенденциях, ведущих к тем или иным социальным новообразованиям. С эволюционной точки  зрения, общество рассматривается как  сложная самоорганизующаяся система, где ведущую роль играют адаптивные процессы, направленные на решение  возникающих проблем в ходе взаимодействия элементов системы. При этом предполагается четкое выделение эволюционирующих комплексов, взаимосвязанных цепей  событий, а также стадий, этапов изменений  в контексте большого интервала  времени.

Первое что происходит в процессе эволюции это переход единиц от рассеянного состояния к состоянию более сгущенному. С этой стороны мы и начнем рассматривать социальную эволюцию.

Эволюция в нецивилизованные обществах начинается с того, что семейства сливаются в племена. Дальнейший прогресс такого же характера проявляется, когда сильные племена завоевывают слабые и подчиняют их вождей себе. Происходящая таким образом комбинация у первобытных племен то возникает, то разрушается, то сеть этот процесс является постоянным. Если пересматривать фазисы, пройденные различными обществами, то можно отметить, что эти объединения время от времени повторялись,  увеличиваясь в размерах и становясь все более и более прочными. Этот факт Г.Спенсер доказывает таким примером:

«Агрегация младших  … под властью старших, последовавшее  затем установление группы вассалов, подчиненных каждая своему благородному господину, последовавшее затем  подчинение группы младших благородным  герцогам или графам и еще позднее  развитие королевской власти – все  это примеры возрастающего объединения. Процесс, во время которого происходило соединение мелких владений в феоды, феодов в области, областей в королевства, а последних в соседние королевства, постепенно уничтожает прежние границы разделения».

Но действие закона интеграции не заканчивается внешними соединениями одной группы с другой. Оно также проявляется и во внутренних соединениях по мере усложнения организации группы. Так, к примеру, происходит проявление класса управляющих и класса рабочих. Таким образом, в обществе образуется классовая система.

«Цивилизованное общество отличается от варварского  общества тем, что в нем существуют правящие классы: собственно правительственный, административный, военный, церковный, юридический и прочие; каждый из них имеет свои собственные связи, делающий из него особенный класс, но все вместе они образуют один класс, имея общие привилегии, общность происхождения, воспитание, личных отношений.»

Далее возникает интеграция, основой которой есть, объединение людей за родом их деятельности и функций, которые они выполняют.

«Есть еще другой род этих интеграций: соединение, посредством которых сносятся между собою более или менее разбросанные граждане, имеющие одно занятие, таковы у торговцев биржа, у профессиональных людей общество гражданский инженеров, общество архитекторов и прочее»

То есть эволюция общества «начинается с перехода от менее связной формы к форме более связной, сопутствуемой рассеянием движения и интеграции веществ»

Рассмотрев эволюцию, как  переход разнородного в однородное, Спенсер предлагает рассмотреть обратный процесс, а именно – прогрессивную дифференциацию. Это – вторая точка зрения, с которой эволюция, по мнению Спенсера, должна быть рассмотрена. В этом аспекте мы и будем дальше анализировать социальную эволюцию.

Мы достоверно знаем, что  в продолжение периода существования  человека человеческий организм стал у цивилизованных частей нашего вида более разнородным через возрастание  числа рас и дифференциацию между  этими расами.

«Переход от однородного к разнородному достаточно хорошо обнаруживается в прогрессе самого позднего и самого разнородного создания — человека, - пишет Спенсер. Не только человеческий организм сделался более разнородным у цивилизованных членов вида, но даже сам вид как целое сделался более разнородным благодаря размножению рас и их дифференциации»

Переходя к человечеству как социальному телу, мы встречаем еще более разнообразные примеры этого общего закона. Переход от однородного к разнородному обнаруживается равным образом и в прогрессе цивилизации как целого, и в прогрессе каждого племени; мало того, он еще совершается со все возрастающей быстротой.

В первой и низшей своей  форме общество, как мы видим у  нынешних варварский племен, составляет однородную агрегацию индивидуумов, имеющих одинаковые права и функции; единственное различие функций – это те функции, которые сопровождают разницу полов.

«Каждый мужчина  – воин, охотник, рыбак, инструментальный мастер, строитель; каждая женщина исполняет  все женские работы».

Каждое семейство производит все необходимое для себя, и если не было бы надобности защищаться, то никакого взаимодействия между семьями и не было. Но очень рано мы находим в процессе общественной эволюции начало дифференциации управляющий от управляемых. Изначально власть наиболее сильного проявляется в группе дикарей, как в стаде животных. Но вначале она неопределенна и шатка – старшина должен делиться ею с другими мужчинами, нет разницы между занятиями – старшина сам охотится, добывает себе пищу. Но по мере прогресса этот контраст становится все более и более очевидным. Старшина становится – главой, его власть распространяется на всех и ей должны повиноваться все.

 «Таким образом, общественная масса, первоначально однородная, дифференцируется на управляемую часть и управляющую; в управляющей части возникает дифференциация на религиозный отдел и на светский отдел, на церковь и государство, и в тоже время начинается дифференцироваться от этих двух властей третий, менее определенный вид власти, которому подчинены наши сношения в частной жизни, - власть, не лишенная некоторого законодательства. Каждый из этих видов правительств подвергается постепенным дифференциациям. С течением времени образуется очень многосложная политическая организация, состоящая из множества должностных лиц, многосложная религиозная организация. Также образуется система, которая контролирует сношения между людьми»

Информация о работе Проблема социальной эволюции в работе Г.Спенсера «Основные начала»