Проблема социального порядка в теории социальных систем Т. Парсонса

Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Февраля 2012 в 13:28, лекция

Описание работы

Принцип «аналитического реализма».

Цель лекции:
Раскрыть суть данного принципа.
Основные понятия:
«Аналитический реализм».

Работа содержит 1 файл

Проблема социального порядка в теории социальных систем Парсонса.doc

— 83.00 Кб (Скачать)

  Важно отметить, что с помощью типовых  переменных мы можем также описывать, какие приоритеты закреплены в нормативной и ценностной структурах общества. Используя типовые переменные, Парсонс очерчивает несколько социальных структур. Например, современные индустриальные общества характеризуются универсалистскими образцами поведения, ориентированного на достижение результата. Другие образцы характеризуют предшествующие современности общества.  

Вывод

  В каждой ситуации действия содержатся эти пять альтернатив, деятель должен сделать выбор между ними, и  его решение ведет к определенной организации этих типовых переменных действия. Парсонс сформулировал  компоненты социального действия как часть системы. Действия складываются из ряда взаимозависимых и взаимосвязанных элементов, однако вовне выступает как целое и как таковое выступает во взаимодействие с окружающим миром. Поэтому само действие можно считать системой. 
 

Лекция 4.

Тема: Общество и его подсистемы. Функции сохранения структуры.

  1. Схема AGIL.
  2. Подсистемы общества.

Цель  лекции:

  Ознакомиться с подсистемами общества. Раскрыть схему AGIL.

Основные  понятия:

  Общество, экономика, политика, общественная связь, социальный контроль,  адаптация, целенаправленность, интеграция, сохранение латентной структуры.

  1. Парсонс задается вопросом, каким образом система обеспечивает стабильность своей структуры, и усматривает ответ на него в "механизмах, которые поддерживают тенденцию системы к упорядоченности". Он называет их основными функциями сохранения структуры, потому что они должны выполняться в любой социальной системе, которая остается стабильной. К ним относятся:

- Адаптация (adaptation), (А). Социальные системы должны приспособиться к своей окружающей среде, включая ее активное изменение. Приспособление должно осуществляться целенаправленно.

- Целенаправленность (goal attainment), (G). Социальные системы должны быть способны выдвигать определенные цели.

- Интеграция (integration), (I). Социальные системы должны обеспечивать сплоченность (интеграцию) своих элементов, что подразумевает некий минимум солидарности. "Именно в этом, – отмечает Йонас, – состоит особое значение культуры как совокупности общих ценностей и норм в теории Парсонса."

- Сохранение латентной  структуры (latent pattern maintenance), (L). Социальные системы должны обладать запасом внутренней прочности и выдерживать напряжённые отношения между ее участниками, что и обеспечивается социальными институтами, которые поддерживают стабильные латентные структуры социальных отношений.

  По  первым буквам соответствующих английских терминов схема четырёх основных функций, необходимых для сохранения структуры социальной системы, получила название схемы AGIL.

  Обобщая основное содержание системной теории Парсонса, можно сформулировать следующее  теоретическое положение: система  может существовать лишь тогда, когда  выполняются определённые функциональные требования. Социальная система должна быть, во-первых, в состоянии приспособиться к окружающей среде, далее, она должна ставить определенные цели, в-третьих, система должна быть способна интегрировать отдельные элементы, и, наконец, она должна формировать социальные институты, необходимые для сохранения латентной структуры социальных отношений.

2. Толкотт Парсонс постулирует четыре AGIL-функции для систем всех видов – и никоим образом только для обществ. Все эти системы «должны» образовать внутри себя как минимум четыре подсистемы, которые, соответственно, четко сочетаются с четырьмя AGIL-функциями. Такое выделение подсистем Парсонс мог предположить не для всех рассматриваемых им систем, а, пожалуй, только для обществ. Общество - это «тип социальной системы, которая как система достигает по отношению к окружающей среде наивысшего уровня самодостаточности». Социальная система, само собой, «должна» для своего существования решать четыре функциональные проблемы: приспособление, достижение целей, интеграция, модель сохранения.

  Из  этих четырех функциональных проблем  вытекает необходимость того, что  социальные системы развивают соответствующие  особые подсистемы, в которых эти  функции реализуются. Эти подсистемы со своими совершенно специфическими функциональными задачами образуют типично по-другому определяющиеся сферы господствующего в определенный момент смысла действия. В AGIL-схеме Парсонс различает четыре сферы и, следовательно, четыре различные кода смысла действия в соответствующих сферах.

     Такими сферами для общества являются подсистемы: экономики, которая ведает А-функцией и приспособлением в мире экономических ограничений и господствующей в сфере смысловой рациональности; политики, которая определяет директивы выбора цели и таким образом осуществляет G-функцию; общественной связи, гарантирующей интеграцию общества через солидарности, следовательно, выполняющей I-функцию и, наконец, системы управления, которая через рационализацию аргументов, в особенности через право и экономику, постоянно отвечает за то, чтобы решающие и традиционные структуры могли пониматься и тем самым узакониваться и, если есть такая необходимость улучшаться через социальный контроль L- функцию.

     От внутренней дифференциации  общества на четыре функциональные  сферы можно было бы сразу – и всегда крестообразно – продолжить один раз начатую логику: каждая из четырех подсистем общества сама по себе является социальной системой и в свою очередь вновь разделяется на четыре функциональные частные сферы, потому что и здесь сразу возникают четыре функциональные проблемы и они «должны» постоянно решаться. Таким образом, мир может дифференцироваться в четырех степенях или корнях, из четырех любых, вверх и вниз. И к этому стеблю в принципе может присоединиться длинная цепочка функциональных комбинаций. Получится нечто подобное: AAGILLAG.

      Эта комбинация ориентирований  на функциональные законы затем  определяет соответствующие доминирующие  рамки ориентирования в логике  ситуаций в соответствующей подсистеме  действующих акторов. Этот мир,  таким образом, может очень сильно усложняться через институционализирование комбинаций, а затем вновь стать очень простым, потому что эта логика относилась к соответствующим сферам, институционализировалась, интернализировалась и изучалась. Дифференциация обществ и других социальных систем на дальнейшие подсистемы специальных сфер, следовательно, всегда позволяет переместиться настолько далеко, насколько далеко простирается фантазия, формат бумаги или – в зависимости от обстоятельств – любовь к чтению, а также терпение редакторов специальных социологических изданий. Однако эти подсферы, в конце концов, всегда определяются через свои первичные функции: на промышленном предприятии хозяйственный рационализм всегда имеет преимущество перед всей социальной сутолокой.

       В случае AAGILLAG – жизненного мира  по-прежнему главенство приписывается  А-функции – экономической рациональности  цели – в смысле действия. Четыре  сферы обществ имеют соответственно  совершенно типичную собственную  логику. Поэтому всегда наблюдаются центробежные тенденции отделения подсистем друг от друга. Для укрепления общества всегда предназначена одна подсистема: подсистема «общественная связь». Она имеет такую функцию в горизонтальных рамках других трех функциональных сфер: экономики, политики и системы управления. Следовательно, можно было бы сказать, что эти три функциональные сферы есть внутренняя окружающая среда интегрирующей общество как единую социальную систему, общественной связи. 
 
 
 
 

Лекция 5.

Тема: Понимание системы Никласом Луманом.

Цель  лекции:

  Озномиться  с системой в трактовке Н.Лумана.

Основные  понятия:

  Система, 
 

  Вывод

  Системная теория Никласа Лумана универсальна, что означает, в первую очередь, то, что она не абсолютна. Кроме того, тексты Лумана нужно читать очень внимательно. Термины системной теории Лумана не являются терминами, обозначающими определенное понимание положения вещей, т.е. в буквальном смысле — понятиями. Понятиями определенными, но содержащими в себе возможность своей собственной эволюции, своего собственного изменения. Понятие — это тоже система.

Информация о работе Проблема социального порядка в теории социальных систем Т. Парсонса