Проблема социального порядка в теории социальных систем Т. Парсонса

Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Февраля 2012 в 13:28, лекция

Описание работы

Принцип «аналитического реализма».

Цель лекции:
Раскрыть суть данного принципа.
Основные понятия:
«Аналитический реализм».

Работа содержит 1 файл

Проблема социального порядка в теории социальных систем Парсонса.doc

— 83.00 Кб (Скачать)

Проблема  социального порядка  в теории социальных систем   Т. Парсонса. 

Лекция 1.

Тема: «Аналитический реализм» системной теории.

  1. Принцип «аналитического реализма».
 

Цель  лекции:

  Раскрыть  суть данного принципа.

Основные  понятия:

  «Аналитический  реализм».

  1. Представления Т. Парсонса о теории основываются на положении о сложности и запутанности реального мира и необходимости введения абстрактных понятий для упорядочивания представлений о нем. По Т. Парсонсу, реальность, несмотря на всю ее необъятность, организована логически и рационально, имеет системный характер, из чего следует, что выделенные абстрактные положения должны быть логически организованны в единое тело отвлеченных концепций.

  И лишь после этого мы будем иметь  возможность высказывать суждения о реальном мире. Задачей теории, по мнению американского социолога, является достижение логической связности всего накопленного знания и предшествующих теоретических построений. Поэтому большая часть работ Т. Парсонса посвящена переводу других теорий и результатов чужих исследований на собственный терминологический язык. Такая стратегия построения теории, называемая самим Т. Парсонсом принципом «аналитического реализма», во многом восходит к естественнонаучным представлениям о теоретическом знании. Он считает, что если социология стремится называть себя наукой, то ее концептуальные схемы должны быть подобными построениям других наук, а не претендовать на исключительность, объясняемую различностью объектов рассмотрения.

  Свои  концепции, и, в частности, теорию социального действия, Парсонс рассматривает именно с позиции «социального реализма». В ней Парсонс базируется на Веберовской теории «идеальных типов», однако преодолевает ограниченность социального типа, повышая его аналитичность как общего понятия, раскладывая его на аналитические переменные элементы, т. е. общие понятия, которые относятся не к конкретным воображаемым явлениям, а к абстрактным аспектам таких явлений. Это позволит создать в социологии высокоподвижную систему общих понятий, в чем-то приближающуюся к образцу классической механики, где такие понятия, как масса, движение и др. тоже ведь описывают не конкретные законченные события, но отвлеченные воображаемые аспекты конкретных событий.

  По  мнению Парсонса «аналитический реализм» должен избавить теоретика от подмены теорией как якобы адекватным отражением, всего многообразия реальности и, следовательно, от превращения теории в независимую от действительности сущность. Ни от какой теории нельзя требовать полного описания или объяснения даже небольшого фрагмента реальности. Теория дает не картину действительности, а точку зрения на нее и должна отбирать из всего космоса человеческой деятельности не конкретную часть, а какой-то абстрактный аспект в качестве предмета изучения. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Лекция 2.

Тема: Функциональные подсистемы системы социального действия.

  1. Подсистемы общей системы социального действия.
 

Цель  лекции:

  Раскрыть  каждую подсистему и дать краткую  характеристику.

Основные  понятия:

  Теория  социального действия, биологический  организм, система личности, социальная система, система культуры.

  1. Общая теория социального действия, которую разрабатывает Парсонс, имеет чрезвычайно широкую сферу применения. Понятие социального действия используется в ней в очень абстрактном смысле. Под социальным действием понимаются любые социальные отношения, любые события и процессы во всем обществе. Каждый элемент общества или событие понимаются как часть общей системы социального действия. Наряду с расширительным пониманием социального действия у Парсонса имеется понятие действия в узком смысле, к которому относятся конкретные действия людей, в том числе и социальное взаимодействие. Когда в его сочинениях речь идет о том, что действия "эмпирически неразложимы", а выступают в виде „конъюнктуры“, то под „конъюнктурами“ понимается „система действия“ в широком смысле слова, то есть общая система социального действия с ее подсистемами.

  Важным  исходным пунктом построения теории у Парсонса является сравнение человека с животными, ставшее классическим в социальных науках со времен Просвещения человек, в отличии от животных, которые инстинктивно реагируют на внешние раздражители, действует сознательно. Он упорядочивает свой мир, приобретает знания и опыт, обобщает их с помощью символических средств. Иначе говоря, он систематизирует социальную реальность, создаёт социальные институты, которые облегчают его жизнь. В результате оказывается, что наш мир является упорядоченным, а порядок, в свою очередь, является результатом систематизации, которую человек осуществил с помощью своих действий. «В теории социального действия, - пишет Парсонс, – поведение одного или нескольких индивидов... следует рассматривать как систему». Таким образом, социальное действие является системой. Исходя из этого положения немецкий социолог А. Бранденбург в своем комментарии к теории Парсонса отмечает: «Человеческое поведение и действие, во-первых, всегда совершается индивидом, во-вторых, зависит от органических потребностей и энергии его тела, в-третьих, контролируется социальными группами, и в-четвёртых, ориентировано на культурные элементы знания, веры и ценностей. Каждый из этих четырёх аспектов образует ядро системы действия». Действительно, Парсонс выделяет четыре подсистемы общей системы социального действия, а именно:

- Биологический организм. Под ним Парсонс понимает индивидуальную психофизическую конституцию человека, включая инстинкты и биологические потребности, влияющие на конкретные социальные действия.

- Система личности. Под ней Парсонс понимает мотивационную структуру индивидуума. Система личности описана Парсонсом не вполне строго, но все-таки можно утверждать, что организм и система личности образуют вместе «базисное отношения» и представляют собой совокупность индивидуальных потребностей и диспозиций.

- Социальная система. Под ней понимается совокупность образцов поведения. Социальная система создаётся через интеракции и роли.

- Система культуры. К ней относятся ценности культурны и социальные нормы, необходимые для функционирования общества в целом, поэтому Парсонс называет ее также «символической системой, служащей для обеспечения социального взаимодействия».

  Подсистемы  системы социального действия образуют иерархию, в которой системе культуры принадлежит доминирующее положение, поскольку считается, что ценности и социальные нормы общества управляют действиями его членов и тем самым обеспечивают возможность совместной социальной жизни. Подсистема культуры выполняет нормативную функцию. Четыре подсистемы вместе образуют общую систему действия. 

  Вывод

  Структура действия у Т. Парсонса представлена взаимодействием четырех взаимосвязанных, но не сводимых друг к другу «аналитически отличимых» систем: биологической, культурной, личностной и социальной. Все они имеют одинаковое влияние на действие. Приоритет той или иной системы ситуативен. Каждая система стремится к поддержанию границ и интеграции, обмениваясь информацией с другими системами. В соответствии с системной ииерархией, системы более высокого информационного уровня играют преобладающую роль в контроле над поведением других систем. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Лекция 3.

Тема: Аналитические переменные действия и их прикладное значение.

1.Типовые переменные действия.

Цель  лекции:

  Ознакомить  с характеристикой переменных действия.

Основные  понятия:

  Эмоции  - эмоциональная нейтральность, ориентация на себя - ориентация на коллектив, универсализм – партикуляризм, предопределенное – достигнутое, специфичность – диффузия. 

  1. Парсонсовская теория действия подразумевает, что мы всегда совершаем выбор между различными альтернативами, которые предстают перед нами как последовательности дихотомий. Итак, типовая переменная действия, значения которой мы должны выбирать, имеет вид дихотомии. Выбор ее значения определяется смыслом ситуации, в которой мы находимся. Парсонс оперирует пятью дихотомиями.

    Эмоции - эмоциональная  нейтральность 

  Название  этой пары ценностных установок (ориентаций) на русский язык иногда переводится "аффективность - нейтральность". Например, выполняя свои профессиональные обязанности, преподаватель должен выбрать нормативный образец поведения, который предписывает ему эмоциональную нейтральность. Он не должен относиться к студенту эмоционально. Это же относится и к таким профессиональным ролям, как судья, психолог и т.д. С другой стороны, роль отца или матери подразумевает эмоциональное участие. В связи с этим возникает интересный вопрос: не порождает ли модернизация (рационализация и дифференциация) нормативный образец поведения, при котором увеличивается количество эмоционально нейтральных связей. В то время как работа и профессиональная деятельность большинства людей являются, или должны быть эмоционально нейтральными, частная жизнь становится сферой эмоциональных действий (слезы, нежности и т.д.). Обычно семья выполняла функцию катарсиса. Однако в наши дни происходит ослабление эмоциональной функции семьи. В этом, возможно, заключает причина, почему в наши дни создана новая 
специализированная (и дорогая) сфера услуг по "воспитанию чуткости"  для бизнесменов, нуждающихся в понимании своих собственных чувств и чувств других людей.
 
 

  Универсализм - партикуляризм

  В современном обществе мы подчеркиваем важность, например профессиональной компетентности, а не семейных отношений, этнического происхождения и  т.д. Согласно Парсонсу, здесь мы делаем оценки на основе общих правил. В этой связи возникает вопрос, не ведет ли модернизация к увеличению числа явлений, которые оцениваются на основе универсальных, а не частных правил.

  Ориентация  на себя - ориентация на коллектив

  Существует  выбор между заботой о себе и заботой о других. Позволяет ли нормативный тип действия использовать действующему человеку ситуацию в его собственных целях или он должен, прежде всего, думать о коллективе? Биржевой спекулянт, например, должен, согласно своей роли, действовать во имя собственных интересов или интересов компании. В то же время доктор и психолог должны, прежде всего, заботиться об интересах пациента. Следуя Дюркгейму, мы могли бы сказать, что ориентация на себя (эго-ориентация) впервые становится возможной с историческим возникновением "индивида" и характерна для общества, основанного на "органической солидарности" (термин Дюркгейма для обозначения дифференциации в традиционных обществах). Коллективная ориентация, или альтруизм, является с такой точки зрения характерной для общества, основанного на "механической солидарности" (термин Дюркгейма для обозначения дифференциации в современных обществах). Снова возникает вопрос: влечет ли модернизация появление нормативного образца поведения, который отдает приоритет эго-ориентации перед ориентацией на коллектив.

  Предопределенное  – достигнутое

  В каждой ситуации существует альтернатива, следует ли придавать качествам объекта или его "достижениям" больше значения, т.е. должно ли быть важно, что он, собственно говоря, есть или что он делает. Нормы, потребности или ролевые ожидания в зависимости от ситуации могут быть ориентированы на качества или достижения.

  Специфичность - диффузия

  Эта дихотомия заключается в различии между односторонним/ специфическим и многосторонним/диффузным отношением к явлению. Здесь нормативный тип действия может предписывать либо ограничение одним специфическим аспектом явления, либо расширение отношения к нему до более всестороннего контекста. На социальном уровне модернизация, по-видимому, порождает все более специфические отношения. Но налицо и другая тенденция, выраженная в требовании, чтобы бюрократ принимал во внимание "личностные факторы и обстоятельства" и изучал дело со всех сторон. Конечно, "диффузность" является характеристикой сферы общности, присутствующей в современном обществе, примером чего служат отношения между родителями и детьми. 

  Мы  можем сказать, что во многом парсонсовские  типовые переменные действия представляют попытку объединения ряда основных концепций классической социологии: тённисовских понятий общности и общества, веберовских типов действия и дюркгеймовского различия механической и органической солидарности. Эти базисные понятия сообщают нам, что социальные роли "предрасполагают" к выбору отвечающего им значения типовой переменной. Одна профессиональная роль требует, чтобы мы выбрали ориентацию на себя; другая - ориентацию на коллектив. По отношению к своим детям мать, например, должна выбрать эмоциональность, диффузность, партикуляризм, предопределенную принадлежность и коллективную ориентацию. Если она выступает в роли учителя, то должна, соответственно, выбрать другие значения этих типовых дихотомических переменных.

Информация о работе Проблема социального порядка в теории социальных систем Т. Парсонса