Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Октября 2011 в 10:11, контрольная работа
Другие, как, например, Д.Белл , основную причину этих изменений видели в характере постиндустриального общества, деморализовавшего, вследствие роста благосостояния, экономическую идентичность рабочего класса, который, к тому же утратил прежнюю силу коллективного действия. Оставшийся моральный вакуум был заполнен этнической идентичностью. А некоторые, такие как Ф.Паркин, считают этнические группы «более эффективными, чем социальные классы в мобилизации своих ресурсов».
· потенциально насильственные, т.е. непроявившие себя, но имеющие в глубине предпосылки к насилию;
· ненасильственные.
Опыт СССР, Югославии и Чехословакии свидетельствует,
что фиксирование за этносом-меньшинством
определенной территории, как правило,
чревато отделением этой территории. Но
одновременно обладание этой территории
для этноса-меньшинства является не просто
частью проблемы обладания недвижимостью,
а как доступ к получению институционной
форме государственной власти, залогом
ее будущего развития. Существует несколько
причин, побуждающих людей разных национальностей
поднимать вопросы автономии и сепаратизма:
расовые, национальные и религиозные различия
с глубокими историческими корнями, на
которые накладываются экономические
причины и социальное неравенство.
2.2
Особенности этнических
проблем в Мордовии
Заметное место в современной жизни занимают
национально-этнические проблемы. Когда
эти проблемы не находят разрешения, то
возникают этнические конфликты конфликты
на основе борьбы за права и интересы этнических
и национальных групп. Чаще всего они связаны
со статусными или территориальными претензиями.
Значительную роль в таких конфликтах
играет проблема культурного самоопределения
тех или иных национальных общностей.
В современной России национально-этнические
конфликты чаще всего носят полит. характер.
Современная социально-этническая ситуация
в Мордовии определяется прежде всего
тем, что основные проблемы территориальные
и статусные разрешены. Мордовский народ
является титульной нацией республики
Мордовия. Мордовия является равноправным
субъектом федерации и ее территория закреплена
Конституцией РФ и Мордовии. Мордовский
язык является одним из двух государственных
языков. Но остаются проблемы культурного
самоопределения. За долгие годы произошла
частичная потеря в популярности мордовского
языка, обычно им пользовались только
в быту, и в основном в сельской местности.
В последние годы открываются школы с
изучением мордовского языка. Возрождаются
традиции культурных связей со странами
угро-финской языковой группы. Приобретают
популярность национальные танцевальные
и песенные коллективы. Расширяется время
вещания на мордовском языке на радио
и телевидении, издаются мордовские газеты
и журналы, работает национальный театр.
Но республика Мордовия многонациональная
республика в ней проживают русские, татары,
мокша, эрзя и многие другие. Представители
всех народов имеют равные права. В последние
годы в республике открыто несколько мечетей,
начато вещание и на татарском языке. Но
из-за исторически сложившейся ситуации,
например, получить высшее образование
на мордовском языке не возможно. В.К. Абрамов
считает, что: «мордовская интеллигенция,
воспринимая через русский язык и в значительной
мере через призму русского менталитета
традиционные стереотипы европейской
культуры, по сути дела, весьма далеки
от мордовского народного мировосприятия,
обусловленного особенностями его национального
типа. Но тем не менее Мордовия и ее все
народы сохраняют политическую и культурную
перспективу этнической консолидации.
Заключение
Повышение
или недостаточно быстрое сокращение
числа бедных в регионе является
потенциальным источником социального
напряжения, ухудшает эффективность экономики
региона (снижая потребление) и уменьшает
его инвестиционную привлекательность.
Социальная неустроенность, поляризация
общества при низком уровне толерантности
ведет к возникновению конфликтов. Бедность
является одним из факторов роста социальной
напряженности, и его роль возрастает
в регионах, отличающихся полиэтничностью
и религиозным многообразием. А наличие
определенных сил осознающих это и использующих
в своих геополитических целях, наслаивая
на это религиозный, националистический
фактор дает мощный инструмент влияния
и манипуляций.
Список литературы
1. http://www.socioline.ru
2. http://www.studfiles.ru
3. Бабосов Е.М. Прикладная социология: Учебное пособие – Минск: Тетра-Систем,2000
4. Кравченко А.И. Социология: Общий курс: Учебное пособие – М.: Логос,2000
5. Дрожжин Р.В. Функциональное содержание социально-экономической системы региона // Научная мысль Кавказа. 2008 . Специальный выпуск № 7
Информация о работе Проблема равенства жизненных шансов в поэтничном обществе