Проблема равенства жизненных шансов в поэтничном обществе

Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Октября 2011 в 10:11, контрольная работа

Описание работы

Другие, как, например, Д.Белл , основную причину этих изменений видели в характере постиндустриального общества, деморализовавшего, вследствие роста благосостояния, экономическую идентичность рабочего класса, который, к тому же утратил прежнюю силу коллективного действия. Оставшийся моральный вакуум был заполнен этнической идентичностью. А некоторые, такие как Ф.Паркин, считают этнические группы «более эффективными, чем социальные классы в мобилизации своих ресурсов».

Работа содержит 1 файл

КР соц.doc

— 72.50 Кб (Скачать)
 
 

КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА

ПО  КУРСУ «СОЦИОЛОГИЯ»

на  тему « Проблема равенства жизненных шансов в поэтничном обществе » 
 

   
 
 

Содержание. 

Введение 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Введение. 

   Значимость этничности усиливается по мере восхождения от социальных низов к верхам иерархии неравенства, приобретая в его середине особую важность. Для того чтобы подчеркнуть особую важность этничности в стратификации современных обществ, западными социологами в семидесятые годы ХХ в. вводится понятие «новой этничности» .

   Данный термин, рассматриваемый западными социологами, главным образом, в контексте классовых отношений, призван обратить внимание исследователей на новые факторы социальной стратификации в Западной Европе. Так, согласно Н.Глэзеру и Д.П.Монихэну , в настоящее время отношения собственности перестают играть главную классообразующую роль, и в то же время «этничность предстает как более фундаментальный источник стратификации» .

   Одни исследователи основной причиной этих процессов считали рост так называемой «новой волны» эмиграции в Западную Европу и Северную Америку из стран третьего мира и Восточной Европы. Другие, как, например, Д.Белл , основную причину этих изменений видели в характере постиндустриального общества, деморализовавшего, вследствие роста благосостояния, экономическую идентичность рабочего класса, который, к тому же утратил прежнюю силу коллективного действия. Оставшийся моральный вакуум был заполнен этнической идентичностью. А некоторые, такие как Ф.Паркин, считают этнические группы «более эффективными, чем социальные классы в мобилизации своих ресурсов». 
 
 

1.1 Этнический ренессанс 

   В последние десятилетия в западной науке возник термин этнический ренессанс или национальный ренессанс. Под этим термином понимается возрождение в странах с разным уровнем развития происходит всплеск обществ интереса в стремлении возродить свои исторические традиции, особенности неповторимость, ибо культура каждого этноса уникальна, и содержит в себе какие-то элементы, не имеющие аналогов в других культурах. В Европе и Америке возникают музеи национальной культуры, национальной истории. В школьные программы вводят специальные дисциплины, включающие национальную культуру, традиции и истории, с детства формируется патриотизм, уважение к собственному этническому происхождению. В странах Юго-Восточной Азии наиболее ярко и эффективно в Японии сумели соединить технические и научные достижения современной цивилизации с традициями, менталитетом, уходящими в 14-15вв. В других странах этот ренессанс просматривается не только в рамках культурного возрождения, но нередко в форме экономических, территориальных притязаний к соседям. Это проявляется и в стремлении приобрести суверенитет, опираясь на прошлое величие. ООН откликаясь на этнический ренессанс, ведет 2 линии в этом направлении:

   1. есть несколько программ ООН о сохранении и поддержке в надлежащем виде и развитие памятников культуры или городов, комплексов архитектуры и т.д.;

   2. выражено в целом ряде решений, признающих сложности территориальных делений «статус-кво» не подлежащих пересмотру. Этничность это приписываемый генетически самовоспроизводимый вид социальной  организации и социальных отношений. Межэтническая напряженность, конфликты в постсоветском пространстве и постсоциалистическом мире в какой-то мере были предопределены факторами:

   1.издержками экономической политики и размещением нетрадиционных производств;

   2.экономическим кризисом, усугубленным разрывом сложившихся хозяйственных связей и падением жизненного уровня народа;

   3.реализация «проектов века», деятельностью ВПК и военных ведомств приведшим к экологическим ухудшениям в ряде районов Севера, Сибири, Казахстана, Средней Азии;

   4.массовые депортации малых народов;

   5.репрессии в отношении национальных представителей культуры, науки во времена сталинского режима.

   В результате этого в конце 80-х гг. начался стремительный процесс роста национального самосознания. В условиях движения национального возрождения произошла консолидация национальной интеллигенции и политиков вокруг идеи этнического национализма.

1.2 Социально-этнические общности

   Социально-этническая стратификация относится к вторичным типам стратификации. Дело в том, что между различными нациями исторически слагались различия не только чисто этнического характера, но и значение социального, социально-экономического, социально-политического развития, т.е. сложилось неравенство в условиях жизни, работы, уровня потребления, в характере занятости, уровне механизированности труда, и, наконец, сложилось неравенство политическое, когда одни народы попали в зависимость от других народов. В силу всех этих обстоятельств мы относим разнообразное деление людей на этносы, нации, народности к одному из типов стратификации. Ключевым понятием в социально-этнической стратификации является понятие этнос, нация. Сложилась ситуации, когда в российской ситуации и в целом во всех науках и в жизни наиболее употребляемым стало слово «нация». Под нацией понималось исторически сложившаяся общность людей, которая отличается от других своим языком, территорией проживания, традициями, привычками, нормами и ценностями, а в 20 веке добавилось еще какой-либо формы государственности и общности экономической жизни. Народность считалась национальным образованием более низкого порядка. В западной социологии термин «нация» использовался в другом смысле. Под «этносом» в мировой социологии понимается исторически сложившаяся общность, которой свойственны общий язык и особенности быта, культуры, привычки, традиции. Понятие нация используется для обозначения государственного образования, учитывая, что это понятие включает несколько этносов. В современном мире с его динамизмом, массовыми миграциями почти не осталось государств монолитных, моноэтнических. В силу этого усилилось и взаимовлияние этносов друг на друга. И социолог Н. Гумилев отмечает, что нет в сущности ни одного этноса, который бы совершенно отличался от др. Например, язык существуют языковые группы, в рамках которых могут существовать до несколько десятков этносов. Бесспорно, существует национальное самосознание, национальная самоидентификация, т.е. каждый человек относит себя к какому-то этносу, причем всеми людьми признается это право человека самоидентифицировать себя с тем или иным этносом. Это право является легитимным (законным). Национальность это выражение принадлежности человека к тому или иному этносу. Заметное место в современной жизни занимают национально-этнические проблемы. Когда эти проблемы не находят разрешения, то возникают этнические конфликты конфликты на основе борьбы за права и интересы этнических и национальных групп. Чаще всего они связаны со статусными или территориальными претензиями. Значительную роль в таких конфликтах играет проблема культурного самоопределения тех или иных национальных общностей. В современной России национально-этнические конфликты чаще всего носят политический характер. 

1.3 Предмет и основные проблемы этносоциологии

   Этносоциология - новое научное направление, возникшее на стыке этнографии и социологии. Этносоциология дословно переводится как наука о национальных обществах. Но на самом деле она намного обширнее это отрасль социологии, исследующая происхождение, сущность, функции различных этносов (род, племя, народность, нация) с целью выявления общих закономерностей их взаимодействия и выработки механизмов вписывания в систему сложившихся социальных отношений. Т.е. предметом исследований выступают социальные аспекты жизни и деятельности этнических образований. Этнос исторически сложившийся на определенной территории устойчивая совокупность людей, обладающих общими и относительно стабильными особенностями языка, культуры, быта, а также сознанием единства и отличия от других подобных образований. Этносы различны по численности и степени устойчивости связей. В последние десятилетия возник интерес к понятию коренного и некоренного народа. Это вызвано тем, что многие малые этносы посчитали себя обиженными в других странах. Встал вопрос о создании государственности на той или иной территории. А территория, как правило, оказывалась заселенной представителями разных этносов. Возникала коллизия, требующая решения. Было введено понятие «титульная нация», т.е. та, которая дала название государственному образованию. Нельзя сказать, что это разрешило коллизию, т.к. большинство республик России имеет менее 50% населения титульной нации, только 5 республик имеет 50% и более (Чувашия, Тува, Коми, Северная Осетия, Чечня). Следующая проблема некомпактное проживание (или дисперсное). В России существует более 120 этносов, из них только 5 имеют численность более 1млн (русские, татары, чуваши, башкиры, мордва). В связи с дисперсностью проживания большинства этносов возникает проблема для создания государственности желательно собрать разбросанную часть этноса воедино. Представители какого-либо этноса, проживающие за пределами компактного проживания, называются диаспорой.    Наличие диаспоры во многих случаях является большим благом для государства-прародины. Нередко возникает соблазн организовать диаспору, объединить ее в единое целое. Проблемы этносов в рамках социологии изучает этносоциология. Она прежде всего стремиться понять механизмы формирования этносов и потому изучает такие проблемы, как влияние истории того или иного этноса на язык (социолингвистика).

   Таких проблем много:

   · Язык любого народа в своей структуре поддается влиянию соц. процессов. По нему можно установить определенные вехи исторического прошлого. По языку можно изучать характер занятий людей.

  · Этносоциология изучает разные стороны быта народов и его традиций.

   · Демографические проблемы.

   Этносы всегда живут рядом с другими и естественно, вступают в отношения. И как показывает мировая практика, эти отношения чаще всего имеют характер конфликта, и, гораздо реже, носят мирный, дружественный характер. Более того, в обществах полиэтнических любой конфликт (культурный, экономический и т.д.) Если даже частично выходит на уровень межэтнических отношений, он приобретает сразу конфликтный характер. Почти любые отношение в полиэтническом обществе связаны с этническими моментами и воспринимается обостренно. В американской социологии, у Смелзера например, принято рассматривать проблему этнической стратификации с точки зрения наличия в обществе малых этносов или народов. Определяя, что такое малый этнос, Смелзер пишет, что это группа имеющая расовые или этнические особенности и испытывающая несправедливое (с ее точки зрения) отношение к себе более крупного этноса. В связи с этим встает вопрос почему взаимоотношения между большими и малыми этносами всегда чреваты несправедливостью действительной или мнимой. С точки зрения марксизма межэтническая конфликтность вытекает из основной соц. несправедливости (наличие богатых эксплуататоров и бедных эксплуатируемых) и с точки зрения Маркса несправедливость вытекает из желания и возможности более сильных эксплуатировать более слабых. Известный социолог конца 19 - начала 20 вв. Л. Гумплович высказал суждение, что конфликт между этносами совершенно неизбежен, поскольку в полном соответствии с теорией Дарвина, что народы как и биологические виды более низкого порядка борются за выживание. Он считал, что каждый народ оценивает другого с точки зрения своих привычек, а поскольку др. непохожи, то следовательно они чужие. Расизм всегда исходит из того, что существуют народы высшие и низшие, следовательно, если низшие народы сужают жизненное пространство высших, то святое дело их уменьшить и освободить пространство. Несколько по иному, то же самое называется этноцентризмом. Существующие взаимоотношения между народами имеют часто конфликтный характер. В 20в у межэтнических конфликтов появились дополнительные аргументы, стимулы:

   1. очень бурный рост населения привел к тому, что человечество явно превысило своей численностью возможности земного шара создать каждому человеку комфортную жизнь;

  2. территории занимаемые разными народами неравноценны. Одни богаты, другие нет ресурсами.

   В отношении конфликтов существуют категоричные понятия:

   · Национализм одно из наиболее сложных и противоречивых понятий в теории межэтнических отношений. Многие ученые и видные политики считают национализм необходимым и положительным моментом национального самосознания и трактуют его как любовь к своему народу. Н. Бердяев считал, что без национализма не может существовать нация. Л. Толстой: «национализм последнее прибежище подлецов». П. Кистяковский говорит, что есть 2 типа национализма: а) отношение к нации как к чему-то особенному, отдельному и требующему дальнейшего отделения от других, б) стремление к равенству наций и стремление возвысить более слабую нацию, сделать ее равной большим и сильным нациям. В. Ленин писал, что есть национализм большого народа, который можно назвать шовинизмом и с этим нужно бороться, и есть национализм малого, слабого народа, и его надо приветствовать.

  · Национальный вопрос. Взаимоотношения малых и больших народов нередко приводят к ситуации, обозначаемой как «национальный вопрос». В любой стране он имеет конкретное обозначение. В Англии северо-ирландский. Т.е. национальный вопрос это вопрос малого народа, оказавшегося в зависимости от большого. Для сегодняшней России понятие национального вопроса употребляется как русский вопрос. Русские оказались в роли обвиняемых в несправедливости со стороны малых народов. Во многих республиках русские являются национальным меньшинством. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

2.1 Классификация конфликтов. 

   Межнациональные конфликты делятся на внутренние и внешние.

   Внешние конфликты:

   · социология конфликты с вовлечением аборигенных меньшинств;

   · с вовлечением пришлого населения;

   · с вовлечением насильственно перемещенных меньшинств;

   · возникающие в результате попыток пересмотра отношений между бывшими автономиями и правительствами (Татарстан - РФ);

   · связанные с актами общественного насилия (Ош - Фергана).

   Все конфликты можно подразделить:

   · насильственные;

  · насильственные, но поддающиеся контролю;

   · чреватые насилием, т.е. готовые вылиться в насилие;

Информация о работе Проблема равенства жизненных шансов в поэтничном обществе