Проблема преступности среди несовершеннолетних

Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Декабря 2012 в 10:21, курсовая работа

Описание работы

Цель: выявить основные факторы преступных действий и наиболее вероятные пути борьбы с ними.
Задачи:
Дать общую характеристику преступности несовершеннолетних;
Определить основные факторы риска;
Дать общую характеристику несовершеннолетним как группе риска;
Выявить влияние преступления несовершеннолетних на общество;
Сформулировать проблемы профилактики;
Сформулировать, обосновать комплекс предложений и рекомендаций по усовершенствованию системы предупреждения преступлений несовершеннолетних

Содержание

Введение…………………………………………………………………………..3
Характеристика структуры работы…………………………………………..5
I. Теоретические основы характеристики преступлений несовершеннолетних в России…………………………………………………………………………....7
1.1 Общая характеристика преступности несовершеннолетних……………7
1.2 Основные факторы риска, влияющие на преступность среди несовершеннолетних……………………………………………………..….....9
1.3 Общая характеристика несовершеннолетних как группы риска……....13
II. Практические рекомендации по предотвращению и борьбы преступности среди несовершеннолетних……………………………………………………..18
2.1 Влияние преступления несовершеннолетних на общество в целом...18
2.2 Проблемы профилактики преступности несовершеннолетних………..22
2.3 Борьба с преступностью несовершеннолетних………………………....26
Заключение...........................................................................................................30
Список литературы…………………………………………………………….32

Работа содержит 1 файл

КУРСОВАЯ РАБОТА.docx

— 1.08 Мб (Скачать)

В затронутом аспекте насилие  особенно опасно тем, что практически  всегда влечет за собой новое насилие, во-первых, создавая общую атмосферу  вражды, ненависти и недоверия, во-вторых, вызывая ответные агрессивные акты мести.

6. Сфера жизнедеятельности  людей, где имеет место нанесения  ущерба. Такой сферой могут быть  высшие и низшие уровни государственной  власти и государственного управления, производство, финансы, предпринимательство,  семья и ее окружение, интимная  жизнь человека и т.д. Можно  сказать, что сферы, где фиксируются  социальные последствия преступности, полностью совпадают со всеми  сферами жизнедеятельности людей.  Ими могут быть даже такие,  казалось бы, отдаленные от преступности, сферы как искусство и наука. [4, с.116]

 

2.2 Проблемы профилактики  преступности несовершеннолетних

 

В данный момент проблема профилактики актуальна среди несовершеннолетних, которые совершают правонарушения. Главные задачи профилактики являются пресечение преступных деяний, социальная адаптация несовершеннолетних. Эти  меры должны приниматься всем обществом, а не отдельными группами. Профилактика является ключевым фактором, который  предотвращает  преступления. Так  по данным опроса “Левада-центр", который  проводился в октябре 2010 года, из 1800 респондентов, 59% отметили, что  нужно  усиливать меры, по пресечению несовершеннолетний преступности, то есть большая часть  опрошенных подтвердила, что не достаточно мер, которые бы предотвращали преступность.   [10, с. 190]

К мерам, которые призваны предупреждать преступность среди несовершеннолетних относятся:

 

  • Обеспечение разработки и реализации образовательных программ и методик, направленных на формирование законопослушного поведения несовершеннолетних. В частности, это должно отразиться в государственных программах.
  • Оказать комплексное психолого - педагогической и медико-социальной помощи несовершеннолетним с проблемами в развитии, поведении, поведении социальной адаптации, а также родителям, испытывающим затруднения в воспитании детей. 
  • Выявление и устройство несовершеннолетних, лишенных родительского попечения.
  • Выявление и учет несовершеннолетних, находящихся в социально опасном положении, не посещающих или систематически пропускающих по неуважительным причинам занятия в образовательных учреждениях.
  • Организация летнего отдыха, досуга и занятости несовершеннолетних. В этих целях должны создаваться кружки, секции, летние лагеря, базы отдыха. Также должно быть существенное количество мест.для того чтобы несовершеннолетние могли проявить себя в профессиональной деятельности. 

 

Министерство Образование  России последовательно организует органы управления образованием субъектов Р.Ф на осуществлении комплексных мер по предупреждению социальной дезадаптации несовершеннолетних. (Приложение №3)

Уже в 2009 году  реализовалась  система мер, которые  в последствии должны повлиять на общее число преступлений, то есть существенно снизить процент преступлений.  В 2010 году  по сравнению с 2010 годом видны кардинальные  изменения. [10,с.189]. В образовательных учреждениях внедряются и реализуются образовательные программы, направленные на повышения общей культуры субъектов образовательного пространства, обучение безопасному, законопослушному   поведению. К таким программам следует отнести в первую очередь отнести программы формирования здорового образа жизни, программы безопасности жизнедеятельности, программы правового образования.

На современном  этапе  все более значительная роль в  системе профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних отводится специальным учебно- воспитательным учреждениям открытого типа. Указанные учреждения выполняют функцию профилактических учреждений для несовершеннолетних, отказывающихся посещать образовательные учреждения, испытывающих трудности в общении с родителями, сверстниками, в том числе условно осужденных за совершение преступлений.

Специальные учебно - воспитательные учреждения обеспечивают условия для реализации прав на образование несовершеннолетних, которые не хотят или не могут обучаться в традиционных образовательных учреждениях, дают возможность несовершеннолетним адаптироваться в жизни. Заслуживают внимания такие результаты деятельности специальных учебно - воспитательных учреждений как снижение числа правонарушений, совершаемые несовершеннолетними в период пребывания в учреждении и после выпуска, во многих случаях- нормализация семейной ситуации, более ответственное отношение родителей к проблемам своих детей. [1, с.106]

Продолжается работа по развитию сети досуговых, образовательных и  оздоровительных учреждений системы  дополнительного образования детей, предоставляющих условия для  самореализации, социальной адаптации  и реабилитации несовершеннолетних. В 2009 году она включала 10 тыс. учреждений, в которых обучались 9.6 млн. несовершеннолетних. Это означает, что 40% обучающихся систематически занимаются художественным и техническим творчеством, экологией, физической культурой и спортом, туризмом, краеведением.

Ели говорить об организации  летнего отдыха, то здесь выступают  учреждения по воспитанию трудной молодежи в условиях летнего сезона. Несовершеннолетние не только отдыхают, получают психологическую  поддержку, но и работают. Все процессы, проходящие в данных учреждения,  позволяют несовершеннолетним не только развить свои способности, получить поддержку от компетентных специалистов, но и заняться активной трудовой практикой. По мнению специалистов, это поможет несовершеннолетним, совершившим правонарушение направить свою энергию во благо. Нередко было видно, что после такого летнего лагеря несовершеннолетние больше не преступали закон, а активно занимались профессиональной деятельности. В 2010 году была насчитано 5.4 тыс. таких летних лагерей, которые помогли  социальной адаптации несовершеннолетним.

Прежде всего, нужно учитывать, что меры, по профилактики преступности среди несовершеннолетних могут  быть разнообразными, но важно, чтобы  они были комплексными [1,с.105]. Многие меры заслуживают особого внимания, так как являются основными и стабилизирующими. Главным приоритетом этих мер является то, что они помогают несовершеннолетним социально адаптироваться  в обществе, понять какие ценности и нормы существуют в обществе, осознать то, что правонарушение отстраняете их от общества, не дает реализоваться в данной среде.

 

2.3 Борьба с  преступностью несовершеннолетних

 

Меры, проводимые по предупреждению преступности несовершеннолетних,  могут быть разделены на пять групп. При этом первые две направлены на профилактику первичной преступности, а последние три – рецидивной.

Первая группа мер - это  меры по устранению неблагоприятных  условий семейного воспитания детей, которые чаще всего приводят к  нравственной деформации личности подростка  и становлению его на путь совершения антиобщественных поступков. Эти меры предусматривают воздействие только на родителей или лиц, их заменяющих; причем эта мера может быть и чисто  воспитательным и принудительным (например : лишение родительских прав). Данная группа мер применяется на этапе ранней профилактики преступлений несовершеннолетних, когда появляется лишь отдельная угроза нравственному здоровью человека. Это чрезвычайно серьезный этап предупредительной работы, ибо, как показывает практика, результаты негативного влияния на ребенка в дальнейшем устраняются с большим трудом, и то лишь при условии специального педагогического воздействия. Ранняя профилактика всегда связана с выявлением неблагополучных семей и принятием мер к устранению этого неблагополучия. [7,с.110]

Вторая группа мер –  это меры по оказанию помощи подросткам, оказавшимся в неблагоприятных  условиях жизни и воспитания, начавшим совершать поступки, свидетельствующие  о высокой степени вероятности  становления их на преступный путь (уход из дома и бродяжничество, мелкие кражи, мелкое хулиганство и т.д.) в сочетании с плохой учебой и  дисциплиной в школе, неподчинение родителям и т.д.

Главное здесь – воспитательные усилия, направленные на подростка, иногда сочетаемые с принудительными мерами. Последние могут широко использоваться в отношении родителей, а также тех, кто вовлекает подростков в пьянство, совершение правонарушений и т.д.

Эффективное применение этих двух мер во многом предопределяет успех всей работы по предупреждению преступности несовершеннолетних. Более  того, само существование трех последних  этапов – это порождение брака  в деятельности на первых двух этапах. [8,с.25].

Третья группа мер –  это меры по установлению подростков, совершивших преступления, привлечение  их к ответственности, судебное рассмотрение соответствующих уголовных дел, исправление и перевоспитание тех  из них, кто не осужден к лишению  свободы.

Четвертая группа мер –  это воспитательные и карательные  меры к подросткам, отбывающим наказание  в воспитательно-трудовых колониях, в целях предотвращения рецидива с их стороны.

Пятая группа мер - это меры по приобщению к нормальной жизни, включению  в трудовые и учебные коллективы несовершеннолетних, отбывающих наказание  в местах лишения свободы.

Работа с такими подростками  должна быть ориентирована в первую очередь на то, чтобы они не допустили  новых преступных действий. Однако, проблема этим не исчерпывается, поскольку освобожденные из колонии приобретают ореол героев в глазах своих сверстников и часто оказывают на них самое отрицательное влияние, например, вовлекая в преступную деятельность. Поэтому очень важно предупреждение антиобщественного влияния отбывших наказание на других лиц.

Органы, осуществляющие борьбу с преступностью:

 

Государственные органы:

Построение системы государственных  органов, осуществляющих борьбу с преступностью, основано на принципе разделения властей:

  • Законодательная власть занимается созданием нормативно-правовой базы для борьбы с преступностью путём принятия новых законов и совершенствования существующих. Кроме того, представительные законодательные органы, как правило, наделяются полномочиями по контролю за действиями исполнительной власти, в том числе по осуществлению борьбы с преступностью.
  • Исполнительная власть напрямую осуществляет функции по борьбе с преступностью. Подконтрольные этой ветви власти правоохранительные органы реализуют меры по предупреждению преступности, осуществляют оперативно-розыскную деятельность, предварительное расследование преступлений. В ведении исполнительной власти также, как правило, находится система исполнения уголовных наказаний.
  • Судебная власть осуществляет правосудие по конкретным уголовным делам. [12,с.111]

Отдельными функциями  по борьбе с преступностью могут  быть также наделены другие государственные  органы (например, прокуратура, осуществляющая борьбу с преступностью в рамках надзора за соблюдением законности и представления интересов государства и общества в суде) и органы местного самоуправления.

Негосударственные органы:

Помимо государства, в  борьбе с преступностью могут  участвовать:

  • Органы негосударственной системы безопасности: частные охранные предприятия и службы безопасности организаций, частные детективные службы, учебные и консультативные организации.
  • Общественные организации (например, добровольные народные дружины).
  • Отдельные граждане и их группы, осуществляющие содействие правоохранительным органам.
  • Средства массовой информации, привлекающие внимание общества к проблемам борьбы с преступностью, а также осуществляющие журналистские расследования. [13,с.360] (Приложение № 4)

Таким образом, профилактика и борьба с преступностью несовершеннолетних является необходимым фактором для предотвращения  негативного влияния на общественную безопасность.

 

 

 

Заключение

В заключение хотелось бы отметить, что преступность несовершеннолетних при значительных масштабах распространения требует решительных, энергичных и целенаправленных мер по ее предупреждению. Для этого следует постоянно совершенствовать формы и методы работы органов внутренних дел, обеспечивать должным образом их приоритетное кадровое пополнение и материально-техническое снабжение. Задача состоит, прежде всего, в снижении уровня преступности несовершеннолетних, недопущении разлагающего влияния несовершеннолетних преступников на других подростков и пополнения ими взрослых преступников-рецидивистов. 
В решении этой и других задач важная роль принадлежит мерам общей и индивидуальной профилактики, применяемым органами внутренних дел в целях устранения причин и условий, способствующих преступлениям несовершеннолетних. Эффективность такой деятельности в значительной степени зависит от того, насколько данные меры базируются на положениях, разработанных криминологией, уголовным правом, уголовно-исполнительным правом, психологией, педагогикой.

В настоящее время обостряются  общественные противоречия, что сразу  же сказывается на преступность несовершеннолетних. На свет выходят конфликты во взаимоотношениях подрастающего поколения и традиционных общественных институтов. Зависимое положение подростка, мнением и желанием которого мало интересуется, не может не вызывать протеста. Застарелая педагогика, реализуемая в школе и дома, направлена на подавление индивидуальности.

Динамика преступности несовершеннолетних дает основания прогнозировать ее реальное увеличение. Статистика, факты, специальные  исследования наглядно показывают, что  подростковая преступность в России активно прогрессирует. Она охватывает все основные молодежные группы как в социально-демографическом, так в территориальном и профессионально-образовательном аспектах.

Информация о работе Проблема преступности среди несовершеннолетних