Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Февраля 2013 в 18:15, научная работа
Цель: определить факторы, препятствующие росту престижности казахстанского образования.
Научный проект:
«Проблема престижности современного образования в молодежной среде»
Введение:
Образование является основным приоритетным направлением и основным индикатором развития во всех цивилизованных странах мира.
Получение высшего образования всегда было, остается и будет одной из важных вех в жизни человека, особенно в условиях современного мира с его жесткой конкуренцией на рынке труда. Это подтверждает и пример нашей страны, где 35% взрослого населения имеют высшее образование – этот показатель (на уровне 30-35%) характерен и для стран с развитой экономикой.
Высшее образование в Казахстане, как обозначение уровня образования, означает верхний уровень профессионального образования в трёхуровневой системе (после среднего общего или профессионального образования) и включает в себя совокупность систематизированных знаний и практических навыков, которые позволяют решать теоретические и практические задачи по профессиональному профилю.
Актуальность:
На сегодняшний день основным фактором развития страны является именно образование. Изучение этой проблемы дает возможность прогнозирования будущего развития нашей экономики на ближайшие десятилетия. Образованная молодежь-это элита нашей страны ,научный потенциал и духовность общества в целом.
Цели:
Определить факторы, препятствующие росту престижности казахстанского образования.
Позади последний звонок в школах ,улеглись страсти вокруг ЕНТ, и перед вчерашними выпускниками и их родителями стоит проблема выбора вуза.
В рассматриваемом учебном году принято на обучение и подготовку 201 557 студентов, что на 19 952 человека, или на 9,9% больше, чем в 2009-2010 учебном году.
Численность бакалавров составляет 592 672 человека, получающих высшее специальное образование – 27 284 человека.
В общей численности студентов, обучающихся в вузах республики, значительный удельный вес приходится на специальности: социальные науки и бизнес – 13,8%, на педагогические специальности и технические науки и технологии – по 10,2%.
В наш век резких экономических изменений и технологических прорывов стала еще более актуальной проблема престижности образования. Система высшего образования – это то основание, на котором формируются казахстанские кадры, и потенциал развития страны. От того насколько эффективно работает эта система будет зависеть насколько успешно будет развиваться казахстанская экономика.
Правильное развитие системы образования особо актуально еще и потому, что динамика и принципы мировой экономики определяются наиболее развитыми странами (США, Япония, страны Европейского союза и проч.). Чем более развита страна, и чем более развитыми технологиями она владеет, тем выше экономическая эффективность у их компаний и большую прибыль они получают. Если наши специалисты не смогут работать с современными технологиями (будь то технологии в сфере услуг или в промышленности), не будут понимать принципы и законы развития рынков, тогда казахстанские компании не смогут добиться эффективности во многих жизненно важных отраслях. При таком пессимистическом сценарии, развитие Казахстана возможно только при постоянно увеличивающихся объемах производства «легкодоходных» отраслей (добыча энергетических ресурсов, металлов и проч.). В таких условиях любая страна становится сильно зависима от мировых рынков сырья. И вырваться от зависимости и пристрастия к легкодоступным средствам очень трудно.
Существующая
система образования не отвечает
современным требованиям
Основные причины проблемы
в следующем:
- отрыв от науки;
- догматизм и «компетентностный» подход.
- деидеологизация
общества. Суть научных подходов
– быть беспристрастным,
- несоответствие результатов обучения
студентов потребностям рынка труда. Это
скорее как следствие;
- казахстанские вузы не имеют современной
научно-лабораторной базы, инфраструктуры;
- низкий социальный статус научно-педагогических
кадров, в т.ч. низкая зарплата. Эта проблема
не столько экономическая, сколько административная.
С административной точки зрения преподаватель
как представитель науки беззащитен перед
произволом как коллектива, так и руководства.
Поэтому лучшие умы общества вряд ли пойдут
в эту отрасль;
- квалификация преподавателей не соответствует
требованиям сегодняшнего дня;
- система высшего образования коррумпирована,
как и государство в целом;
- вузами руководят люди, не имеющие знаний
стратегического планирования, менеджмента
высшего образования, корпоративного
управления.
Постепенно наши вузы стали рассматривать предоставление образовательных услуг как обычный бизнес. Коммерциализация отношений между студентами и образовательными учреждениями привела к тому ,что вуз стал похож на обычный бизнес-нечто вроде автозаправочной станции или кафе. И, как и во всех этих структурах, стремясь извлечь больше прибыли ,учебные заведения стараются экономить на зарплатах своих работников .Хотя очевидно, что преподаватели-это не обслуживающий персонал ,и престижность этой профессии опасно нивелировать .Пока еще в вузах есть «старая гвардия» ,которой ,есть чему учить подрастающее поколение .Но появилось уже и молодое поколение преподавателей, которые получили образование уже в коммерциализированной системе ,и многие из них, сами в свое время не получив качественного образования, соответственно, не смогут дать его и другим. Условно говоря, серость будет плодить серость, а уровень образования будет опускаться все ниже и ниже.
Если все будет развиваться такими темпами ,то престижность сохранят только государственные вузы, да и то не все, а только лучшие. Между тем именно сейчас, когда требования казахстанского рынка труда повышаются ,перед молодыми людьми остро встает проблема качества образования. Это раньше можно было прийти в банк с американским образованием, будь оно получено хоть в заштатном колледже Северной Дакоты, и тебя бы с удовольствием приняли на работу. Сейчас же в казахстанских банках как минимум поинтересуются ,какой именно вуз США закончил претендент, какой у этого учреждения рейтинг и какова GPA (средняя арифметическая оценка в вузе) самого выпускника.
Мы столкнулись с кадровым голодом. Хотя и сейчас при массе молодых специалистов с дипломами, которых требуется доучивать, работодатели сталкиваются с дефицитом профессионалов, имеющих практические ,а не теоритические знания.
При 144 имеющихся в Казахстане вузах достойные учреждения образования, диплом которых котируется хотя бы на казахстанском рынке ,можно будет пересчитать по пальцам.
Министерству образования и науки необходимо признать ,что нынешняя система высшего образования в Казахстане является неэффективной и дискриминационной .Она сформировала неравные условия для различных социальных слоев, снизила образовательный уровень населения и стала причиной беспрецедентной коррупции. К примеру, бывший министр образования страны и высококвалифицированный ученый специалист Куликеев ,оказался обыкновенным преступником и взяточником. И это люди, стоявшие на вершине образования нашей республики. Что можно сказать о регионах?
Следующая проблема высшего образования в РК-низкое качество знаний и несвязанность с потребностями экономики,а это грозит ситуацией в арабских странах-большое количество «как бы образованного» безработного молодого населения.
Также к проблемам в системе
образования можно отнести
Отечественные альма-матер в этом году подняли цены на обучение,и теперь они сравнимы с зарубежными вузами ,а зачастую даже превышают их. Но не только это обусловило желание некоторых молодых казахстанцев отправиться за дипломом в ближнее и дальнее зарубежье. Проблема и в самом уровне местного высшего образования ,качество которого по-прежнему оставляет желать лучшего.
Ежегодно Казахстан покидает около 30 тысяч студентов(это не считая студентов ,поехавших за границу по программе «Болашак».Эти цифры увеличиваются с каждым годом. В списке стран, куда наша молодежь любит выезжать,-Россия, Китай, США, Великобритания, Канада, Германия и. т. д. Причем многие наши студенты учатся в таких престижных университетах и колледжах как: МГУ, Кембридже, Оксфорде, Королевском колледже Лондона…
24 страны с сотней учебных заведений ,научных центров и лабораторий. В перечне специальностей ,на которые можно попытаться выучиться за рубежом, только технические, промышленные, химические и биологические. То есть наиболее востребованные в Казахстане. Однако тут же возникает дилемма: если у нас, например, ветеринарам платят сущие копейки, то за границей, где к животным совершенно другое отношение, — больше в разы. Или взять, к примеру, выпускника факультета нанотехнологий какого-нибудь иностранного вуза или колледжа. За новейшими научно-техническими разработками будущее. Однако, по мнению многих студентов, смысла с таким образованием ехать обратно в Казахстан нет. Поскольку его знания, его работу за границей оценят лучше, чем на родине. Вот и остается казахстанская молодежь за пределами собственной страны. Эту проблему в МОН РК знают, однако точно сказать, сколько наших молодых людей уехало на учебу за рубеж и не вернулось, не могут.
Отличная
возможность получить
Единственные,
кого Казахстан может удержать, — болашаковцы.
Поскольку они связаны с государством
определенными обязательствами — залог
квартиры, контрактные условия, по которым
они должны здесь проработать не менее
пяти лет после окончания учебы за границей.
Поэтому почти 100% возвращаются.
Чужая касса
Есть еще один важный момент в обучении
казахстанской молодежи за границей. Каждый
человек, поехавший в чужую страну за знаниями,
оставляет там огромные суммы, которые
неплохо пополняют местный бюджет.
— От каждого иностранного студента экономический
эффект в стране пребывания составляет
от 15 до 65 тысяч долларов. Все иностранные
студенты, живущие и обучающиеся в других
странах, привозят с собой от 100 до 120 миллиардов
долларов в эти страны. Половина из них
является платой за обучение. Кроме того,
они там питаются, что-то покупают и оставляют
в этих странах еще больше денег.
Наша экономика, к сожалению, подобных
вливаний еще не наблюдала. Если в одной
только России обучаются 12 тысяч казахстанцев,
то к нам в страну на обучение в прошлом
году приехали всего 10500 студентов. Хотя
эта цифра ежегодно растет.
Если же говорить о студентах из Казахстана, то их предпочтения ,с одной стороны ,совпадают, с другой –отличаются от международных тенденций в силу ряда причин, в том числе и географических. Так, давать своим детям английское ,а не американское образование многие родители стремятся не только в силу безоговорочной престижности лучшего в нашей стране, но и в связи с тем, что Великобритания ближе к Казахстану территориально и проведать свое родное чадо там гораздо легче, чем за океаном. Ну а Австралия и Новая Зеландия ,хоть и не исключаются казахстанцами из списка стран с достойным образованием и даже потихоньку осваиваются ими, тем не менее пугают своей удаленностью. Канада же, несмотря на удаленность, привлекает более недорогой ,по сравнению с Англией и США, стоимостью обучения и составляет своеобразную альтернативу американскому образованию.
Вузы Франции и Германии интересны для казахстанцев относительно невысокими затратами на обучение, так как государственные университеты Франции бесплатны(кроме высших школ коммерции, инженерного дела и искусств),а в Германии необходимо платно изучать язык и «специализацию», но затем возможно продолжить образование бесплатно.
Тем не менее кризис внес свои коррективы и в предпочтения казахстанцев, отправляющих своих детей в зарубежные вузы, и сейчас растет популярность таких относительно недорогих направлений ,как Чехия и Китай. Что касается Китая, то надо отметить ,что азиатские страны в последнее время вообще всерьез взялись за продвижение своего образования на международном рынке и наиболее преуспели в этом Япония, Китай, Южной Корея, Сингапур и Малайзия. Еще шесть лет назад число иностранных студентов а Китае не достигало 90 тысяч, а сейчас их количество перевалило за 145 тысяч.
Отдельно стоит сказать о популярности российских вузов среди казахстанских выпускников .Ведь отчасти проблемы, затронувшие систему высшего образования Казахстана, присущи и нашему северному соседу, но тем не менее бытует мнение, что уровень российских вузов выше казахстанских. В какой-то степени это можно объяснить тем, что в России больше численность населения, а значит ,выше конкуренция между специалистами , и это позволяет вузам, заботящимся о своем добром имени ,отбирать лучшие кадры. И как следствие научно-исследовательская работа выведена здесь на более высокий уровень, а ведь именно она на Западе является одним из основных критериев рейтинга вуза. Кроме того, сами ведущие российские вузы крупнее казахстанских и могут себе позволить привлекать за счет платных факультетов больше денег , а при грамотном менеджменте и эффективнее их вкладывать в развитие. И, наконец, традиции и история вузов играют не последнюю роль ,а они у российских вузов богаче ,чем у казахстанских. Хотя ,говоря о российских вузах ,мы имеем в виду не все учебные заведения, а лишь те, которые котируются на рынке, то есть ведущие вузы Москвы, Санкт-Петербурга и таких традиционных студенческих центров, как Томск, Новосибирск, Омск, и других. И именно в них, кстати, стремятся поступать казахстанские выпускники.
Но тут надо отметить, что и сами российские вузы весьма активны на казахстанском рынке. Не секрет, что в России существует демографическая проблема и страна заинтересована в привлечении молодых кадров. Поэтому все последние годы российские вузы открывают филиалы в Казахстане, принимают активное участие в образовательных выставках ,проходящих у нас, комиссий, позволяющих выпускникам поступить, не выезжая из родного города, и еще до официального окончания школы.
Словом, получение образования за рубежом на данном этапе-это одна из реальных возможностей стать по окончании вуза знающим и востребованным на рынке труда специалистом. Что касается казахстанских вузов, то рано или поздно рынок все-таки должен отрегулировать сложившуюся ситуацию в стране.
Какое образование окажется более престижным казахстанское или зарубежное и более приемлимо для нашей экономики-покажет время. На сегодняшний день при выборе ВУЗа и специальности, молодые люди ориентируются на следующие показатели:
Информация о работе Проблема престижности современного образования в молодежной среде