Проблема отклоняющегося поведения подростков

Автор: Пользователь скрыл имя, 02 Декабря 2010 в 15:34, доклад

Описание работы

Проблема пьянства в подростковом возрасте имеет очень важное значение, поскольку само по себе регулярное потребление спиртного в столь уязвимом возрасте уже экстраординарно. При столь раннем начале употребления спиртного очень высок риск, что сформируется алкоголизм; болезнь сопровождается выраженными психическими расстройствами и чаще всего приобретает ускоренное, а иногда и злокачественное течение.

Работа содержит 1 файл

Документ Microsoft Office Word (2).docx

— 36.70 Кб (Скачать)

Начиная употреблять  спиртное, большинство юнцов не знает  о своей малой выносливости к  спиртному. Они видят, как пьют взрослые, даже если их родители не выпивают. Подростки  имеют возможность наблюдать  это на улице или в кинофильмах, где бравый “герой” лихо опрокидывает стакан крепкого спиртного напитка. Из стремления подражать взрослым или  любимым киногероям они поступают  так же.

Лидером подростковой группы становится кто-то из ребят, обычно тот, который старше других; имеет  опыт употребления спиртного или  наркотиков, или имеет психические  отклонения, или физически сильнее  остальных. Если лидер имеет асоциальные  наклонности, тем более криминальный опыт, то такая группа может превратиться в банду, тщательно охраняющую свою территорию от других таких же группировок, в борьбе с которыми проходит их жизнь. Банда собирается во дворах, в подвалах, на чердаках, пустырях, заброшенных  стройках.

Лидер становится для  членов группы непререкаемым авторитетом; обычно он всегда готов вступить с  любым в драку и отстоять свое право управлять группой с  позиции силы.

Подростки начинают увлекаться силовыми видами спорта, “качаются”, чтобы увеличить мышечную массу  и физическую силу, овладевают различными приемами самбо, каратэ, иногда придумывают  какое-либо устрашающее название для  своей группы, соответствующие лозунги. Накачав мышцы, они бросают спорт  и проводят время в пьянках, картежных играх, сексуальных оргиях – в это вовлекаются девочки, хотя вначале группа обычно бывает однополой. Если кто-то имеет опыт употребления наркотиков, то вся группа начинает принимать наркотические средства, которые им удается раздобыть.

Члены такой группы могут совершать и криминальные действия - изнасилование, воровство, грабеж, драки и прочее. Подростковая группа становится грозой своего района и  всех сверстников, не входящих в группу. Они называют себя организацией.

Многие подростки  из благополучных семей завидуют им и мечтают стать членами  такой организации. Ребята заискивают перед сильными, задабривают их деньгами, оказывают разные услуги, и со временем их принимают в группу. Так прежние  тихони и домоседы могут приобщиться  к пьянкам, наркотикам, асоциальным  формам поведения. Родители и учителя  недоумевают: что произошло с  подростком. Еще недавно был послушным, примерным учеником, а теперь ему  уже неинтересно дома и в школе (училище), он становится грубым, развязным, скрытным, прогуливает занятия, при  первой возможности убегает к  своим новым приятелям, уносит из дома деньги и вещи.

Некоторые подростковые группы состоят только из мальчиков, в некоторых, как уже говорилось, есть и девочки. Но обычно их немного. Как правило, это или девочки  с явными психическими отклонениями, или дочери алкоголиков, для которых  такая среда привычна, и они  без особых колебаний следуют  нормам группы, пьют спиртное и принимают  наркотики наравне с мальчиками.

Таких девочек вполне устраивает их роль в группе, большинство  из них рано начинают беспорядочную  сексуальную жизнь и ничуть не тяготятся частой сменой сексуальных  партнеров. Обычно их в группе не обижают, наоборот, мальчики берут их под  свое покровительство, защищают их, ощущая себя “настоящими мужчинами”, и  девочки этим чрезвычайно гордятся. Но даже если к ним относятся пренебрежительно, унижают и придумывают им оскорбительные прозвища, психически неполноценные девочки все равно терпят это и не уходят из группы, потому что только здесь они ощущают мужское внимание (пусть даже в оскорбительной форме), которого лишены в иных условиях.

Далеко не всегда подростки группируются с асоциальными намерениями. Группа может объединять их и по интересам - занятия спортом, какими-либо хобби. Однако практика показывает, что в любой неконтролируемой взрослыми группе подростков рано или  поздно может появиться новый  участник, способный вовлечь других в пьянство или прием наркотиков.

Этому возрасту вообще свойственна подверженность чужому влиянию, причем с большей легкостью  психически незрелые, инфантильные подростки  поддаются отрицательному влиянию.

Имитация - это стремление подражать во всем кому-либо. Подростки копируют манеру поведения своих сверстников или взрослых. Если кто-то из их окружения употребляет спиртное или наркотики, то из-за стремления к подражанию остальные тоже начинают пробовать алкоголь или наркотически действующие средства.

Многие подростки  избирают себе кумира - киногероя, актера, популярного певца или музыканта - и стараются копировать его и  в одежде, и в прическе, и в  поведении.

Если объектом подражания является отрицательный герой, вот  тогда и педагогам, и родителям  следует заранее быть готовыми ко всяким неприятностям. Со свойственным этому возрасту максимализмом подросток  постарается не только копировать своего кумира, но и “переплюнуть” его  во всех отношениях.

Самые большие неприятности ждут родителей и учителей, когда  подросток избирает объектом для  подражания реального человека - взрослого  или своего сверстника, злоупотребляющего  алкоголем или наркотиками, особенно если это личность с криминальным прошлым. Большинство взрослых наркоманов неоднократно судимы, так как вся  их жизнь, в том числе и способы  добывания огромных денег на приобретение наркотиков, связана с криминалом. Открыв рот, школьники с упоением слушают о “подвигах” своего “героя”, о том, какой “кайф” дают наркотики, не имея возможности определить, где  правда, а где ложь. Уголовник, найдя  в их лице благодарных слушателей, еще больше привирает, чтобы заинтересовать и привлечь юнцов. Это чревато  уже не только злоупотреблением алкоголем  и наркотиками, но и различными криминальными  действиями.

“Бывалого” уголовника с восторгом слушают не только подростки, сами склонные к асоциальному поведению, но и мальчики из благополучных  семей. Для них это другая жизнь, захватывающая и полная приключений, а именно так преподносят свои “подвиги” не раз судимые лица. Подростку льстит такое внимание взрослого, тем более что тот  обращается с ним как бы на равных. И довольно часто во дворе вокруг таких асоциальных личностей  группируются подростки. Но наркоману  нужна не только аудитория заинтересованных слушателей. Он стремится использовать несовершеннолетних в своих целях.

Выше уже говорилось о “контагиозности” наркомании. Каждый наркоман старается увеличить круг “своих”.

Во-первых, многие наркоманы  не только сами принимают наркотики, но и приторговывают ими. Вовлекая подростков в наркотизацию, взрослый наркоман готовит будущих “клиентов”, которым  потом будет сбывать свой товар.

Во-вторых, он делает подростков послушным орудием в  своих руках. За порцию наркотика  приобщившиеся к этому пороку готовы на все. Взрослый может использовать таких ребят в своих криминальных целях, создавая из них группировки, которые для него “таскают каштаны  из огня”.

Вначале наркоман приучает ребят к наркотикам, угощает их, затем требует, чтобы они просили  деньги у родителей или приносили  из дома ценные вещи.

Отказать своему кумиру подросток не в состоянии - ведь он расценивает его как  друга. А если такой человек уже  создал вокруг себя подростковую группу, то отказать ему не может никто: иначе  он станет посмешищем, “маменькиным сынком”.

Собственной нравственной позиции у многих подростков еще  нет. Этические понятия растущего  человека формируются в большей  степени под. влиянием родителей, а  если родители не делают этого или  их влияние негативно, то подросток  попадает под влияние любого человека, которого он уважает.

В отличие от взрослых, ребята еще не умеют анализировать  чужой негативный опыт. Они не осознают, что такое преступление, закон, тюрьма. Со слов взрослых они знают, что воровать нельзя, но сами объяснить, почему нельзя, вряд ли сумеют. Подростки не знают  и не боятся социальных последствий  правонарушений. Недаром многие асоциальные  личности эксплуатируют их, пользуясь  их бесстрашием и отсутствием  страха смерти или увечья. Они могут  выполнить любой приказ без раздумий, совершить все, что прикажут их кумиры.

Даже кратковременное  пребывание в группе с асоциальным  лидером заметно сказывается  на поведении подростка. Прежде послушный  сын и хороший ученик перестает  подчиняться учителям и родителям, так как первая задача отрицательного лидера - дискредитировать других взрослых в глазах подростков, чтобы поднять  свой престиж.

Подростку уже скучно в школе и не хочется быть дома, потому что в группе все гораздо  интереснее - там “настоящая, взрослая”  жизнь, свои тайны.

Вторая задача такого лидера - добиться, чтобы дети не рассказали родителям, где и с кем они  проводят время и чем занимаются. В отличие от подростков, такой  человек знает Уголовный кодекс на собственном опыте и прекрасно  понимает, чем ему грозит вовлечение несовершеннолетних в пьянство, злоупотребление  наркотиками и криминальную деятельность. Под его влиянием подростки становятся скрытными, огрызаются на расспросы  родителей, если не умеют соврать  убедительно, а в дальнейшем они  уже обучаются обманывать родителей - опять-таки по подсказке “лидера”, - и родители могут даже не подозревать, кто теперь руководит всей жизнью их ребенка.

Под делинквентным поведением понимаются различные проступки, провинности, нарушения общественных норм поведения. От криминальных действий делинквент-ное поведение отличается относительной незначительностью правонарушений и только в крайних своих проявлениях влечет за собой уголовное наказание.

Начинается обычно с прогулов занятий, затем могут  быть драки, хулиганство, отнимание  у младших детей или более  слабых сверстников денег или  вещей, угон велосипеда, мотоцикла или  машины, чтобы покататься, выпрашивание денег у прохожих, мелкие кражи и многое другое.

Чаще всего к  делинквентному поведению ведет употребление спиртного или наркотиков. А это, в свою очередь, приводит к более выраженным асоциальным формам поведения, и тут речь идет уже не о делинквентности, а о криминальных действиях.

Безнадзорность, отсутствие семейного контроля и внимания родителей - это основа для делинквентного поведения в подростковом возрасте.

Реакция протеста - одна из наиболее частых в подростковом возрасте. Протестные формы поведения возникают в ответ на обиду, ущемленное самолюбие, недовольство требованиями или отношением близких. Возникает психо-травмирующая ситуация с отрицательно окрашенными переживаниями. Протестная реакция направлена против тех лиц, которые явились источником переживаний - чаще всего это родители.

Поссорившись с  родителями или учителями, школьник убегает на улицу к приятелям. Он злится на взрослых, а сверстники и совместное употребление спиртного  или наркотиков повышают настроение, дают ощущение уверенности в себе и переоценку своих способностей.

Реакция протеста подростка  бывает и в тех случаях, когда  в семье конфликтная обстановка. Родители ссорятся между собой, а  реакция протеста ребенка направлена против них, поскольку они, по его  мнению, виноваты перед ним, и он реализует свой протест в утрированной форме, совершает мелкие правонарушения - все делает назло родителям.

Причиной реакции  протеста может быть равнодушное  отношение родителей, несправедливое, болезненное для самолюбия ребенка  наказание, запрещение чего-либо, что  значимо для него,.например запрет видеться с приятелями.

Протестные реакции  могут быть и из-за предъявляемых  родителями чрезмерных претензий, требования выдающихся успехов, когда родители пытаются сделать из ребенка вундеркинда, ставят перед ним непосильные  задачи, например чтобы он стал отличником в школе или походил на кого-то из своих сверстников. Подростку  проще и легче проводить время  на улице со сверстниками, чем сидеть дома за учебниками или упорно заниматься музыкой, спортом, иностранным языком, чего требуют родители.

Подросток может  проявить протест и при повторном  браке одного из родителей, когда  в семье появляются отчим или  мачеха и их дети или когда в  семье рождается еще один ребенок  и старшему уделяется меньше внимания, чем раньше. Это и ревность, и  соперничество с новым членом семьи за внимание матери.

Реакции протеста могут  быть и у подростка с задержкой  развития, умственной отсталостью, психопатией, из-за чего он плохо учится и его  все ругают за плохую успеваемость и прогулы занятий.

Пассивная реакция  протеста - это замаскированная враждебность, недовольство, обида на взрослого, утрата с ним прежнего эмоционального контакта, стремление избегать общения. Подросток  начинает искать общения на стороне  и может попасть в сложившуюся  группировку, где принято выпивать или употреблять наркотики.

Реакция активного  протеста проявляется в виде непослушания, грубости, вызывающего и даже агрессивного поведения, побега из дома в ответ  на ссору, конфликт, жестокие методы воспитания, наказания, упреки, оскорбления.

У подростка с  психопатией или органическим заболеванием головного мозга реакция активного  протеста может сопровождаться двигательным возбуждением - в гневе он может  проявить агрессию, ломать предметы.

Активный протест  может выражаться и в стремлении делать назло, причинять прямой вред обидчику или мстить ему опосредованно  собственным асоциальным поведением.

В некоторых случаях  реакция протеста может закрепиться  и в последующем распространяется на всех взрослых вообще.

Реакция эмансипации - это борьба подростка за свою самостоятельность, независимость, самоутверждение. Он хочет освободиться от опеки взрослых любыми способами. Чем больше его контролируют и подавляют, тем больше он хочет избавиться от влияния взрослых. Наперекор им он начинает поступать по-своему, демонстрируя, что он уже самостоятельный. Если бы родители или учителя не принуждали его к чему-либо, он и сам мог бы это сделать.

Информация о работе Проблема отклоняющегося поведения подростков