Автор: Пользователь скрыл имя, 07 Февраля 2011 в 06:33, курсовая работа
Цель работы: рассмотреть проблему отказа родителей от детей.
Для достижения поставленной цели, необходимо решить следующие задачи:
изучить социально-экономические причины отказов от детей;
раскрыть психологические мотивы отказа матери от ребенка в родильном доме;
рассмотреть возможность психосоциальной работы по предотвращению отказов от детей.
Введение 3
1 Причины отказов от детей 5
1.1 Социально-экономические причины отказов от детей 5
1.2 Психологические причины отказа матери от ребенка 11
2. Психосоциальная работа по профилактике отказов от детей 17
Заключение 22
Список литературы 24
Все эти социальные факторы значительно снижают качество готовности к материнству, приводят к тому, что более чем для 30% женщин, вынашивающих беременность, последняя является нежелательной и нежеланной со всеми вытекающими отсюда последствиями9.
Большинство исследователей связывают рост отказов от материнства с отрицательным влиянием глобальных цивилизационных процессов на традиционную семью, на индивидуальное сознание и моральный облик женщины. Важную роль играют акселирационные процессы и изменение образа жизни современной молодежи, «сексуальная революция», снижение возраста начала половой жизни, которые происходят на фоне более терпимого отношения общества к добрачным половым связям и их последствиям, приводящим к возрастанию из года в год числа подростковых беременностей. Определенное значение имеет повышенное стремление современных женщин к социальной независимости.
Одним из важных моментов в структуре социальных факторов, влияющих на материнское поведение, является комплекс культурно-национальных и религиозных традиций общества. Известно, что в этносах с сильным влиянием религии (например, ислам) даже в социально незащищенных слоях общества «отказничество», как явление, вообще не известно. В то же самое время в таких странах как Франция, Италия, где сильны традиции католицизма, отмечается значительный рост числа отказных детей. Напротив, в ряде Скандинавских стран с низкой религиозностью населения эти цифры чрезвычайно малы, а в России - стране почти полного атеизма - «отказничество» принимает характер эпидемии10.
В результате многочисленных социологических и психологических исследований ученые-социологи пришли к выводу, что большинство матерей, отказывающихся от своих детей, сами воспитывались в нестабильных семьях и с раннего детства имели негативный опыт межличностных взаимоотношений. Личность многих женщин, впоследствии отказавшихся от ребенка, формировалась в среде агрессии, многие в детстве страдали от унижающего достоинство угнетения и холодного отношения со стороны своих родителей. Иными словами, собственный негативный детский опыт матери оказывает существенное влияние на принятие ею решения оставить ребенка в родильном доме. Многие из матерей, бросающих своих детей, как бы повторяют наработанный стереотип поведения, т. к. многие из них на себе испытали последствия заброшенности при живых родителях.
Насилие и издевательства над девочкой со стороны родной матери закладывают искаженный образ материнского поведения и тем самым нарушают готовность женщины к эффективному материнству. Социальная среда не только искажает формирование личностных предпосылок к эффективному материнству, но и служит главным катализатором девиантного материнского поведения - провоцирует отказ от ребенка.
Такие негативные социальные факторы как низкий уровень образования, бедность, безработица женщин, делает их не реже, если не чаще чем мужчин, агрессивными к детям. Большинство «отказниц», как правило, имеют низкое общее и профессиональное образование, редко получают престижные профессии и, соответственно, занимают низкий социальный статус11.
Анализируя семейные ситуации женщин, отказывающихся от своих детей, социологами было выявлено влияние следующих негативных факторов: неполная семья, отсутствие социальной поддержки семьи, многодетность, отсутствие медицинского наблюдения во время беременности. Все эти факторы губительно влияют и на внутриутробное развитие ребенка. Недаром такие дети оказываются значительно более частыми пациентами отделений интенсивной терапии и реанимации сразу после рождения12.
Однако, главным фактором, предшествующим отказу от ребенка, является все же нестабильность и угрожающий распад собственной семьи. Особые социально-психологические условия, в которых вынуждена жить женщина, родившая внебрачного ребенка, в нашей стране хорошо известны – это и неудовлетворительное материальное положение, и жилищные проблемы, отрицательное отношение со стороны близких родственников и т.д. Все это способствует усилению невротизации женщины.
Таким образом, экономические, политические и социальные факторы составляют достаточно неблагоприятную «социальную ситуацию развития» женщины в период беременности, которая порождает целый круг специфических тревожных переживаний, дестабилизирующих личность женщины. На сегодняшний день накоплен большой фактический и научный материал, который убедительно показывает исключительное значение социальных моментов в формировании отказного материнского поведения, однако не отвечает на главный вопрос - почему при равных условиях одна мать бросает своего ребенка, а другая, чтобы накормить ребенка, готова на самые отчаянные лишения. Понять это можно, только изучив индивидуальные психологические особенности женщин, отказывающихся от детей.
Добровольный отказ родителей от своего несовершеннолетнего ребенка, чаще всего это отказ матери от новорожденного в родильном доме, является одной из причин социального сиротства. С юридической точки зрения отказ от ребенка - правовой акт, который официально подтверждается специальным юридическим документом. В течение 3-х месяцев родители (мать) могут изменить свое решение, и ребенок может быть возвращен в семью. Отказ от ребенка – социальная проблема и требует внимания со стороны всех социальных служб.
В каждом конкретном случае отказа от ребенка существуют свои «подводные» камни и течения, результатом которых становится увеличение количества социальных сирот. И эти «камни» необходимо уметь выявить и поднять на поверхность.
Проводимые в разное время психологические исследования женщин, бросающих своих детей, обнаруживали у них эмоциональную и психологическую незрелость, аффективную неустойчивость и эгоцентризм.
Несмотря на распространенное мнение о том, что от детей отказываются из-за бедности и материальных проблем, в большинстве случаев проблемы отказов от детей связаны не с экономическими и социальными проблемами сегодняшнего дня, а во многом, с тяжелой психологической наследственностью матери. Истоки инфантильности и других признаков психологического неблагополучия во многом можно увидеть в обстоятельствах детства. Считается, что поведение женщины, отказывающейся от своего ребенка, связано с особым воспитанием в условиях эмоциональной депривации и что такие женщины обладают повышенной толерантностью к свободному проявлению агрессии, а социально-экономические стрессы на фоне личностной ослабленности - часто только необходимое и достаточное условие для проявления агрессии по отношению к ребенку.13
Среди матерей, которые отказываются от ребенка в родильном доме, очень часто встречаются эмоционально незрелые личности, которых отличает эгоцентризм, зависимость, аффективная несдержанность, низкая толерантность к стрессам, амбивалентность установок на материнство (двойственность чувственного переживания, выражающаяся в том, что будущий ребенок вызывает к себе у матери одновременно два противоположных чувства). Они ощущают чувство пустоты вокруг себя, своей изолированности. Их отличает неспособность контролировать свои влечения, импульсы. Это делает их чрезмерно зависимыми от влияния социального окружения. Многие матери обнаруживают обостренную потребность в привязанности, «принятии», в позитивном отношении к себе. Именно на этот факт необходимо обратить особое внимание врачей, психологов, педагогов и социальных работников, имеющих дело с такими женщинами непосредственно после родов.
Принятие решения отказаться от новорожденного у женщин возникает, как правило, задолго до рождения ребенка. В это время женщины обычно переживают тяжелый психологический кризис и борьбу двух мотивов - инстинктивному стремлению женщины к материнству и давлению общественной морали противодействует неверие в свои силы и возможности. Это может быть связано с реальной или мнимой физической или моральной несостоятельностью, с ощущением неспособности и нежеланием преодолевать жизненные трудности, отсутствием элементарных материальных условий, а также с ощущением утраты (или угрозы утраты) социальной поддержки в связи с распадом семьи, со смертью и болезнью близких, со страхом вернуться в родной дом с незаконнорожденным ребенком и пр. Решающим здесь является ощущение, что рождение ребенка может стать угрозой для реализации собственных социальных устремлений, или, напротив, ощущение, что мать сама (а через нее и все ее окружение) является угрозой для благополучия и даже жизни собственного ребенка. Примером первой эгоистической мотивации - может служить случай, когда молодая женщина, студентка института, отказалась от внебрачного ребенка по причине невозможности закончить институт без поддержки родственников, живущих в другом городе. Примером иной мотивации отказа может служить ситуация, при которой юная мусульманка приезжает рожать в другой город в тяжелой депрессии, без средств к существованию, скрываясь от гнева семьи и, соответственно, оставляет ребенка в роддоме, скрывая даже факт беременности от родных.
Принятие решения оставить своего ребенка у многих женщин сопровождается чувством психического напряжения и вины. В таких случаях поведение женщины во время беременности можно рассматривать как своеобразные формы психологической защиты.14
В
одних случаях это
В других случаях преобладают механизмы вытеснения, при которых женщина, остро пережившая первый эмоциональный шок от осознания нежеланности беременности, постепенно как бы «забывает», что она беременна. Очень часто такая женщина ведет прежний, а иногда и более активный образ жизни. Несколько иная картина психологической защиты демонстрируется в тех случаях, когда женщина, будучи с самого начала не мотивирована на беременность, на протяжении всей беременности буквально игнорирует своего будущего ребенка. Уже заранее она относится к нему безразлично, как к ненужной вещи, не включает его в сферу своего самосознания15.
Иногда на первый план выступают механизмы переноса. В этом случае для женщины ребенок буквально становится воплощением всего того зла, которое, как она считает, незаслуженно получила от жизни и, в первую очередь, от отца ребенка. С рождением ребенка связывается полный жизненный крах. Главные эмоции таких женщин по отношению к новорожденному - брезгливость, отвращение и даже ненависть.
Огромное значение для принятия матерью решения об отказе от своего ребенка имеет ее возраст. Возрастной фактор один из множества существенных, определяющих неготовность к материнству и, как следствие, - отказ от ребенка. По данным статистики более половины тех, кто отказывается от детей - женщины в возрасте до 25 лет, около 8% - несовершеннолетние женщины, 30% - поздние первородящие в возрасте от 30 до 50 лет16.
Наиболее уязвимой и неблагоприятной категорией из указанных являются несовершеннолетние женщины. Данная проблема особенно актуальна в нашей стране, в связи с нашумевшей в нынешнем году историей о рождении ребенка 11-летней девочкой, а таких примеров немало. Исследователи подчеркивают психологическую незрелость таких матерей, зависимость от негативного влияния собственных родителей.
Физиологическая и психологическая неготовность многих подростков к вынашиванию беременности сопровождается высоким числом осложнений беременности и родов, рождению недоношенных, больных и травмированных младенцев. Помимо физической нагрузки незрелая личность юной беременной, как правило, испытывает глубокие эмоциональные травмы. Юные беременные и девочки-матери в нашей стране, несмотря на внешнее безразличие общества к их судьбам, находятся под очень сильным «нравственным» давлением, следствием чего является желание скрыть беременность или прервать ее любыми средствами. Боясь отрицательной реакции со стороны родителей, близких, почти 40% девушек скрывают беременность и, сохраняя ее, не обращаются к гинекологам. Почти для трети юных матерей, их материнство является настолько нежеланным, что они во время беременности совершают криминальные попытки к ее прерыванию.
Большинство юных матерей бросает своих детей на произвол судьбы, подвергает их агрессии и т. д. До 15% новорожденных, брошенных в родильных домах, - это дети юных матерей. Примерно такой же процент младенцев, рожденных юными, «временно» содержатся в домах ребенка в связи с неспобностью матери выполнять свои материнские обязанности.
Причины таких отказов, как считают некоторые исследователи, «объективны» - в этом возрасте матери имеют крайне низкие доходы, а государственное пособие не компенсирует необходимых затрат на ребенка. Юные матери не имеют профессии и нормальных жилищных условий, а некоторые врачи и социологи считают, что настаивать на том, чтобы мать брала нежеланного ребенка, неразумно в его же интересах, поскольку он может быть более счастлив с приемными родителями.
Одной из ключевых проблем сверхраннего материнства является психологическая незрелость подростков, которая делает многих из них не готовыми к эффективному материнству. Более 80% девушек до 18 лет имеют негативную репродуктивную установку или не имеют её вообще.17
Сходные психосоциальные проблемы неготовности воспринять роль матери возникают и в случаях беременности пожилых одиноких женщин. Доказано, что позднее материнство частично соотносится с проблемами внутренней незрелости этих женщин. С появлением на свет ребенка пожилые первородящие входят в состояние частичной регрессии, которая препятствует активному приспособлению к материнству и заботе о ребенке. Вместе с тем, позднородящие матери, долго желающие ребенка становятся прекрасными матерями, окружают ребенка заботой и любовью, процент же отказов от детей в таком возрасте невелик, поэтому и в специальной литературе внимания данному вопросу уделяется незначительно.