Проблема межэтнических конфликтов

Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Марта 2013 в 12:11, курсовая работа

Описание работы

Задачами курсовой работы являются:
теоретический анализ литературных источников по теме курсовой работы;
раскрытие сущности понятия межэтнического конфликта;
выявление причин, типов и особенностей межэтнических конфликтов;

Содержание

СОДЕРЖАНИЕ:
ВВЕДЕНИЕ………………………………...….…………………………....3
ГЛАВА 1. Межэтнический конфликт: понятие, сущность, причины…………………………………………………………………………....5
ГЛАВА 2. Способы предотвращения и разрешения межэтнических конфликтов………………………………………………………………….........14
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………...……………………………………………….…24
ЛИТЕРАТУРА………………..…………………………………………...26
ПРИЛОЖЕНИЕ

Работа содержит 1 файл

KURSOVAYa.docx

— 57.68 Кб (Скачать)

Также предметом особого  внимания национальной политики должны стать нерегулируемые этнические миграции, как продолжающийся отток ряда этнических групп за пределы России, так и  нелегальный приток мигрантов из-за рубежа.18

Согласно  Статье 19 Конституции  РФ «государство гарантирует равенство  прав и свобод человека и гражданина независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, а также других обстоятельств. Запрещаются любые формы ограничения прав граждан по признакам социальной, расовой, национальной, языковой или религиозной принадлежности»19. Предусматривается, что государство должно создавать для народов равные социальные и политические условия, позволяющие сохранять и развивать свою культуру.

Основное достижение российской национальной политики состоит в  разработке “Концепции государственной  национальной политики Российской Федерации”, которая была одобрена Постановлением Правительства России в мае 1996 года и утверждена Указом Президента России № 909 от 15 июня 1996 года. В этой концепции  выделяются такие узловые проблемы, которые требуют решения:

1) развитие федеративных  отношений, обеспечивающих гармоничное  сочетание субъектов РФ и целостности  российского государства; 

2) развитие национальных  культур и языков народов России, укрепление духовной общности  россиян; 

3) обеспечение политической  и правовой защищенности малочисленных  народов и национальных меньшинств;

4) достижение и поддержка  стабильного, прочного межнационального  мира и согласия на Северном  Кавказе; 

5) поддержка соотечественников,  проживающих в странах СНГ  и Балтии, содействие развитию  связей с нашими соотечественниками  из стран ближнего зарубежья.20

Концепция сыграла важную роль в оздоровлении межнационального климата, построении гармоничного гражданского общества на принципах равноправия  народов. Многие предусмотренные ею задачи выполнены: создана правовая база для регулирования федеративных и национальных отношений; внедрен институт национально-культурной автономии, позволяющий гражданам Российской Федерации, принадлежащим к различным национальным общностям, в частности, малочисленным, решать вопросы сохранения и развития своей самобытности, традиций, языка, культуры, образования.

Отдельные задачи, предусмотренные  Концепцией, сохраняют свою актуальность и по сей день, оставаясь нереализованными. Так, не разрабатываются и не финансируются предусмотренные Концепцией федеральные и региональные программы, направленные на национальное развитие и расширение межнационального сотрудничества народов Российской Федерации.

Что касается Саратовской  области, то здесь тоже создан ряд  законопроектов в сфере улучшения  межнациональных отношений и  профилактики конфликтов на национальной почве. Постановление Правительства  Саратовской области от 30 января 2003 года № 9-П «О национально-культурном развитии народов в Саратовской  области» (с изменениями на 21 октября 2005 года), направленный на улучшение атмосферы межнационального общения в области; предупреждение и снижение конфликтов и преступлений на национальной почве; развитие социально-экономического партнерства в рамках межнациональных отношений.21 А также Постановление Правительства Саратовской области от 22 августа 2011 г. № 450-П «О Концепции государственной национальной политики в Саратовской области». В ней закрепляются основные принципы государственной национальной политики в Саратовской области:

  • равенство прав и свобод человека и гражданина независимо от его расы, национальности, языка, отношения к религии, принадлежности к социальным группам и общественным объединениям;
  • сохранение исторически сложившейся целостности Российской Федерации;
  • право каждого гражданина определять и указывать свою национальную принадлежность без всякого принуждения;
  • содействие развитию русского языка и культуры, национальных культур и языков народов Российской Федерации;
  • профилактика межэтнических конфликтов;
  • воспитание подрастающего поколения, молодежи в духе межнациональной и межрелигиозной терпимости, неприятия националистической идеологии;
  • содействие формированию общегражданской (надэтнической) идентичности, объединяющей представителей разных культур.22

Окончательно разрешить  тот или иной межэтнический конфликт невозможно. Пока существуют этносы, будут  периодически возникать противоречия в их взаимодействиях. Поэтому проблема состоит в том, чтобы выявить  межэтнические противоречия, не допустить  применения насилия, найти эффективные  способы урегулирования спорных  вопросов. К основным методам предотвращения и разрешения конфликтов можно отнести: «избегание»; «откладывание»; переговоры; третейское разбирательство.

В России до сих пор отсутствует  необходимая правовая база для урегулирования межнациональных отношений, ненасильственного  разрешения конфликтов на этнической почве. А принятых законопроектов явно не достаточно для реализации демократических  прав и свобод не только личности, но и этнонациональных сообществ.

Таким образом, государственная  национальная политика должна быть ориентирована  на создание условий, позволяющих каждому  народу сохранить национальное достоинство, самосознание, осуществлять свою национальную независимость и свободное развитие, определять свою судьбу. Политика должна быть направлена на поддержание духа межнационального общения. Принцип самоидентификации народов и принцип их общения между собой, сотрудничества не должны вступать в противоречие друг с другом. Это позволит избежать межэтнической напряженности и конфликтов между народами.

 

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

Этнические конфликты  перестали быть внутренним делом  отдельных государств, они захватывают  в свою орбиту большие массы людей, различные этнонациональные и конфессиональные группы и общности, могут при определенных условиях представлять реальную угрозу стабильности полиэтнических государств, демократическим условиям общества, правам и свободам человека.

Классифицировать этнические конфликты можно по различным  основаниям: территориальные, обусловленные  взаимными территориальными притязаниями этносов; экономические, политические, исторические, ценностные, конфессиональные, социально-бытовые и др.

Основные особенности  межэтнических конфликтов заключаются  в том, что они имеют исторические корни, вытекают из элементов этнической культуры, нередко приобретают религиозный  характер, наряду с социальными и  политическими целями имеют национальный аспект, принимают резкий характер при резком и существенном изменении  сложившейся этнической, экономической  и социальной ситуации, носят чаще всего более острый, более непримиримый характер, чем другие социальные конфликты.

К основным методам предотвращения и разрешения конфликтов можно отнести: «избегание»; «откладывание»; переговоры; третейское разбирательство.

Основная задача России на сегодняшний день - создание всем своим народам оптимальные условия для полноценного развития, нормализации межнациональных отношений, умело нейтрализовать и предупреждать возникновение трений и конфликтов, а данная задача может быть достигнута только при условии сохранения и укрепления целостности России как единого федеративного государства.

Государственная национальная политика должна быть направлена на создание условий, позволяющих каждому народу сохранить национальное достоинство, самосознание, осуществлять свою национальную независимость и свободное развитие, определять свою судьбу. Только тогда можно будет говорить о нашей стране как о едином и независимом государстве, способным составить мощную конкуренцию наиболее прогрессивным странам мира, поскольку сила его будет заключена в первую очередь в едином народе, не растерявшим под давлением государства, а умело сохраняющим свое многообразие и самобытность.

 

ЛИТЕРАТУРА:

 

Нормативно - правовые акты:

  1. Конституция Российской Федерации. Режим доступа: http://www.constitution.ru/index.htm.
  2. Указ Президента РФ от 15.06.1996 № 909 «Об утверждении Концепции государственной национальной политики Российской Федерации». Режим доступа: http://www.bestpravo.ru/federalnoje/hj-gosudarstvo/s2o.htm.
  3. Постановление Правительства Саратовской области от 30 января 2003 года № 9-П «О национально-культурном развитии народов в Саратовской области» (с изменениями на 21 октября 2005 года). Режим доступа: http://docs.cntd.ru/document/933004840.
  4. Постановление Правительства Саратовской области от 22 августа 2011 г. № 450-П «О Концепции государственной национальной политики в Саратовской области». Режим доступа: http://www.regionz.ru/index.php?ds=1270731.

 

Статьи и монографии:

  1. Арутюнян Ю.В., Дробижева Л.М., Сусоколов А.А. Этносоциология. М., 2008. - 320 с.
  2. Денисова Г.С., Радовель М.Р. Этносоциология. Ростов-н/Д.: ООО «ЦВВР». - 2010. - 400 с.
  3. Жовтун Д.Т. Межэтнические конфликты в структуре современного российского социума. // Социально-гуманитарные знания. – 2010. - №1. С. 132.
  4. Кагиян С.Г. Управление этническими конфликтами.// Философские науки. - 2010. - №2. С.27.
  5. Самсонова Е.А., Юдина Е.Ю. Этническая толерантность в сознании молодежи // СОЦИС. – 2009.- №10. С.15-16.
  6. Сафонов А.Л. , Орлов А.Д. Этнос и нация как субъекты глобализации. // Социально-гуманитарные знания. – 2011. - №4. С.41-43.
  7. Сикевич З.В. Социология и психология межэтнических отношений. С.-Пб. 2009. - 188 с.
  8. Татунц С.А Этносоциология. Учебное пособие для студентов. М., МАЛП, 2009. - 140 с.
  9. Тишков В.А. Очерки теории и политики этничности в России. М., 2007. - 480 с.
  10. Торшин А. П. Укрепление межнациональных отношений – важнейшая задача современной России // Аналитический вестник Совета Федерации ФС РФ.-2009. - № 17. - С. 15.
  11. Шереги Ф. Э. Этническая и религиозная толерантность молодежи // СОТИС. - № 3. – 2010. – С. 3.
  12. Ямсков А. Этнический конфликт: проблемы дефиниции и типологии//Идентичность и конфликт в постсоветских государствах. М. 2007. - 250 с.

 

Интернет - источники:

  1. Кокшаров Н. В. Современная национальная политика в России. Режим доступа: http://credonew.ru/content/view/336/55/.
  2. Лигинчук Г.Г. Социально-психологические аспекты этнических конфликтов. Режим доступа: http://www.e-college.ru/xbooks/xbook058/book/index/index.html?go=part-010*page.htm.
  3. Межэтнические конфликты. Режим доступа:  http://www.rudn.ru/fpkp/programs/Lect8.htm.
  4. Понятие межэтнического конфликта. Причины, типы и формы межэтнических конфликтов. Роль социологов в предупреждении конфликтов между народами. Режим доступа: http://socioline.ru/_seminar/exams/ethno/13.php.
  5. Специфика этнических конфликтов и их причины. Режим доступа:  http://www.istmira.com/yetnologiya/1367--101-specifika-yetnicheskix-konfliktov-i-ix.html.
  6. Суперека С.В. Социология конфликта. Режим доступа: http://www.tamognia.ru/faq/detail.php?ID=1600966.

 

1 Татунц С.А Этносоциология. Учебное пособие для студентов. М., МАЛП, 2009. С 120.

2 Тишков В.А. Очерки теории и политики этничности в России. М., 2007. С. 480.

3 Арутюнян Ю.В., Дробижева Л.М., Сусоколов А.А. Этносоциология. М., 2008. С. 229.

4 Ямсков А. Этнический конфликт: проблемы дефиниции и типологии//Идентичность и конфликт в постсоветских государствах. М. 2007. С. 206-207.

5 Сикевич З.В. Социология и психология межэтнических отношений. С.-Пб. 2009. С. 54.

6 Лигинчук Г.Г. Социально-психологические аспекты этнических конфликтов. Режим доступа: http://www.e-college.ru/xbooks/xbook058/book/index/index.html?go=part-010*page.htm.

7 Денисова Г.С., Радовель М.Р. Этносоциология. Ростов-н/Д.: 2010. С. 273-274.

8 Специфика этнических конфликтов и их причины. Режим доступа:  http://www.istmira.com/yetnologiya/1367--101-specifika-yetnicheskix-konfliktov-i-ix.html.

9 Лигинчук Г.Г. Социально-психологические аспекты этнических конфликтов. Режим доступа: http://www.e-college.ru/xbooks/xbook058/book/index/index.html?go=part-010*page.htm.

10 Суперека С.В. Социология конфликта. Режим доступа: http://www.tamognia.ru/faq/detail.php?ID=1600966.

11 Татунц С.А Этносоциология. Учебное пособие для студентов. М., МАЛП, 2009. С. 83.

12Специфика этнических конфликтов и их причины. Режим доступа:  http://www.istmira.com/yetnologiya/1367--101-specifika-yetnicheskix-konfliktov-i-ix.html.

13 Торшин А. П. Укрепление межнациональных отношений – важнейшая задача современной России // Аналитический вестник Совета Федерации ФС РФ.-2009.-№ 17. - С. 15.

14 Арутюнян Ю.В., Дробижева Л.М., Сусоколов А.А. Этносоциология. М., 2008. - 320 с.

Информация о работе Проблема межэтнических конфликтов