Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Марта 2013 в 12:11, курсовая работа
Задачами курсовой работы являются:
теоретический анализ литературных источников по теме курсовой работы;
раскрытие сущности понятия межэтнического конфликта;
выявление причин, типов и особенностей межэтнических конфликтов;
СОДЕРЖАНИЕ:
ВВЕДЕНИЕ………………………………...….…………………………....3
ГЛАВА 1. Межэтнический конфликт: понятие, сущность, причины…………………………………………………………………………....5
ГЛАВА 2. Способы предотвращения и разрешения межэтнических конфликтов………………………………………………………………….........14
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………...……………………………………………….…24
ЛИТЕРАТУРА………………..…………………………………………...26
ПРИЛОЖЕНИЕ
Также предметом особого внимания национальной политики должны стать нерегулируемые этнические миграции, как продолжающийся отток ряда этнических групп за пределы России, так и нелегальный приток мигрантов из-за рубежа.18
Согласно Статье 19 Конституции РФ «государство гарантирует равенство прав и свобод человека и гражданина независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, а также других обстоятельств. Запрещаются любые формы ограничения прав граждан по признакам социальной, расовой, национальной, языковой или религиозной принадлежности»19. Предусматривается, что государство должно создавать для народов равные социальные и политические условия, позволяющие сохранять и развивать свою культуру.
Основное достижение российской национальной политики состоит в разработке “Концепции государственной национальной политики Российской Федерации”, которая была одобрена Постановлением Правительства России в мае 1996 года и утверждена Указом Президента России № 909 от 15 июня 1996 года. В этой концепции выделяются такие узловые проблемы, которые требуют решения:
1) развитие федеративных
отношений, обеспечивающих
2) развитие национальных
культур и языков народов
3) обеспечение политической
и правовой защищенности
4) достижение и поддержка
стабильного, прочного
5) поддержка соотечественников,
проживающих в странах СНГ
и Балтии, содействие развитию
связей с нашими
Концепция сыграла важную роль в оздоровлении межнационального климата, построении гармоничного гражданского общества на принципах равноправия народов. Многие предусмотренные ею задачи выполнены: создана правовая база для регулирования федеративных и национальных отношений; внедрен институт национально-культурной автономии, позволяющий гражданам Российской Федерации, принадлежащим к различным национальным общностям, в частности, малочисленным, решать вопросы сохранения и развития своей самобытности, традиций, языка, культуры, образования.
Отдельные задачи, предусмотренные Концепцией, сохраняют свою актуальность и по сей день, оставаясь нереализованными. Так, не разрабатываются и не финансируются предусмотренные Концепцией федеральные и региональные программы, направленные на национальное развитие и расширение межнационального сотрудничества народов Российской Федерации.
Что касается Саратовской области, то здесь тоже создан ряд законопроектов в сфере улучшения межнациональных отношений и профилактики конфликтов на национальной почве. Постановление Правительства Саратовской области от 30 января 2003 года № 9-П «О национально-культурном развитии народов в Саратовской области» (с изменениями на 21 октября 2005 года), направленный на улучшение атмосферы межнационального общения в области; предупреждение и снижение конфликтов и преступлений на национальной почве; развитие социально-экономического партнерства в рамках межнациональных отношений.21 А также Постановление Правительства Саратовской области от 22 августа 2011 г. № 450-П «О Концепции государственной национальной политики в Саратовской области». В ней закрепляются основные принципы государственной национальной политики в Саратовской области:
Окончательно разрешить тот или иной межэтнический конфликт невозможно. Пока существуют этносы, будут периодически возникать противоречия в их взаимодействиях. Поэтому проблема состоит в том, чтобы выявить межэтнические противоречия, не допустить применения насилия, найти эффективные способы урегулирования спорных вопросов. К основным методам предотвращения и разрешения конфликтов можно отнести: «избегание»; «откладывание»; переговоры; третейское разбирательство.
В России до сих пор отсутствует необходимая правовая база для урегулирования межнациональных отношений, ненасильственного разрешения конфликтов на этнической почве. А принятых законопроектов явно не достаточно для реализации демократических прав и свобод не только личности, но и этнонациональных сообществ.
Таким образом, государственная
национальная политика должна быть ориентирована
на создание условий, позволяющих каждому
народу сохранить национальное достоинство,
самосознание, осуществлять свою национальную
независимость и свободное
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Этнические конфликты перестали быть внутренним делом отдельных государств, они захватывают в свою орбиту большие массы людей, различные этнонациональные и конфессиональные группы и общности, могут при определенных условиях представлять реальную угрозу стабильности полиэтнических государств, демократическим условиям общества, правам и свободам человека.
Классифицировать этнические конфликты можно по различным основаниям: территориальные, обусловленные взаимными территориальными притязаниями этносов; экономические, политические, исторические, ценностные, конфессиональные, социально-бытовые и др.
Основные особенности
межэтнических конфликтов заключаются
в том, что они имеют исторические
корни, вытекают из элементов этнической
культуры, нередко приобретают
К основным методам предотвращения и разрешения конфликтов можно отнести: «избегание»; «откладывание»; переговоры; третейское разбирательство.
Основная задача России на сегодняшний день - создание всем своим народам оптимальные условия для полноценного развития, нормализации межнациональных отношений, умело нейтрализовать и предупреждать возникновение трений и конфликтов, а данная задача может быть достигнута только при условии сохранения и укрепления целостности России как единого федеративного государства.
Государственная национальная политика должна быть направлена на создание условий, позволяющих каждому народу сохранить национальное достоинство, самосознание, осуществлять свою национальную независимость и свободное развитие, определять свою судьбу. Только тогда можно будет говорить о нашей стране как о едином и независимом государстве, способным составить мощную конкуренцию наиболее прогрессивным странам мира, поскольку сила его будет заключена в первую очередь в едином народе, не растерявшим под давлением государства, а умело сохраняющим свое многообразие и самобытность.
ЛИТЕРАТУРА:
Нормативно - правовые акты:
Статьи и монографии:
Интернет - источники:
1 Татунц С.А Этносоциология. Учебное пособие для студентов. М., МАЛП, 2009. С 120.
2 Тишков В.А. Очерки теории и политики этничности в России. М., 2007. С. 480.
3 Арутюнян Ю.В., Дробижева Л.М., Сусоколов А.А. Этносоциология. М., 2008. С. 229.
4 Ямсков А. Этнический конфликт: проблемы дефиниции и типологии//Идентичность и конфликт в постсоветских государствах. М. 2007. С. 206-207.
5 Сикевич З.В. Социология и психология межэтнических отношений. С.-Пб. 2009. С. 54.
6 Лигинчук Г.Г. Социально-психологические
аспекты этнических конфликтов. Режим
доступа: http://www.e-college.ru/
7 Денисова Г.С., Радовель М.Р. Этносоциология. Ростов-н/Д.: 2010. С. 273-274.
8 Специфика этнических
конфликтов и их причины. Режим доступа: http://www.istmira.com/
9 Лигинчук Г.Г. Социально-психологические
аспекты этнических конфликтов. Режим
доступа: http://www.e-college.ru/
10 Суперека С.В. Социология конфликта. Режим доступа: http://www.tamognia.ru/faq/
11 Татунц С.А Этносоциология. Учебное пособие для студентов. М., МАЛП, 2009. С. 83.
12Специфика этнических
конфликтов и их причины. Режим доступа: http://www.istmira.com/
13 Торшин А. П. Укрепление межнациональных отношений – важнейшая задача современной России // Аналитический вестник Совета Федерации ФС РФ.-2009.-№ 17. - С. 15.
14 Арутюнян Ю.В., Дробижева Л.М., Сусоколов А.А. Этносоциология. М., 2008. - 320 с.