Проблема межэтнических конфликтов

Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Марта 2013 в 12:11, курсовая работа

Описание работы

Задачами курсовой работы являются:
теоретический анализ литературных источников по теме курсовой работы;
раскрытие сущности понятия межэтнического конфликта;
выявление причин, типов и особенностей межэтнических конфликтов;

Содержание

СОДЕРЖАНИЕ:
ВВЕДЕНИЕ………………………………...….…………………………....3
ГЛАВА 1. Межэтнический конфликт: понятие, сущность, причины…………………………………………………………………………....5
ГЛАВА 2. Способы предотвращения и разрешения межэтнических конфликтов………………………………………………………………….........14
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………...……………………………………………….…24
ЛИТЕРАТУРА………………..…………………………………………...26
ПРИЛОЖЕНИЕ

Работа содержит 1 файл

KURSOVAYa.docx

— 57.68 Кб (Скачать)

Причинами этнических конфликтов может стать также неравномерное  протекание реформ (экономических, политических, социокультурных) в отдельных регионах. В таких случаях конфликты  возможны между притязаниями этнических групп, с одной стороны, и реальными  возможностями государства гарантировать  права граждан – с другой. Такие  конфликты носят универсальный  характер.

Наиболее болезненны и  эмоционально насыщенны конфликты, возникающие в результате ущемления  ценности этноса. Ценностные конфликты  могут иметь место в любой  сфере жизнедеятельности общества.

На бытовом уровне могут  возникнуть этнические конфликты, вызванные  социально-психологическими факторами  – общей подсознательной неприязнью к представителям определенного  этноса. В ходе длительного противоборства, какими бы не были его причины, у  конфликтующих этносов такая  неприязнь по отношению друг к  другу приобретает массовый характер.

Исторические причины  этнических конфликтов связаны с  прошлыми обидами, которые хранятся в памяти этноса на подсознательном  уровне. Сами по себе они, как правило, не являются непосредственными причинами  конфликта. Но если конфликт назревает  или уже имеет место, то прошлые  обиды «извлекаются» в реальную действительность и становятся дополнительными  факторами в развитии конфликта. Например, они могут быть использованы для оправдания своих действий и  обвинений действий противника.

К социокультурным причинам возникновения межэтнических конфликтов можно также отнести конфликты между нормами и ценностями, функционирующими в обществе. Россия – многонациональная страна, состоящая из десятков разнообразных этнокультурных образований. Каждая культура представляет своеобразную систему ценностей, идеалов, стремлений, образцов поведения и предпочтений в выборе соответствующих средств для достижения целей. Нормы, принимаемые на уровне федерации или региона, носят усредненный характер и порой не учитывают субъективных особенностей того или иного этноса.11

Часто конфликты между  нормами и ценностями и между  ценностями разных культур происходят на бытовом уровне, в ходе повседневного  общения. Наиболее конфликтогенными в  этом отношении являются регионы  с высокой миграцией населения. Переселенцы, как правило, не учитывают  социокультурных особенностей местных  жителей, чем вызывают к себе негативное отношение «аборигенов». Кроме того, не обремененные «грузом» ни своей, ни местной культуры (моральными нормами, ограничениями и пр.), «чужаки» часто  достигают значительных успехов  в бизнесе, коммерции, предпринимательстве  и тем самым еще больше обостряют  взаимоотношение с местным населением.

Надо иметь в виду, что  чисто межэтнических причин конфликтов в реальной жизни фактически не существует. Этническая самоидентификация и  солидарность лишь способ защиты своих  интересов, ценностей и т.д. 12

Конфликты стали неотъемлемой частью развития всей истории человечества. Разные науки имеют разные подходы  к выявлению природы межэтнических  конфликтов и их причин.

В самом общем виде, межэтнический  конфликт – это конфликт, происходящий между отдельными представителями, социальными группами различных  этносов.

Всякий конфликт имеет  свою структуру, включающую два элемента: субъекты конфликта и предмет  противоборства.

Классифицировать этнические конфликты можно по различным  основаниям: территориальные, обусловленные  взаимными территориальными притязаниями этносов; экономические, политические, исторические, ценностные, конфессиональные, социально-бытовые и др.

Непосредственная причина  возникновения межнациональных  конфликтов – расхождение и столкновение интересов субъектов межнациональных  отношений (национально-государственных  образований, наций, народностей, национальных групп). Мощным толчком развития конфликта является  политизация национальных интересов, перекрещивание национального и государственного.  К причинам можно отнести кризис, а затем и распад СССР. Данная причина носит универсальный характер, поскольку противостояние этнических, а так же конфессиональных групп всегда обостряется в периоды распада многонациональных государств.

 

ГЛАВА 2. СПОСОБЫ ПРЕДОТВРАЩЕНИЯ И РАЗРЕШЕНИЯ МЕЖЭТНИЧЕСКИХ КОНФЛИКТОВ.

 

Для современной многонациональной  России, строящей демократическое общество, где проживают совместно более 170 народов, существенно важное значение имеет развитие и укрепление межнациональных отношений, и предупреждение конфликтов на национальной почве. Национальные вопросы нельзя считать решенными раз и навсегда. Это гибкая, динамичная и деликатная сфера жизни, где требуется особое внимание со стороны государства для недопущения межнациональных конфликтов, дестабилизирующих общество. 13

На развитие межэтнических  конфликтов влияют не только причины, приводящие к ним, но и другие обстоятельства: во-первых, то, насколько широко они  разрастаются, какое охватывают пространство (при этом имеется в виду не просто территория, что важно особенно для  насильственных конфликтов, а именно какая это территория - равнинная, горная, лесистая, болотистая и т.д.); во-вторых, население какого типа поселений вовлечено в конфликт - большого города, малого города, поселков и т.д. Имеют значение также интенсивность и время развития конфликта, поскольку, например, чем затяжнее конфликт, тем сложнее выходить из него.

Методом ослабления конфликта  является деконсолидация сил, участвующих в конфликте, с помощью системы мер, которые позволяют отсечь (например, путем дискредитации в глазах общественности) наиболее радикальные элементы или группы и поддержать силы, более склонные к компромиссам, переговорам.14

Прежде чем начать поиск  конкретного варианта разрешения конфликта, следует попытаться снизить уровень  напряженности между противоборствующими сторонами. Затем устанавливаются каналы коммуникации, начинается диалог. Попытки участников конфликта сразу решить проблему путем переговоров обычно приводят к провалу. Важнейшая проблема – наличие доверия между участниками конфликта.

Главное же условие предотвращения любых конфликтов, в том числе  и вооруженных, - гармонизация национальных отношений в стране. Для этого  необходимо следующее:

- наличие демократического  правового государства. Существует  две основные гарантии общественного  спокойствия, гармонично влияющие  друг на друга, - сильное государство,  базирующееся на справедливых  законах, и разумная организация  общества, в котором каждый имеет  средства к достойному существованию;

- обеспечение единства  страны, отказ регионов и национальных  меньшинств от сепаратизма, признание  за верховной властью всех  полномочий в деле обороны  страны, ведения иностранных дел,  борьбы с организованной преступностью;

- предоставление компактно  проживающим меньшинствам широкой  автономии и права решения  собственных дел, включая местные  налоги, на региональном и местном  уровнях;

- признание культурной  автономии территориально рассеянных  национальных меньшинств, финансирование  из центрального бюджете преподавания  и вещания на их языке и  других культурных мероприятий;

- максимальное перемещение  центра тяжести принятия властных  решений на локальный и местный  уровень;

-  проведение политики  упреждения перерастания противоречий  в кровопролитные конфликты. В  последнее время для нормализации  обстановки в зонах локальных  и региональных конфликтов используется  политика национального примирения;

- демократизация межгосударственных  отношений, отказ от произвольного  толкования общепризнанных норм  международного права;

- координация, компромисс  национальных интересов как предпосылка  их реализации; ведущим принципом  национальной политики должно  стать управление интересами  через интересы национальностей;

- равноправие всех наций,  удовлетворение их национально-культурных, религиозных, языковых и иных  потребностей, укрепление демократии  и централизма.15

К основным методам предотвращения и разрешения конфликтов можно отнести:

1.«Избегание» как:

- игнорирование противника, отсутствие агрессивной реакции  на действия противоположной  стороны;

- уход (добровольный или  в силу обстоятельств) с политической  арены того или иного национального  лидера;

- эмиграция из государства  (национальной автономии) представителей  отдельных этнических групп.

2. «Откладывание» - временный  отказ от борьбы в надежде,  что изменятся обстоятельства  и  возникнут более благоприятные  условия для разрешения конфликта.

Конфликт решается путем  перемен, а не замораживания существующего  состояния, при этом возможность  положительных изменений обусловлена  сотрудничеством сторон. Односторонние  уступки нежелательны, так как  одна из сторон будет чувствовать  себя ущемленной. Другая сторона в  этой ситуации будет чувствовать  себя победителем, а значит, считать  все совершенные ее представителями  действия, в том числе и противоправные, приемлемыми, а значит, допустимыми  и в будущем.

3. Переговоры – стороны  сами избирают наиболее приемлемую  процедуру примирения, в число  участников переговоров могут  входить стороны-посредники, не втянутые  в конфликт.

 Переговоры не могут  состояться без доброй воли  сторон, осознания последними их необходимости. Вместе с тем переговорный процесс имеет ряд закономерностей, не зная которые участники с большой вероятностью зайдут в тупик. Данная модель представляет собой не спонтанное нахождение решения в непринужденной беседе, а последовательное выполнение ряда требований. Должны быть определены предмет переговоров, интересы и цели, общие и отдельные для сторон, применимые правила, стандарты принятия решений и относящиеся к делу прецеденты, варианты разрешения ситуации, взаимные обязательства участников и ресурсы для исполнения таковых, круг лиц, привлекаемых к делу, способы осуществления контроля за выполнением решений и санкции за нарушение последних.

4. Третейское разбирательство  – добровольная передача спора  для разбирательства третьей  стороне, решение которой является  обязательным для конфликтующих  сторон.

Организации конструктивного  взаимодействия сторон конфликта призвана способствовать, в частности, такая  форма организации переговоров, как посредничество. В задачу посредника входит налаживание коммуникации и  общения сторон. Он должен как можно  точнее понять предмет разногласий  и составить повестку переговоров. Также к задачам этого лица относиться формирование и поддержка  ориентации участников конфликта на поиск взаимоприемлемого решения, создание условий для обмена информацией, оказание помощи в диагностике ситуаций и выборе оптимального варианта соглашения, помощь обеим сторонам в "сохранении" лица, а также регулирование и  контроль переговорного процесса и  выполнения достигнутых договоренностей

Примирение происходит путем  сближения позиций и интересов  противоборствующих сторон через посредника, или через создание следственных комиссий, устанавливающих и обследующих  факты, вызывающие конфликт, или путем создания согласительных комиссий, вырабатывающих конкретные рекомендации сторонам.16

Нынешние конфликты имеют  очевидный местный характер и  проявляются в столкновениях  относительно небольших групп людей. Вместе с тем наблюдаются рост числа и жестокость таких конфликтов в различных регионах (убийства и  нападения с использованием расового и национального мотива), усиление враждебности, отражающееся в языке, особенно в слабо контролируемых сегментах информационного пространства – Интернете, а также тенденция  перерастания возникших мелких конфликтов в групповые столкновения. Характерно и то, что конфликты проявляются, в том числе в регионах, которые  считаются весьма спокойными в межэтническом  отношении.

В целях предупреждения межэтнических конфликтов, укрепления межнациональных отношений в субъектах Российской Федерации необходима целостная система законодательного обеспечения государственной национальной политики в сфере межнациональных отношений, которая должна содержать основы регулирования национальной политики государства; полномочия Российской Федерации и субъектов Российской Федерации в области регулирования межнациональных отношений; формы участия органов местного самоуправления, общественных объединений и граждан Российской Федерации в реализации государственной национальной политики; меры, направленные на предупреждение конфликтных ситуаций.

Национальная политика относится  к теоретическим и актуальным практическим проблемам современности. Это сложное явление, охватывающее все сферы жизни общества. Она  имеет и относительную самостоятельность  как система мер, осуществляемых государством, направленных на учет и  реализацию национальных интересов. Государственная  национальная политика включает стратегические задачи жизнедеятельности государства, это политика осуществления интересов всей нации. Именно так это принято понимать во всем мире.17

Основной принцип современной  государственной национальной политики - равенство прав и свобод человека и гражданина независимо от его расы, национальности, языка, отношения к  религии, принадлежности к социальным группам и общественным движениям. Можно выделить и другие принципы, которые могут быть положены в  основу государственной национальной политики:

  • принцип национального паритета и межнационального партнерства - состоит в признании всех народов России государство образующими и в утверждении того, что ни один народ не может обладать преимущественным правом на контроль над территорией, институтами власти и природными ресурсами;
  • принцип национальной самоорганизации - означает создание государством условий, позволяющих представителям разных народов самостоятельно определять и реализовывать свои национально-культурные потребности;
  • принцип национального патернализма - состоит в обязанности властей всех уровней защищать права человека в национальной сфере и оказывать поддержку наименее защищенным этническим группам, категориям этнических беженцев, переселенцев.

Информация о работе Проблема межэтнических конфликтов