Автор: Пользователь скрыл имя, 02 Мая 2013 в 22:45, контрольная работа
Проблема формирования позитивного имиджа государственного служащего является одной из наиболее актуальных в контексте реформирования государственной системы власти, а также взаимодействия органов государственной власти
с гражданским обществом. Без эффективной государственной службы невозможны укрепление государственной власти и защита общенациональных интересов, динамическое социально-экономическое развитие страны.
Нами поставлена задача: оценить представления о государственных служащих в современном обществе, сопоставить их имидж, сложившийся в массовом сознании, с реальными личностными особенностями, оценить пути формирования позитивного имиджа представителя государственного управления.
Проблемаформированияпозитивног
государственногослужащегоявляе
наиболееактуальныхвконтекстере
ниягосударственнойсистемывласт
взаимодействияоргановгосударст
сгражданскимобществом. Безэффективнойго-
сударственнойслужбыневозможныу
государственнойвластиизащитаоб
нальныхинтересов, динамическоесоциально-
экономическоеразвитиестраны.
Намипоставленазадача: оценитьпредставле-
нияогосударственныхслужащихвсо
обществе, сопоставитьихимидж, сложившийся
вмассовомсознании, среальнымиличностными
особенностями, оценитьпутиформированияпо-
зитивногоимиджапредставителяго
ногоуправления.
Предметнойобластьюгосударствен
быявляютсяобщественныеотношени
сложнаясистемареализуетсявразл
правлениях [6]: междугосударственнымислу-
жащимиигосударством; междугосударствен-
нымислужащимиигражданскимобщес
государственныхслужащихмеждусо
томструктурныхииерархическихсв
конкретнымигосударственнымислу
(должностнымилицами) иконкретнымигражда-
нами. Профессиональнаядеятельностьго
ственныхслужащих, такимобразом, обществен-
нозначима: ониолицетворяютгосударство, вы-
ступаяпредставителямииносителя
власти, помогающимиилипрепятствующими
реализациипотребностейиинтерес
Поэтомуоценкапрофессиональнойд
чиновниковноситкомплексныйхара
тающийкакоценкурезультатовсвое
ностисамимисубъектами, такиоценкирезуль-
татаихдеятельностивобществе.
Субъективныеоценкиэффективност
дарственнойслужбыигосударствен
лениябазируютсянаосновеособенн
приятияхарактеравзаимоотношени
ществомивластью, имиджагосударственных
служащих, сложившегосявмассовомсознании.
Личныйопытвзаимодействиягражда
кретнымичиновникаминередкообоб
имиджгосударственныхслужащихвц
обыденномсознаниипреждевсегонр
качествагосударственныхслужащи
оценкуработыгосударственногоор
управления.
Понятие «имидж» втрудахВ. Г. Зазыкина,
И. П. Кузьмина, В. М. Шепелярассматривается
как «
щийхарактерстереотипасильноэмо
окрашенныйобразчего-
236 Е. Ю. Акимова
5]. Е. В. Егорова-
ческуюнагрузкуобраза: «Имидж – этообраз,
постоянновоспроизводимыйсамимс
средствамикоммуникации: определенныечерты,
качествалидера, взятыевединствеполитиче-
ских, мировоззренческих, нравственных, психо-
логических, биографических, внешнихкачеств,
резонирующихвпредпочтенияхэлек
Какобразу, имиджуприсущиследующиечер-
ты [4]: субъективность (возможностьоценитьего
лишьпоотношениямиоценкамокружа
проявляющимсявобщении, деятельности, выбо-
ре); эмоциональность (сочетаниежелательныхи
реалистичныхчерт); неустойчивость (требует
постоянногоподкрепления).
Отсутствиеадекватногоподкрепле
ностьсмысловойконструкции, явноепреоблада-
ниежелаемых (социальноодобряемых), ноне
реалистичныхкачеств, малаяэмоциональность
содействуютснижениюдоверияксуб
рушениюпозитивногоимиджа.
Имиджопределяетстепеньподдержк
обществом, отражаетуровеньдоверияиэффек-
тивностьдеятельностигосударств
та. Онфиксируетстепеньсоответствия
государственныхоргановтребован
ниямконкретныхсоциальныхгруппи
вцелом. Формированиепозитивногоимиджа
государственнойслужбыигосударс
служащихявляетсянеобходимымусл
фективногофункционированияираз
ногосоциальногоинститута.
Российскоезаконодательствоучит
момент. УказПрезидентаРФот 12 августа
2002 г. № 885 «Обутвержденииобщихпринци-
повслужебногоповедениягосударс
жащих»
поведениюгосударственныхгражда
жащих, направленныенаповышениедоверия
обществакгосударственныминстит
печениеусловийдлядобросовестно
тивногоисполнениягосударственн
щимидолжностных (служебных) обязанностей,
исключениезлоупотребленийнагос
нойслужбе. Восноветакихтребований – ожида-
ниячестностиинеподкупностислуж
верностигосударствуизакону. Онипризваны
обеспечитьдобросовестноеисполн
стныхобязанностей, соблюдениеустановленных
запретовиограничений, соответствиеслужебно-
гоповеденияправовымпредписания
принятымэтическимнормам.
Требованиякслужебномуповедению
дарственныхслужащихможнокласси
ватьпо 3-мвидам [6]:
– предписывающие, например: исполнять
должностныеобязанностидобросов
сокомпрофессиональномуровне; понимать, что
признание, соблюдениеизащитаправисвобод
человекаигражданинаопределяютс
держаниепрофессиональнойслужеб
тельности; осуществлятьпрофессиональную
служебнуюдеятельностьврамкахус
нойзаконодательствомРФкомпетен
дарственногооргана;
– запретительные, например: соблюдатьогра-
ничения, установленныезаконом; несовершать
поступков, порочащихчестьидостоинство; не
допускатьконфликтныхситуаций, способных
нанестиущербперсональнойрепута
торитетугосударственногооргана
– рекомендательные: проявлятькорректность
вобращениисгражданами; соблюдатьустанов-
ленныеправилапубличныхвыступле
доставленияслужебнойинформации
Следуетподчеркнуть, чтовобщественном
сознаниикгосударственнымслужащ
являютсяболеевысокиеижесткиетр
посравнениюстеми, которыеприменяютсядля
оценкиповеденияиныхграждан. Однакослож-
ностьпрактическойреализациипол
конаослужебномповеденииобуслов
ективностьюоценокморальных, этических,
нравственныхкатегорий.
Порезультатамопросанаселения [8] «иде-
альныйобраз»
рактеризуетсяследующимипрофесс
иличностнымикачествами: преданностьсвоей
странеинароду, желаниеприноситьпользуоб-
ществуигосударству, профессионализм, спра-
ведливостьиуважениекзаконам, ответствен-
ностьзадело, принципиальность, доброжела-
тельностьклюдям. Новнастоящеевремявмас-
совомсознаниисложилсяпреимущес
гативныйимиджгосударственногос
Можновыделить 3 основныегруппынегативных
качеств, наиболеераспространенных, помнению
населения, средигосударственныхслужащих [6]:
– профессионально-
кратизм (52,1 %), коррумпированностьивзяточ-
ничество (49,0 %), стремлениеиспользовать
своюработувкорыстныхцелях (37,4 %), пре-
небрежениекзаконам (21,1 %);
– профессионально-нравственные: безразлич-
ное, неуважительноеотношениеклюдям
(47,9 %), непорядочность, нечестность
(25,1 %), Ярославскийпедагогическийвестн
Самореализациятворческогопотен
методологическиепроблемыисслед
237
отсутствиепринципиальности (12,6 %);
– профессионально-
циябурнойдеятельности (29,1 %), безответст-
венноеотношениексвоимслужебным
стям (21,5 %).
Очевидно, чтоосновунегативныхоценок
нравственныхкачествгосударстве
щихнаселениемсоставляютпреслед
целей, несоответствующихинтересамниго
дарственнойслужбы, нинаселения, атакжепро-
явлениепренебреженияклюдям, обращающим-
сяворганыгосударственнойвласти
ния.
Обзорнаучныхисследований (2000–2009 гг.)
частичноподтверждаетобоснованн
ныхсуждений.
Целииустановкигосударственнойс
всегдасоответствуютжизненнымпр
управленцавсвязисихнизкоймотив
ориентациейненасодержаниетруда
чениевысокогосоциальногостатус
полномочий, материальногоблагополучияисо-
циальнойзащищенностипризанятии
вующейдолжности (В. В. Рудой, 2005;
Н. С. Субочев, 2005 идр.) [7]. Лишь 32 % госу-
дарственныхслужащихназываютгла
своейдеятельностипользуобществ
сударству; 51 % чиновниковотдаетпредпочте-
ниеденьгампередвластью, втожевремя 40 %
чиновников, отдавшихпредпочтениевласти, це-
нятвнейневозможностьиспользова
гообществаигосударства, акаксредстводос-
тиженияличногоблагополучияивыс
альногостатуса [11].
Самигосударственныеслужащие, посвиде-
тельству [9], адекватнооцениваютнегативный
характерсложившегосявобществеи
новника: 73,7 % государственныхслужащихоп-
ределяютегокак «
жительный», 14,5 % – как «негативный»; 7,6 % –
затруднилисьсответом.
Вместестем, нашеэмпирическоеисследова-
ниеличностныхособенностейгосуд
служащих [1] обнаружилорасхождениемежду
стереотипомгосударственногослу
щественномсознаниииихреальными
нымиособенностями.
Выборкаисследованиябыласоставл
сударственныхслужащихгородовЯр
Рыбинска (52 человека, изних 40 женщин, 12
мужчин). Среднийвозрастисследуемыхлиц 48,2
лет; опытруководящейработыимеют 12 человек
(средняяпродолжительность – 14,7 лет).
Выборметодик «
поЮнгу: ЮТ-1» (И. Цыганок), «Love story 2»
(В. Джос), «Стильповедениявконфликтныхси-
туациях» (К. Томас), «Опросникпсихического
выгорания» (А. А. Рукавишников) обусловлен
рядомкритериев: изучениеразныхуровнейпро-
явленияличностныхсвойств, информативность,
относительнаяпростотаидоступно
ций, эмоциональныйкомфортиспытуемых
можностьсочетаниягрупповойиинд
нойформповедения, качественныйиколичест-
венныйанализданных.
Анализрезультатовпсиходиагност
дарственныхслужащихпозволилвыя
типичныхособенностей. Очевидноявноепреоб-
ладаниеличностноготипа INFJ. Этосвидетель-
ствуетодобросовестности, развитомчувстве
долгаиответственности, упорствевдостижении
целей, склонностикпланированиюитщател
проработкедеталейлюбогодела, приоритете
нравственностиипорядочностивка
териеввнешнегоивнутреннегооцен
стремлениичеткособлюдатьустано
вилаинормы. Недостатокрешительностииини-
циативности, медлительностьвделах, малаяэмо-
циональностьмогутсоздаватьтруд
щениислюдьми.
Ведущимистилямиповедениявконфл
ситуацияхможносчитать «сотрудничество» (ак-
тивныйпоискрешения, удовлетворяющийвсех
участниковконфликта, открытыйобменмне-
ниями) – 85,7 % исследованных; «компромисс»
(
межуточногорешения, устраивающегообесто-
роны) – 71,4 %; «приспособление» (сохранение
иливосстановлениеблагоприятных
оппонентомпутемсглаживанияразн
ущербсобственныминтересам) – 64,3 %.
Анализпобудительнойсферыобнару
соднойстороны, еесоответствиеособенностям
работыисследуемойкатегориилиц: осуществле-
ниепосредническихфункциймеждув
населением, интенсивнаяработаснеоднородны-
мипотокамиинформации, яркаявыраженность
стремленияизбегатьнеудачи. Сдругойстороны,
усматриваетсяконфликтмеждувосп
бя, самореализациейвпрофессииивнеш
общественнойоценкойсвоегостату
профессиональныхрезультатовидо
Государственныеслужащиеобъекти
леныбольшейвластьюиполномочиям
сударственнаяслужбанеявляетсяп
М. Мамардашвили (1996) отмечает, чтореализа-
238 Е. Ю. Акимова
циясвоихпрофессиональныхобязан
сударственнымислужащимисвязана
стямииограничениями (например, правонакри-
тику, предпринимательскуюдеятельност
рательныеправа), жесткойсамодисциплинойи
ответственностью. Этообусловленотем, чтоэти-
ческиенормыгосударственногослу
Информация о работе Проблема формирования позитивного имиджа государственного служащего