Проблема духовности в трудах русских христианских мыслителей конца XIX

Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Ноября 2011 в 13:06, статья

Описание работы

В данной статье ставится задача проанализировать использование понятия «духовность» в трудах видных представителей русских мыслителей серебряного века, а именно, Владимира Сергеевича Соловьева, Николая Александровича Бердяева, Сергея Николаевича Булгакова, Павла Александровича Флоренского, Семена Людвиговича Франка и Василия Васильевича Зеньковского. Наиболее глубоко и обширно проблема духовности рассматривается в работах Н.А.Бердяева и В.В.Зеньковского.

Работа содержит 1 файл

Проблема духовности в трудах русских христианских мыслителей конца XIX.docx

— 27.22 Кб (Скачать)

Рассматривая  трансцедирование вглубь, С.Л.Франк поясняет, что непосредственное самобытие человека («душа») не удовлетворяется трансцедированием во-вне. Личности недостаточно осуществлять себя только в общении, так как любое отношение «я-ты», наряду с моментом «родного», нахождения себя в «другом», содержит и момент «чуждого», инородного и враждебного в «ты».

С субъективностью  связана и еще более глубокая причина неудовлетворенности личности только в межличностном трансцедировании. С.Л.Франк утверждает, что ничья субъективность, в том числе и субъективность «другого», которая выступает человеку навстречу «в облике объективной реальности», не способна избавить человека от его собственной субъективности.

Для достижения объективности, обретения смысла, С.Л.Франк  указывает на необходимость трансцедирования во-внутрь, одни из путей которого лежит через любовь. Он пишет, что «эминентное отношение „я-ты“, которое мы имеем в лице любви», есть подлинное трансцендирование к реальности «другого», и это являет чудом «подлинного выхождения» за пределы личностной субъективности. Подлинная любовь отличается тем, что в ней «ты» воспринимается не как «другая» но однородная субъективность, а как «подлинная реальность, имеющая имманентную собственную ценность и значимость, т. е. что „ты“ открывается и переживается уже как нечто транссубъективное».

Отвечая на вопрос о том, как возможно трансцендирование «во-внутрь» и чем является искомое «внутри» или искомая «глубь», С.Л.Франк подчеркивает, что используемые им символы «внутри» и «во-вне» не нужно воспринимать в их буквальном пространственном смысле. Он описывает парадоксальность того, что при трансцедировании во-внутрь, искомое внутреннее отыскивается во-вне, в глубине «другого». Углубление во внутренний мир ближнего, в лице любви, является выходом за пределы субъективности личности, и это уже есть «начало перехода с „поверхности“ моего бытия в какую-то глубину». Улавливание в другом «транссубъективной глубины реальности» видится С.Л.Франку единственно истинным, адекватным и актуальным отношением к «ты». Он предостерегает от смешения чистой субъективности, выражающейся в увлечении человеком«, в романтической „влюбленности“, с „искомым подлинно значимым внутренним бытием как незыблемой почвой объективности“. 

В противопоставление натуралистическому воззрению, ограничивающему  „душу“ границами тела, С.Л.Франк  рассматривает „душу“ незапертой в направлении „во-внутрь“ или „вглубь“ а напротив, открытой. Он пишет:

„Душа“  не только в себе самой, в своей  собственной стихии, т.е. в своей  субъективности безгранична и потенциально бесконечна, но ее бесконечность вместе с тем такова, что в своем  глубинном слое душа, как бы выходя за пределы самой себя, соприкасается с чем-то иным, чем она сама, или что это „иное“ проникает в нее и тем открывает себя ей. В этом и заключается трансцендирование во-внутрь (Франк, Непостежимое).

Процесс трансцедирования изучаемые нами авторы рассматривают в связи с уже упоминавшейся выше такой сущностной характеристикой духовности как богочеловечность. Человек, для Н.А.Бердяева, есть отображение образа Бога, хотя часто и искажающий этот свой образ. Бог же не является трансцендентной, „потусторонней“ реальностью и человек, на основе своего свободного отвержения, может, не считаясь с Творцом, сужать рамки своего бытия до существования только в мире психофизиологическом. Однако независимо от индивидульного выбора личности, два мира онтологически и динамически неразрывны и богочеловечность духовности заключатся в том, что „Бог рождается в человеке, и человек этим подымается и обогащается. … Человек рождается в Боге, и этим обогащается божественная жизнь. Есть нужда человека в Боге, и есть нужда Бога в человеке. Это предполагает творческий ответ человека Богу.“ Две природы в человеке сосуществуют не сливаясь и не разъединяясь. Духовность – это и мера осознания человеком этой иррациональной, динамической связи двух миров, и способность соединять в себе эти две природы, сообразовывать временность, ограниченность и конечность с вечностью и беспредельностью Духа. „Дух и духовность перерабатывают, преображают, просветляют природный и исторический мир, вносят в него свободу и смысл“ (Бердяев 1998, с.231)

Заканчивая  краткое рассмотрение темы духовности в работах русских религиозных  философов серебряного века, отдельно отметим подчеркиваемую многими  авторами связь духовности с творческим потенциалом личности. Зеньковский  пишет, что „начало духовности в  человеке не есть некая особая и  обособленная жизнь, а есть творческая сила, энтелехийно пронизывающая собой всю жизнь человека (и души и тела) и определяющая новое качество жизни“ (Зеньковский, 1996, с. 50). Бердяев указывает, что „Возвышение к духовности, к духовной освобожденности есть трудный путь очищения и творческого вдохновения“ (Бердяев, Философия свободного Духа).

Ибо в мире должен народиться новый тип духовности …И человеку должно быть возвращено его достоинство. Но достоинство человека определяется не его положением и могуществом в природном мире, а его духовностью, т. е. образом и подобием Божьим в нем, … Духовная жизнь и есть жизнь в Боге, в истине, в правде, в красоте, а не в своей природной, душевно-телесной замкнутости. Бог имманентен духу, но он транецендентен душевно-телесному человеку, природному миру. …То, что во мне рождается духовная жизнь, что я ищу Бога, хочу божественного в жизни и люблю божественное в жизни, есть высшее в мире, есть оправдание самого бытия мира. Никакие силы мира не убедят меня в том, что это иллюзия, самообман, не жизнь. Это есть единственная жизнь, без которой все есть тлен, призрак и небытие. Мы живем не в подлинном мире, в мире смешения бытия с небытием. И наше духовное пробуждение есть пробуждение к подлинному бытию.» (Бердяев, Философия свободного Духа)

Произведя анализ понятия духовности в трудах русских христианских философов  начала ХХ века, еще раз подчеркнем, что основой для обсуждения понятия  и категорий духовности для всех этих авторов является христианское мировоззрение. Современной российской психологии, на новом этапе своего развития, характеризующегося освобождением  от атеистических и материалистических идеологических установок, чрезвычайно  важно осмыслить философско-психологические  взгляды именитых отечественных  мыслителей серебряного века. Синтез их воззрений с современными достижениями психологии необходим для создания более целостной духовно-психофизиологической модели личности человека.

С целью  дальнейшей проработки данной темы сформулируем свое определение духовности, которую  мы будем понимать как сущностную, интегральную и динамичную характеристику личности, выражающуюся в трансцендентности, свободе, ответственности, смысле и  любви.

Духовность  — это сущностная характеристика, так как, в независимости от степени  ее реализованности у конкретного индивида, она является основополагающей или изначальной характеристикой личности. В силу системного строения личности человека, духовность связана со всеми потенциалами личности, и более того, духовный потенциал совместно с аксиологическим являются основой для жизнедеятельности человека. В этом выражается интегральность духовности. Такие характеристики духовности как трансцендентность, свобода, ответственность, смысл и любовь, помогают личности различать ценности истинные от ложных, избирать то, что истинно и претворять их в повседневную жизнь. Процесс этот, хотя по своему характеру может быть и дискретным (скачкообразным) является непрекращающимся, и в этом заключается динамизм духовности. Личностная духовность должна развиваться, иначе может произойти духовная стагнация, а затем, возможно, и деградация. Духовности нельзя достичь «раз и навсегда», Н.А.Бердяев утверждал, что «завоевание духовности есть главная задача человеческой жизни», и на это человеку требуется вся жизнь.

Библиография:

1. Бердяев  Н.А. Экзистенциальная диалектика  божественного и человеческого  // Бердяев Н.А. О назначении  человека. –М.: ТЕРРА-Книжный клуб; Республика, 1998. – 384 с. – (Библиотека философской мысли).

2. Бердяев  Н.А., Стилизованное православие,  об о. Павле Флоренском // http://www.vehi.net/florensky/berdyaev.html

3. Бердяев  Н.А. Философия свободного духа // http://www.vehi.net/fsduha/index.html

4. Бердяев  Н.А. Философия свободы // http://www.vehi.net/berdyaev/filos_svob/01.html

5. Булгаков  С.Н. Свет невечерний // http://www.vehi.net/bulgakov/svet/002.html

6. Зеньковский  В.В. Проблемы воспитания в  свете христианской антропологии / Отв. ред. и сост. П.В. Алексеев. – М.: Школа-Пресс, 1996.—272 с.

7. Зеньковский  В.В. Основы христианской философии.-М.: Канон+,1997.—560 с.

8. Соловьев Вл.С. Смысл любви // http://www.vehi.net/soloviev/smysl_lubvi.html

9. Соловьев Вл.С. Оправдание добра: нравственная философия // http://www.magister.msk.ru/library/philos/solovyov/solovv01.htm

10. Флоренский  П.А., Иконостас // http://www.vehi.net/florensky/ikonost.html

11. Франк  С.Л. Непостижимое // http://www.vehi.net/frank/nepost/index.html

12. Франк  С.Л. Смысл жизни // http://www.vehi.net/frank/smysl_zhi.html

Информация о работе Проблема духовности в трудах русских христианских мыслителей конца XIX