Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Ноября 2011 в 13:06, статья
В данной статье ставится задача проанализировать использование понятия «духовность» в трудах видных представителей русских мыслителей серебряного века, а именно, Владимира Сергеевича Соловьева, Николая Александровича Бердяева, Сергея Николаевича Булгакова, Павла Александровича Флоренского, Семена Людвиговича Франка и Василия Васильевича Зеньковского. Наиболее глубоко и обширно проблема духовности рассматривается в работах Н.А.Бердяева и В.В.Зеньковского.
Рассматривая трансцедирование вглубь, С.Л.Франк поясняет, что непосредственное самобытие человека («душа») не удовлетворяется трансцедированием во-вне. Личности недостаточно осуществлять себя только в общении, так как любое отношение «я-ты», наряду с моментом «родного», нахождения себя в «другом», содержит и момент «чуждого», инородного и враждебного в «ты».
С субъективностью
связана и еще более глубокая
причина неудовлетворенности
Для достижения объективности, обретения смысла, С.Л.Франк указывает на необходимость трансцедирования во-внутрь, одни из путей которого лежит через любовь. Он пишет, что «эминентное отношение „я-ты“, которое мы имеем в лице любви», есть подлинное трансцендирование к реальности «другого», и это являет чудом «подлинного выхождения» за пределы личностной субъективности. Подлинная любовь отличается тем, что в ней «ты» воспринимается не как «другая» но однородная субъективность, а как «подлинная реальность, имеющая имманентную собственную ценность и значимость, т. е. что „ты“ открывается и переживается уже как нечто транссубъективное».
Отвечая на
вопрос о том, как возможно трансцендирование
«во-внутрь» и чем является искомое «внутри»
или искомая «глубь», С.Л.Франк подчеркивает,
что используемые им символы «внутри»
и «во-вне» не нужно воспринимать в их
буквальном пространственном смысле.
Он описывает парадоксальность того, что
при трансцедировании во-внутрь, искомое
внутреннее отыскивается во-вне, в глубине
«другого». Углубление во внутренний мир
ближнего, в лице любви, является выходом
за пределы субъективности личности, и
это уже есть «начало перехода с „поверхности“
моего бытия в какую-то глубину». Улавливание
в другом «транссубъективной глубины
реальности» видится С.Л.Франку единственно
истинным, адекватным и актуальным отношением
к «ты». Он предостерегает от смешения
чистой субъективности, выражающейся
в увлечении человеком«, в романтической
„влюбленности“, с „искомым подлинно
значимым внутренним бытием как незыблемой
почвой объективности“.
В противопоставление натуралистическому воззрению, ограничивающему „душу“ границами тела, С.Л.Франк рассматривает „душу“ незапертой в направлении „во-внутрь“ или „вглубь“ а напротив, открытой. Он пишет:
„Душа“ не только в себе самой, в своей собственной стихии, т.е. в своей субъективности безгранична и потенциально бесконечна, но ее бесконечность вместе с тем такова, что в своем глубинном слое душа, как бы выходя за пределы самой себя, соприкасается с чем-то иным, чем она сама, или что это „иное“ проникает в нее и тем открывает себя ей. В этом и заключается трансцендирование во-внутрь (Франк, Непостежимое).
Процесс трансцедирования изучаемые нами авторы рассматривают в связи с уже упоминавшейся выше такой сущностной характеристикой духовности как богочеловечность. Человек, для Н.А.Бердяева, есть отображение образа Бога, хотя часто и искажающий этот свой образ. Бог же не является трансцендентной, „потусторонней“ реальностью и человек, на основе своего свободного отвержения, может, не считаясь с Творцом, сужать рамки своего бытия до существования только в мире психофизиологическом. Однако независимо от индивидульного выбора личности, два мира онтологически и динамически неразрывны и богочеловечность духовности заключатся в том, что „Бог рождается в человеке, и человек этим подымается и обогащается. … Человек рождается в Боге, и этим обогащается божественная жизнь. Есть нужда человека в Боге, и есть нужда Бога в человеке. Это предполагает творческий ответ человека Богу.“ Две природы в человеке сосуществуют не сливаясь и не разъединяясь. Духовность – это и мера осознания человеком этой иррациональной, динамической связи двух миров, и способность соединять в себе эти две природы, сообразовывать временность, ограниченность и конечность с вечностью и беспредельностью Духа. „Дух и духовность перерабатывают, преображают, просветляют природный и исторический мир, вносят в него свободу и смысл“ (Бердяев 1998, с.231)
Заканчивая краткое рассмотрение темы духовности в работах русских религиозных философов серебряного века, отдельно отметим подчеркиваемую многими авторами связь духовности с творческим потенциалом личности. Зеньковский пишет, что „начало духовности в человеке не есть некая особая и обособленная жизнь, а есть творческая сила, энтелехийно пронизывающая собой всю жизнь человека (и души и тела) и определяющая новое качество жизни“ (Зеньковский, 1996, с. 50). Бердяев указывает, что „Возвышение к духовности, к духовной освобожденности есть трудный путь очищения и творческого вдохновения“ (Бердяев, Философия свободного Духа).
Ибо в мире должен народиться новый тип духовности …И человеку должно быть возвращено его достоинство. Но достоинство человека определяется не его положением и могуществом в природном мире, а его духовностью, т. е. образом и подобием Божьим в нем, … Духовная жизнь и есть жизнь в Боге, в истине, в правде, в красоте, а не в своей природной, душевно-телесной замкнутости. Бог имманентен духу, но он транецендентен душевно-телесному человеку, природному миру. …То, что во мне рождается духовная жизнь, что я ищу Бога, хочу божественного в жизни и люблю божественное в жизни, есть высшее в мире, есть оправдание самого бытия мира. Никакие силы мира не убедят меня в том, что это иллюзия, самообман, не жизнь. Это есть единственная жизнь, без которой все есть тлен, призрак и небытие. Мы живем не в подлинном мире, в мире смешения бытия с небытием. И наше духовное пробуждение есть пробуждение к подлинному бытию.» (Бердяев, Философия свободного Духа)
Произведя
анализ понятия духовности в трудах
русских христианских философов
начала ХХ века, еще раз подчеркнем,
что основой для обсуждения понятия
и категорий духовности для всех
этих авторов является христианское
мировоззрение. Современной российской
психологии, на новом этапе своего
развития, характеризующегося освобождением
от атеистических и
С целью дальнейшей проработки данной темы сформулируем свое определение духовности, которую мы будем понимать как сущностную, интегральную и динамичную характеристику личности, выражающуюся в трансцендентности, свободе, ответственности, смысле и любви.
Духовность — это сущностная характеристика, так как, в независимости от степени ее реализованности у конкретного индивида, она является основополагающей или изначальной характеристикой личности. В силу системного строения личности человека, духовность связана со всеми потенциалами личности, и более того, духовный потенциал совместно с аксиологическим являются основой для жизнедеятельности человека. В этом выражается интегральность духовности. Такие характеристики духовности как трансцендентность, свобода, ответственность, смысл и любовь, помогают личности различать ценности истинные от ложных, избирать то, что истинно и претворять их в повседневную жизнь. Процесс этот, хотя по своему характеру может быть и дискретным (скачкообразным) является непрекращающимся, и в этом заключается динамизм духовности. Личностная духовность должна развиваться, иначе может произойти духовная стагнация, а затем, возможно, и деградация. Духовности нельзя достичь «раз и навсегда», Н.А.Бердяев утверждал, что «завоевание духовности есть главная задача человеческой жизни», и на это человеку требуется вся жизнь.
Библиография:
1. Бердяев
Н.А. Экзистенциальная
2. Бердяев
Н.А., Стилизованное православие,
об о. Павле Флоренском // http://www.vehi.net/florensky/
3. Бердяев
Н.А. Философия свободного духа
// http://www.vehi.net/fsduha/
4. Бердяев
Н.А. Философия свободы // http://www.vehi.net/berdyaev/
5. Булгаков
С.Н. Свет невечерний // http://www.vehi.net/bulgakov/
6. Зеньковский
В.В. Проблемы воспитания в
свете христианской
7. Зеньковский
В.В. Основы христианской
8. Соловьев
Вл.С. Смысл любви // http://www.vehi.net/soloviev/
9. Соловьев
Вл.С. Оправдание добра: нравственная философия
// http://www.magister.msk.ru/
10. Флоренский
П.А., Иконостас // http://www.vehi.net/florensky/
11. Франк
С.Л. Непостижимое // http://www.vehi.net/frank/
12. Франк
С.Л. Смысл жизни // http://www.vehi.net/frank/
Информация о работе Проблема духовности в трудах русских христианских мыслителей конца XIX