Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Ноября 2011 в 13:06, статья
В данной статье ставится задача проанализировать использование понятия «духовность» в трудах видных представителей русских мыслителей серебряного века, а именно, Владимира Сергеевича Соловьева, Николая Александровича Бердяева, Сергея Николаевича Булгакова, Павла Александровича Флоренского, Семена Людвиговича Франка и Василия Васильевича Зеньковского. Наиболее глубоко и обширно проблема духовности рассматривается в работах Н.А.Бердяева и В.В.Зеньковского.
Проблема духовности в трудах русских христианских мыслителей конца XIX, начала XX века.
Термин «духовность» в современном мире является часто употребляемым, но чрезвычайно размытым и многозначным понятием.
В данной статье
ставится задача проанализировать использование
понятия «духовность» в трудах видных
представителей русских мыслителей
серебряного века, а именно, Владимира
Сергеевича Соловьева, Николая Александровича
Бердяева, Сергея Николаевича Булгакова,
Павла Александровича Флоренского,
Семена Людвиговича Франка и Василия
Васильевича Зеньковского. Наиболее
глубоко и обширно проблема духовности
рассматривается в работах Н.А.
При изучении работ перечисленных выше авторов нами выделены некоторые фундаментальные характеристики духовности, такие, как: свобода, трансцендентность, смысл, любовь. Прежде чем перейти к их описанию остановимся на самом понятии «духовность» и этимологически базовом для него понятии «дух».
Дух – это не субстанция, пишет Н.А.Бердяев. Дух — это не только иная реальность, отличная от реальности природного мира, но и реальность в другом смысле. Дух – это свобода и свободная энергия, которая прорывается в природный и исторический мир. Дух не является составной частью человеческой природы, а есть высшая качественная ценность, он революционен в отношении к миру природному и историческому, он «есть прорыв из иного мира в этот мир, и он опрокидывает принудительный порядок этого мира». «Дух и духовность перерабатывают, преображают, просветляют природный и исторический мир, вносят в него свободу и смысл» (Бердяев, 1998, с. 320—321).
Духовность не сводится ни к религиозности, ни к творчеству, ни к интеллектуальности. Это понятие значительно шире и глубже. В.В.Зеньковский подчеркивает, что начало духовности следует понимать не как особую надпсихофизическую жизнь, а как основную жизнь в человеке, «проводниками которой вовне и является психическая и физическая сфера». Духовность – это основа личности, понятие духовности шире понятия самосознания, но «конституирующий момент духовности и есть самосознание» (Зеньковский, 1996, с. 47).
Вл.С.Соловьев указывает на духовность как на категорию объемлющую психо-физиологическое существование человека. Для него духовность личности – это цельность: «ложная духовность есть отрицание плоти, истинная духовность есть ее перерождение, спасение, воскресение» (Соловьев, Смысл любви).
Являясь основой личности, духовность не заявляет о себе громко и требовательно, как, например, потребностная сфера. В.В.Зеньковский говорит о том, что духовную жизнь каждому человеку необходимо в себе еще открыть, иначе можно всю жизнь прожить, не замечая духовной стороны своей личности, лишь изредка «ощущая страх перед самим собой, перед своей глубиной» (Зеньковский, 1996, с. 51).
Рассуждая о духовности, изучаемые авторы вводят различные классификации духовности. Выше уже упомянуто определение Соловьева «истинной» и «ложной» духовности. В.В.Зеньковский говорит о возможности в человеке «светлой» и «темной» духовности, характеризуя их ведущей ролью соответственно духовного начала или психики и телесной сферы. Он утверждает, что бытие психо-физической сферы «соотнесено» с началом духовности, но оно может и брать над ним верх, и тем самым вызывать «плененность духа» (Зеньковский, 1996, с.51). С.Л.Франк также упоминает о духовности как о биполярной с нравственной точки зрения «особой области бытия». Размышляя о том, что зло в человеке, в конечном счете, имеет духовное происхождение, С.Л.Франк подчеркивает личностную ответственность человека за его выбор между исходящими из духовного измерения добром и злом.
Другую классификацию духовности можно увидеть у Н.А.Бердяева. Вскользь упоминая о существовании универсальных и вечных основ духовности, он указывает, что индусская духовность, вследствие своего пантеистического характера, по-своему очень высока, но «холодна по сравнению с христианской духовностью». Христианскую духовность он, в свою очередь, подразделяет по конфессиональному признаку (Бердяев, 1998, с.321—322).
Таким образом,
говоря о некоторых сущностных основах
духовности, единых для всех людей,
можно говорить и об особенностях
духовности той или иной культуры,
вероисповедания или
Рассмотрим более подробно духовность христианскую, которая в течение многих веков оказывала формирующее влияние на отечественную культуру. Что из себя представляет христианская духовность? Большинство мыслителей, представляющих русский религиозно-философский Ренессанс, проделали путь от детской религиозной веры к марксизму и материализму, а затем, в более зрелые годы, снова к вере. С.Н.Булгаков обозначил этот путь формулой: «от марксизма к идеализму». В этой связи в большинстве работ, написанных исследуемыми авторами в зрелые годы своего творчества, духовность рассматривается именно с христианских позиций. При этом необходимо отметить, что христианское мировоззрение авторами воспринимается не слепо-догматически, но творческо-философски. Порой мыслители вступают в жаркую полемику друг с другом, временами их суждения достаточно критичны по отношению к позиции официального богословия. Так, например, чрезвычайно разносторонне образованный философ, ученый и священник П.А.Флоренский, в соответствии с позицией традиционного православия, указывает на губительность для человека «достигнутой духовности» или «прелестной страсти» которая питается гордостью и тщеславием. Н.А.Бердяев жестко критикует такой подход:
вот я спрашиваю: где же формальные признаки духовности для свящ. Флоренского, откуда он знает, что подлинно духовно, а что нет? Религиозным критерием духовности, жизни в духе, для него является церковное, догматическое сознание. … Он за «мир» и «естественность» против излишней духовности, за быт отцов против освобождения в Духе (Бердяев, Стилизованное православие).
Н.А.Бердяев поражается недуховным характером так называемой духовной жизни в официальных церквях и вероисповеданиях. В работе «Философия свободного духа», он указывает на чрезмерную осторожность и даже подозрительности в обращении к теме человеческой духовности в официальной православной традиции. Н.А.Бердяев пишет, что «официальное богословие и официальные церковные наставление о путях человека не хотят признавать человека духовным существом, предостерегают от соблазнов духовности», более того, «сознание себя духовным существом признается гордыней», а «духовность признается лишь достоянием святых, подвижников, старцев». Н.А.Бердяев указывает на парадоксальность того, что «для богословов и иерархов Церкви обычно бывала более подозрительна высшая духовная жизнь, чем грехи жизни душевной и телесной». Он видит в этом очень тревожные симптомы. В работе «Философия свободы», Н.А. Бердяев критикует подход к духовности и в протестантизме, характеризующийся рационализмом и индивидуализмом. Он обвиняет протестантизм в том, что, переведя человека в мир внутренней субъективности, он «породил крайнюю, отвлеченную духовность».
Духовности отвлеченной, которую он характеризует как очень несовершенную форму духовности, отвлеченной от жизни мира природного, Н.А.Бердяев противопоставляет духовность конкретную, преображающую и просветляющую жизнь мира.
Критикуя некоторые элементы православной церковной традиции и богословия, Н.А.Бердяев четко формулирует критерии истинной христианской духовности – в ней «всегда утверждается личность, свобода и любовь». По его мнению, духовность, в которой тонет неповторимость личности, в которой отсутствует свобода и любовь к человеку, невозможно признать христианской. (Бердяев, 1998, с. 323)
Еще один сформулированный Бердяевым критерий подлинной христианской духовности – это ее христологичность или богочеловечность. «Богочеловеческая духовность может начать с сознания греховности и недостоинства человека, … но она должна утверждать достоинство человека как богоподобного существа, предназначенного к вечности»
Прекрасно
Н.А.Бердяев формулирует
Свободу Бердяев
выделяет в качестве одного из важнейших
аспектов духовности. Про свободу
он пишет, что она – «главный источник
трагизма» в жизни человека, однако
человек не должен стремиться к избавлению
от этого трагизма, но принять этот
«трагизм свободы». Бердяев говорит
о свободе как о великом
принципе жизни, наравне с любовью.
Христианство ведет человека к свободе
от «элементарных духов природы»
и благодаря этому утверждает
свободу и независимость
Духовность, отворачивающаяся от множественного мира, как, например, некоторая форма духовности Индии, Плотина, монашеской аскезы, не может быть признана христианской, она противоречит богочеловеческому характеру христианства и завету Христа о любви к ближнему. Христианская духовность есть не только восхождение, но и нисхождение, и только такая духовность человечна (Бердяев, 1998, с. 322).
Дух является силой, освобождающей и преображающей личность, а человек с сильно выраженной духовностью вовсе не обязательно должен удалиться от исторической жизни, напротив он может преображать мировую и историческую жизни, будучи при этом свободным от ее власти.
Апологизируя включенности природной жизни в истинную духовность, Н.А.Бердяев указывает, что духовная жизнь не является реальностью, существующей параллельно действительности физической и психической, но что она «вбирает в себя всю действительность», так как «Дух совсем не противоположен плоти, плоть есть воплощение и символ духа». В целостном восприятии Н.А.Бердяева историческая, то есть конкретная жизнь, есть жизнь духовная, отображенная «во времени, в раздельности».
Сама материя
есть лишь символизация внутренних состояний
духовного мира, его вражды и раздельности,
а не субстанция, существующая сама
в себе. Не спиритуализм, не отвлеченную
духовность мы утверждаем, а символизм,
конкретную духовность. (Бердяев, Философия
свободного Духа)
Н.А.Бердяева
вслед за Вл.С.Соловьевым подчеркивает,
что духовность совсем не противополагается
душе и телу, но что она овладевает
ими и преображает их. С.Н.Булгаков
усиливает мысль о
Детально
описывая взаимодействие реальности духовной
и психофизической, Н.А.Бердяев вводит
понятие «объективации духа»
или объективированной
Объективация духа возможна, но она означает как бы иссякание и омертвение духа, но без такой редукции духовности взаимодействие мира духовного и психофизического невозможно. Поэтому «духовность, как и все в этом мире, объективируется, принимает формальный и законнический характер, охлаждается, приспособляется к среднему человеку». Указывая, что объективация духа есть его умаление, Н.А.Бердяев подчеркивает, что неверно считать этот процесс лишь отрицательным. В условиях феноменального мира он имеет и позитивное значение: — «происходит преодоление животной, дикой, варварской природы человека, подлинно возрастает сознание человека», однако вершины духовности через объективацию не достигаются. Размышляя о духовности и развитии цивилизации, Н.А.Бердяев указывает, что никогда не возможно точно определить, где существует подлинная духовность — она может быть обнаружена «совсем не на вершинах цивилизации» (Бердяев, 1998, с. 321).
Объективация,
описываемая Н.А.Бердяевым –
В.В. Зеньковский
отмечает, что духовная жизнь полна
динамизма и движения; «развитие»
души, движется не просто к дифференцированию
и объединению психики, но и к
углублению, к погружению человека
в себя, к самопознанию, которое
способно помочь выйти личности за
пределы своего «я», что и есть
процесс трансцедирования.
Размышляя
о трансцендентном аспекте
Информация о работе Проблема духовности в трудах русских христианских мыслителей конца XIX