Автор: Пользователь скрыл имя, 30 Ноября 2011 в 01:47, реферат
Многонациональность населения России обусловливает одну из главных сущностных черт общероссийской культуры ее мультикультуризм. Исторически сложилось так, что подавляющее большинство этносов, проживающих в России, считают ее своейисторической родиной, территорией формированиясвоей этничности. В этой связи понятие российскаякультура в широком смысле охватывает все многообразие национальных культур народов, проживающих вРоссии. Что же касается понимания российской культуры вузком смысле, то оно имеет в виду лишь то лучшее изнациональных культур народов, что стало достояниемвсех российских этносов.
Введение 3
1 Развитие культуры в России 4
1.1 Основные противоречия государственной культурной политики 5
2 Развитие культуры в контексте бюджетной реформы 11
2.1 Основные тенденции развития сферы культуры 14
Заключение 19
Список использованной литературы 20
Противоречие второе – низкий общественный и правовой статус культуры, невостребованность потенциала культуры, в том числе в системе государственного устройства. Ярким доказательством тому является тот факт, что культура не вошла в перечень приоритетных национальных проектов, а упоминание о культуре в ежегодных Обращениях Президента РФ к Федеральному Собранию РФ впервые появилось в тексте Послания только в 2007 г.
В
статье 7 Основ законодательства о
культуре говорится об обязательности
культурных аспектов в государственных
программах развития: «Федеральные органы
государственной власти, органы государственной
власти Российской Федерации и органы
местного самоуправления в обязательном
порядке учитывают культурные аспекты
во всех государственных программах
экономического, экологического, социального,
национального развития. В этих целях
федеральные государственные
Общественность
находится в неведении
Без
осознания и реальной востребованности
в государственном
Противоречие третье – оценка культуры с точки зрения экономической эффективности. В большинстве своем все программы развития культуры как на государственном, так и на региональном уровне, как правило, содержат пункт о необходимости перехода сферы культуры к рыночным механизмам хозяйствования. С одной стороны, адаптировать сферу культуры целиком и полностью к рыночным условиям невозможно в силу особой специфики отдельных направлений культурной деятельности, таких, например, как библиотечное дело в сельских поселениях. С другой стороны, необходимо четко выделить сектор индустрии культуры – тех сфер культурной деятельности, которые хорошо вписались в специфику рыночных отношений и могут вполне автономно развиваться, что однако вовсе не означает, что каналы государственной поддержки должны быть напрочь закрыты для них. Важно в корне переломить устоявшееся представление о культуре как о сфере, обременительной для бюджета2.
Указанные суждения в качестве основы для постановки “диагноза” представляются от части сомнительными. Думается, в основе затяжного кризиса лежат не процессы в сфере экономики, а прежде всего разрушение единого для страны социокультурного пространства и дефицит власти.
Начало XXI в. было ознаменовано проведением административной, бюджетной реформ и реформы местного самоуправления. Их реализация в той или иной степени негативно сказалась на развитии социально значимых отраслей, в том числе сферы культуры, а также условиях функционирования бюджетных учреждений.
Суть
административной реформы заключалась
в разграничении полномочий между
федеральными органами власти, органами
власти субъектов Российской Федерации
и органами местного самоуправления
в целях исключения дублирования
функций. Например, согласно идеологии
реформы образовательные
Реформа
местного самоуправления предусматривала
упорядочивание доходных и расходных
полномочий муниципальных образований,
обязав органы местного самоуправления
самостоятельно принимать решения
об объеме муниципальных услуг социально‐
На фоне декларативных утверждений чиновников о необходимости обеспечения доступности культурных благ для широких слоев населения в программных документах правительства термин «шаговой доступности» учреждений культуры постепенно замещается «транспортной доступностью». Необходимость сокращения сети учреждений культуры объясняется ее неэффективностью. В рамках реструктуризации действующей сети учреждений культуры заслуживают внимания:
Однако эти нововведения должны проводиться параллельно с деятельностью основной сети культурно‐досуговых учреждений, но ни в коем случае не противопоставляться ей или декларироваться в качестве единственно возможной альтернативы. Состояние российских дорог и низкий уровень жизни людей (особенно в сельских поселениях) являются серьезным препятствием на пути их реализации. Не вызывает сомнений и удорожание услуг этих «многопрофильных передвижных систем», так как изначально речь идет не о повышении культурного уровня населения, а необходимости введения новых форм оказания услуг учреждений культуры в систему современных экономических отношений.
Настораживает и ситуация с библиотеками, в которых повсеместно предполагается создание публичных центров правовой, деловой и социально значимой информации. Речь идет о недопустимости выхолащивания культурно‐просветительской доминанты в их основной деятельности. Создание публичных центров правовой, деловой и социально значимой информации должно происходить только в дополнение к основной деятельности библиотек. Идеология же бюджетной реформы, направленная на выдавливание учреждений культуры в иные организационно‐правовые формы, чревата замещением культурного контекста погоней за экономической самостоятельностью. И в этой борьбе силы явно будут не на стороне культуры.
Ситуация усугубляется тем, что передача культуры на откуп рынку происходит на фоне кардинальных изменений ценностных ориентиров россиян, о чем свидетельствуют социологические опросы, проведенные Аналитическим центром Юрия Левады (Левада‐центр). Так, по опросам, проведенным в 2007 г., классическая музыка не интересует 59% опрошенных, 54% признались, что не интересуются поэзией и художественной литературой, 58% не интересуются театром, 44% никогда или очень редко читают книги, а из читающей публики каждый четвертый опрошенный читает «женский» детектив. Религии в своей жизни отводит не слишком важную роль 41% опрошенных. Около половины респондентов среди качеств, которые бы они хотели воспитать в своих детях, ответили «умение добиваться своих целей».
В
мае 2007 г. россияне так оценили эмоциональное
состояние российского
Анализ динамики расходов на культуру, кинематографию и СМИ в процентах от ВВП, а также в процентах от общих расходов консолидированного бюджета за период с 1991 по 2007 гг. позволяет сделать вывод о том, что говорить о кардинальном улучшении ситуации с финансированием этой сферы пока еще рано (рис. 1). Расходы на культуру, кинематографию и СМИ варьируются в диапазоне от 0.5 до 0.7% от ВВП за рассматриваемый период, а их доля в общих расходах консолидированного бюджета РФ составляет приблизительно 2‐2.25%.
Расходы на культуру, кинематографию и СМИ в % от ВВП
и % от общих расходов консолидированного бюджета РФ
В
абсолютном выражении расходы на
культуру, безусловно, выросли, особенно
начиная с 2004 г., однако анализ динамики
расходов на культуру, кинематографию
и СМИ в сопоставимых ценах (2000
г.) свидетельствует о том, что
уровень 1991 г. был преодолен только
в 2003 г., превысив его в 2007 г. почти
в 1.5 раза. Если в 1991 г. расходы на культуру,
кинематографию и СМИ из консолидированного
бюджета РФ на душу населения составляли
342 руб. (в ценах 2000 г.), то в 2007 г. они
достигли значения в 530 руб. на человека
в год (рис. 2). Однако наблюдаемое
повышение подушевого уровня расходов
на культуру объясняется, в том числе
резким сокращением численности
населения, которое с 1991 по 2007 гг. уменьшилось
почти на 6 млн. человек.
Расходы на культуру, кинематографию и СМИ
на душу населения в сопоставимых ценах (2000 г.)
В соответствии с Концепцией долгосрочного социально‐экономического развития России расходы на культуру, кинематографию и СМИ должны увеличиться более чем в 2 раза: с 0.7% от ВВП в 2008 г. до 1.5% от ВВП в 2020 г. Однако речь идет не о прямом бюджетном финансировании, превалирующем в поддержке культуры в настоящее время, а о программно‐целевом финансировании в рамках перехода к бюджетированию, ориентированному на результат.
Однако прогнозные значения, по всей вероятности, достигнуты не будут в связи с тем, что из‐за мирового финансового кризиса Правительство РФ намерено пересмотрело трехлетний бюджет на 2009‐2011 в сторону увеличения бюджетных средств на стабилизацию фондового рынка и поддержку финансовых институтов. Это было сделано за счет сокращения бюджетных ассигнований на социальную сферу, в том числе на культуру, кинематографию и СМИ.
Информация о работе Проблема духовного возрождения и дальнейшего развития культуры России