Автор: Пользователь скрыл имя, 30 Ноября 2011 в 01:47, реферат
Многонациональность населения России обусловливает одну из главных сущностных черт общероссийской культуры ее мультикультуризм. Исторически сложилось так, что подавляющее большинство этносов, проживающих в России, считают ее своейисторической родиной, территорией формированиясвоей этничности. В этой связи понятие российскаякультура в широком смысле охватывает все многообразие национальных культур народов, проживающих вРоссии. Что же касается понимания российской культуры вузком смысле, то оно имеет в виду лишь то лучшее изнациональных культур народов, что стало достояниемвсех российских этносов.
Введение 3
1 Развитие культуры в России 4
1.1 Основные противоречия государственной культурной политики 5
2 Развитие культуры в контексте бюджетной реформы 11
2.1 Основные тенденции развития сферы культуры 14
Заключение 19
Список использованной литературы 20
Министерство образования и науки Российской Федерации
Государственное образовательное учреждение высшего
профессионального образования
ВОЛГОГРАДСКИЙ
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ТЕХНИЧЕСКИЙ
(ВолгГТУ)
Кафедраистории,
культуры и социологии
СЕМЕСТРОВАЯ РАБОТА
ПО КУРСУ СОЦИОЛОГИИ
Тема
№ 98
Проблема духовного
возрождения и дальнейшего
Выполнил: студент группы
АТ-213 Тихонов П.В.
(20090286)
Проверил:
Доцент кафедры ИКС
Токарев
В.В.
Волгоград 2011
Содержание
Введение 3
1 Развитие культуры в России 4
1.1 Основные противоречия
государственной культурной
2 Развитие культуры
в контексте бюджетной реформы
2.1 Основные тенденции развития сферы культуры 14
Заключение 19
Список использованной литературы 20
Мы переживаем переходную эпоху в истории России, когда меняются ценности жизни и идут глубокие социально-экономические преобразования в развитии общества. Происходит переоценка духовного наследия, обновление культурных и этических ценностей, претерпевают крах, прежде всего, господствовавшая идеология и мораль. Все это отчетливо находит своё отражение в сфере науки, культуры, образования и нравственности как результат того, что современное общество лишено идеалов, что приводит к бездуховности и жестокости значительной части людей.
Утверждение
о кризисном состоянии
Многонациональность населения России обусловливает одну из главных сущностных черт общероссийской культуры ее мультикультуризм. Исторически сложилось так, что подавляющее большинство этносов, проживающих в России, считают ее своейисторической родиной, территорией формированиясвоей этничности. В этой связи понятие российскаякультура в широком смысле охватывает все многообразие национальных культур народов, проживающих вРоссии. Что же касается понимания российской культуры вузком смысле, то оно имеет в виду лишь то лучшее изнациональных культур народов, что стало достояниемвсех российских этносов.
Одним из факторов формирования самодостаточности культуры как общенациональной является, и это продемонстрировано европейской традицией развития индустриального общества, поддержка государством высокой культуры. В таких случаях доминирующий этнос получает преимущественное право представительства в органах системы государства. Что при явлении мультикультуризма делает задачу развития общей культуры России несколько обширнее, чем в ряде других стран.
Для достижения качественных результатов в культурной политике России следует выделить пять приоритетных направлений:
Согласно этим нарпавлениям культурного развития в ноябре 2008 г. Правительством Российской Федерации была утверждена Концепция долгосрочного социально‐экономического развития России (далее по тексту – Концепция‐2020). Если раньше российское правительство акцентировало свое внимание исключительно на текущих, в большинстве своем, краткосрочных программах развития страны, то в настоящее время предпринята попытка разработки программного документа стратегического характера.
Курс
на децентрализацию управления сферой
культуры, проводимый в рамках прочно
укоренившейся в сознании власть
предержащих монетаристской доктрины,
демонстрирует не только откровенное
пренебрежение судьбой
Речь идет о необходимости преодоления трех ключевых противоречий, лежащих в основе проводимой в стране государственной культурной политики и заключающихся в:
Противоречие первое – «узкое» понимание культуры. Слова академика Д.С. Лихачева до сих пор не потеряли своей актуальности: «У нас в стране до сих пор нет концепции культуры и культурного развития. Большинство людей (в том числе и «государственных мужей») понимают под культурой весьма ограниченных круг явлений»1. Не секрет, что в большинстве своем понимание культуры сводится к бытовому. Культура традиционно ассоциируется исключительно с жанрами искусства: литературой, живописью, музыкой, скульптурой, архитектурой, что приводит к искажению понятий и умалению ее роли в общественном развитии.
Во‐первых, образование, наука, религия, выпадая из культурного контекста, воспринимаются обособленно друг от друга. Наука и образование, изолированные от своего органического родства с культурой, задействуют прежде всего интеллектуальные способности человека, оставляя на периферии своего внимания его духовные основы – нравственные нормы и ценностные установки. Религия в настоящее время не способствует консолидации общества, зачастую обостряя межконфессиональные конфликты или открыто противопоставляя себя культуре.
Во‐вторых, развитие культуры связывается исключительно с разработкой и реализацией организационно‐экономических программ в рамках одной отдельно взятой отрасли. Так, в статье 4 Закона РФ от 9 октября 1992 г. N 3612‐I «Основы законодательства Российской Федерации о культуре» (далее по тексту – Основы законодательства о культуре) приводится перечень областей, культурная деятельность в которых попадает под юрисдикцию закона: памятники истории и культуры, различные виды и жанры искусства, народные промыслы и ремесла, самодеятельное (любительское) творчество, музейное дело и коллекционирование, книгоиздание и библиотечное дело, эстетическое воспитание, художественное образование, педагогическая деятельность в этой области, научные исследования культуры и т.д. Все «прочие»сферы общественной жизни не вписываются в радиус действия главного закона о культуре в силу локального характера его действия.
В‐третьих, формально признавая значимость культурных традиций и ценностных установок, разработка культурной политики по‐прежнему сводится к оперированию материально‐количественными показателями, система качественных, невещественных характеристик состояния общества не получила своего распространения. Между тем «развитие и реализация культурного и духовного потенциала общества в целом и каждой личности», заявленные в Концепции долгосрочного социально‐экономического развития России, должны иметь под собой реальные очертания в виде наднациональной идеи, способной сплотить многонациональное и разноконфессиональное российское общество.
Россия
уже имеет подобный опыт. Достаточно
обратиться к событиям чуть менее
столетней давности. Успешное становление
государства рабочих и крестьян
в первые годы советской власти во
многом связано с признанием массового
просвещения и культурного
В‐четвертых, приобщение к культурным ценностям сводится исключительно к посещению объектов культуры. Так, в статье 12 Основ законодательства о культуре говорится: «Каждый человек имеет право на приобщение к культурным ценностям, на доступ к государственным библиотечным, музейным, архивным фондам, иным собраниям во всех областях культурной деятельности». Но для того, чтобы культурные ценности были востребованы, необходимо из поколения в поколение прививать «вкус» к культуре, чтобы она становилась насущной необходимостью в жизни каждого человека.
В
настоящее время очень
Необходимо понять, что приобщение к мировому культурному наследию, включенность в единое культурное пространство не являются пустым развлечением, призванным развеять человеческую скуку и лень. Наоборот, знакомство, соприкосновение с культурой и искусством, с одной стороны, заключает в себе те же процессы познавания и воспитания, которые задействованы в науке и образовании. С другой стороны, ‐ наполняет глубоким внутренним смыслом и целесообразностью процессы производства и трансляции новых знаний. Поэтому речь должна идти о разработке долгосрочной стратегии социокультурной трансформации общества в целом на период от 25 до 50 лет, имеющей более высокий приоритет, нежели задачи чисто экономического характера.
Ни в коем случае нельзя пускать на самотек процессы формирования общественных потребностей. Государство (в данном случае ‐ не чиновники, а государство как носитель долгосрочных интересов общества) обязано создавать условия для формирования потребностей высокого качества в услугах культуры у населения, а также законодательно утвердить нормы ответственности за распространение информации и предоставление услуг, усиливающих деструктивные настроения в обществе и способствующих его дальнейшей деградации. А это невозможно без актуализации массового культурного просвещения на основе непротиворечивых ценностей жизни в рамках государственной стратегии социокультурной трансформации общества в целом.
Информация о работе Проблема духовного возрождения и дальнейшего развития культуры России