Проблема бедности в Украине

Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Ноября 2011 в 02:00, реферат

Описание работы

Целью данного реферата является рассмотрения вопроса бедности в Украине и путей её минимизации. Из этого следуют такие задачи реферата:
раскрытие понятия «бедность» с позиций экономики труда;
освещение проблемы бедности в Украине;
предложение возможных путей преодоления бедност

Содержание

ВВЕДЕНИЕ
1. Сущность понятия «бедность»………………………………………………...4
2. Проблема бедности в Украине………………………………………………...7
3. Преодоление бедности в Украине…………………………………………....11
Выводы
список использованной литературы

Работа содержит 1 файл

РЕФЕРАТ ПО ТЕОРИИ СР 2010.docx

— 45.10 Кб (Скачать)

      Угасание  трудовой и жизненной мотивации, снижение квалификации работников. Это  не только резко снижает возможности  для профессионального роста  и увеличения доходов, но и создаёт  ту среду, в которой бедность воспринимается как нормальное состояние. При этом резко сократился доступ сельских детей  к получению среднего специального и высшего образования – и  сельская молодёжь вычёркивает этот путь из своих жизненных планов.

      Таким образом, основным недостатком приватизации явилось то, что не произошла реальная структурная перестройка экономики, не был создан класс эффективных  собственников, а произошло расслоение на очень богатых (меньшинство) и  бедных (подавляющее большинство).

      В некоторых отношениях социальное положение  в Украине сегодня хуже, чем  представляется зарубежным экспертам  и социологам. Точнее, он не находится  в несколько другом измерении. Негативные социальные результаты реформ измеряются экспертами в привычных индикаторах. Но положение подошло к тем  критическим точкам, когда эти  индикаторы становятся неадекватными. При этом проблема бедности плохо освещена экономической научной средой нашего государства.

  1. Преодоление бедности в Украине

      Необходимо  отметить, что ввиду сложившихся  обстоятельств в Украине принята  «Комплексная программа обеспечения  реализации Стратегии преодоления  бедности в 2002–2009». Она предусматривает:

  • углубление адресной государственной социальной помощи;
  • поэтапное изменение системы действующих льгот на адресные денежные выплаты;
  • развитие сети учреждений разных типов, предоставляющих социальные услуги и обеспечение нормативно-правовой базы их деятельности.

      В последнее время в условиях ограниченности информации про состояние и динамику показателей, при помощи которых осуществляется измерение явления бедности, выбранная ранее методологическая основа начала активно использоваться в практике применения на региональном уровне. Довольно часто на основе таких оценок делаются региональные прогнозы социального развития. Не опровергая всего ценностного, что содержит в себе макроэкономическая методология, следует отметить, что конкретность региональных прогнозов зависит от качества выходной информации, то есть, как методы измерения уровня бедности, так и способы фиксации критических значений должны быть адаптированы к потребностям региональной экономики.

      В тоже время, зарубежный опыт не даёт конкретных рецептов борьбы с бедностью, но многое в уже наработанной методологии  имеет общее значение, хотя это  и не используется.

      В организационно-прикладном плане сравнительно недавно возникла идея разграничения  работ по формированию общегосударственной  и региональных целей преодоления  бедности, когда в результате проведения первого комплексного исследования явления бедности начала формироваться  и прорабатываться определённая статистико-информационная база данных (1999 г.). Её формированию способствовала разработка общенациональной Стратегии преодоления бедности (Указ Президента Украины от 15 августа 2000 г.), которая имела своей целью поэтапное достижение основной цели: реализация комплекса мер по стабилизации уровня жизни, ликвидации наиболее острых проявлений бедности (2001-2002 гг.);

  1. создание объективных предпосылок для стабильного роста реальных денежных доходов населения, обеспечение оптимального уровня занятости (2003-2004 гг.);
  2. усиление ориентации экономических процессов на более эффективное удовлетворение потребностей наиболее уязвимых слоёв населения, создание предпосылок для перехода от этой Стратегии к Стратегии предотвращения бедности (2005-2009 гг.).

      Согласно  Стратегии социально-экономического развития Украины на 2002-2015 гг. приоритетными  направлениями деятельности правительства  с целью решения проблемы бедности являются следующие:

  • содействие развитию занятости и рынка труда, как пути к обеспечению трудоспособным слоям населения условий для самостоятельного решения проблемы повышения своего благосостояния, сбалансирования спроса и предложения на рынке труда, препятствования безработице;
  • повышение уровня заработной платы и покупательской способности населения;
  • создание системы общеобязательного государственного социального страхования, направленного на усиление социальной защиты работающих и членов их семей от возможной бедности вследствие невозможности получения дохода в случае утраты работы или трудоспособности по болезни, вследствие несчастного случая, увечий, старости или утраты кормильца;
  • обеспечение социальной поддержки наиболее уязвимых слоёв населения путём введения адресной социальной помощи и социальных услуг посредством реализации Закона Украины «О государственной социальной помощи малообеспеченным семьям» и «Программы жилищных субсидий»;
  • взвешенная политика относительно реформирования жилищно-коммунального хозяйства;
  • общее экономическое оздоровление и подъём экономики;
  • расширение инвестиций в сфере образования, культуры и спорта;
  • реструктуризация задолженности по заработной плате;
  • постепенное формирование среднего класса.

      Во  исполнение заданий Стратегии Министерство экономики и по вопросам европейской  интеграции Украины (2003 г.) осуществили соответствующие прогнозные расчёты сокращения доли населения с ценой суточного потребления ниже 4,3 долл. (по паритету покупательской способности) по годам, и доли населения, доходы которого должны были быть ниже национальной границы бедности (см. Табл. 1). 

Таблица 1. Показатели бедности в Украине [5. с. 22]

    
Года Сокращения  доли населения с ценой суточного  потребления ниже 4,3 долл.,% Доля населения, доходы которого должны были быть ниже национальной границы бедности,% Уровень бедности,% Глубина бедности,%
2001 11,0 27,2 27,9 25,3
2004 9,8 25,0 27,8 24,6
2007 8,6 22,6 26,6 23,3
2011 7,1 21,5 27,3
2015 5,5 18,4
 

      Всё это указывает на то, что в условиях несформированности рыночных отношений, которая имеет место в Украине, прогнозирование такого сложного явления  как бедность не может рассматриваться  упрощённо. Кроме того, по данным специальных  исследований в Украине существует значительная асимметрия территориального распределения бедности.

      С целью объединения международных  усилий, направленных на разрешение глобальных проблем экономического, социального  характера, в сентябре 2000 года состоялась наибольшая в истории встреча  мировых лидеров – Саммит Развития Тысячелетия ООН. Представители 189 стран  мира, в том числе и Украины, подписали Декларацию, обязуясь исполнить  до 2015 года восемь глобальных Целей  Тысячелетия[8. с. 14]:

  • обеспечение всем детям начального образования;
  • содействие гендерному равенству;
  • сокращение детской смертности;
  • улучшение состояния здоровья матерей;
  • остановка распространения ВИЧ/СПИДа и др. болезней;
  • обеспечение стабильного развития окружающей среды;
  • развитие глобального сотрудничества для развития.

      Но  главной целью является ликвидация крайней бедности и голода, в частности, снижения на 50% доли людей, живущих за чертой бедности.

      С учётом национальных особенностей экономического развития, была разработана украинская декларация Целей Развития Тысячелетия. Первой глобальной целью является преодоление  бедности. Для достижения этой цели перед Украиной поставлены два стратегических задания, выполнение которых ограничено сроком до 2015 года: уменьшить массовую долю населения, стоимость суточного  потребления которого не превышает 4,3 долл. по паритете покупательской способности; уменьшить на трет долю бедного населения (по национальной черте бедности).

      Преодоление бедности является длительным и не простым процессом, на протяжении которого могут меняться задания и уточняются критерии измерения бедности. Исходя из разработанной Методики комплексной  оценки бедности, анализ показателей  за время реализации Стратегии свидетельствует о стабильной ситуации.

      При этом предусматривается ряд краткосрочных  мер по ликвидации бедности на ближайшую  перспективу [2. с. 11]:

  • позитивные изменения на рынке труда. Планируется трудоустроить при помощи государственной службы занятости на свободные и вновь созданные рабочие места 1 086 600 человек незанятого населения и безработных, а также привлечь к оплачиваемым общественным работам не менее 414 000 чел.. Активнее будут предоставляться социальные услуги безработным, не имеющим возможности конкурировать на равных на рынке труда;
  • дальнейшее расширение предоставления одноразовых выплат пособия по безработице для организации предпринимательской деятельности;
  • обеспечение Министерством труда, МЗС и Минюстом нормальных и законных условий труда для украинцев - трудовых эмигрантов и зароботчан;
  • обеспечение роста уровня минимальной заработной платы не менее чем на 10% в год для ликвидации бедности среди работающего населения. С 1 июни 2007 г. минимальная заработная плата возросла на 5%, с 1 декабря текущего года – повысится на 7,1%. А также обеспечение на региональном уровне роста фондов оплаты труда работников производственной сферы и установление межквалификационных (междолжностных) соотношений в оплате труда;
  • троекратное повышение минимальной пенсии в 2007 году. Принятие мер по индексации пенсий на коэффициент, соответствующий не менее чем 20% темпов годового роста минимальной заработной платы;
  • конкретная финансовая помощь для общественных организаций инвалидов, которые имеют статус всеукраинских из госбюджета и Фонда социальной защиты инвалидов. Предусматривается так же наличие ряда льгот, в частности – по налогу на прибыль, НДС, платы за землю, уменьшению размеров взносов на некоторые общеобязательные виды государственного страхования;
  • мониторинг показателей бедности и уровня жизни населения и издание соответствующих информационно-аналитических изданий.

      Кроме того планируется ещё ряд более  мелких мер, направленных на более концентрированные  и малочисленных группы населения. 

 

Выводы

      В начале ХХІ столетия борьба с бедностью стала одной из наиболее весомых проблем и наиболее важным заданием социальной политики большинства стран мира. Бедность является одним из неразрешённых вопросов и среди социально-экономических проблем в Украине. По результатам исследований, 27% населения страны пребывает за чертой бедности, в том числе 14% – за чертой крайней бедности.

      Бедность  это многогранная и многоуровневая социально-экономическая категория, которая отображает отношения между  индивидом (домохозяйством) и обществом  по поводу форм жизнедеятельности, которые  не дают возможности индивидам (домохозяйствам) удовлетворять собственные потребности  на нормативно установленном уровне потребления в данном обществе в  данное время. Бедность – это форма  социально-экономического отчуждения, при котором уровень потребления  не даёт возможности возобновлять свой физический и социальный потенциал.

      Резкий  скачок уровня бедности в Украине  обусловлен теми же причинами, что и  другие основные проблемы экономической  и социальной жизни страны. Разрушение хозяйственных связей и переустройство системы хозяйствования сыграли  в этом процессе важнейшую роль.

      При этом в Украине, как и во многих постсоветских странах, помимо бедности среди привычных категорий населения, таких как безработные, пенсионеры, инвалиды и другие малозащищённые слои населения, наблюдалась бедность также  и среди работающего населения, а кроме того – среди высококвалифицированных специалистов.

      Была  разработана специальная Стратегия  преодоления бедности в Украине, а так же ряд вспомогательных  документов к ней, кроме того вопросы  по борьбе с бедностью включены в  Стратегию социально-экономического развития Украины на 2002-2015 гг. Министерство труда и социальной политики разрабатывает  и принимает необходимые документы, способствующие работе по борьбе с  бедностью. На 2007 год меры по реализации Стратегии преодоления бедности, которые были утверждены на заседании  Кабинета Министров, включили мероприятия по борьбе с безработицей, по повышению минимальных зарплат и пенсий, обеспечении рабочими местами безработного и неработающего населения, а так же помощь инвалидам.

Информация о работе Проблема бедности в Украине