Проблема бедности и возможности ее разрешения

Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Октября 2011 в 20:04, контрольная работа

Описание работы

Исследование проблемы бедности чрезвычайно актуально для современной России. При этом данная проблема весьма сложна, многогранна, противоречива и трудноразрешима. С одной стороны, она стара как мир, ее изучали с древнейших времен, во все периоды истории человеческого общества. В то же время в каждую эпоху она имеет свои характеристики, специфические проявления, особенности.

Работа содержит 1 файл

РАБОТА.doc

— 90.00 Кб (Скачать)
  • На первом этапе (2002-2010 гг.) реализации Программы намечены меры по уменьшению на 25% число отстающих по основным социально-экономическим показателям субъектов РФ. В результате доля населения с доходами ниже прожиточного минимума будет снижена на 15%.
  • На втором этапе (к концу действия Программы в 2015 году) предусмотрено сократить межрегиональные различия в доходах на душу населения в 3 раза, число отстающих регионов в 2 раза, уменьшить на 25% долю населения с доходами ниже прожиточного минимума.

     Методика  регионального регулирования минимальных  душевых доходов (апробирована в  Республике Коми). Она предусматривает  установление гарантируемого душевого дохода. Главная характеристика – наиболее полный учет дохода, включая, помимо денежных и натуральных его форм, также и экономический потенциал семьи.

     Косвенные методы оценки нуждаемости (апробированы в Волгоградской области). Положительная сторона - оценка реального потребления по показателю потенциальных потребительских расходов. При этом учитываются демографическая структура семьи, место проживания семьи, жилищные условия, денежные и имущественные активы семьи.

     Возможно  использование в рамках действующего законодательства и других методик определения нуждаемости.

     При всем различии форм организации адресной социальной помощи в регионах страны, существует общий подход к решению  таких вопросов, как выявление  факторов реальной нуждаемости, поэтапный переход от оказания помощи отдельным категориям населения к помощи конкретным домохозяйствам с учетом проверки их нуждаемости, постепенный отказ от многообразных видов социальных льгот и выплат.

     Вместе  с тем, анализ показывает, что масштабы этой деятельности еще не достаточны, во многих регионах по-прежнему доминирует категориальных подход к распределению государственной социальной помощи, адресные формы социальной поддержки находятся в стадии становления.

     Сдерживающими факторами для введения социальной помощи малоимущим являются, прежде всего:

  1. Отсутствие четкого разграничения предметов ведения и полномочий между федеральными органами государственной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления в вопросах оказания социальной поддержки отдельных групп населения, в том числе по финансированию социальных выплат.
  2. Недостаточность финансовых ресурсов, которые могут быть выделены в регионах на эти цели.
  3. Сохранение действующей системы многочисленных социальных льгот различным категориям граждан, предоставляемых без учета факторов нуждаемости.

     В основу стратегии, направленной на совершенствование  мер социальной защиты населения  при переходе на новую систему  оплаты жилья и коммунальных услуг, Правительством Российской Федерации положен принцип адресной направленности социальной помощи.

     Основными директивными актами, определяющими  эту стратегию являются:

  • Федеральная целевая программа «Жилище» на 2002-2010 годы, утверждённая постановлением Правительства Российской Федерации от 17 сентября 2001 года № 675;
  • Подпрограмма «Реформирование и модернизация жилищно-коммунального комплекса Российской Федерации», утверждённая постановлением Правительства Российской Федерации от 17 ноября 2001 года № 797.

     Исходя  из положений указанных документов, к основным подходам по совершенствованию (упорядочению) предоставления мер  социальной защиты населения, в том  числе при оплате жилья и коммунальных услуг, можно отнести:

  • усиление адресности социальной поддержки населения (замена натуральных льгот жилищными субсидиями);
  • повышение защиты социально уязвимых домохозяйств, которые не имеют возможностей для самостоятельного решения социальных проблем и нуждаются в государственной поддержке (учёт доходов при предоставлении мер социальной защиты);
  • перевод в денежную форму натуральных льгот (для военнослужащих и сотрудников правоохранительных органов – отмена льгот с одновременным увеличением их денежного довольствия);
  • приведение социальных обязательств государства в соответствие с его ресурсами;
  • сокращение бюджетных субсидий производителям товаров и услуг;
  • упразднение социально неоправданных льгот.

     Рекомендации Мирового банка по борьбе с бедностью, сформулированные в Целях развития на тысячелетие до 2015 года, весьма конкретны: уменьшить число голодающих в два раза, дать всем детям обязательное начальное образование, дать девочкам больше возможностей при получении начального и среднего образования, сократить детскую смертность на две трети и т.п.

     Надо  отметить, что решение проблем бедности в мире идет по линии предоставления первичного образования и медицинского обслуживания, преодоления дискриминации в отношении девочек и женщин. Все правильно. Актуализировать свою рыночную стоимость люди могут лишь на пути «модернизации» собственной личности. Государство должно им в этом помочь. Эксперты пока и мечтать не могут о всеобщем среднем образовании для большинства бедных, не говоря уже о высшем.  

     Пути  преодоления

     Я бы разделила две составляющих в  решении проблем бедности. Первое - это экономическая активность, объем экономической активности, то, что измеряется национальным доходом, и второе - это структура распределения национального дохода.

     Конечно, главный путь борьбы с бедностью - это экономический рост. Я могу сказать, что задача удвоения ВВП не столь амбициозна как кажется на первый взгляд, с учетом того, что у нас сегодня работает половина своего производственного потенциала, инвестиций у нас в развитие производства в три раза меньше чем сбережений формируется в экономике, то есть мы могли бы производить в два раза больше, инвестировать в три раза больше в рамках имеющегося экономического потенциала. Поэтому удвоение ВВП - это всего лишь возврат на уровень экономической активности конца 80-х годов. Конечно, это реальная задача, вопрос только в том, что этот экономический рост должен проходить на новой технологической основе. И он, конечно, должен сопровождаться модернизацией экономики и это тоже важнейшая составляющая борьбы с бедностью, потому что доходы дают разные отрасли разные для населения.

     Главная проблема российской экономики - несправедливое распределение национального дохода. Если мы разобьем национальный доход  по факторам, то увидим, что главный  вклад сегодня дает сверхприбыль от использования проданных ресурсов, труд, меньше наука и новые технологии. Эта сфера практически загублена. И лишь в последнюю очередь инвестиции частного сектора. Теперь посмотрим, как распределяется национальный доход. За труд российский работник получает в четыре раза меньше, чем в Америке или Европе. То есть труд недооценен. Государство, как собственник проданных ресурсов, сверхприбыли от их эксплуатации практически не получает. Налоговая система устроена таким образом, что сверхприбыль, которая образуется на месторождениях за счет их уникальных свойств, остается в карманах у недропользователей. И, наконец, труд, который оценен в четыре раза меньше, чем должен быть по мировым стандартам, фактически является главным налогоплательщиком. 70% налогов у нас, так или иначе, - это налоги на труд. Это и подоходный налог, налог на добавленную стоимость, то есть на стоимость, созданную трудом, и налог на прибыль и так далее. Так вот, при такой несправедливой системе распределения национального дохода, у нас производство угнетается, труд недооценивается, а государство, как собственник проданных ресурсов, практически ничего за счет их эксплуатации не получает.

     Гораздо более перспективна другая структура  налогов. При низких налогах на труд, при отсутствии налога на прибыль  в части, когда прибыль тратится на инвестиции развития производства и при переносе тяжести налогов на рентные доходы, доходы, которые образуются вне зависимости от деятельности предприятия. Могу сказать, что при такой налоговой системе темпы экономического роста, как правило, вдвое выше. Это доказано большим количеством исторических и экономических исследований.

     Я хочу подчеркнуть, что с точки  зрения современного понимания механизмов экономического роста нет противоречия между экономической эффективностью, экономическим ростом и ростом благосостояния. Сегодня есть очень много рассуждений на тему, что рост зарплаты превышает рост производительности труда, что это очень плохо, что мы слишком много тратим денег на социальные нужды. На самом деле это неверно. Начиная с 60-х годов прошлого века вложения в человека, образование, здравоохранение, в культуру в развитых странах превышает вложение в машинное оборудование. Это следствие научно-технического прогресса. Главным фактором роста стали новые знания, творческие возможности человека, поэтому лишь те страны способны конкурировать, у которых люди образованы, имеют доходы хорошие, где охраняется здоровье и так далее, поэтому, я считаю, что и в нашей стране стоит больше инвестировать в человеческий капитал.

     В общем, нам не нужно противопоставлять  социальные расходы и экономический рост - это все взаимосвязанные вещи. 

     Проблема  бедности – одна из острейших социальных проблем современной России. Именно бедность определяет ограниченность доступа  значительной части населения нашей  страны к ресурсам развития: высокооплачиваемой работе, качественным услугам образования и здравоохранения, возможности успешной социализации детей и молодежи. Низкий уровень доходов значительной части семей в сочетании с чрезмерной поляризацией доходов обусловливают социальный разлом общества, вызывают социальную напряженность, препятствует успешному развитию страны, определяют кризисные процессы в семье и обществе.

     Бедность  для российского народа – достаточно новый феномен. При социализме общий  уровень жизни, конечно, был невысоким, но откровенно бедных было сравнительно немного. В начале рыночных реформ людям предлагают потерпеть «6-8 месяцев». Очевидно, что этот период для многих затянулся. Также очевидно и то, что потенциал рыночной экономики для обеспечения высокого уровня жизни для большинства населения пока не задействован в полной мере. Более того, вызывают беспокойство рост социального неравенства и высокая дифференциация населения по доходам. Эти и другие явления нельзя оставлять без внимания, нужен их экономический анализ, выработка и реализация соответствующих мер социальной политики.

     Факторов, оказывающих влияние на степень  неравенства, очень много. Основными  как для России, так и для  большинства стран с рыночной или переходной экономикой, можно  считать региональный и отраслевой факторы, уровень безработицы, эффективность социальных программ государства (поддержка многодетных и неполных семей, инвалидов и пенсионеров), возрастной и половой фактор, уровень образования, размер семьи, количество несовершеннолетних детей и иждивенцев и пр.

     Борьба  с бедностью является важнейшей  задачей общества поскольку оказывает  непосредственное влияние на экономический  рост. Падение доходов населения  сужает внутренний рынок, совокупный спрос  и вызывает падение темпов развития национальной экономики. Для обеспечения экономического роста доля заработной платы в национальном доходе должна быть увеличена до мирового уровня – 60 %, тогда как в России она составляет 35 %.

     Становится  все более очевидной необходимость  более широкой постановки этой многогранной проблемы. Нужна концепция общенациональной программы преодоления бедности, где были бы определены системные меры решения этой сложной, многоаспектной проблемы, выделены приоритеты ее решения по этапам – безотлагательные меры в текущей период и стратегические задачи на среднесрочную и долгосрочную перспективу.

 

Список  литературы 

  1. В.Г. Зинин  Государственная политика сокращения бедности, 2003
  2. В.Д. Камаева, Е.Н. Лобачева «экономическая теория» учебник-М., Юрайт – Издат, 2005.-557с.
  3. И.А. Николаев, Е.В. Марушкина Аналитический доклад ФБК «Бедность в России: экономический анализ», 2005
  4. Лавриненко В.Н., Путилова Л.М. Исследование социально-экономических и политических процессов: Учеб. пособие. – М.: Вузовский учебник, 2004. – 184 с.

Информация о работе Проблема бедности и возможности ее разрешения