Проблема бедности и возможности ее разрешения

Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Октября 2011 в 20:04, контрольная работа

Описание работы

Исследование проблемы бедности чрезвычайно актуально для современной России. При этом данная проблема весьма сложна, многогранна, противоречива и трудноразрешима. С одной стороны, она стара как мир, ее изучали с древнейших времен, во все периоды истории человеческого общества. В то же время в каждую эпоху она имеет свои характеристики, специфические проявления, особенности.

Работа содержит 1 файл

РАБОТА.doc

— 90.00 Кб (Скачать)

Проблема  бедности и возможности  ее планомерного разрешения 

     Исследование  проблемы бедности чрезвычайно актуально  для современной России. При этом данная проблема весьма сложна, многогранна, противоречива и трудноразрешима. С одной стороны, она стара  как мир, ее изучали с древнейших времен, во все периоды истории человеческого общества. В то же время в каждую эпоху она имеет свои характеристики, специфические проявления, особенности. Оказалось, что в настоящее время, несмотря на значительный прогресс в развитии производительных сил, проблема бедности не менее остра, чем в прежние эпохи. И сегодня, по оценке ООН, она носит всеобщий, общемировой, глобальный характер. Есть страны богатые, есть бедные. В богатых странах также есть бедное население, а в бедных – богатое. Социальные противоречия на этой почве не только не ослабевают, но даже обостряются.

     В новейшее время бедность характеризуется новыми проявлениями, новыми формами. Россия, как и любая другая страна, имеет свои характеристики, масштабы и проявления бедности, специфику, обусловленную ее историей, традициями и происходящими в современный период транцформационными преобразованиями. Для России с ее обширной территорией, разными климатическими зонами, многонациональным составом населения важное значение имеет и региональный аспект проблемы бедности. Все это требует глубоких исследований, анализа, оценок происходящих процессов с учетом интенсивно растущих потребностей, ограниченности ресурсов, научно – технического прогресса как в масштабе страны в целом, так и в разрезе регионов.

     Под бедностью понимается такое экономическое положение семьи или отдельного индивида, при котором располагаемые ресурсы и средства (деньги, товары, имущество) крайне недостаточны для удовлетворения их минимальных потребностей (питание, одежда, жилье, медицина, образование и др.). Порогом (чертой) бедности называют нормативно устанавливаемый уровень денежных доходов человека, семьи (домашнего хозяйства), который обеспечивает физический прожиточный минимум.

     Нормативно-правовой базой для определения бедности является в России Федеральные законы «О прожиточном минимуме в Российской Федерации», «О государственной социальной помощи», «О порядке учета доходов и расчета среднедушевого дохода семьи и дохода одиноко проживающего гражданина для признания их малоимущими и оказания им государственной социальной помощи».

     Стоит подчеркнуть, что бедность неоднородна. Есть наиболее тяжелые ее состояния (крайняя бедность с доходами в 2 раза ниже прожиточного минимума), когда  речь идет о прямом недоедании: таких среди всех бедных в начале 2003 года было примерно 8 млн. человек или 5,5% населения. С другой стороны, есть группы, балансирующие на верхней границе бедности, с которой начинается отсчет бюджета минимума материальной обеспеченности (БММО). Последний, по принятой методике примерно в 2,5 раза выше ПМ и свидетельствует уже не о крайней, физиологической, а о социальной бедности.

     Бедность  как социальное явление свойственна  для любой экономической системы. Однако ее острота в обществе значительно  различается по отдельным странам в зависимости от темпов их экономического развития, накопленного богатства, размера производственного потенциала, уровня благосостояния народа, особенностей распределительной политики. В наиболее развитых странах мира, ориентирующихся на социальное благополучие своих граждан, имеются незначительные различия в уровнях дохода богатых и бедных, в то время как развивающиеся страны и страны с переходной экономикой имеют поляризованные общества, характеризуемые большим количеством бедных, небольшим кругом богатых и весьма незначительным средним классом.

     Российская  Федерация относится к разряду  стран, в которых дифференциация доходов и имущественные различия осуществляются по последнему способу. Размеры дифференциации доходов 10% мало- и высокообеспеченных граждан составляют, по разным оценкам,1:25-30, а имущественные различия столь велики, что никто из специалистов не рискует их определить.

     Бедность  стала устойчивой реальностью не только для безработных, беженцев, одиноких малообеспеченных людей, инвалидов, пенсионеров, но и для значительной части интеллигенции в трудоспособном возрасте, занятых на предприятиях машиностроения, легкой промышленности, в бюджетных организациях, лиц, занятых в сельском хозяйстве, пополнивших ряды малообеспеченных из-за заниженной цены рабочей силы, не обеспечивающей даже минимума средств для ее простого воспроизводства.

     Согласно официальной статистике, количество малоимущего населения, то есть тех, чьи ежемесячные доходы не достигают прожиточного минимума, в 2010 году составило 18,5 млн. человек. Что интересно, в «кризисном» 2009 году их было ровно столько же:

  • в процентном отношении доля бедных по сравнению с 2009 годом сократилась незначительно: всего на 0,1%, и в 2010 году она составила 13,1%.
  • величина прожиточного минимума за 4-й квартал 2010 года составила 5902 рубля, в том числе для трудоспособного населения прожиточный минимум составил - 6367 рублей, для пенсионеров - 4683 рубля, для детей - 5709 рублей.
  • денежные доходы на душу населения в 4-м квартале 2010 года составили 21 тыс. 917 руб. (это на 19,2% больше, чем в 3-м квартале 2010 года и на 10,7% больше, чем в 4-м квартале 2009 года).
  • среднедушевые доходы россиян в марте 2011 года стали на 6,2% больше, чем в марте 2010 года. Средняя заработная плата выросла на 9% по сравнению с мартом 2010 года.
  • в докладе Росстата отмечено, что в 2010 году наблюдалось самое низкое значение соотношения малоимущих к общей численности населения за всю историю постсоветского периода.
  • стагнация уровня бедности, отмеченная в последние четыре года, представляется даже как позитивный факт. Во всяком случае, нет таких падений как в 1990-е годы. Более того, говорится даже о прогрессе, а замирание отметки на цифре 18,5 млн. объясняется постоянным сокращением населения. Результаты переписи тут пришлись как нельзя кстати.
  • однако, согласно той же статистике, инфляция и рост цен не только аннулируют доходы россиян, но и делают их значительно меньше. Стоимость минимального набора продуктов питания только с начала 2011 года выросла уже на 8,4%. Только за март стоимость потребительской корзины выросла на 0,7% и сейчас составляет в среднем по России 28 045 рублей. В то время как размер средней зарплаты превысил отметку 22 127 рублей.
  • таким образом, реальные доходы населения России с учетом инфляции снизились на 2,9% по сравнению с январем-мартом 2010 года.

     Ученые  проанализировали, как  изменилось благосостояние граждан за 20 лет  рыночных реформ и  сообщили о результатах своих наблюдений:

  • Сравнение за определенный период. В докладах сравниваются 1990-й и 2009-й годы. Так вот, согласно выводам экономистов, 40% россиян в результате процесса реформ только потеряли: у 20% уровень доходов упал в 1,45 раза, еще у 20% - в 1,2 раза. 20% жителей России сохранили такой же уровень доходов, как и накануне распада СССР. Доходы каждого пятого выросли в 2 раза, и столько же людей разбогатели на четверть.
  • Объем потребления населения в среднем по стране вырос в 1,45 раза.
  • Эффективность реформ. Таким образом, согласно упомянутым докладам, рыночные реформы для большинства граждан РФ оказались не столь болезненными, как об этом говорят. Однако сами по себе цифры (тем более усредненные) мало о чем говорят. Необходимо сравнивать и анализировать.
  • Покупательная способность населения, согласно докладам, выросла. Но это в среднем. Львиная доля этих расходов приходится всего на несколько видов товаров: сигареты, алкоголь, автомобили и одежду. Продовольствия покупать больше не стали.
  • Снижение покупательной способности. Доля общего дохода семьи, которая приходится на покупку продуктов питания, по сравнению с 1990-м годом снизилась с 31,5% до 29,1%. Но это в среднем за 19 лет. В течение 90-х годов на подобные нужды тратилось от 50 до 55 % от дохода семьи. Кроме того, за это время так называемые расходы на домохозяйство выросли с 13,1% до 25%. Оплата ЖКХ выросла в три раза, стоимость проезда в общественном транспорте подорожала в разы.
  • Растраты на детский сад для ребенка стали составлять 27% средней зарплаты, аналогичные затраты на получение высшего образования - 65% заработной платы.
  • Разница в доходах самых богатых и самых бедных жителей России просто разительная. Соотношение доходов «верхних» 10% к «нижним» 10% населения является одним из важнейших показателей социальной стабильности общества. В СССР этот коэффициент равнялся 3-5, в ЕС – 5-7, в США – 10-12, а в современной Российской Федерации - 16,8.
  • В самом бедном регионе страны (Алтайском крае) у среднестатистической семьи по истечении месяца остается на жизнь в 45 раз меньше, чем в самом богатом (Ямало-Ненецком автономном округе). Соответственно - 1500 рублей и 67 тысяч рублей.

     На  сегодняшний день около 80% жителей РФ признаются, что вынуждены экономить и не могут себе позволить вернуться к соответствующей докризисному периоду модели потребления. Опрос, проведенный специалистами портала SuperJob.ru., показал следующую статистику:

  • каждый третий россиянин сообщил, что его семье приходится экономить на продуктах питания. Кроме того, существенно поменялся рацион питания в сторону его ухудшения. Люди частично вообще отказываются от некоторых видов продуктов, частично переходят на продукцию более низкого качества;
  • каждый четвертый респондент сообщил, что ему приходится экономить не на каком-то отдельном товаре, а «буквально на всем»;
  • для многих в разряд «лишних» перешли траты на развлечения, отдых, хобби, подарки, сотовую связь и Интернет. Некоторые вынуждены экономить на одежде, обуви, бензине, лекарствах.
  • значительно увеличилось количество граждан РФ, переставших платить за услуги ЖКХ. 3% семей стали уменьшать потребление воды и электричества.
  • и только всего лишь 17% опрошенных сказали, что в этом году не считали нужным на чем-либо экономить.
 

     Бедность является следствием многих взаимосвязанных  факторов, в том числе:

  • экономических (низкая заработная плата и высокая ее дифференциация, безработица);
  • социальных (инвалидность, старость, маргинализация, детская безнадзорность);
  • демографических (неполные семьи, семьи с высокой нагрузкой иждивенцев, молодежь и старшее поколение со слабыми позициями на рынке труда);
  • политических (разрыв сложившихся межрегиональных связей, военные конфликты, вынужденная миграция);
  • регионально-географических (депрессивные монопромышленные регионы, дотационные регионы с низким экономическим потенциалом, северные регионы, зависимые от централизованных поставок продовольствия и ресурсов).

     В России три важных экономических фактора, влияющих на бедность:

  1. Снижение среднего уровня денежных доходов населения
  2. Низкий уровень минимальных социальных гарантий
  3. Возросшее неравенство в распределении доходов

     Бедность  в России выступает в двух основных формах. Первая – традиционная, когда дети уже рождаются в бедных семьях, где у родителей, как правило, очень низкий уровень образования. Вторая, исторически относительно новая, это – бедные с высшим образованием. Это своего рода «новые русские бедные».

     Бедность  первого типа – большая социальная и демографическая опасность. Продолжительность  жизни бедных людей невысока. Два  миллиона бездомных детей не имеют  ни образования, ни медицинского обслуживания, ни крыши над головой. Иначе обстоит дело со второй категорией бедных – людьми с университетским и институтским образованием. Методических рекомендаций по ее решению не существует. В развитых странах люди с университетским дипломом редко бывают бедными. И уж, конечно, они не являют собой массового социального явления.

     У наших образованных людей не хватает  двух граней в «восьмиграннике» их знаний: они не знают правовых основ  ведения бизнеса и не владеют  основами бизнес-планирования. Без  этих знаний многим образованным людям  трудно актуализировать свой потенциал, невозможно стать бенефициарами реформ, невозможно повысить производительность собственного труда и на этой основе увеличить долю получаемого за свой труд вознаграждения. Эти грани нужны для того, чтобы возможности мелкого и среднего бизнеса, как амортизатора структурных шоков, стали востребованными образованными людьми. Необходимо создать центры такого рода образования во всех федеральных округах, которые должны тесно взаимодействовать с органами поддержки и развития мелкого бизнеса и с институтами, кредитующими малый бизнес.

     Также серьёзную проблему представляет собой  значительная межрегиональная дифференциация населения по уровню доходов. При  этом, фактор экономического развития региона (благополучный или депрессивный регион) усугубляется факторами территориального расположения (центральные или периферийныеобласти) и типа поселения (городская или сельская местность). Высокая межрегиональная дифференциация является следствием целого комплекса причин:

  • различия в стоимости жизни и объемах потребления тех или иных товаров и услуг в различных местностях;
  • социально-экономическое развитие региона;
  • состояние внутреннего рынка и регионального рынка труда;
  • развитость бизнес-среды и рыночной инфраструктуры;
  • отраслевая и экспортная ориентация региона и, соответственно, его инвестиционная привлекательность и конкурентоспособность.

     Кроме того, значимое влияние оказывают  географический и климатический  факторы, влекущие, например, повышение  производственных и транспортных издержек, особенно в отдаленных регионах, снижение производительности труда и, соответственно, снижение рентабельности ведущих отраслей. В наиболее уязвимом положении оказываются регионы, не производящие ориентированной на экспорт продукции и обделенные богатыми природными ресурсами в виде нефти, газа и прочих полезных ископаемых. 

     Социальная  политика в обеспечении  сокращения бедности

     В России разработана и утверждена Правительством Российской Федерации  и реализуется федеральная целевая  программа «Сокращение различий в социально-экономическом развитии регионов Российской Федерации 2002-2010 годы и до 2015 года». Она состоит из двух этапов:

Информация о работе Проблема бедности и возможности ее разрешения