Причины межэтнических конфликтов

Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Ноября 2011 в 18:35, реферат

Описание работы

В современных научных словарях термин конфликт (от лат. Conflictus) – это столкновение или борьба противоположных интересов, действий и взглядов общественных организаций, социально-политических и социально - экономических систем.
Межэтнический конфликт — специфическая форма проявления социального конфликта, где стороны (или одна из сторон) мобилизуются, действуют или притесняются по этническому признаку

Работа содержит 1 файл

социология.doc

— 86.50 Кб (Скачать)

   Характерно  для части бывших союзных республик, желавших конфедеративного уровня отношений (Казахстан, Татарстан). Сегодня в  отношениях Москвы и Казани прослеживаются элементы как федеративных, так и конфедеративных отношений. Сейчас подобная борьба идёт между Грузией и Абхазией.

   3. Этнотерриториальные конфликты.

   Как правило, самые трудные для урегулирования противостояния. На постсоветском пространстве зарегистрировано 180 этнотерриториальных споров.

   Этнотерриториальные конфликты – споры, ведущиеся  от имени этнических общностей, относительно их прав проживать на той или иной территории, владеть или управлять  ею. Любое притязание на территорию, если оно отрицается другой стороной, - уже конфликт.

   Такие споры далеко не всегда захватывают  большие группы населения. Кроме  того, не всякий спор из-за территории является этнотерриториальным конфликтом (условие - этническая мобилизация населения).  

   4. Межгрупповые конфликты (межобщинные).

   Социальная  нестабильность, экономическая депривация, политические противоречия внутри республик  и между республиками и Центром  стимулируют такие конфликты, напряжение существует в отношениях между чеченцами  и казаками, ингушами и осетинами, кабардинцами и балкарцами, в Молодежных группах в Якутии, Тыве, нынешние русско-эстонский, русско-латышский конфликты. Массовые межгрупповые насильственные столкновения имели место в Азербайджане, Армении, Кыргызстане, Узбекистане.

   Данная  классификация приобретает всё  большее распространение. Однако однозначно классифицировать конфликты не всегда удается, поскольку в одном конфликте  может сочетаться множество факторов. Поэтому исследователи говорят  о «кластерах» конфликтов.

 

   3. ФОРМЫ МЕЖЭТНИЧЕСКИХ КОНФЛИКТОВ

   Самый простой способ определение формы  этнического конфликта – отнесение  его к вооруженным или невооруженным.

   Вооруженные конфликты (насильственные):

  • региональные войны – вооруженные столкновения с участием регулярных войск и использованием тяжелого вооружения. Карабахский, Абхазский, Таджикский, Южноосетинский, Приднестровский, чеченский конфликты;
  • краткосрочные вооруженные столкновения – продолжаются несколько дней и сопровождающиеся жертвами. Столкновения в Фергане, Оше, Осетино-Ингушское, - всего около 20. Такие столкновения часто называют «конфликтами-бунтами», «конфликтами-погромами», «конфликтами неуправляемых эмоций».

   Невооруженные конфликты (более 100 на постсоветском пространстве):

  • институциональные – в противоречие приходят нормы конституций, законодательства, реализующие идеологемы конфликтующих сторон. Такая форма конфликта не всегда сопровождается межобщинными конфликтами. Пример – Татарстан середины 90-х. Основные субъекты: властные структуры, партии, организаторы общественных движений;
  • манифестирующие – митинги, демонстрации, голодовки, акции гражданского неповиновения. Основные субъекты: массы людей;
  • идеологические – конфликт идей. Основные субъекты: представители политической, научной, художественно-творческой элиты.

 

   4. ПРОФИЛАКТИКА И УРЕГУЛИРОВАНИЕ МЕЖЭТНИЧЕСКИХ КОНФЛИКТОВ

   Возможности и способы урегулирования конфликтов зависят от множества факторов: насколько  широко они разрастаются, какую (качественно) территорию занимают, население какого типа вовлечено в конфликт, интенсивность и время развития конфликта, какого типа субъекты вовлечены в конфликт.

   Деконсолидация  сил, участвующих в конфликте. Отсечь наиболее радикальные элементы или группы и поддержать силы, более склонные к компромиссам. Важно исключить любые факторы, способные консолидировать конфликтующую сторону (угроза применения силы, например).

   Применение  широкого спектра санкций – от символических до военных. Следует  учитывать, что санкции могут  работать на экстремистские силы, усиление и ожесточение конфликта. Вооруженное вмешательство допустимо только в одном случае: если в ходе конфликта, принявшего форму вооруженных столкновений, имеют место массовые нарушения прав человека.

   Перерыв конфликта. В результате меняется эмоциональный фон конфликта, снижается накал страстей, ослабевает консолидация сил в обществе.

   Прагматизация переговорного процесса. Разделение глобальной цели на ряд последовательных задач, которые решаются совместно  от простых к сложным.

   Предупреждение  конфликтов – сумма усилий, направленная на не допускание событий, приводящих к конфликтам.

 

   ЗАКЛЮЧЕНИЕ

   Итак, конфликт это “вещь” достаточно сложная, которая не так просто “решается”, так что следует обратить внимание политической элиты на центры по исследованию разноуровневых конфликтов, особенно надо научиться взаимодействовать с ними, увеличить их финансирование.

   Необходим комплекс экономичеких и социальных мер с целью устранения социально-экономического неравенства по этническому признаку, устранение дискриминации в доступе  к ресурсам  и предпринемательской деятельности.

   Проведение  работы по анализу существующей ситуации, прогнозирование возможных конфликтов, примерное выявление косвенных  и прямых участников. Названная работа должна проводиться не только центром, но и регионами. 

   Конечно же, приоритет по предотвращению конфликтов принадлежит центральным органам  власти, но следует также ставить  определенные задачи перед органами местного самоуправления и местными культурно-национальными объединениями, временными соглашательскими комиссиям из представителей церкви, советов старейшин, женских организаций и т.д.

   Стоит отметить законодательство РФ, которое  довольно слабо в этом плане, необходимо выработать определенный ряд законов, которые бы закрепляли права различных  этнос, например, как использовании родного языка и т.д. Создать с помощью законодательства определенную сферу, где каждый из этносов мог бы не просто развивать свою культуру, но и показывать её прелести другим народам. Воспитание патриотизма, толерантности, должно происходить с малых лет, начиная с детского сада и заканчивая ВУЗом.

   Может быть тогда мы добьемся определенных сдвигов в этнополитики и это  нам не будет мешать развиваться  в социально-экономическое плане, а только будет помогать.

   СПИСОК  ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

  1. Авксентьев  В. А. Этнические конфликты: история  и типология//Социологические исследования 1996. №12. С. 43-50
  2. Арутюнян Ю. В., Дробижева Л. М., Сусополов А. А. Этносоциология. – М.: Аспект пресс. 1999. – С. 271
  3. Безвебный А. А., Безвербный А. С. Этнос и межэтнические отношения. – Ростов н/Д.: Изд. Рост. Универ. 2000.
  4. ВикипедиЯ//Свободная энциклопея. www.wikipedia.org
  5. Коркмазов А. Ю. Природа и типология межэтнических конфликтов//Сборник научных трудов СевКавГТУ. Серия “Гуманитарные науки” 2005. № 1.

Информация о работе Причины межэтнических конфликтов