Причины и факторы риска социального сиротства в России

Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Января 2012 в 12:53, курсовая работа

Описание работы

Содержание и сущность понятия «социальное сиротство». Рассмотрение сиротства, как социальной проблемы: исторический аспект и современное состояние. Причины и факторы риска социального сиротства и характеристика их. Распространение явления социального сиротства в нашей стране. Пути решения профилактики данной проблемы.

Содержание

Введение 3
§1.История социального сиротства в России 6
§2.Сиротство - как социальное явление 10
§3.Характеристика причин и факторов риска социального сиротства 14
Заключение 18
Литература 20
Приложение 21

Работа содержит 1 файл

курсовая работа Мандрик Ольги 12.01.2011год.docx

— 47.70 Кб (Скачать)

 

     §3 Характеристика причин и факторов риска социального сиротства

     Актуальным  с позиции профилактики является вопрос изучения причин и факторов риска сиротства. В числе непосредственных причин социального сиротства следующие:добровольный отказ родителей (чаще матери) от своего несовершеннолетнего ребенка, чаще всего это отказ от новорожденного в родильном доме. С юридической точки зрения отказ от ребенка - правовой акт, который официально подтверждается специальным юридическим документом. В течение 3-х месяцев родители (мать) могут изменить свое решение, и ребенок может быть возвращен в семью;принудительное изъятие ребенка из семьи, когда в целях защиты прав, жизни и интересов ребенка родителей лишают родительских прав. В основном это происходит с неблагополучными семьями, в которых родители страдают алкоголизмом, наркоманией, ведут асоциальный образ жизни, недееспособны и так далее. Лишение родителей родительских прав - это также правовой акт, который осуществляется по решению суда и оформляется специальным юридическим документом [5,с.386].

     К факторам риска, провоцирующим социальное сиротство, можно отнести следующие:

     1) социально-экономические: безработица,  невозможность получения жилья,  снижение заработной платы, снижение  общего материального уровня  жизни, постоянный рост цен,  невозможность организовать оздоровительные  мероприятия и отдых детей,  обнищание семьи, недостаточная  экономическая поддержка молодой  семьи;

     2) кризис семьи: распад семьи,  рост числа внебрачных детей,  раннее материнство, рост семейного  алкоголизма, наркомании, токсикомании  среди родителей, рост правонарушений (родители отбывают наказание  в тюрьмах, изоляторах, колониях  и так далее, а дети находятся  в детских домах);

     3) педагогическая несостоятельность  семьи: утрата традиций, отсутствие  связи поколений, безнадзорность  детей, снижение ценности семьи  в обществе, снижение воспитательного  потенциала системы образования,  снижение ответственности родителей  за воспитание детей, нарушение  прав детей, жестокое отношение  к ребенку;

     4) снижение воспитательного потенциала  системы образования: перекос  в сторону обучения, снижение  числа детских общественных организаций,  сужение сферы внешкольной деятельности, переориентация системы дополнительного  образования на образовательные услуги [1,с.89];

     5) неэффективная государственная  политика в области разработки  четких правовых норм, регулирующих  ответственность родителей за  воспитание своих детей [1, с.80];

     6) исчезновение системы воспитательной  работы с детьми, подростками  и родителями по месту жительства;

     7) развитие детской и молодежной  субкультуры, не учитывающей традиционных  норм духовности и нравственности;

     8) рост влияния СМИ массовой  культуры на субкультуру молодого  поколения. Как следствие - разрыв  поколений, пропаганда через средства  массовой информации новых форм  и ценностей поведения детей  и молодежи;

     9) недостаточное развитие службы  помощи детям, в том числе защиты их прав [4, с.75].

     10) отсутствие положительного опыта семейной жизни, у детей-сирот, воспитывающихся в государственных учреждениях, воспитательные системы которых далеки от совершенства, часто повторяют судьбу своих родителей, как и они впоследствии лишаясь родительских прав, тем самым расширяя поле социального сиротства.

     Из  вышеперечисленных условий, порождающих  социальное сиротство, одним из основополагающих является кризис современной семьи. Кризис современной семьи негативно  отразился на состоянии детства  в стране, приведя к росту социального сиротства и увеличению числа таких специфических учреждений, как детские дома и школы-интернаты. Впервые проблемой стало их переуплотнение [1,с.110]. Семья является для ребенка группой соотнесения, он идентифицируется с нею, создает и сохраняет принятые в ней взгляды, установки, обычаи, образцы поведения и общения. Случаи ухода детей из-под влияния семьи вызваны, как правило, слабыми межличностными связями между родителями и ребенком, сильным противодействием внешнего окружения влиянию отца и матери. К сожалению, дети-сироты, не имеющие положительного опыта семейной жизни, воспитывающиеся в государственных учреждениях, впоследствии очень часто сами оставляют своих новорожденных детей на попечение государственных структур [1, с.65]. Важную роль играют акселерационные процессы и изменение образа жизни современной молодежи, «сексуальная революция», снижение возраста начала половой жизни, которые происходят на фоне более терпимого отношения общества к добрачным половым связям и их последствиям, приводящим к возрастанию из года в год числа подростковых беременностей, а, следовательно, возрастает количество социальных сирот. Проблема отказа матери от своего новорожденного ребенка - распространенное социальное явление. Роль социальных факторов в формировании искажений материнского поведения столь велика и очевидна, что многие исследователи непосредственно сводят именно к ним всю спорную проблему причинности социального сиротства.  Беличева С.А. выделяет две группы мотивов, по причине которых женщины отказываются от новорожденных детей. Одна из них, более многочисленная, - это трудная жизненная ситуация (отсутствие денег, жилья, неприятие родителей, категорический отказ мужа от ребенка). Другая группа с явными психологическими дефектами, нуждается в психологической и психиатрической помощи. Следует, однако, отметить, что граница между этими двумя группами не четкая. Можно выделить также женщин, родивших детей с врожденными дефектами, что часто является следствием нежелания иметь ребенка во время беременности.Многие из матерей, бросающих своих детей, как бы повторяют наработанный стереотип поведения, так как многие из них на себе испытали последствия заброшенности при живых родителях.

     Следует сказать, что некоторые причины  социального сиротства исходят  из не состоятельности семьи, поэтому  основной причиной и является то, что  родители не могут воспитывать своих  детей. Из-за этого их лишают родительских прав, и ребёнок становится сиротой. К сожалению, в нашей стране очень  много таких случаев, и государство  старается с этим бороться, но результат  не сильно повышается. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

В заключении можно сделать следующие выводы: Социальное сиротство является одной из ключевых проблем современного общества; в настоящее время в теоретических исследованиях широко используются два понятия «сирота» и «социальная сирота»; кроме социального сиротства можно выделить еще одно явление - скрытое социальное сиротство - это полные семьи, где воспитанием детей никто не занимается, в результате чего такие дети, вырастая, попадают в асоциальную категорию; социальное сиротство, имеет в современной России тенденцию к росту, что связано на наш взгляд не только с экономическим, социальным и духовным кризисом в обществе, но и с отсутствием необходимых реформ: дети-сироты, социальные сироты и скрытые социальные сироты относятся к группе риска, для их успешной социализации важно обучить и воспитать каждого ребенка как личность, но данная проблема обостряется на столько быстро, что уже в самом ближайшем будущем ее игнорирование может сказаться на социальной безопасности страны; поэтому важно изменить отношение к сиротству самого общества; Исследования сиротства и социального сиротства является весьма перспективной темой. Это связано с кризисным положением нашего общества, наличием системного и духовного кризиса, в котором находится современное российское общество. Сиротство наносит огромный вред государству, задерживая его развитие. Поэтому мы и стремились исследовать причины появления и пути преодоления данного феномена. Если основываться на данные аналитики, то к 2015 году изменение соотношения молодежи рабочего возраста и пенсионеров, а также высокий уровень детской смертности приведут к демографическому кризису в России.  Данный факт свидетельствует о том, что проблема действительно существует иее необходимо решать в ближайшее время только при всеобщей поддержке государства и общественности в целом.В заключении необходимо еще раз сказать о значимости исследования для профилактики сиротства. Так как знание причин и факторов риска сиротства позволяет нам разработать пути решения профилактики данной проблемы. А так же предупредить отказ родителей от своих детей, и социальную реабилитацию, которая так же может предотвратить социальное сиротство (если родители наркоманы, алкоголики). 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

 

           СПИСОК  ЛИТЕРАТУРЫ 

  1. Василькова  Ю.В., Василькова Т.А. Социальная педагогика. М, ИНФРА-1999
  2. Закон Красноярского края от 2 ноября 2000г. № 12-961 «О защите прав ребенка» (с изменениями от 26 июня 2001г., 2 октября 2003г.  
  3. Закон Красноярского края 27.03.2000 № 10-676 О Краевой Целевой программе «дети-сироты» на 2000-2001годы. Губернатор Красноярского края А.И. Лебедь.
  4. Павленок П.Д.. – М: ИНФРА – М, Основы социальной работы,2000
  5. Российский Энциклопедический Социальный словарь. ВЛАДОС -  Т. – М., 1997
  6. Рыбинский Е.М., С каким детством мы вступили в 21 век // Добро без границ: Сб. – Сыктывкар, 2002.
  7. Фирсов М.В. История социальной работы в России. Учебное пособие для студентов учебных заведений – М.: Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС; 2001.- 256с.
  8. Федеральный закон от 21.12.1996 № 159 – ФЗ «о дополнительных гарантиях по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей»
  9. Холостова Е.И. Социальная работа: теория и практика.М.: ИНФРА – М,2002
 
 

 

                  Приложение  А

Таблица 1

Статистика  на конец 2007 года по Красноярскому краю. Тенденция роста  социальных сирот

Всего 18 тыс. Сирот проживает в Красноярском крае

Родители  живы, но лишены родительских прав 77%
Родители  умерли (в результате алкоголизма  и наркомании) 5%
Склонны к бродяжничеству 6%
Имеют отклонения в психическом развитии 45%
Дети  «подкидыши» 3%
Родители  отказываются от ребёнка в роддоме 60%
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

                  Приложение  Б

Таблица 2

Количество  дел о лишении  родительских прав родителей  в 2005 – 2007г

  2005 2006 2007
Удовлетворение  исков о лишении родительских прав 49,6 тыс 50,8 тыс 56,1 тыс
Число детей, отобранных у родителей, лишённых родительских прав 11,64тыс   65,2 тыс
Родители, которые ограничены в родительских правах 3,6 тыс 3,5 тыс 4,3 тыс
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

 

              Приложение В

Таблица 3 
 

1990 год 2000 год
164 тыс. детей 195 тыс.детей
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

 

                  Приложение  Г

Учтённое  количество детей-сирот, оставшихся без попечения  родителей

Годы Тыс. человек
1993 460,4
1994 496,3
1995 553,1
1996 572,4
1997 596,8
1998 655,6
1999 662,6
2000 776,4

Информация о работе Причины и факторы риска социального сиротства в России