Поэтому успешная деятельность по предупреждению
конфликта может вестись только
в границах, устанавливаемых: психологическими,
нравственными и правовыми требованиями
к регулированию человеческих взаимоотношений.
Такая деятельность становится целесообразной
только в том случае, если возникла реальная
опасность перерастания личных или групповых
взаимоотношений в разрушительные, деструктивные
формы, такие, например, как разрыв личных
взаимоотношений, распад семьи, развал
трудовой группы, межклассовые, межэтнические
или межгосударственные столкновения.
1.2.Способы и
приемы предупреждения конфликтов
Технология предупреждения
конфликтов представляет собой совокупность
знаний о способах, средствах, приемах
воздействия на предконфликтную ситуацию,
а также последовательность действий
оппонентов и третьих лиц, в результате
которых разрешается возникшее противоречие.
Воздействие на проблемную
ситуацию можно осуществлять по двум
направлениям:
- влияние на свое поведение
- воздействие на психику и поведение оппонента.
Рассмотрим способы и
приемы, которые позволяют влиять
на свое поведение при необходимости
предупреждения предконфликтной ситуации:
- умение определить, что общение стало предконфликтным, и «вернуться» из предконфликтной ситуации к обычному взаимодействию с тем человеком, с которым возможен конфликт, т.е. уйти от конфликта;
- умение понимать партнера по общению и не идти на конфликт, если нет уверенности в том, что партнер правильно все ваши мотивы;
- проявление терпимости к инакомыслию;
- забота о снижении своей устойчивой тревожности, напряженности и агрессивности;
- управление своим текущим психическим состоянием, избегание предконфликтных ситуаций при переутомлении или перевозбуждении;
- внутренняя готовность к предупреждению конфликтных ситуаций путем сотрудничества, компромисса, избегания или уступки;
- общение с людьми, проявляя искреннюю заинтересованность в партнере по общению;
- сохранение конструктивных способов взаимодействия с людьми вопреки воздействию конфликтогенных факторов, т.е. обладание высокой конфликтоустойчивостью.
Способы и приемы воздействия
на поведение и психику оппонента:
- необходимо учитывать, что способности разных людей к различным видам деятельности неодинаковы, поэтому нельзя требовать от окружающих невыполнимого;
- не нужно стремиться быстро и радикально, путем прямых воздействий перевоспитать человека;
- в процессе общения важно оценивать актуальное психическое состояние партнера и избегать обсуждения острых проблем, если повышена вероятность агрессивной реакции с его стороны;
- оценке психического состояния оппонента способствует знание способов невербальной передачи информации с помощью мимики, жестов, поз, движений;
- эффективный способ предупреждения конфликтов — своевременная информация, поэтому нельзя скрывать какую-либо информацию от партнера по общению, особенно, если эта информация очень важна;
- по отношению к защите своих интересов рекомендуют занимать достаточно твердую позицию и отстаивать их упорно, а по отношению к самому оппоненту, его личности разумно занимать по возможности мягкую позицию;
- в процессе обсуждения проблемы важно умение слушать партнера по общению, не перебивать его и дать ему выговориться;
- желательно как можно заранее информировать людей о своих решениях, затрагивающих интересы партнера;
- для предупреждения конфликтов важно не расширять сферу противодействия с оппонентом, не увеличивать число обсуждаемых проблем, не критиковать личностные качества партнера по общению;
- по возможности необходимо установить неформальный, личностный контакт с партнером по общению;
- в процессе взаимодействия желательно избегать крайних, жестких, категоричных по форме оценок любых аспектов обсуждаемых проблем, тем более позиции и личности партнера;
Наиболее результативной
формой предупреждения конфликта является
устранение его причин. Эта деятельность
проявляется на разных уровнях.
Если рассматривать психологический,
индивидуальный уровень, то можно сказать,
что здесь устранение причин конфликта
связано с влиянием на мотивацию
участников. Деятельность должна быть
направлена на выдвижение контрмотивов,
которые могли бы предотвратить первоначальные
агрессивные намерения конфликтующего
участника.
На общесоциальном уровне
речь идет уже о выявлении и устранении
крупных экономических, социальных и политических
факторов, которые дезорганизуют общественную
и государственную жизнь.
К эффективным способам предупреждения
конфликта относят еще такой
способ, как поддержание сотрудничества.
Поддержание и укрепление
сотрудничества является центральной
проблемой всей тактики предупреждения
конфликта. Решение этой проблемы носит
комплексный характер и включает в себя
методы социально-психологического, организационно
- управленческого и морально-этического
характера.
Важнейшие из социально-психологических
методов, ориентированных на корректировку
мыслей, чувств и настроений людей,
следующие:
- Метод согласия. Он предполагает проведение таких мероприятий, которые нацелены на вовлечение возможных конфликтантов в общее дело, в ходе осуществления которого у возможных противников появляется более или менее широкое поле общих интересов, они лучше узнают друг друга, привыкают сотрудничать, совместно разрешать возникающие проблемы.
- Метод доброжелательности, или эмпатии, развития способности к сопереживанию и сочувствию другим людям, к пониманию внутренних состояний людей. Этот метод выражается в необходимом сочувствии партнеру, готовности оказать ему помощь. Данный метод предполагает исключения из взаимоотношений оппонентов немотивированной враждебности, агрессивности, невежливости. Использование метода доброжелательности особенно важно в кризисных ситуациях, когда выражение сострадания и сочувствия приобретает особо важное значение.
- Метод сохранения репутации партнера, уважения к его достоинству. При возникновении любых разногласий, которые могут привести к конфликту, важнейшим методом предупреждения негативного развития событий является признание достоинства партнера, выражение соответствующего уважения к его личности. Признание достоинства и авторитета оппонента стимулирует соответственное отношение оппонента к нашему достоинству и авторитету. Этот метод может использоваться не только в целях предупреждения конфликта, но и при любых других формах межличностного общения.
- Еще одним методом профилактики конфликта является метод взаимного дополнения. Этот метод предполагает опору на такие способности партнера, какими не располагаем мы сами. Особенно важным является при формировании рабочих групп. Учет и умелое использование не только способностей, но и недостатков людей, которые тесно связаны друг с другом, помогают укрепить взаимное доверие и уважение людей, их сотрудничество, а следовательно, помогают избежать конфликтов.
- Метод недопущения дискриминации людей требует исключения подчеркивания превосходства одного партнера над другим, а еще лучше — и каких бы то ни было различий между ними. С этой целью в практике управления, особенно в японских фирмах, часто используются элементы уравнительного материального поощрения всех работающих в фирме. Многие критикуют уравнительный метод распределения как несправедливый, уступающий методу индивидуального вознаграждения. Но с точки зрения профилактики конфликтов уравнительный метод распределения имеет очевидные преимущества: позволяет избежать проявления таких негативных эмоций, как чувство зависти, обиды, способных спровоцировать конфликт.
- Методом психологического поглаживания предполагает, что настроения людей, их чувства поддаются регулированию, нуждаются в определенной поддержке. С этой целью проводят юбилеи, презентации, различные формы проведения членами трудовых коллективов совместного отдыха. Эти и другие мероприятия снимают психологическое напряжение между оппонентами, способствуют эмоциональной разрядке, вызывают позитивные чувства взаимной симпатии и в итоге создают нравственно-психологическую атмосферу в организации, которая затрудняет возникновение конфликтов.
Эффективным способом предупреждения
конфликтов является институциализация
отношений. Институциализация отношений
предполагает создание постоянных или
временных форм отношений, в которых происходит
взаимодействие сторон – таких форм, которые
не ведут к конфликту, а приемлемы для
общества и помогают решению спорного
вопроса. Здесь большую роль играют юридические,
правоохранительные органы. Когда такие
правовые и социальные институты существуют
и действуют еще до возникновения конфликта,
то они могут сыграть очень позитивную
роль. Создание таких организаций возможно
и в условиях уже имеющегося конфликта.
Большое значение при регулировании
конфликтов имеют нравственные нормы поведения людей.
Это очевидно, так как, любой конфликт
в большей или меньшей мере затрагивает
нравственные представления: о добре и
зле, правильном и неправильном поведении,
чести и достоинстве, справедливости и
порядочности, вознаграждении и наказании
и т.д. Следственно, здесь действуют нравственные
нормы, в соответствии с которыми уже сам
конфликт и участники конфликта получают
нравственные оценки. Однако имеется трудность,
которая состоит в том, что эти оценки
неоднозначны, а иногда даже противоположны.
Важное значение для нормативной
характеристики конфликтов имеют нормы
права. В отличие от нравственных и религиозных
правил, правовые нормы однозначны, они
закреплены в законах и других актах и
санкционированы государством.
Таким образом, в конце первой главы можно
сделать следующие выводы:
- предупреждение конфликтов – создание объективных, организационно-управленческих и социально-психологических условий, препятствующих возникновению предконфликтных ситуаций, устранение личностных причин конфликтов;
- прогнозирование возникновения конфликтов является главной предпосылкой эффективной деятельности по их предупреждению. Прогнозирование и профилактика конфликтов выступают направлениями управленческой деятельности по регулированию социальных противоречий;
- для предупреждения конфликтов необходимо знать не только разные приемы и способы предупреждения конфликтов, но и необходимо чувствовать, когда именно нужно применять эти приемы, в какой ситуации, с кем и при каких обстоятельствах. От умения правильно сориентироваться и применить нужный прием зависит атмосфера общения с людьми. Это умение является основным условием бесконфликтного взаимодействия.