Предупреждение конфликтов

Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Февраля 2013 в 19:58, доклад

Описание работы

Для понятия сути конфликта необходимо выделить два его основных признака.
1. Конфликт всегда возникает на основе противоположно направленных мотивов или суждений. Эти мотивы и суждения являются необходимым условием возникновения конфликта.
2. Конфликт — это всегда противоборство субъектов социального взаимодействия, характеризующееся нанесением взаимного ущерба (морального, материального, физического, психологического и т. п.).

Работа содержит 1 файл

предупреждение конфликтов.docx

— 41.52 Кб (Скачать)

Поэтому успешная деятельность по предупреждению конфликта может вестись только в границах, устанавливаемых: психологическими, нравственными и правовыми требованиями к регулированию человеческих взаимоотношений. Такая деятельность становится целесообразной только в том случае, если возникла реальная опасность перерастания личных или групповых взаимоотношений в разрушительные, деструктивные формы, такие, например, как разрыв личных взаимоотношений, распад семьи, развал трудовой группы, межклассовые, межэтнические или межгосударственные столкновения.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1.2.Способы и  приемы предупреждения конфликтов

Технология предупреждения конфликтов представляет собой совокупность знаний о способах, средствах, приемах воздействия на предконфликтную ситуацию, а также последовательность действий оппонентов и третьих лиц, в результате которых разрешается возникшее противоречие.

Воздействие на проблемную ситуацию можно осуществлять по двум направлениям:

  • влияние на свое поведение
  • воздействие на психику и поведение оппонента.

Рассмотрим способы и  приемы, которые позволяют влиять на свое поведение при необходимости  предупреждения предконфликтной ситуации:

  • умение определить, что общение стало предконфликтным, и «вернуться» из предконфликтной ситуации к обычному взаимодействию с тем человеком, с которым возможен конфликт, т.е. уйти от конфликта;
  • умение понимать партнера по общению и не идти на конфликт, если нет уверенности в том, что партнер правильно все ваши мотивы;
  • проявление терпимости к инакомыслию;
  • забота о снижении своей устойчивой тревожности, напряженности и агрессивности;
  • управление своим текущим психическим состоянием, избегание предконфликтных ситуаций при переутомлении или перевозбуждении;
  • внутренняя готовность к предупреждению конфликтных ситуаций путем сотрудничества, компромисса, избегания или уступки;
  • общение с людьми, проявляя искреннюю заинтересованность в партнере по общению;
  • сохранение конструктивных способов взаимодействия с людьми вопреки воздействию конфликтогенных факторов, т.е. обладание высокой конфликтоустойчивостью.

 

Способы и приемы воздействия  на поведение и психику оппонента:

  • необходимо учитывать, что способности разных людей к различным видам деятельности неодинаковы, поэтому нельзя требовать от окружающих невыполнимого;
  • не нужно стремиться быстро и радикально, путем прямых воздействий перевоспитать человека;
  • в процессе общения важно оценивать актуальное психическое состояние партнера и избегать обсуждения острых проблем, если повышена вероятность агрессивной реакции с его стороны;
  • оценке психического состояния оппонента способствует знание способов невербальной передачи информации с помощью мимики, жестов, поз, движений;
  • эффективный способ предупреждения конфликтов — своевременная информация, поэтому нельзя скрывать какую-либо информацию от партнера по общению, особенно, если эта информация очень важна;
  • по отношению к защите своих интересов рекомендуют занимать достаточно твердую позицию и отстаивать их упорно, а по отношению к самому оппоненту, его личности разумно занимать по возможности мягкую позицию;
  • в процессе обсуждения проблемы важно умение слушать партнера по общению, не перебивать его и дать ему выговориться;
  • желательно как можно заранее информировать людей о своих решениях, затрагивающих интересы партнера;
  • для предупреждения конфликтов важно не расширять сферу противодействия с оппонентом, не увеличивать число обсуждаемых проблем, не критиковать личностные качества партнера по общению;
  • по возможности необходимо установить неформальный, личностный контакт с партнером по общению;
  • в процессе взаимодействия желательно избегать крайних, жестких, категоричных по форме оценок любых аспектов обсуждаемых проблем, тем более позиции и личности партнера;

Наиболее результативной формой предупреждения конфликта является устранение его причин. Эта деятельность проявляется на разных уровнях.

Если рассматривать психологический, индивидуальный уровень, то можно сказать, что здесь устранение причин конфликта  связано с влиянием на мотивацию  участников. Деятельность должна быть направлена на выдвижение контрмотивов, которые могли бы предотвратить первоначальные агрессивные намерения конфликтующего участника.

На общесоциальном уровне речь идет уже о выявлении и устранении крупных экономических, социальных и политических факторов, которые дезорганизуют общественную и государственную жизнь.

К эффективным способам предупреждения конфликта относят еще такой  способ, как поддержание сотрудничества.

 Поддержание и укрепление сотрудничества является центральной проблемой всей тактики предупреждения конфликта. Решение этой проблемы носит комплексный характер и включает в себя методы социально-психологического, организационно - управленческого и морально-этического характера.

Важнейшие из социально-психологических  методов, ориентированных на корректировку  мыслей, чувств и настроений людей, следующие:

  • Метод согласия. Он предполагает проведение таких мероприятий, которые нацелены на вовлечение возможных конфликтантов в общее дело, в ходе осуществления которого у возможных противников появляется более или менее широкое поле общих интересов, они лучше узнают друг друга, привыкают сотрудничать, совместно разрешать возникающие проблемы.
  • Метод доброжелательности, или эмпатии, развития способности к сопереживанию и сочувствию другим людям, к пониманию внутренних состояний людей. Этот метод выражается в необходимом сочувствии партнеру, готовности оказать ему помощь. Данный метод предполагает исключения из взаимоотношений оппонентов немотивированной враждебности, агрессивности, невежливости. Использование метода доброжелательности особенно важно в кризисных ситуациях, когда выражение сострадания и сочувствия приобретает особо важное значение.
  • Метод сохранения репутации партнера, уважения к его достоинству. При возникновении любых разногласий, которые могут привести к  конфликту, важнейшим методом предупреждения негативного развития событий является признание достоинства партнера, выражение соответствующего уважения к его личности. Признание достоинства и авторитета оппонента стимулирует соответственное отношение оппонента к нашему достоинству и авторитету. Этот метод может использоваться не только в целях предупреждения конфликта, но и при любых других формах межличностного общения.
  • Еще одним методом профилактики конфликта является метод взаимного дополнения. Этот метод предполагает опору на такие способности партнера, какими не располагаем мы сами. Особенно важным является при формировании рабочих групп. Учет и умелое использование не только способностей, но и недостатков людей, которые тесно связаны друг с другом, помогают укрепить взаимное доверие и уважение людей, их сотрудничество, а следовательно, помогают избежать конфликтов.
  • Метод недопущения дискриминации людей требует исключения подчеркивания превосходства одного партнера над другим, а еще лучше — и каких бы то ни было различий между ними. С этой целью в практике управления, особенно в японских фирмах, часто используются элементы уравнительного материального поощрения всех работающих в фирме. Многие критикуют уравнительный метод распределения как несправедливый, уступающий методу индивидуального вознаграждения. Но с точки зрения профилактики конфликтов уравнительный метод распределения имеет очевидные преимущества: позволяет избежать проявления таких негативных эмоций, как чувство зависти, обиды, способных спровоцировать конфликт.
  • Методом психологического поглаживания предполагает, что настроения людей, их чувства поддаются регулированию, нуждаются в определенной поддержке. С этой целью проводят юбилеи, презентации, различные формы проведения членами трудовых коллективов совместного отдыха. Эти и другие мероприятия снимают психологическое напряжение между оппонентами, способствуют эмоциональной разрядке, вызывают позитивные чувства взаимной симпатии и в итоге создают нравственно-психологическую атмосферу в организации, которая затрудняет возникновение конфликтов.

Эффективным способом предупреждения конфликтов является институциализация  отношений. Институциализация отношений предполагает создание постоянных или временных форм отношений, в которых происходит взаимодействие сторон – таких форм, которые не ведут к конфликту, а приемлемы для общества и помогают решению спорного вопроса. Здесь большую роль играют юридические, правоохранительные органы. Когда такие правовые и социальные институты существуют и действуют еще до возникновения конфликта, то они могут сыграть очень позитивную роль. Создание таких организаций возможно и в условиях уже имеющегося конфликта.

Большое значение при регулировании конфликтов имеют нравственные нормы поведения людей. Это очевидно, так как, любой конфликт в большей или меньшей мере затрагивает нравственные представления: о добре и зле, правильном и неправильном поведении, чести и достоинстве, справедливости и порядочности, вознаграждении и наказании и т.д. Следственно, здесь действуют нравственные нормы, в соответствии с которыми уже сам конфликт и участники конфликта получают нравственные оценки. Однако имеется трудность, которая состоит в том, что эти оценки неоднозначны, а иногда даже противоположны.

Важное значение для нормативной  характеристики конфликтов имеют нормы права. В отличие от нравственных и религиозных правил, правовые нормы однозначны, они закреплены в законах и других актах и санкционированы государством.

Таким образом, в конце первой главы можно сделать следующие выводы:

  • предупреждение конфликтов – создание объективных, организационно-управленческих и социально-психологических условий, препятствующих возникновению предконфликтных ситуаций, устранение личностных причин конфликтов;
  • прогнозирование возникновения конфликтов является главной предпосылкой эффективной деятельности по их предупреждению. Прогнозирование и профилактика конфликтов выступают направлениями управленческой деятельности по регулированию социальных противоречий;
  • для предупреждения конфликтов необходимо знать не только разные приемы и способы предупреждения конфликтов, но и необходимо чувствовать, когда именно нужно применять эти приемы, в какой ситуации, с кем и при каких обстоятельствах. От умения правильно сориентироваться и применить нужный прием зависит атмосфера общения с людьми. Это умение является основным условием бесконфликтного взаимодействия.

 

 

 

 

 


Информация о работе Предупреждение конфликтов