Предупреждение конфликтов

Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Февраля 2013 в 19:58, доклад

Описание работы

Для понятия сути конфликта необходимо выделить два его основных признака.
1. Конфликт всегда возникает на основе противоположно направленных мотивов или суждений. Эти мотивы и суждения являются необходимым условием возникновения конфликта.
2. Конфликт — это всегда противоборство субъектов социального взаимодействия, характеризующееся нанесением взаимного ущерба (морального, материального, физического, психологического и т. п.).

Работа содержит 1 файл

предупреждение конфликтов.docx

— 41.52 Кб (Скачать)

Предупреждение конфликтов

1.1.Прогнозирование  и профилактика конфликтов

 

Конфликт — это отношение между субъектами социального взаимодействия, характеризующееся их противоборством на основе противоположно направленных мотивов (потребностей, интересов, целей, убеждений) или суждений (мнений, взглядов, оценок и т. п.).

Для понятия сути конфликта необходимо выделить два  его основных признака.

1. Конфликт всегда возникает  на основе противоположно направленных  мотивов или суждений. Эти мотивы и суждения являются необходимым условием возникновения конфликта.

2. Конфликт — это всегда  противоборство субъектов социального взаимодействия, характеризующееся нанесением взаимного ущерба (морального, материального, физического, психологического и т. п.).

Чаще всего конфликты  ассоциируются с негативными  эмоциями и такими состояниями людей, как напряжение, беспокойство, зависть, ревность, враждебность, обида, боль, стресс, апатия, гнев и т.д.

Следовательно,  чем раньше обнаружена та или иная конфликтная ситуация, тем меньше усилий придется приложить для того, чтобы конструктивно разрешить возникшую проблему. Главную роль здесь играет управление конфликтами. Оно предполагает не только регулирование уже возникшего противоборства, но и создание условий для его предупреждения. При этом главную значимость из двух указанных задач управления конфликтами имеет их предупреждение. Именно хорошо продуманная и поставленная работа по предупреждению конфликтов обеспечивает сокращение их числа и исключение возможности возникновения деструктивных конфликтных ситуаций.

Предупреждение конфликта — это деятельность, которая направлена на недопущение его возникновения и деструктивного влияния на ту или иную сторону, тот или иной элемент общественной системы. Данная  деятельность представляет собой активное вмешательство субъекта управления (первой или второй стороны полагаемого конфликта) в реальный процесс общественно – социальных отношений людей, в их взаимодействие в различных сферах жизни. В данном случае нормальный ход процесса может быть прерван, при условии разумного вмешательства, рационального с точки зрения интересов общественных сил.

Предполагаемый конфликт можно предупредить с помощью  его прогнозирования и профилактики.

Прогнозирование конфликта — это обоснованное предположение о его возможном будущем возникновении и особенностях развития. Прогнозирование обеспечивает обнаружение тех социальных противоречий, которые в будущем могут стать основой конфликта. Научная и практическая ценность прогноза определяется уровнем его обоснованности и достоверности. Целью прогнозирования является принятие такого решения, которое позволило бы субъекту наиболее эффективно решить задачи, поставленные перед ним в конкретных условиях.

Выделяют следующие наиболее часто применяемые  методы прогнозирования: экстраполяция возникшей конфликтной ситуации на будущее состояние системы; моделирование возможной конфликтной ситуации, статический метод, опрос экспертов.

В качестве исходного пункта прогностического конфликтологического мышления следует признать определение противоречия, которое обуславливает возникшую проблемную ситуацию и может породить конфликт. Противоречие, выражаемое в проблеме, является причиной возможного конфликта. Вторым шагом на пути разработки прогноза является выявление тенденций изменения данной ситуации, развития противоречий и раскрытия проблемы. Данная мыслительная операция включает в себя описание событийного ряда, т.е. совокупности событий, проявляющих проблему во взаимодействии субъектов, а также прослеживание объективной последовательности и взаимосвязи событий — логики общественного процесса. И последним шагом прогнозирования конфликтов является моделирование возможных вариантов развития событий, альтернатив своих действий, последствий развития ситуации и своих действий.

При прогнозировании конфликтов важно следовать его алгоритму  и  не допустить ошибок, так как  чем серьезнее ошибки прогнозирования, тем больше вероятность того, что  разрешение противоречия будет низкой.

Следующей составляющей предупреждения конфликта является его профилактика.

Профилактика является предупреждением  конфликтов в широком смысле слова.

Профилактика заключается в такой организации жизнедеятельности субъектов социального взаимодействия, которая исключает или сводит к минимуму вероятность возникновения конфликтов между этими субъектами. Целью профилактики конфликтов является создание таких условий, деятельности и взаимодействия людей, которые бы минимизировали вероятность возникновения или деструктивного развития противоречий между ними.     

Деятельность по предупреждению конфликтов могут осуществлять как сами участники социального взаимодействия, так и руководители организаций, конфликтологи. Эта деятельность в организациях может вестись по четырем основным направлениям.

  1. создание необходимых объективных условий, которые будут препятствовать возникновению конфликтов и их деструктивному развитию;
  2. оптимизация организационно-управленческих  условий создания;
  3. устранение социально - психологических причин предполагаемого конфликта;
  4. блокирование  личностных  причин возникновения конфликтов.

Рассмотрим каждый из этих направлений более подробно.

1. Основные объективные условия, которые будут способствовать профилактике деструктивных конфликтов,  включают в себя:

  • Создание благоприятных условий для жизнедеятельности сотрудников в организации.
  • Справедливое и гласное распределение материальных благ в коллективе, организации. Анализ разных конфликтов между людьми  показал, что основной объективной причиной их возникновения является именно недостаток материальных  благ или их несправедливое распределение. Менее часто причиной конфликтов   выступает несправедливое распределение духовных благ. Это может быть связано с поощрениями, наградами и т.п.
  • Разработка правовых и других нормативных процедур, которые также будут помогать в предупреждении конфликтов.
  • Благоприятная материальная среда, окружающая человека. К таким факторам, можно отнести: удобную планировку рабочих и жилых помещений, оптимальные характеристики освещенности, электромагнитных и других полей, цвет помещений в спокойных тонах, наличие в помещениях комнатных растений, аквариумов, отсутствие раздражающих шумов и т.д.

2. Среди объективно-субъективных условий предупреждения конфликтов выделяют следующие организационно-управленческие факторы: 

  • Структурно-организационные условия предупреждения конфликтов связанные с оптимизацией структуры организации или социальной группы. Наибольшее соответствие формальной и неформальной структур коллектива или организации в целом стоящим перед ним задачам обеспечивает минимизацию противоречий, которые возникают между структурными элементами организации, и также уменьшает вероятность возникновения конфликтов между работниками. 
  • Функционально-организационные условия связанные с оптимизацией функциональных взаимосвязей между структурными элементами организации и работниками. Это также способствует предупреждению конфликтов между работниками, так как функциональные противоречия, как правило, порождают межличностные противоречия.

Соответствие работника тем требованиям, которые к нему предъявляет занимаемая должность, составляет личностно-функциональные условия предупреждения конфликтов. Назначение сотрудника на должность, которой он не соответствует по своим профессиональным, нравственным, психологическим и физическим качествам, создает предпосылки для возникновения конфликтов как между этим работником и его начальниками, так и с подчиненными, сослуживцами. 

  • Ситуативно-управленческие условия связанные, прежде всего, с принятием оптимальных управленческих решений и грамотной оценкой  деятельности других работников, особенно подчиненных. Некомпетентные решения будут провоцировать возникновение конфликтов. Необоснованная негативная оценка результатов деятельности также будет способствовать возникновению конфликтных ситуаций между оценивающим и оцениваемым. 

3. Социально-психологические условия профилактики конфликтов. Социально-психологическое содержание конфликта определяет в основном его возникновение и развитие. В связи с этим социально-психологические условия профилактики конфликтов представляют большой интерес

Социальное взаимодействие носит  непротиворечивый характер тогда, когда  оно сбалансировано.

Выделяют пять основных балансов, сознательное или неосознанное нарушение которых может привести к конфликтам.

Первым из них является поддержание в ходе взаимодействия баланса ролей. Каждый из участников конфликта может играть по отношению к другому участнику различные роли по психологическому статусу: роль родителя, взрослого или ребенка. Если один из участников конфликта принимает отводимую ему роль, то ролевого конфликта не происходит.

Поэтому в ситуации социального  взаимодействия необходимо понять, какую роль играет оппонент, и какой роли он ожидает от вас. Если ожидаемое распределение ролей устраивает всех, то мы играем ту роль, которую от нас ждут и конфликта как такового не происходит. Если не устраивает, то ожидания партнера необходимо бесконфликтно скорректировать. Самым благоприятным с точки зрения предупреждения ролевого конфликта является взаимодействие с окружающими с позиции взрослого.

Второй баланс – баланс взаимозависимости  в решениях и действиях. Предупреждению конфликтов способствует поддержание при взаимодействии людей и социальных групп баланса взаимозависимости в решениях и действиях. Каждому человеку изначально, свойственно стремление к независимости и свободе. Поэтому если человек считает свою зависимость от других участников большей, чем он может допустить, это может служить причиной конфликтного поведения с его стороны. 

Третий баланс – баланс взаимных услуг.

Он сводится к тому, что в процессе совместной деятельности люди оказывают друг другу помимо нормативной помощи личные услуги. К ним относятся подмена другого на работе, бескорыстная помощь в выполнении срочного задания, другие личные услуги. Каждый человек осознанно или подсознательно фиксирует услуги, которые оказали ему, и те, которые оказал сам человек. Нарушение этого баланса во взаимодействии диады людей может привести к  напряженности в их взаимоотношениях и возможным конфликтом. 

Кроме баланса взаимных услуг, люди, взаимодействуя друг с другом, в  той или иной степени стремятся  поддержать баланс ущерба. Если человеку нанесен существенный ущерб, то он испытывает желание причинить  ответный ущерб. Поэтому важным социально-психологическим условием профилактики конфликтов является ненанесение ущерба окружающим в процессе взаимодействия с ними. 

Пятый баланс, сохранение которого также способствует профилактике конфликтов, состоит в сбалансированности самооценки и внешней оценки. Анализ межличностных конфликтов показал, что, оценивая себя и результаты своей деятельности, человек в качестве основы оценки чаще выбирает положительные стороны своей личности и то, что ему удалось сделать в результате работы, а при оценке работы другого человека, в основном, отрицательные стороны. И это часто ведет к возникновению конфликтов.

4. К личностным причинам предупреждения конфликтов относятся следующие: умение определить, что общение стало предконфликтным; стремление правильно понять позицию оппонента; терпимость к инакомыслию; снижение своей общей тревожности и агрессивности; постоянная готовность к неконфликтному решению проблем; не ждать от окружающих слишком многого; искренняя заинтересованность в партнере по общению; конфликтоустойчивость.

Существует ряд препятствий, снижающих  возможность предупреждения конфликтов, направление их развития в конструктивное русло.

  • Первое препятствие имеет психологическую природу и связано с таким качеством психологии человека, которое характеризуется как непреодолимое стремление человека к свободе и независимости. В связи с этим люди воспринимают, в основном, негативно разные попытки вмешательства в их взаимоотношения, оценивая такие действия как выражение стремления ограничить их независимость и свободу.
  • Существование общепринятых нравственных норм, регулирующих человеческие взаимоотношения. В соответствии с ними, люди считают свое поведение сугубо личным делом, а вмешательство третьего лица считают как нарушение общепринятых норм нравственности, одной из которых является неприкосновенность личной жизни.
  • Третье препятствие имеет правовой характер. Оно связано с тем, некоторые общечеловеческие нормы нравственности приобрели форму правовых норм, охраняющих основные права и свободы личности. Нарушение этих норм в той или иной форме может быть квалифицировано не только как не вполне нравственное, но и как противоправное, тем более, что в ряде стран уже приняты специальные законоположения, запрещающие организациям вмешиваться в личную жизнь своих сотрудников.

Информация о работе Предупреждение конфликтов