Предмет, объект и субъекты социальной политики

Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Декабря 2011 в 16:22, реферат

Описание работы

Цель соци¬альной политики - создание в обществе благоприятного соци¬ального климата и социального согласия, условий, обеспечива¬ющих удовлетворение основных жизненных потребностей на¬селения. Социальную политику государства можно рассматри¬вать как его специфическую деятельность, направленную на реализацию права каждого гражданина свободно участвовать во всех сферах социально-экономической, трудовой, духовной жизни общества, направленной на удовлетворение сущностных потребностей человека, интересов социальных групп при по¬стоянном выявлении и учете социальных последствий эконо-мических, политических, мировоззренческих преобразований.

Работа содержит 1 файл

Предмет, объект и субъекты социальной политики.doc

— 78.50 Кб (Скачать)

   Конституция определила Российскую  Федерацию как соци¬альное государство,  «политика которого направлена  на созда¬ние условий, обеспечивающих  достойную жизнь и свободное  развитие человека. В Российской Федерации охраняется труд и здоровье людей, устанавливается гарантированный размер ми¬нимальной оплаты труда, обеспечивается государственная под¬держка семьи, материнства, отцовства и детства, инвалидов и пожилых граждан, развивается система социальных служб, ус-танавливаются государственные пенсии, пособия и иные га¬рантии социальной защиты» (ст.7).

   Общепризнанными характеристиками  социального государ¬ства являются:

  —  развитая система страховых социальных  отчислений и вы¬сокий уровень  налогов, формирующих бюджет, высокие  разме¬ры отчислений на социальную  сферу;

  —  развитая система услуг и социальных  служб для всех групп населения;

  —  развитая правовая система, при которой осуществлено раз¬деление властей, четкая реализация функций каждой ветви влас¬ти, отработана нормативно-правовая система социальной жизни.

   В настоящее время Российское  государство переориентирова¬лось  на либеральную социальную политику. Личность перестает быть объектом воздействия со стороны государства и строит отношения с окружающей реаль¬ностью по принципу свободного выбора норм, ценностей, правил.

   Либеральная политика предполагает  снижение роли государ¬ства в  решении социальных проблем граждан, предоставление им большей свободы для самостоятельного разрешения про¬блем. Для либеральной модели характерны оказание адресной социальной помощи беднейшим слоям при усилении страхово¬го принципа финансирования социальных программ, а также возрастание роли личных средств в оплате социальных услуг. Государство финансирует из бюджета только услуги, включен¬ные в список минимальных гарантий.

   Исходя из системы государственных  приоритетов, можно выделить следующие  направления реформирования:

  —  сфера труда и распределения доходов;

  —  пенсионная система;

  —  социальное страхование;

  —  реформирование системы социальных  услуг (образование, здравоохранение,  жилищно-коммунальная сфера и  др.);

  —  социальная помощь.

   В разработке и реализации  социальной политики участвуют три сторо¬ны: власть (законодательные, исполнительные, судебные орга¬ны), общество (политические институты), население (социаль¬но-профессиональные и другие объединения граждан, отдель¬ные индивиды).

   Субъектами социальной политики, наряду с государством, выступают также:

  —   государственные ведомства и  учреждения;

  —   органы местного самоуправления;

  —   внебюджетные фонды;

  —   общественные, религиозные, благотворительные  или иные негосударственные объединения;

  —   коммерческие структуры и бизнес;

  —   профессиональные работники, занимающиеся  разработкой и реализацией социальной  политики;

  —   граждане (например, через участие  в гражданских инициативах, группах  самопомощи и т.д.).

   Нормами социального права регулируется  большой круг общественных отношений в социальной сфере. Предметом со¬циального права являются:

  = правовое  регулирование занятости, охраны  труда и здоровья населения; 

  = социальное  обеспечение; социальное страхование  и пенсионное обеспечение; 

  = правовое  регулирование социальной защиты отдельных категорий граж¬дан (военнослужащих, ветеранов, граждан пожилого возраста, инвалидов, граждан, имеющих детей, женщин и детей, бежен¬цев, вынужденных переселенцев, должностных лиц разных ка¬тегорий и других лиц), проживающих на территории России и нуждающихся в социальной защите;

  = правовое  регулирование формирования и  деятельности органов социальной  защиты.

 

Принципы  и функции социального права  и его связь с другими отраслями

   Социальное право связано с  другими отраслями права Рос¬сийской Федерации: конституционным, или государственным, правом, трудовым правом, гражданским правом, администра¬тивным правом, финансовым правом и уголовным правом.

   Основные правовые принципы социального  права закрепле¬ны в Конституции  Российской Федерации, ряде норм граждан¬ского права, предусматривающих защиту права несовершенно¬летних, возможность взыскания убытка при причинении вреда здоровью граждан; они используются и при социальной защи¬те несовершеннолетних, а также граждан, получивших увечье.

   При социальной защите женщин  и несовершеннолетних ис¬пользуются  нормы трудового права, регулирующие  труд жен¬щин и несовершеннолетних.

   Нормы социального права, предусматривающие  порядок выпла¬ты и установления  размеров пособий, выплачиваемых гражданам, имеющим детей, тесно связаны с нормами финансового права.

   Социальное право выполняет ряд  функций. Основные из них следующие:  экономическая, политическая, организационная,  воспитательная.

   Экономическая функция заключается  в воздействии права на создание средств жизнеобеспечения людей, процессы распре¬деления, потребления, нормы охраны труда и оплаты труда.

   Политическая функция означает, что в нормах социального права  зафиксированы основные положения  социальной поли¬тики государства.

  Организационная  функция предполагает создание  системы служб социальной защиты, организацию защиты от безработицы,  социального обеспечения, социального  страхования; обес¬печение безопасных  условий жизни, благосостояния  населе¬ния; повышение культуры  труда, быта и отдыха.

   Воспитательная функция заключается  в повышении культуры взаимоотношений  в процессе труда и в быту, в уважении к ин¬тересам других  лиц, особенно социально неустроенных, в вос¬питании доброты к людям,  в утверждении в обществе принци¬пов сострадания, милосердия, человеколюбия.

   Особое значение в условиях  перехода к рыночным отноше¬ниям  имеет успешное функционирование  системы социальной защиты. Правовое  регулирование организации социальной  за¬щиты состоит в том, что  в ряде нормативных актов о социаль¬ной защите предусматривается система управления ею.

   Назовем компоненты структуры  этой системы.

  —  Управляющая подсистема (исполнительные  органы государ¬ственной власти  России, администрации городов, районов,  органы местного самоуправления, государственные органы социальной защиты в центре и на местах, благотворительные организации, граждане, занимающиеся благотворительной деятельностью).

  —  Управляемая подсистема (учреждения  социальной защиты и лица, которые  подлежат социальной защите в  соответствии с социальным законодательством России).

  —  Содержание мер по социальной  защите.

  —  Социальный контроль за исполнением  нормативных ак¬тов о социальной  защите и ответственность за  их нарушение.

   Общепризнанно, что социальный  контроль является одним из регуляторов общественных отношений, которые обеспечива¬ют устойчивость социальной системы и управление входящими в нее субъектами. Ответственность означает соблюдение прав и исполнение своих обязанностей вышеназванными субъектами. Социальный контроль и ответственность — необходимый эле¬мент структуры системы организации социальной политики.

   Общественные отношения в сфере  правовой защиты, урегу¬лированные  нормами социального права, являются  социаль¬ными правоотношениями. Участники,  субъекты этих правоот¬ношений обладают взаимными обязанностями и правами.

   Участники социальных правоотношений  ограничены в вы¬боре вариантов  поведения рамками правовой нормы,  регулиру¬ющими этот вид правоотношений. При отклонении поведения хотя  бы одного из участников от предписания правовой нормы к правонарушителю применяются соответствующие санкции.

   Под объектом социального правоотношения  понимается то, на что направлено  поведение его участников. Например, это оказание материальной или  медицинской помощи, правовых услуг, предо¬ставление духовных благ, обслуживание на дому и в учреждениях социальной защиты, выполнение работ для обеспечения нормаль¬ных условий жизни лицам, оказавшимся в тяжелой жизненной си¬туации, ставшим жертвами чрезвычайных происшествий, и т.п. Конечным результатом взаимодействия субъектов социального правоотношения и будет осуществление конкретного вида соци-альной помощи, предусмотренного данным правоотношением.

   Финансовые ресурсы любой страны  накапливаются и пере¬мешаются  между государством, предприятиями (фирмами) и населением (домашними хозяйствами). Финансы социально¬го сектора как важнейшей сферы жизнедеятельности общества накапливаются и распределяются между государством, фирма¬ми и населением, но их роли, финансовые обязательства и от¬ветственность значительно различаются в странах в зависимос¬ти от принятой модели хозяйствования и достигнутых стандар¬тов потребления социальных благ и услуг.

   В современной российской экономике  разделение финансо¬вых обязательств  обеспечения социальной политики между го¬сударством, фирмами и населением принимает специфические формы. Обязательства распределяются между государством и домашними хозяйствами. Подавляющее большинство фирм от этого практически устраняется.

   Субъектом социальной политики  являются также работодате¬ли, однако в большинстве случаев их роль пассивна, поскольку они обязаны следовать общим социальным правилам, которые ус¬танавливаются государственными (центральными и местными) властными структурами. Так, в сфере социальной политики рабо¬тодатели должны обеспечивать обязательные условия социальной поддержки наемных работников (минимальный уровень заработ¬ной платы; обязательное страхование по установленным нормати¬вам — пенсионное, социальное, медицинское, по безработице; со¬циальные выплаты и компенсации, относимые на фонд оплаты труда, и т.д.). Вместе с тем, располагая значительными финансо¬выми ресурсами, многие работодатели мoгут создавать на своих предприятиях и в организациях рабочие места, привлекательные для наемных работников высокой заработной платой, различны¬ми социальными благами (бесплатным питанием, возможностью получения долгосрочных беспроцентных кредитов и т.п.).

   Государственные властные структуры,  создавая ту или иную экономическую  среду, формируют экономические  интересы работодателей, развивающих наиболее выгодные для них про¬изводства. В том случае, когда решения органов законодатель¬ной и исполнительной власти ошибочны или неточны, эконо¬мические интересы работодателей вступают в противоречие с интересами общества в целом и становятся факторами роста социальной напряженности.

   Социальная инфраструктура и  социальные фонды предприя¬тий, носившие в советское время  масштабный характер, стали неприемлемыми  в рыночных условиях из-за высоких  издержек. Поэтому последовал массовый «сброс» социальной инфраструк¬туры, ведомственного жилья на местные бюджеты, сразу ставшие повсеместно дефицитными. Бремя социальных расходов в значи¬тельной степени переместилось и на государство, его бюджетную систему, что и привело ее к глубокому кризису, к полной неспо¬собности обеспечить «советский» уровень потребления социаль-ных услуг. Возникло неуправляемое движение в сторону коммер¬циализации основных социальных услуг, т.е. стихийное перекла¬дывание финансовой нагрузки на доходы населения, как прави¬ло, без учета растущей дифференциации его доходов, социальной значимости равного доступа к основным социальным услугам.

   Развитие процессов бюджетного  федерализма, перераспре¬деления  властных полномочий между центром  и регионами приводит к тому, что все более позитивную роль играют бюдже¬ты субъектов Российской Федерации. В силу сложившихся об-стоятельств они в настоящее время финансируют все, что отно¬сится к жизнеобеспечению населения в регионе. Региональные бюджеты имеют гораздо большую социальную направленность, чем федеральный бюджет.

Информация о работе Предмет, объект и субъекты социальной политики