Конституция определила Российскую
Федерацию как соци¬альное государство,
«политика которого направлена
на созда¬ние условий, обеспечивающих
достойную жизнь и свободное
развитие человека. В Российской Федерации
охраняется труд и здоровье людей, устанавливается
гарантированный размер ми¬нимальной
оплаты труда, обеспечивается государственная
под¬держка семьи, материнства, отцовства
и детства, инвалидов и пожилых граждан,
развивается система социальных служб,
ус-танавливаются государственные пенсии,
пособия и иные га¬рантии социальной защиты»
(ст.7).
Общепризнанными характеристиками
социального государ¬ства являются:
—
развитая система страховых социальных
отчислений и вы¬сокий уровень
налогов, формирующих бюджет, высокие
разме¬ры отчислений на социальную
сферу;
—
развитая система услуг и социальных
служб для всех групп населения;
—
развитая правовая система, при
которой осуществлено раз¬деление властей,
четкая реализация функций каждой ветви
влас¬ти, отработана нормативно-правовая
система социальной жизни.
В настоящее время Российское
государство переориентирова¬лось
на либеральную социальную политику.
Личность перестает быть объектом воздействия
со стороны государства и строит отношения
с окружающей реаль¬ностью по принципу
свободного выбора норм, ценностей, правил.
Либеральная политика предполагает
снижение роли государ¬ства в
решении социальных проблем граждан,
предоставление им большей свободы для
самостоятельного разрешения про¬блем.
Для либеральной модели характерны оказание
адресной социальной помощи беднейшим
слоям при усилении страхово¬го принципа
финансирования социальных программ,
а также возрастание роли личных средств
в оплате социальных услуг. Государство
финансирует из бюджета только услуги,
включен¬ные в список минимальных гарантий.
Исходя из системы государственных
приоритетов, можно выделить следующие
направления реформирования:
—
сфера труда и распределения доходов;
—
пенсионная система;
—
социальное страхование;
—
реформирование системы социальных
услуг (образование, здравоохранение,
жилищно-коммунальная сфера и
др.);
—
социальная помощь.
В разработке и реализации
социальной политики участвуют три
сторо¬ны: власть (законодательные, исполнительные,
судебные орга¬ны), общество (политические
институты), население (социаль¬но-профессиональные
и другие объединения граждан, отдель¬ные
индивиды).
Субъектами социальной политики,
наряду с государством, выступают также:
—
государственные ведомства и
учреждения;
—
органы местного самоуправления;
—
внебюджетные фонды;
—
общественные, религиозные, благотворительные
или иные негосударственные объединения;
—
коммерческие структуры и бизнес;
—
профессиональные работники, занимающиеся
разработкой и реализацией социальной
политики;
—
граждане (например, через участие
в гражданских инициативах, группах
самопомощи и т.д.).
Нормами социального права регулируется
большой круг общественных отношений
в социальной сфере. Предметом со¬циального
права являются:
= правовое
регулирование занятости, охраны
труда и здоровья населения;
= социальное
обеспечение; социальное страхование
и пенсионное обеспечение;
= правовое
регулирование социальной защиты отдельных
категорий граж¬дан (военнослужащих, ветеранов,
граждан пожилого возраста, инвалидов,
граждан, имеющих детей, женщин и детей,
бежен¬цев, вынужденных переселенцев,
должностных лиц разных ка¬тегорий и других
лиц), проживающих на территории России
и нуждающихся в социальной защите;
= правовое
регулирование формирования и
деятельности органов социальной
защиты.
Принципы
и функции социального права
и его связь с другими отраслями
Социальное право связано с
другими отраслями права Рос¬сийской
Федерации: конституционным, или государственным,
правом, трудовым правом, гражданским
правом, администра¬тивным правом, финансовым
правом и уголовным правом.
Основные правовые принципы социального
права закрепле¬ны в Конституции
Российской Федерации, ряде норм граждан¬ского
права, предусматривающих защиту права
несовершенно¬летних, возможность взыскания
убытка при причинении вреда здоровью
граждан; они используются и при социальной
защи¬те несовершеннолетних, а также граждан,
получивших увечье.
При социальной защите женщин
и несовершеннолетних ис¬пользуются
нормы трудового права, регулирующие
труд жен¬щин и несовершеннолетних.
Нормы социального права, предусматривающие
порядок выпла¬ты и установления
размеров пособий, выплачиваемых
гражданам, имеющим детей, тесно связаны
с нормами финансового права.
Социальное право выполняет ряд
функций. Основные из них следующие:
экономическая, политическая, организационная,
воспитательная.
Экономическая функция заключается
в воздействии права на создание средств
жизнеобеспечения людей, процессы распре¬деления,
потребления, нормы охраны труда и оплаты
труда.
Политическая функция означает,
что в нормах социального права
зафиксированы основные положения
социальной поли¬тики государства.
Организационная
функция предполагает создание
системы служб социальной защиты,
организацию защиты от безработицы,
социального обеспечения, социального
страхования; обес¬печение безопасных
условий жизни, благосостояния
населе¬ния; повышение культуры
труда, быта и отдыха.
Воспитательная функция заключается
в повышении культуры взаимоотношений
в процессе труда и в быту,
в уважении к ин¬тересам других
лиц, особенно социально неустроенных,
в вос¬питании доброты к людям,
в утверждении в обществе принци¬пов
сострадания, милосердия, человеколюбия.
Особое значение в условиях
перехода к рыночным отноше¬ниям
имеет успешное функционирование
системы социальной защиты. Правовое
регулирование организации социальной
за¬щиты состоит в том, что
в ряде нормативных актов о социаль¬ной
защите предусматривается система управления
ею.
Назовем компоненты структуры
этой системы.
—
Управляющая подсистема (исполнительные
органы государ¬ственной власти
России, администрации городов, районов,
органы местного самоуправления,
государственные органы социальной защиты
в центре и на местах, благотворительные
организации, граждане, занимающиеся благотворительной
деятельностью).
—
Управляемая подсистема (учреждения
социальной защиты и лица, которые
подлежат социальной защите в
соответствии с социальным законодательством
России).
—
Содержание мер по социальной
защите.
—
Социальный контроль за исполнением
нормативных ак¬тов о социальной
защите и ответственность за
их нарушение.
Общепризнанно, что социальный
контроль является одним из регуляторов
общественных отношений, которые обеспечива¬ют
устойчивость социальной системы и управление
входящими в нее субъектами. Ответственность
означает соблюдение прав и исполнение
своих обязанностей вышеназванными субъектами.
Социальный контроль и ответственность
— необходимый эле¬мент структуры системы
организации социальной политики.
Общественные отношения в сфере
правовой защиты, урегу¬лированные
нормами социального права, являются
социаль¬ными правоотношениями. Участники,
субъекты этих правоот¬ношений обладают
взаимными обязанностями и правами.
Участники социальных правоотношений
ограничены в вы¬боре вариантов
поведения рамками правовой нормы,
регулиру¬ющими этот вид правоотношений.
При отклонении поведения хотя
бы одного из участников от предписания
правовой нормы к правонарушителю применяются
соответствующие санкции.
Под объектом социального правоотношения
понимается то, на что направлено
поведение его участников. Например,
это оказание материальной или
медицинской помощи, правовых услуг,
предо¬ставление духовных благ, обслуживание
на дому и в учреждениях социальной защиты,
выполнение работ для обеспечения нормаль¬ных
условий жизни лицам, оказавшимся в тяжелой
жизненной си¬туации, ставшим жертвами
чрезвычайных происшествий, и т.п. Конечным
результатом взаимодействия субъектов
социального правоотношения и будет осуществление
конкретного вида соци-альной помощи,
предусмотренного данным правоотношением.
Финансовые ресурсы любой страны
накапливаются и пере¬мешаются
между государством, предприятиями
(фирмами) и населением (домашними хозяйствами).
Финансы социально¬го сектора как важнейшей
сферы жизнедеятельности общества накапливаются
и распределяются между государством,
фирма¬ми и населением, но их роли, финансовые
обязательства и от¬ветственность значительно
различаются в странах в зависимос¬ти
от принятой модели хозяйствования и достигнутых
стандар¬тов потребления социальных благ
и услуг.
В современной российской экономике
разделение финансо¬вых обязательств
обеспечения социальной политики между
го¬сударством, фирмами и населением принимает
специфические формы. Обязательства распределяются
между государством и домашними хозяйствами.
Подавляющее большинство фирм от этого
практически устраняется.
Субъектом социальной политики
являются также работодате¬ли, однако
в большинстве случаев их роль пассивна,
поскольку они обязаны следовать общим
социальным правилам, которые ус¬танавливаются
государственными (центральными и местными)
властными структурами. Так, в сфере социальной
политики рабо¬тодатели должны обеспечивать
обязательные условия социальной поддержки
наемных работников (минимальный уровень
заработ¬ной платы; обязательное страхование
по установленным нормати¬вам — пенсионное,
социальное, медицинское, по безработице;
со¬циальные выплаты и компенсации, относимые
на фонд оплаты труда, и т.д.). Вместе с тем,
располагая значительными финансо¬выми
ресурсами, многие работодатели мoгут
создавать на своих предприятиях и в организациях
рабочие места, привлекательные для наемных
работников высокой заработной платой,
различны¬ми социальными благами (бесплатным
питанием, возможностью получения долгосрочных
беспроцентных кредитов и т.п.).
Государственные властные структуры,
создавая ту или иную экономическую
среду, формируют экономические
интересы работодателей, развивающих
наиболее выгодные для них про¬изводства.
В том случае, когда решения органов законодатель¬ной
и исполнительной власти ошибочны или
неточны, эконо¬мические интересы работодателей
вступают в противоречие с интересами
общества в целом и становятся факторами
роста социальной напряженности.
Социальная инфраструктура и
социальные фонды предприя¬тий,
носившие в советское время
масштабный характер, стали неприемлемыми
в рыночных условиях из-за высоких
издержек. Поэтому последовал массовый
«сброс» социальной инфраструк¬туры,
ведомственного жилья на местные бюджеты,
сразу ставшие повсеместно дефицитными.
Бремя социальных расходов в значи¬тельной
степени переместилось и на государство,
его бюджетную систему, что и привело ее
к глубокому кризису, к полной неспо¬собности
обеспечить «советский» уровень потребления
социаль-ных услуг. Возникло неуправляемое
движение в сторону коммер¬циализации
основных социальных услуг, т.е. стихийное
перекла¬дывание финансовой нагрузки
на доходы населения, как прави¬ло, без
учета растущей дифференциации его доходов,
социальной значимости равного доступа
к основным социальным услугам.
Развитие процессов бюджетного
федерализма, перераспре¬деления
властных полномочий между центром
и регионами приводит к тому,
что все более позитивную роль играют
бюдже¬ты субъектов Российской Федерации.
В силу сложившихся об-стоятельств они
в настоящее время финансируют все, что
отно¬сится к жизнеобеспечению населения
в регионе. Региональные бюджеты имеют
гораздо большую социальную направленность,
чем федеральный бюджет.