Автор: Пользователь скрыл имя, 27 Октября 2011 в 16:38, контрольная работа
Социологию можно определить как научное изучение специфики общества и социальных отношений. Это обстоятельство крайне важно подчеркнуть еще и потому, что есть экономическая, политическая, идеологическая специфика развития общества и соответствующие отношения в обществе. В последнем издании Вебстеровского словаря социология определяется так: "Изучение истории развития, организации и проблем совместной жизни людей как представителей определенных социальных групп, общностей".
Введение…………………………………………………………………………...3
1. Понятие науки…………………………………..………………………………4
1.1 Объект и предмет социологии………………………………………………..7
2. Связь социологии с другими гуманитарными науками, ее особенности…10
3. Общая характеристика используемых методов в социологии……………..15
Заключение……………………………………………………………………….18
Список использованной литературы……
Сорокин П. говорил: “Социология изучает явления взаимодействия людей друг с другом, с одной стороны, и явления, возникающие из этого процесса взаимодействия, с другой”. Добавляет: “...межчеловеческие взаимодействия”, т.е. дает границы.
Общество - это социальный организм, состоящий из сложного, взаимосвязанного, целостного и противоречивого комплекса социальных общностей, институтов, коллективов, групп. Каждый из компонентов этого комплекса является относительно самостоятельным субъектом общественной жизни и находится во взаимодействии с иными элементами по поводу ее воспроизводства, осуществления и развития как единого целого.
Общество-это не сумма индивидов, а это ансамбль человеческих отношений.
Например: В настоящее время - люди тоже, что и год, и два и три назад, а состояние государства изменилось. Почему? Произошли изменения отношений. Таким образом: Социология изучает явления взаимодействия людей друг с другом, с одной стороны, и явления, возникающие из этого процесса взаимодействия, с другой.
Если общество представить в виде куба и условно обозначить сферы жизнедеятельности людей, то получится: предмет социологии - социальная сторона жизни общества.
Итак, мы получили, что социология изучает всю совокупность связей и отношений, которые носят название социальных.
Социальные отношения - это отношения между группами людей, занимающими разное положение в обществе, принимающими неадекватное участие в его экономической, политической и духовной жизни, различающимся образом жизни, уровнем и источником доходов, структурой личного потребления.
Социальные отношения - это выражение взаимной зависимости субъектов по - поводу их жизнедеятельности.
Так как связи и отношения в каждом конкретном социальном объекте (обществе) всегда организованы особым образом, то объект социологического познания выступает как социальная система.
Итак: Объект социологического познания, его особенности связаны с понятием социального, социальных связей и отношений и способа их организации.
Предмет социологической науки - социальные закономерности.
Социология
- наука о законах становления, функционирования,
развития общества в целом, социальных
отношений и социальных общностей, механизмах
взаимосвязи и взаимодействия между этими
общностями, а также между общностями
и личностью (Ядов).
2. Связь социологии с другими гуманитарными науками, ее особенности.
Имеются ли достаточные
Практическая важность изучения явления человеческого взаимодействия несомненна хотя бы потому, что в изучении их мы кровно и эгоистически заинтересованы.
Теоретическая важность социологии становится очевидной в том случае, если мы докажем, что свойства явлений, изучаемых ей не имеются в других классах наук и не изучаются другими науками. Рассмотрим их следующим образом:
а) Социология и физико-химические науки. Класс явлений взаимодействия между людьми несводим к простым физико-химическим и биологическим процессам. В далеком будущем наука сведет их к последним и объяснит весь сложный мир межчеловеческих явлений законами физики и химии. Во всяком случае такие попытки были и продолжают иметь место. Но пока - увы! Что из этого получилось? Мы имеем ряд формул вроде того, что: “сознание есть течение нервно-энергетического процесса“, “война, преступление и наказание “ суть явления ”утечки энергии“, “продажа-покупка - это реакция обмена“, ”сотрудничество - есть сложение сил “, “социальная борьба - вычитание сил “, “ вырождение - распадение сил ”.
Даже если это и верно, то что мы приобретаем от таких аналогий? Всего лишь неточное сравнение.
Отсюда идут теоремы вроде следующей: “ увеличение кинетической энергии индивида равно уменьшению энергию потенциальной ”, “совокупная энергия социальной группы в отношение ее работы в некоторый момент Т, равна совокупной энергии, которую она имела в первоначальный момент Т0, увеличенной совокупностью работы, которую в этот промежуток времени (Т1- Т0) произвели все посторонние группе силы, действовавшие на индивидов или элементы этой группы ” и т. п.
Хоть это и верно с точки зрения механики, но нам ничего не дает для раскрытия межчеловеческих взаимодействий, т.к. в этом случае люди перестают существовать как люди в отличие от неодушевленных предметов и становятся только материальной массой.
Если преступление есть утечка энергии, то значит ли, что всякое рассеяние энергии есть в то же время и преступление?
То есть в данном случае
наблюдается не изучение
Тем больше оснований для
существования особой науки,
б) Социология и биология, в частности, экология. Мир человеческих взаимодействий не изучается такими биологическим дисциплинами, как морфология, анатомия и физиология. Имеющими дело не с межчеловеческими процессами, а с явлениями данными в пределах или внутри человеческого организма.
Иначе состоит дело с экологией как частью биологии. Экология - наука изучающая отношение организма к окружающей его внешней среде, в смысле совокупности условий существования (органических и неорганических). Экология, изучающая взаимоотношение организмов друг к другу расходится на две ветви: зоо-социологию, имеющую своим предметом взаимоотношения животных друг к другу ( животные сообщества ); и фито-социологию, социологию исследующую взаимоотношения растений друг к другу ( растительное сообщество)
Как видим, экология имеет объектом изучения класс явлений, аналогичный тому, какой является предмет социология . И тут и там изучаются факты взаимодействия. И тут и там подвергаются исследованию процессы взаимодействия организмов (ибо и homo sapiens есть также организм).
Не поглощается ли таким образом социология экологией? Ответ таков: если люди ни чем не отличаются от амёб и других организмов, если они не обладают специфическими свойствами, то можно поставить знак равенства между человеком и амебой или другим организмом, между человеком и растением - тогда никакой особой homo - социологии не нужно. Однако напротив, зоо - и фито - социология не только не делают излишней homo- социологию, но и требуют ее существования.
в) Социология и психология. Если говорить об индивидуальной психологии, то ее объект и объект социологии различны. Индивидуальная психология исследует состав, строение и процессы индивидуальной психики и сознания. Она не может распутать клубок социальных факторов, а следовательно, не может отождествляться с социологией.
Коллективная
или, как ее иначе называют, социальная
психология имеет объект изучения частично
совпадающий с объектом социологии:
это явления человеческого
Ясно, что они (социология и социальная психология ) не подменяют друг друга, а более того социальная психология могла бы стать главной, одним ее разделом, как науки, изучающей все основные формы взаимодействия между людьми. Психология сосредоточена на внутреннем мире человека, его восприятии, а социология - изучает человека через призму его социальных связей и взаимоотношений.
г) Социология и специальные дисциплины, изучающие взаимоотношения людей. Все социальные науки: политология, право, наука о религии, нравах, морали, искусстве и т.д. изучают также явления человеческих взаимоотношений, но каждая со своей специальной точки зрения.
Так,
наука права изучает
Объект политической экономии - совместная хозяйственная деятельность людей в сфере производства, обмена, распределения и потребления материальных благ. Наука нравов изучает коллективные способы мышления и действия людей. Мораль - определенный вид человеческого поведения и дает рецептуру должного взаимодействия. Эстетика - изучает явления взаимодействия, складывающиеся на почве обмена эстетическими реакциями ( между актером и зрителями, между художником и толпой и т.д.). Короче, социальные науки изучают тот или иной вид взаимодействия людей. А сама социология занимает в системе общественных и гуманитарных наук особое место.
Это объясняется следующим:
Социология занимает общее, а не частное место среди общественных и гуманитарных наук, она дает научное обоснование обществу и его структурам, обеспечивает понимание законов и закономерностей взаимодействия его различных структур. Положение социологии по отношению к специальным общественным дисциплинам то же самое, что положение общей биологии по отношению к анатомии, физиологии, морфологии, систематике и к другим специальным биологическим отраслям знания. Положение общей части физики - к акустике, электронике, учению о свете и т. д.
д) Социология и история. В системе общественных наук есть дисциплина, с которой связь социологии является наиболее тесной и взаимо необходимой, это история.
И
история, и социология имеют объектом
и предметом своих исследований общество
и его законы в их конкретных проявлениях.
И та, и другая наука воспроизводят социальную
действительность.
3. Общая характеристика используемых методов в социологии.
Рассмотрим основные методы социологического исследования - эксперимент, метод включенного наблюдения, биографический метод, массовый опрос, а также конкретные методики, используемые на разных стадиях исследовательского процесса (в частности, методики построения выборки, измерения и анализа данных). Эксперимент - это метод, обеспечивающий наилучшие эмпирические данные для проверки гипотез о наличии причинной связи между явлениями, а также самое надежное средство решения многих практических задач, связанных с оценкой эффективности социальных и политических программ.
Многомерный контролируемый эксперимент соответствует самым строгим стандартам научного вывода и незаменим при сравнении объяснительных возможностей разных теорий. Недостатки экспериментального метода являются продолжением его достоинств (что, впрочем, верно и применительно ко всем остальным методам). Иными словами, эксперимент оказался методом, пригодным скорее для проверки наиболее "сложившихся" и развитых социологических и социально-психологических теорий, чем для поисковых исследований, направленных на выработку адекватного теоретического языка и формулировку пробных гипотез, описывающих закономерности естественного протекания социальных процессов. Наконец, экспериментальный метод мало пригоден для получения результатов, которые можно было бы распространить на общество в целом или на большие социальные группы, он не позволяет увидеть "срез" широкомасштабных социальных процессов.