Автор: Пользователь скрыл имя, 29 Февраля 2012 в 18:08, контрольная работа
В XX веке в результате стремительного развития науки и техники человеческое общество было поставлено на грань уничтожения. Опустошительные мировые войны, многочисленные локальные вооруженные конфликты, углубление пропасти в уровне жизни развитых стран Запада и развивающихся стран Азии и Африки, глобальные экологические проблемы – все это заставило мировое сообщество искать пути выхода из создавшегося положения. Попытки цивилизовать отношения между государствами, ограничить и свести к минимуму количество межгосударственных конфликтов, разрешаемых с помощью вооруженных методов, привели к широкому развитию
Согласно ст. 11 ФЗ «О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности» профсоюзы вправе выступать с предложениями о принятии соответствующими органами государственной власти законов и иных нормативных правовых актов, касающихся социально-трудовой сферы.
Профсоюзы также имеют право принимать свои корпоративные акты, регламентирующие их внутреннюю деятельность, например, устав профсоюза, положение о первичной профсоюзной организации.
2.4 Право профсоюзов на информацию
Ст. 17 ФЗ «О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности» включает в себя следующие права:
1) бесплатно и беспрепятственно получать от работодателей, их объединений (союзов, ассоциаций), органов государственной власти и органов местного самоуправления информацию по социально-трудовым вопросам для осуществления своей уставной деятельности;
2) обсуждать полученную информацию с приглашением представителей работодателей, их объединений (союзов, ассоциаций), органов управления организацией, органов государственной власти и органов местного самоуправления;
3) пользоваться государственными средствами массовой информации в порядке, определяемом договорами с их учредителями, а также могут быть учредителями средств массовой информации.
2.5 Права в сфере участия в подготовке и повышении квалификации профсоюзных кадров
Профсоюзы имеют право создавать образовательные и научно-исследовательские учреждения, которые могут частично финансироваться за счет средств соответствующих бюджетов в установленном порядке, а также осуществлять подготовку, переподготовку, повышение квалификации профсоюзных кадров и обучение профсоюзных работников и членов профсоюза.
2.6 Права профсоюзов в области охраны труда и окружающей природной среды
Профсоюзы вправе участвовать в формировании государственных программ по вопросам охраны труда и окружающей природной среды, а также в разработке нормативных правовых и других актов, регламентирующих вопросы охраны труда, профессиональных заболеваний и экологической безопасности.
Профсоюзы осуществляют профсоюзный контроль за состоянием охраны труда и окружающей природной среды через свои органы, уполномоченных (доверенных) лиц по охране труда, а также собственные инспекции по охране труда, действующие на основании положений, утверждаемых профсоюзами. В этих целях они имеют право беспрепятственно посещать организации независимо от форм собственности и подчиненности, их структурные подразделения, рабочие места, где работают члены данного профсоюза, участвовать в расследовании несчастных случаев на производстве (работе), защищать права и интересы членов профсоюза по вопросам условий труда и безопасности на производстве (работе), возмещения вреда, причиненного их здоровью на производстве (работе), а также по другим вопросам охраны труда и окружающей природной среды в соответствии с федеральным законодательством.
В случаях выявления нарушений, угрожающих жизни и здоровью работников, профсоюзные органы в организации, профсоюзные инспектора по охране труда вправе потребовать от работодателя немедленного устранения этих нарушений и одновременно обратиться в Федеральную инспекцию труда для принятия неотложных мер.
При невыполнении требований по устранению нарушений, особенно в случаях появления непосредственной угрозы жизни и здоровью работников, профсоюзные органы, профсоюзные инспектора по охране труда вправе требовать от работодателя, органа управления организацией, должностного лица приостановления работ вплоть до принятия окончательного решения Федеральной инспекцией труда. Работодатель (должностное лицо) обязан незамедлительно выполнить такое требование.
Профсоюзы вправе участвовать в экспертизе безопасности условий труда на проектируемых, строящихся и эксплуатируемых производственных объектах, а также в экспертизе безопасности проектируемых и эксплуатируемых механизмов и инструментов.
2.7 Право профсоюзов на участие в осуществлении приватизации государственного и муниципального имущества
Профсоюзы вправе иметь своих представителей в создаваемых в организации комиссиях по приватизации государственного и муниципального имущества, включая объекты социального назначения.
Представитель профсоюза входит в число представителей организации, направляемых в соответствующий комитет по управлению имуществом для участия в работе комиссии по приватизации организации и осуществления профсоюзного контроля.
2.8 Право профсоюзов на социальную защиту работников
Данное право включает в себя права в области: социального страхования, охраны здоровья, социального обеспечения, улучшения жилищных условий и других видов социальной защиты работников.
Профсоюзы имеют право участвовать в управлении социальным страхованием, выдавая бесплатно или с частичной оплатой путевки в санатории, дома отдыха, выплачивать пособия по государственному социальному страхованию – за счет Фонда государственного социального страхования. Профкомы совместно с администрацией определяют право работников на пенсию и делают соответствующие представления в органы социального обеспечения о назначении пенсий.
Профсоюзы вправе участвовать в формировании социальных программ, направленных на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека, в разработке мер по социальной защите работников, определении основных критериев жизненного уровня, размеров индексации заработной платы, пенсий, стипендий, пособий и компенсаций в зависимости от изменения индекса цен, а также вправе осуществлять профсоюзный контроль за соблюдением законодательства в указанной сфере.
Все указанные права профсоюзов классифицируются по объему прав в правоприменении по четырем видам:
1) права исключительно их компетенции, которые профсоюз не делит с администрацией. Это право, например, выдавать путевки в дома отдыха, санатории, профилактории, право контроля за охраной труда, соблюдением трудового законодательства;
2) совместные с администрацией права, в которых воля администрации и профсоюза одинаковы как по их инициативе в соответствующих вопросах, так и по решению вопросов. Это совместные подготовка и заключение коллективного договора, определение кандидатов на Доску почета, в книгу почета, представление к наградам за выдающиеся результаты в труде, распределение жилплощади и др.;
3) права согласительного характера, когда норма права применяется волей администрации, но она должна быть согласована с профсоюзным органом. Таких прав у профсоюзов много: согласие профсоюза на перевод членов профсоюза на другую работу, на увольнение по инициативе администрации члена соответствующего профсоюза без вины работника, на организацию сверхурочных работ, работ в выходные и праздничные дни и др.;
4) права совещательного характера, когда администрация осуществляет правоприменение с предварительного уведомления об этом профсоюзов в определенный срок. В этот срок профсоюзный орган может высказать свое мнение, рекомендации по данным правоприменительным действиям администрации.
3. Гарантии прав профсоюзов
Особенности профсоюзов как субъектов права, вызванные их общественной природой и стоящими перед ними задачами, требуют особого подхода к обеспечению реализации ими прав и выполнения обязанностей.
Стимулы, побуждающие профсоюзы использовать свои права, сосредоточены в основном внутри профсоюзной системы. Они воздействуют на членов профсоюзных органов, работников платного аппарата, активистов, с помощью которых используются профсоюзные полномочия.
С этой целью применяются меры общественного воздействия на основе внутрипрофсоюзных актов. Это – поощрение тех, кто умело использует права профсоюзов и способствует их наиболее полному осуществлению – они могут быть премированы, награждены почетными грамотами. К недостаточно активным работникам платного аппарата профсоюзные органы вправе применить меры дисциплинарного взыскания в соответствии с трудовым законодательством (правовые меры воздействия).
Средством обеспечения реализации прав профсоюзов служит и воздействие вышестоящих профсоюзных органов.
Освобожденные и не освобожденные от основной работы члены профсоюзных органов могут быть выведены из состава профсоюзных органов по решению избравших их (делегировавших) членов профсоюза, принятому на общем собрании (конференции), или по решению другого избравшего их (делегировавшего) профсоюзного органа. То есть отзыв с профсоюзной работы осуществляется в том же порядке, что и избрание (делегирование) в профсоюзный орган.
На осуществление прав профсоюзов оказывает влияние уровень правосознания трудящихся, понимания ими задач и роли этой организации, необходимость поддержки в ее работе.
Профсоюзы вправе использовать средства «самозащиты» от нарушений их прав работодателями (администрацией), их объединениями, должностными лицами государственных органов, органов местного самоуправления.
К таким средствам относится, например, возможность ставить вопрос или требовать расторжения трудового договора (контракта) или смещения с должности руководящих работников организации (предприятия), нарушающих права профсоюза, т.е. применения к ним определенных мер юридического воздействия.
Юридические гарантии, являясь элементом общей системы условий, средств и способов обеспечения прав профсоюзов, имеют относительно самостоятельное значение. Они призваны обеспечить реализацию прав профсоюзов и выполнение встречных обязанностей, и занимают в связи с этим особое место в регулировании общественных отношений. За юридическими гарантиями стоят государственная воля и государственное принуждение как средство воздействия на субъекты общественных отношений с целью соблюдения ими правовых норм.
Юридические гарантии – это такие государственно-правовые средства, которые охраняют и защищают права профсоюзов от нарушений со стороны работодателей (администрации), их объединений, органов исполнительной власти, органов местного самоуправления, дают возможность профсоюзам беспрепятственно осуществлять свои правомочия.
Гарантии, как возможность применения предусмотренных законодательством средств обеспечения прав профсоюзов, относятся к статутным, поскольку они находятся на одном уровне со статусом данной общественной организации. Статусные гарантии обеспечивают переход от общего правового положения профсоюзов к положению определенного профсоюзного органа в возможных правоотношениях и к его субъективным правам в конкретном (наличном) правоотношении, что и означает гарантированность реального использования прав профсоюзов.
Юридические гарантии в основном направлены на обеспечение любого правомочия профсоюзов. Среди них есть гарантии:
v общего действия, обеспечивающие реализацию прав всех профсоюзов и прав, специализированных по признакам субъекта и содержания;
v направленные на обеспечение использования прав самими профсоюзами и на их охрану и защиту от нарушений со стороны работодателей (администрации), органов исполнительной власти, органов местного самоуправления.
Юридические гарантии – это установленные законодательством организационно-правовые средства, с помощью которых обеспечивается осуществление субъективных прав. В данном случае надо говорить об осуществлении субъективных прав, принадлежащих прав, принадлежащих профсоюзу.
1. Гарантии имущественных прав – профсоюзом гарантируется признание неприкосновенности права собственности профсоюзов.
2. Гарантии работникам, входящим в состав профсоюзных органов и не освобожденным от основной работы – привлечение данных лиц к дисциплинарной ответственности, увольнение их по инициативе администрации, перевод на другую работу по инициативе работодателя могут быть осуществлены только с согласия органа, членами которого они являются, а председателей профсоюзных комитетов (профгруппоргов) – с согласия вышестоящего профсоюзного органа.
3. Гарантии освобожденным от основной работы профсоюзным работникам – данным работникам по окончании срока полномочий гарантируется предоставление прежней работы, а при ее отсутствии им должна быть предоставлена полноценная работа, причем даже в другой организации. При невозможности трудоустройства профсоюзного работника за ним сохраняется заработная плата на срок до 6 месяцев, а при переобучении профсоюзного работника – на срок до одного года.
4. Гарантия права на труд всем профсоюзным работникам – по окончании срока полномочий они (работники) не могут быть в течение двух лет уволены, за исключением случаев ликвидации организации и совершения дисциплинарного проступка, за который предусматривается возможность увольнения. Однако и в этом случае увольнение может быть произведено только с согласия соответствующего профсоюзного органа.
5. Гарантия по созданию работодателем условий для осуществления профсоюзной деятельности – работодатель, обязан предоставить профсоюзам, которые действуют в организации, в бесплатное пользование необходимое для их деятельности оборудование, помещение, транспортные средства, средства связи и т.д. в соответствии с действующими коллективными договорами и соглашениями.
Охрана прав профсоюзов – это предупреждение их нарушения путем устранения причин, влекущих эти нарушения, принятие превентивных мер, побуждающих обязанного субъекта к выполнению обязанностей, устранение препятствий на пути реализации прав.
Защита состоит в принятии принудительных мер к реализации и восстановлению нарушенного права, наказании правонарушителей.
Законодательством предусмотрены специальные юридические гарантии, обеспечивающие использование, охрану и восстановление в случае нарушения прав профсоюзов.
В систему юридических гарантий прав профсоюзов входят гарантии:
v имущественные;
v личные;
v обязанность государственных органов, администрации содействовать деятельности профсоюзов, с их участием решать социально-трудовые вопросы, когда это предусмотрено законами, иными нормативными правовыми актами;
v надзор и контроль за соблюдением законодательства о правах профсоюзов;