Автор: Пользователь скрыл имя, 29 Февраля 2012 в 18:08, контрольная работа
В XX веке в результате стремительного развития науки и техники человеческое общество было поставлено на грань уничтожения. Опустошительные мировые войны, многочисленные локальные вооруженные конфликты, углубление пропасти в уровне жизни развитых стран Запада и развивающихся стран Азии и Африки, глобальные экологические проблемы – все это заставило мировое сообщество искать пути выхода из создавшегося положения. Попытки цивилизовать отношения между государствами, ограничить и свести к минимуму количество межгосударственных конфликтов, разрешаемых с помощью вооруженных методов, привели к широкому развитию
Контрольная работа по Социальному партнерству
на тему: «Правозащитная работа профсоюзов – одно из приоритетных направлений деятельности профсоюзов».
Введение
В XX веке в результате стремительного развития науки и техники человеческое общество было поставлено на грань уничтожения. Опустошительные мировые войны, многочисленные локальные вооруженные конфликты, углубление пропасти в уровне жизни развитых стран Запада и развивающихся стран Азии и Африки, глобальные экологические проблемы – все это заставило мировое сообщество искать пути выхода из создавшегося положения. Попытки цивилизовать отношения между государствами, ограничить и свести к минимуму количество межгосударственных конфликтов, разрешаемых с помощью вооруженных методов, привели к широкому развитию международного права, укреплению его принципов и все возрастающему их влиянию на межгосударственные отношения. Весь ход исторического развития в XX веке обусловил то, что на первый план в списке общечеловеческих ценностей вышли права и свободы человека. Утверждению принципа первостепенности основных прав и свобод человека способствовало его закрепление в уставных документах ООН, конституциях большинства государств, возникновение и широкая деятельность многочисленных правозащитных организаций как международных, так и внутригосударственных.
Для обеспечения реализации человеком его прав и свобод на практике необходимы определенные гарантии. Такие гарантии возникают и совершенствуются по мере зарождения и становления гражданского общества в России. Гражданское общество представляет собой многоуровневый, структурированный социум, для которого характерной чертой является наличие многочисленных общественных организаций, действующих в рамках правового государства и направленных на удовлетворение тех или иных интересов объединяемых ими членов. Одним из важных элементов гражданского общества на Западе являются профессиональные союзы. Это обусловлено, прежде всего, тем, что профессиональные союзы создаются и действуют в сфере труда с целью представительства и защиты интересов наемных работников в отношениях социального партнерства. Труд является основой жизнедеятельности любого общества, а профессиональные союзы являются производным фактором от трудовых отношений, чем и объясняется их важность для формирования гражданского общества. Как акты международного права, так и внутригосударственные нормативные правовые акты закрепляют право граждан на объединение. Так, ст. 2 Конвенции МОТ №87 (1948 г.) «О свободе ассоциации и защите права на организацию» гласит: «Трудящиеся и предприниматели без какого-либо различия имеют право создавать по своему выбору организации без предварительного на то разрешения, а также вступать в такие организации на единственном условии подчинения уставам этих последних». Конституция РФ тоже закрепляет право каждого на объединение, включая право на создание профессиональных союзов для защиты своих интересов (ст. 30).
Профсоюзное движение в России имеет ряд особенностей, и, пожалуй, основной особенностью российских профсоюзов является то, что многие десятилетия советского периода развития они представляли собой, как практически любые другие общественные организации, элемент государственной структуры. Это вынуждало их действовать строго в установленных рамках социально-культурной деятельности, причем основная, изначальная цель профсоюзов – правозащитная уходила на второй план. Отделение профсоюзов от государства, так сказать их «разгосударствление», поставило российские профсоюзы в конце 80-х начале 90-х годов XX века в очень сложное положение. На этот период пришелся пик выхода работников из профсоюзов. Таким образом, проявился внешний кризис в профсоюзах, обусловленный изменением их общегосударственного статуса и, прежде всего, правового.
Данная контрольная работа посвящена актуальной теме – исследованию правовых аспектов деятельности профессиональных союзов по защите прав работников. Актуальность темы объясняется тем, что с начала 90-х годов XX века в России осуществляется широкомасштабная реформа законодательства, направленная на приведение в соответствие механизма правового регулирования с потребностями экономического и социально-политического развития государства. В результате реформы в деятельности профсоюзов появились принципиально новые правовые аспекты. Так, например, Конституция РФ закрепила не только право каждого на объединение в профессиональные союзы, но и цель такого объединения – защиту прав членов профсоюза. Тем самым правозащитная деятельность профсоюзов становится не только их правом, но и обязанностью. В связи с этим возникает ряд теоретических проблем, которые требуют научного осмысления и решения. Первая проблема – это эффективность и целесообразность участия профсоюзов в регулировании общественных отношений. Вторая – в связи с закреплением в Конституции РФ цели создания профсоюзов возникают ли юридические обязанности у профсоюзных организаций перед своими членами за надлежащее их исполнение. Третья – Конституция РФ относит трудовое законодательство к предмету совместного ведения субъекта Российской Федерации и самой Федерации. Такое распределение компетенций создает возможность законотворчества в сфере профсоюзных прав, тем более что ФЗ «О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности» прямо закрепляет право субъектов Российской Федерации регламентировать права профсоюзов.
Трудовой кодекс РФ фактически ввел понятие представительного профсоюза, установив нормы, в соответствии с которыми, при определенных условиях, в качестве единственного представителя всех работников организации может выступать только профсоюзная организация, тем самым, придя в противоречие с правовым статусом этого общественного объединения, основанного на фиксированном членстве. Такое положение порождает важную научную задачу исследования соотношения представительских прав профсоюзных организаций и иных представительных органов в организации.
1. Правовые основы деятельности профессиональных союзов по защите прав и интересов работников
1.1 Конституционные основы деятельности профсоюзов
Конституция Российской Федерации 1993 г. относит право на объединение к основным правам и свободам человека и гражданина, которым посвящена ее вторая глава. В статье 30 Конституции РФ устанавливается право каждого на объединение, включая право на создание профессиональных союзов для защиты своих интересов. Уже сама конструкция этой нормы позволяет сделать ряд весьма содержательных умозаключений, играющих важную роль в раскрытии темы контрольной работы. Во-первых, как следует из формулировки этой конституционной нормы, законодатель, декларируя право граждан на объединение, среди всех видов общественных объединений особо выделяет именно профессиональные союзы. Для того чтобы уяснить цель такого выделения, необходимо хотя бы в общих чертах проследить историю развития и изменения правового положения профессиональных союзов в России в последние годы. Общественно-политическая реформа в России конца XX века привела к бурному развитию институтов гражданского общества. На волне общедемократического движения в стране стали возникать самые различные общественные объединения – от экзотических «партий любителей пива» до альтернативных профсоюзов. Дальнейшее становление гражданского общества в России требовало придания стихийным процессам легального характера. Поэтому принятие в 1995 году Государственной Думой Федерального закона «Об общественных объединениях» явилось закономерным фактом, закрепившим определенный этап общественного развития. Этот закон раскрывает содержание права на объединение, устанавливаемое ст. 30 Конституции РФ, и распространяет его на любые виды общественных объединений, включая и профессиональные союзы. В то же время деятельность профессиональных союзов регулируется еще и специальным Федеральным законом от 12 января 1996 г. «О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности». Общепризнанным фактом является то, что профсоюзы играют важную роль как социальные регуляторы в обществе.
Говоря о роли российских профсоюзов в построении гражданского общества в России, необходимо признать, что его строительство без участия профсоюзов весьма проблематично, в связи с чем нереальны попытки государства вытеснить их из сферы регулирования общественных отношений, прежде всего трудовых. Исторически нормы, регулирующие деятельность профсоюзов, появились в трудовом праве, поскольку профсоюзы на начальном этапе своего возникновения представляли собой разрозненные корпоративные объединения, как правило, лиц одной профессии. При этом ранние профсоюзы имели цель, ограниченную сугубо трудовыми отношениями. Но, как совершенно справедливо отмечают многие специалисты трудового права, профсоюзы не являются имманентным атрибутом трудовых правоотношений. Профсоюзы порождены обстоятельствами, носящими внешний характер по отношению к системе трудовых отношений. Однако, несмотря на свою внешнеположенность к системе трудовых отношений, они, тем не менее, возникли в силу объективного развития демократических обществ. Попытка нормативного регулирования деятельности профсоюзов в рамках трудового права на первоначальном этапе была вполне закономерна. Для XX века характерным является переосмысление системы ценностей и ориентиров в обществе. Впервые за всю мировую историю утвердились и были закреплены в нормах международного права естественные права человека. Общепризнанным фактом является положение о том, что вся правовая система в СССР носила ярко выраженный позитивистский характер, когда понятия права и закона отождествлялись, а под правом понималась воля господствующего класса, выраженная в законе.
В советской юридической литературе достаточно распространенной точкой зрения на правовое положение профсоюзов было признание социальной роли профсоюза. После второй мировой войны сначала в научных кругах, а затем и в конституциях ряда стран появилось понятие социального общества (социального государства). Мир, уставший от войн и революций, пришел к идее социального партнерства различных классов, групп, общностей, составляющих данное общество. Значительные научные исследования проводились в рамках концепции гражданского общества. Активная роль профсоюзов в конце 50 – начале 60-х годов была осознана мировым сообществом. На 54-ой сессии Международной Конференции Труда, проходившей в Женеве в 1969 году, был опубликован доклад «Профсоюзные права и их связь с гражданскими свободами». В докладе констатировалось, что современное профсоюзное движение является результатом постепенной эволюции идей, практики и законов. За период, охватывающий примерно 150 лет, профсоюзы перешли с положения незаконных группировок на положение допускаемых законом ассоциаций, а затем, благодаря своим собственным усилиям, приобрели широкий диапазон функций и постепенно их роль как представительных организаций трудящихся и предпринимателей в производственных отношениях, а также и в государственных делах, получила общественное признание.
Сегодня профсоюзы больше не рассматриваются лишь как доверенные лица трудящихся и предпринимателей при определении условий труда, они завоевали признание в качестве выразителей обширного круга коллективных интересов в институционной структуре современного государства.
Итак, профсоюзы стали одним из институциональных элементов современного общества, играющими важную стабилизирующую роль социальных регуляторов, и по этой причине в ст. 30 Конституции РФ среди всех общественных объединений выделены именно профессиональные союзы. Такое изменение социального статуса профсоюзов, безусловно, потребовало изменения и их правового статуса. Профсоюзы приобрели широкий круг прав в самых различных отраслях жизнедеятельности, что особенно было характерно для Советского Союза, где на профсоюзы были возложены даже отдельные государственные обязанности. Кроме этого законодатель в Конституции не только закрепил право на объединение в профессиональные союзы, но и сформулировал цель этого объединения – защита интересов своих членов. Конституция Советского Союза 1977 года устанавливала, что профессиональные союзы в соответствии со своими уставами участвуют в управлении государственными и общественными делами, в решении политических, хозяйственных и социально-культурных вопросов (ст. 7). Устав профессиональных союзов СССР определял, что профессиональные союзы проводят свою работу под руководством Коммунистической партии, они являются одним из важнейших звеньев в политической системе развитого социалистического общества и т.д. Компетенция профсоюзов в сфере труда предусматривалась главой 15 Кодекса законов о труде РФ 1971 г., действовавшего вплоть до 1 февраля 2002 года. Содержание права на объединение в профсоюзы не раскрывалось, а делалась отсылка к их уставам (ст. 225 КЗоТ РФ). Права профсоюзов в Советском Союзе представляли необычайно широкий комплекс и включали в себя права по управлению государственным социальным страхованием, техническими и правовыми инспекциями труда, право законодательной инициативы.
1.2 Общая характеристика правового статуса профсоюзов в сфере труда
Права профсоюзов в сфере труда – основная часть их правового статуса, т.е. совокупности прав и обязанностей во всех областях.
Помимо прав в сфере труда профсоюзы обладают обширными правами в сфере действия других отраслей права: правами юридического лица, правом собственности, участия в управлении государственными социальными фондами, в области экологии, приватизации и др.
Наличие у профсоюзов правового статуса не противоречит их общественной природе. Сохраняя это качество, профсоюзы пользуются определенными правами, установленными государством.
Законодательно закрепленное положение профсоюзов в сфере труда (трудо – правовой статус) представляет собой общую меру юридических возможностей данной организации и ее органов в указанной сфере, служит источником субъективных прав и обязанностей профсоюзных органов в правоотношениях. Как базовая категория он характеризует пределы юридических значений деятельности профсоюзов в этой области, служит эталоном правомерности действий профсоюзных органов, полноты осуществления предоставленных им юридических полномочий.
Содержание труда правового статуса профсоюзов характеризуется объемом закрепленных за ними юридических возможностей.
Статус профсоюзов в сфере труда как часть их совокупного статуса (многоотраслевой общности) на современном этапе сочетает в себе стабильные черты их правового положения с особыми, характерными именно для данного этапа.
Стабильность, преемственность содержания труда правового статуса профсоюзов обусловлены самим существованием трудовых отношений между работниками и работодателями, необходимостью защиты прав и интересов работников в этих отношениях.
Наиболее стабильная часть статуса – права профсоюзов по представительству интересов трудящихся, участию в регулировании трудовых отношений, контролю за соблюдением законодательства о труде, охране труда.
Динамика статуса, его развитие происходит за счет изменения форм реализации предоставленных профсоюзам прав, включения в статус прав, которых раньше не было, в связи с развитием экономических и социальных отношений, исключения из него некоторых прав, не отвечающих современным условиям. Радикальные изменения в статусе профсоюзов происходят в связи с переходом на новые экономические рельсы, внедрением новых принципов управления экономикой в условиях многообразия видов собственности и организационно-правовых форм предприятий.
В статус субъектов права, в том числе профсоюзов, помимо прав входят и юридические обязанности.
Права и обязанности профсоюзов в сфере труда имеют следующие особенности:
1. юридические обязанности прямо не возлагаются государством на профсоюзы, они вытекают из защитной функции этой общественной организации, опираются на их уставы и неразрывно связаны с правами. В результате предоставленные профсоюзам права одновременно означают и их обязанности. Это – особая юридическая категория – права-обязанности, где право и обязанность находятся в неразрывном единстве;